Сделай Сам Свою Работу на 5

Предостережение о недопустимости нарушения закона.





В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора - предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

В соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и рядом других нормативных актов Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.



В указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения. Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.



Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами должны использоваться иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

 

25. Сущность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами. А также федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и сво­бод человека и гражданина составляет законность действий и правовых актов федеральных министерств, государственных ко­митетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, орга­нов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерче­ских и некоммерческих организаций, связанных с соблюдени­ем конституционных норм и положений законов, регламенти­рующих права и свободы человека и гражданина. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», определяя предмет надзора, исходит из понятия конституционных, т. е. установленных главным законом страны — Конституцией РФ, прав и свобод человека и гражданина, установленных дейст­вующими на территории Российской Федерации законами. Это позволяет прокуратуре осуществлять надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, признаваемых в Российской Федерации, как сказано в ст. 17 Конституции России, согласно общепризнанным принципам и нормам меж­дународного права и в соответствии с ситуацией в стране. Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и сво­бод, установленных Конституцией РФ. В теории конституци­онного права и международно-правовой практике принято раз­личать три группы прав и свобод человека и гражданина. К первой группе относятся личные права и свободы, вторую группу образуют политические права и свободы гра­ждан



 

26. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:

  • рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  • принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
  • при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;
  • иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

 

27. Особенности защиты прокурорами прав и свобод социально незащищенных категорий граждан.

Защита прав и свобод всех категорий граждан средства­ми прокурорского надзора уже сама по себе является основ­ным приоритетным направлением в деятельности проку­роров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять псе предусмотренные законом меры к вос­становлению нарушенных прав и свобод граждан.

Однако предметом особой заботы прокурора является соблюдение прав и свобод граждан, которые в силу состоя­ния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы. Речь в первую оче­редь идет о больных, прикованных к постели, в особен­ности страдающих опасными заболеваниями, ведущими к летальному исходу, психически больных, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными; инва­лидов первой и второй групп; престарелых, в особенности одиноких, нуждающихся в уходе. Сюда же следует отнести детей и подростков-сирот, потерявших родителей или бро­шенных (оставленных) ими; женщин-одиночек, имеющих малолетних детей.

В особом внимании со стороны прокурора нуждаются такие категории населения, как беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. Будучи вынужденными покинуть места постоянного проживания, часто лишенные средств к существованию, они нередко не находят понимания и поддержки у местной администрации и среди населения. Следует также назвать граждан, оказавшихся безработны­ми по независящим от них причинам, которые нуждаются в социальной защите.

В центре внимания прокурора должны находиться семьи и отдельные граждане, пострадавшие от техногенных и при­родных катастроф и аварий, а также от преступных посяга­тельств, так как выделяемые государством для оказания им помощи средства порой расходуются не по назначению.

Для военных прокуроров особо актуальным является со­блюдение прав и свобод военнослужащих срочной службы, а также военнослужащих, участвующих в боевых опера­циях, поскольку в силу специфики службы и боевой дея­тельности реализация многих прав и свобод, принадлежа­щих им, как и всем гражданам, приостанавливается, и они, кроме того, не в состоянии в полную меру лично защищать свои интересы.

В поле зрения прокурора должно находиться также со­блюдение прав лиц, отбывающих наказания, назначаемые судом, а также задержанных и заключенных под стражу следственными, судебными и иными органами.

В связи с этим предметом особой заботы прокуроров яв­ляется исполнение законодательства о гражданстве, о льго­тах и пособиях, пенсионного законодательства, законода­тельства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынуж­денных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с нар­команией. При наличии сведений о нарушении этого за­конодательства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение про­верок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять активность в получении сведений о нарушении названного законодательства.

Сокращение продолжительности жизни россиян, рост заболеваемости населения, в том числе и в результате за­грязнения окружающей среды, коммерциализация меди­цинских услуг и их недоступность для бедной части на­селения делает особо актуальным надзор за исполнением законодательства о здравоохранении и об охране окружа­ющей природной среды.

