Сделай Сам Свою Работу на 5

Надзор за исполнением законов





1. Понятие и функции надзора за исполнением закона

2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора

Надзор за исполнением закона охватывает наиболее широкую область функционирования общества и государства и непосредственно связанных со сложившейся практикой реализацию действующего законодательства.

Он играет ведущую роль в укреплении законности в стране и обеспечивает предупреждение правонарушений, либо выявление на ранних стадиях их формирования и реализации, равно устранению причин и условий, способствующих этому. Использование возможностей общего надзора имеет существенное значение в процессе осуществления профилактики преступлений.

В ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» закреплено понятие предмета надзора за исполнением законов. Можно выделить 2 элемента предмета общего надзора (то, на что направлено действие):

1. Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ…

· федеральными министерствами;

· федеральными службами;

· иными федеральными органами исполнительной власти;

· представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;



· органами местного самоуправления;

· органами военного управления;

· органами контроля;

· их должностными лицами (всех указанных структур);

· субъектами осуществления контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящихся в местах принудительного содержания;

· органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Соответствие с законами правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Общий надзор за исполнением закона находится в общей зависимости от типа полномочий, которыми наделен прокурор при осуществлении общего надзора.

Перечень данных полномочий закреплен в ст. 22 ФЗ «Прокуратуры РФ». Выделяют 3 группы полномочий:

1. Полномочия по выявлению нарушения закона, их причин и способствующих этому условий;

2. Полномочия по устранению нарушения закона;

3. Полномочия по предупреждению нарушения закона (устранение причин и условий).

Полномочия по выявлению нарушения закона…



Можно отметить следующие полномочия прокурора, посредством использования которых происходит выявление нарушения закона (правонарушения):

a) Непосредственное обнаружение прокурором фактов противоправного поведения и незаконных правовых актов. Данная деятельность характеризуется правом прокурора беспрепятственного входа на территорию помещения органов, организаций, торговых и производственных объектов, надзор за которыми осуществляет прокурор;

b) Право истребования и получения необходимых документов, то есть непосредственно на месте прокурор имеет возможность ознакомиться с приказами по кадровым вопросам, решениями органов управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, актами проверок, осуществленных контролирующими органами, ведомственными нормативными актами и т.д. Статистическая и иная информация предоставляются по требованию прокурора безвозмездно.

c) Право прокурора называть должностных лиц, лиц выполняющих функции коммерческих организаций, граждан по поводу нарушения закона.

 

Полномочия по устранению нарушения закона

Полномочия по устранению нарушения закона – система правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушения, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушением закона негативных последствий.

Можно выделить следующие полномочия прокурора в данной сфере:

a) Право прокурора на опротестование правовых актов (правом выносить протест наделены только прокурор и его заместитель, по содержанию протест содержит требование об устранении в нынешнем правовом акте положений, противоречащих закону, приведению актов в соответствии с действующим законодательством или его отмены; форма письменная; вносится либо в те органы, которые приняли данный правовой акт либо в вышестоящие).



b) Правом обращения с заявлением о признании актов, противоречащих законодательству недействительным, в суд или арбитражный суд. Данное право реализуется в том случае, если у прокурора нет уверенности в объективном и беспристрастном рассмотрению его протеста органом, издавшего недействительный акт или вышестоящий орган, а равно и отклонение внесенного протеста. Право прокурора не возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении возбуждается при наличии достаточных данных, подтверждающих совершение административного проступка. После возбуждения по делу об административном правонарушении, прокурор выносит постановление, направляемое для исполнением соответствующим органом, в компетенцию которого входит применение мер административной ответственности. Ранее прокурор был также наделен правом возбуждения уголовного дела в случае обнаружения признаков преступления, в процессе проведения проверки. В настоящее время данное право отсутствует у прокурора, и он обязан, в этом случае, направлять материалы посредством мотивированного постановления в следственный орган или орган местного дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. Привлечение, нарушивших закон, к материальной или дисциплинарной ответственности. В этом случае требование прокурора также должно быть оформлено посредством постановления. Право прокурора на внесение представлений об устранении нарушения закона. Данное представление вносится в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит обязанность осуществления мер по устранению нарушения закона, причин и сопутствующих этому условий. Вносится прокурором или его заместителем. Данное право можно также отнести к группе полномочий по предупреждению нарушения закона, так как в вышеуказанном постановлении содержатся требования об устранении не только нарушения закона, но и причин, способствующих этому условий.

c) Право прокурора на объявление предостережений о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявляется прокурором при наличии явных условий. Форма предостережения – письменная. В тексте предупреждения указывается должностное лицо, которому объявляется предостережение, приводятся сведения о готовящихся противоправных деяниях, разъясняются правовые последствия игнорирования предостережения, а также содержание ответственности. Как правило, предостережение используется для предотвращения возможных нарушений закона в отношении большого круга лиц (например, задержка заработной платы или вовлечение рабочих в блокировании транспортных магистралей) или в случае совершения нарушения большим числом лиц.

В настоящее время отмечается тенденция к расширению полномочий прокурора в области общего надзора за исполнением закона. Так в ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» было закреплено право прокурора на производство антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и иными должностными лицами. В случае выявления в данных нормативно-правовых актах коррупционных факторов, прокурор в праве внести требование об изменении данного акта.

Кроме того следует отметить следующие дополнения правовых средств прокурорского надзора. Так, например прокуратура РФ наделена правом формировать ежегодный сводный план проверок органами государственного и муниципального контроля, предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства и правом обязательного согласования с прокуратурой внеплановых выездных проверок.

Следует также отметить наделение прокурора правом санкционировать решение налогового или таможенного органа об аресте имущества должника, выступающего в качестве гарантии соблюдения как собственника имущества так и обеспечение защиты экономических интересов государства.

Эффективная деятельность прокуратуры по осуществлению общего надзора за исполнением закона невозможна без организации высокого уровня ее информационного обеспечения. Для этого необходимо осуществление квалифицированно поставленной аналитической работы. Значимость планирования деятельности прокуратуры имеет большое значение. В соответсвии с регламентом генерального прокурора деятельность генеральной прокуратуры и прокуратуры субъекта федерации должна быть распланирована на полугодовой период. Планирование для прокуратур городов и районов осуществляется как правило либо на месяц, либо на три месяца.

В организационном плане для эффективной деятельности прокуратуры необходимо также обеспечить правильные отношения прокуратуры и иных контролирующих органов.


 

Лекция 7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.