Многочисленные нарушения законодательства об обра­зовании, рост числа подростков, оставивших общеобразо­вательные учебные заведения, подчеркивает необходимость активизации прокурорского надзора за исполнением этого законодательства. Сказанное относится и к надзору за ис­полнением жилищного законодательства, включая и зако­нодательство о приватизации жилищного фонда.

Нуждаются в защите средствами прокурорского надзора также политические, экономические и иные права граждан, в том числе и их право на свободу мысли и слова, передви­жение и выбор места жительства, вероисповедание, лич­ную неприкосновенность, занятие предпринимательской деятельностью, владение частной собственностью, включая недвижимость, и т.д.

В поле постоянного внимания прокурора должно на­ходиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что от того, как соответствующие ру­ководители (владельцы) предприятий, учреждений, орга­низаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений.

Работа по надзору за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина находит отражение в текущих и пер­спективных планах работы прокуратуры. Мероприятия по защите их прав и свобод обычно включаются во все раз­делы планов работы. Эти мероприятия могут быть сгруп­пированы в самостоятельные разделы планов. Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не отличается заметной спецификой от организации работы по надзору за исполнением законов

 

28. Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры

Работа по рассмотрению обращений подчинена целям защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка. Основным правовым актом, регламентирующим данный вид деятельности, является Приказ Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 N 200 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ». Задачи работы по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений в органы прокуратуры - своевременное, объективное и окончательное разрешение каждого обращения. Обращения могут быть выражены в устной или письменной форме. Устные обращения граждан регистрируются в книге личного приема, там же отражается содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ. Обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов, разрешению в органах прокуратуры не подлежат. В обращениях указываются существо допущенного нарушения, причем ссылки на конкретные нормы не обязательны; сведения о нарушителе, либо организации, где допущено нарушение; сведения о себе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон).

Жалоба пишется, как правило, на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Жалоба может быть направлена прокурору по почте, вручена на личном приеме, передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, где должна быть в обязательном порядке зарегистрирована. Обращение в прокуратуру может быть оставлено без рассмотрения в следующих случаях:

- обращения граждан не содержат сведений о фамилии и месте жительстве заявителя;

- повторное обращение не содержит новых данных, все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись и ответ на предыдущие обращения был дан прокурором с разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору;

- содержание обращения лишено логики и смысла;

- обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения.

Если в суд обращаются за защитой собственных прав, то к прокурору можно обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном либо готовящемся преступлении, вне зависимости от того, против кого оно направлено. Прокурор, разбираясь с жалобой, в отличие от суда, не может принять решение по существу, он вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение закона посредством принесения протеста, представления. Должностные лица, получившие такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения.

 

29. Порядок и пределы ознакомления граждан с материалами проверок исполнения закона, жалоб и заявлений.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по­рядке и в сроки, установленные федеральным законода­тельством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и раз­решаются прокурором в срок не позднее месяца, а не тре­бующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомля­ется с этими материалами в той мере, в какой это не затра­гивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерче­ской, врачебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе испол­нитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе­нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж­дении производства по делу об административном правона­рушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры об­ращения, не связанные с вопросами исполнения или нару­шения законов. Что касается обращений по вопросам, под­ведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (не персонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже "двух раз в год осущест­вляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граж­дан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на не­законные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устране­нию имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершен­ствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

 

30. Сущность прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Надзор за исполнением законов органами дознания и предвари­тельного следствия занимает ведущее место в системе надзорной деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение закон­ности в сфере борьбы с преступностью. При всей важности опера­тивно-розыскных мер в обнаружении и раскрытии преступлений, они играют вспомогательную роль в решении этих задач. Предупреждение, пресечение и устра­нение любых нарушений закона, совершенных органами дознания и предварительного следствия, — задачи прокурорского надзора. Сущность его состоит в действиях, призванных обеспечить строжайшее соблюдение органами предварительного расследования требований закона, начиная с момента поступления к ним заявле­ний (сообщений) о преступлениях и до окончания дознания и пред­варительного следствия с составлением обвинительного заключе­ния или постановления о прекращении уголовного дела либо о на­правлении дела в суд для применения принудительных мер меди­цинского характера к душевнобольным гражданам, совершившим общественно опасные деяния. Закон (ст. 126 УПК) устанавливает, что постановления следователя (это положение распространяется и на органы дознания), вынесенные по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организа­циями, должностными лицами и гражданами. Большинство таких постановлений не требует согласия или санкции прокурора. При производстве предварительного следствия все решения о направ­лении следствия и производстве следственных действий, за исклю­чением случаев, когда законом предусмотрено получение санкций от прокурора, следователь принимает самостоятельно и несет пол­ную ответственность за их законное и своевременное проведение. Не все указания прокурора следователь обязан безоговорочно выполнять. Если следователь не согласен с указаниями о привлече­нии в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объе­ме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении уголовного дела, он вправе представить выше­стоящему прокурору возражения в письменном виде. В ст. 29 Закона о прокуратуре Российской Федерации кон­кретизируется предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в кото­рый входят соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ус­тановленного порядка разрешения заявлений и сообщений о со­вершенных и готовящихся преступлениях; порядка проведения расследования; законности решений, принимаемых указанными органами. Ни одно другое направление прокурорского надзора не включает в себя необходимость проверки законности и обоснованности столь большого числа действий и решений поднадзорных органов. Указание закона о надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следует принимать как указание, кото­рое распространяется на любую их процессуальную деятельность. Дознание является основным, но не единственным видом дея­тельности органов дознания. В предмет прокурорского надзора входят исполнение законов органами дознания при регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений (сообщений) о преступле­ниях, при досудебной подготовке материалов в протокольной форме, при выполнении поручений следователей о производстве следственных и розыскных действий и указаний об оказании им содействия при производстве отдельных следственных действий. Особенность прокурорского надзора в уголовно-процессуаль­ной сфере состоит в том, что он касается законности действий и решений конкретных субъектов уголовного процесса, а ими могут быть не только органы дознания, но и лица, осуществляющие до­знание, и начальники органов дознания. Равным образом прокурорский надзор распространяется на все следственные органы в лице следователей прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

 

31. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания.

В ст. 30 Закона о прокуратуре не дается перечня полномочий прокурора, а лишь указывается, что они устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской федерации и другими федеральными законами. Так как прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи. Используя полномочия, прокурор устраняет выявленные им на­рушения закона в деятельности указанных органов, предупрежда­ет возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая свое­временность, полноту и объективность расследования. Основным средством устранения допущенных органом дозна­ния (лицом, производящим дознание) или следователем наруше­ний закона является отмена прокурором их незаконных и необо­снованных постановлений (п. 2ч. 1 ст. 211 УПК). Отмена постановления прокурором означает признание принятого решения незаконным и, как правило, необоснованным. Прокурору предоставлено право самому возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причи­нам этого не сделали. В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступле­ний (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дозна­ние, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производст­во, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК). Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступле­ния, направлены главным образом на обеспечение полноты, все­сторонности, объективности и своевременности расследования (п. З ч. 1 ст. 211 УПК). В этих же целях прокурор обладает правом:

а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по лю­бому делу (п. 5 ч. 1 ст. 211 УПК);

б) продлевать срок расследования и срок содержания под стра­жей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установлен­ных законом (п. 7 ч. 1 ст. 211 УПК);

в) возвращать уголовные дела органам дознания и предвари­тельного следствия со своими указаниями о производстве дополни­тельного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 211 УПК);

г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследо­вания другому в целях обеспечения наиболее полного и объектив­ного расследования (п. 9 ч. 1 ст. 211 УПК);

д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ч. 1 ст. 211 УПК). Данное право прокурора не устраняет нару­шения закона, как это иногда утверждается в юридической литера­туре, а служит средством пресечения необъективного, предвзятого ведения дознания или предварительного следствия конкретным должностным лицом. К отстранению этого лица от дальнейшего расследования прокурор вынужден прибегнуть в случаях невыпол­нения его письменных указаний, при неоднократном нарушении процессуальных правил расследования, нарушении прав участни­ков уголовного процесса.

На получение санкции прокурора следователь или орган дозна­ния представляют постановления: о применении меры пресечения -в виде заключения под стражу (ст. 96 УПК); залога (ст. 99 УПК); об отмене или изменении меры пресечения, избранной по указанию прокурора (ст. 101 УПК); об отстранении обвиняемого от должнос­ти (ст. 153 УПК); о Помещении подозреваемого или обвиняемого, находящегося на свободе, в медицинское учреждение при произ­водстве судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК); о про­изводстве выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ст. 167 УПК); о производстве обыска (ст. 168 УПК). Отказ прокурора в даче санкции означает, что прокурор нe нашел оснований для производства соответствующего действия или усмотрел какое-либо существенное нарушение процессуаль­ного порядка. Согласие прокурора в стадии предварительного расследования требуется на прекращение уголовного дела вследствие изменения обстановки (ст. 6 УПК); в связи с деятельным раскаянием (ст. 7 УПК); в отношении несовершеннолетнего с применением прину­дительных мер воспитательного характера (ст. 8 УПК); в связи с примирением с потерпевшим (ст. 9 УПК). Прокурору принадлежит также право давать согласие на пере­дачу дела в суд для применения принудительных мер медицин­ского характера (ст. 406 УПК), утверждать обвинительное заклю­чение. Обеспечению систематического надзора за исполнением зако­нов органами дознания и предварительного следствия служит право прокурора требовать от названных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совер­шенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следст­вия и об установлении лиц, совершивших преступления (п. 1 ч. 1 ст. 211 УПК).

 

32. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия.

Полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Используя полномочия, прокурор устраняет выявленные им на­рушения закона в деятельности органов следствия, предупрежда­ет возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая свое­временность, полноту и объективность расследования. Основным средством устранения допущенных органом дозна­ния (лицом, производящим дознание) или следователем наруше­ний закона является отмена прокурором их незаконных и необо­снованных постановлений (п. 2ч. 1 ст. 211 УПК). Каждое постановление содержит то или иное процессуальное решение следователя, органа дознания или лица, производящего дознание. Отмена постановления прокурором означает признание принятого решения незаконным и, как правило, необоснованным. Любое необоснованное постановление — незаконно, поскольку оно вынесено при отсутствии соответствующего основания, преду­смотренного законом. Иногда основание для принятия того или иного процессуального решения (а значит, и для вынесения соот­ветствующего постановления) может иметься в материалах дела. Однако если решение принимается не уполномоченным на то должностным лицом, то такое постановление является незаконным. Прокурору предоставлено право самому возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причи­нам этого не сделали. В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступле­ний (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дозна­ние, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производст­во, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК). Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступле­ния, направлены главным образом на обеспечение полноты, все­сторонности, объективности и своевременности расследования (п. Зч. 1 ст. 211 УПК). В этих же целях прокурор обладает правом:

а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по лю­бому делу (п. 5 ч. 1 ст. 211 УПК);

б) продлевать срок расследования и срок содержания под стра­жей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установлен­ных законом (п. 7 ч. 1 ст. 211 УПК);

в) возвращать уголовные дела органам дознания и предвари­тельного следствия со своими указаниями о производстве дополни­тельного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 211 УПК);

г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследо­вания другому в целях обеспечения наиболее полного и объектив­ного расследования (п. 9 ч. 1 ст. 211 УПК);

д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ч. 1 ст. 211 УПК). Данное право прокурора не устраняет нару­шения закона, как это иногда утверждается в юридической литера­туре, а служит средством пресечения необъективного, предвзятого ведения дознания или предварительного следствия конкретным должностным лицом. К отстранению этого лица от дальнейшего расследования прокурор вынужден прибегнуть в случаях невыпол­нения его письменных указаний, при неоднократном нарушении процессуальных правил расследования, нарушении прав участни­ков уголовного процесса.

 

33.

34. Соотношение полномочий прокурора, руководителя следственного органа и суда в досудебном производстве по уголовным делам.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осущест­влять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессу­альной деятельностью органов дознания и органов пред­варительного следствия. Часть 2 этой статьи определяет полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному дели.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.