|
Общее представление о передачах между валами
Чтобы объединить машины-двигатели и машины-орудия в единую рабочую систему, а также, чтобы регулировать режим работы машин-орудий, используют клиноременную, зубчатую, фрикционную и цепную передачи. Клиноременная передача (рис. 30) используется для передачи вращательного движения и крутящего момента от электродвигателя к рабочим частям машины. Она состоит из двух закрепленных на валах 1 и 4 шкивов 3 и 5, в кольцевые выточки которых входят бесконечные прорезиненные ремни 2, имеющие сечения трапецеидальной формы. В отличие от обычной ременной передачи в ней ремни не скользят по шкивам, что позволяет создавать надежное тяговое усилие, а следовательно, требуемую величину крутящего момента.
Рис. 30. Клиноременная передача: 1, 4 — валы, 2 — резиновые бесконечные ремни, 3, 5 — шкивы
Зубчатая передача (рис. 31) состоит из двух или нескольких зубчатых колес, которые посажены на валы таким образом, что их зубья находятся в зацеплении. При пуске электродвигателя начинает вращаться ведущее зубчатое колесо, а следовательно, и вал рабочего органа машины. Различают зубчатые передачи с внутренним и внешним зацеплением. В зависимости от взаимного расположения валов, зубчатая передача может быть: цилиндрической, конической, реечной, червячной, цепной и др. Цилиндрическая передача (рис. 31, а) применяется для передачи вращения и крутящего момента в случае когда валы двигателя и машины-орудия параллельны. При этом передача может осуществляться шестернями с прямыми, косыми и шевронными зубьями. Коническая передача (рис. 31, б) дает возможность передать вращение и крутящий момент с горизонтального вала двигателя на вертикально расположенный вал машины- орудия и наоборот. Реечная передача (рис. 31, в) дает возможность преобразовать вращательное движение зубчатого колеса 1 в поступательное движение рейки 2, с которой могут быть связаны подвижные части машины. Червячная передача (рис. 31, г) состоит из червяка 3 и зубчатого колеса /. Если вал червяка, который имеет малый диаметр и малое число зубьев, присоединить к электродвигателю с большим числом оборотов, то кал машины-орудия получит малое число оборотов, так как на нем закреплено зубчатое колесо с большим числом зубьев (большого диаметра). Зубчатая передача имеет ряд преимуществ перед другими видами передач: компактность конструкции узла передачи, возможность передачи больших мощностей (до 100 000 л. е.), высокий к. п. д. (до 0,99), надежность работы даже при перегрузке и т. п. К ее недостаткам следует отнести сравнительную сложность изготовления и шум при работе.
Рис. 31. Зубчатые передачи: а — цилиндрическая, б — коническая, я — реечная, г — червячная; 1 — зубчатые колеса, 2 — зубчатая рейка, 3 — зубчатый червяк Цепная передача. Передача представляет собой замкнутую металлическую шарнирную цепь, которая соединяет два и более зубчатых колеса, называемых звездочками. В литейных цехах ценная передача используется в непрерывных подвесных конвейерах, применяемых для транспортирования стержней, сушильных плит и отливок. Типовыми деталями передач являются валы, оси, подшипники и муфты. При помощи вала крутящий момент передается от электродвигателя к рабочим органам машины-орудия. Чтобы придать валам рабочее положение и уменьшить трение, их укладывают в специальные опоры — подшипники. Тяжело нагруженные и тихоходные валы монтируют в подшипники скольжения, снабжаемые бронзовыми или баббитовыми вкладышами, а легко нагруженные и быстроходные — в подшипники качения (шариковые и роликовые). Оси, в отличие от валов, крутящего момента не передают, они устанавливаются в машинах неподвижно и служат для крепления вращающихся частей. Муфта является соединительной деталью валов. С помощью муфты (рис. 32) крутящий момент от вала электродвигателя 1 передается к валу 3 машины-орудия. Это осуществляется скреплением двух полумуфт 2 болтами и гайками. Для предупреждения проскальзывания валов в муфте в прорези их концов устанавливают шпонку 4. Регулирование числа оборотов рабочего вала машин осуществляется с помощью редукторов (механизмов, имеющих червячную передачу), а также путем смены шкивов (в клиноременных передачах) или зубчатых колес (в зубчатых передачах). Зная угловую скорость двигателя ω1 и диаметр установленного на ее валу шкива D1 можно для получения требуемой угловой скорости вала машины-орудия ω2 определить необходимый диаметр шкива D2 по формуле: Отношение диаметров шкивов клиноременной передачи или чисел зубьев колес зубчатой передачи называют передаточным отношением, которое обозначают буквой i. Тогда предыдущее выражение можно записать в следующем виде:
Рис. 32. Схемы устройства соединительной муфты: 1 — вал электродвигателя, 2 — полумуфты, 3 — вал машины-орудия, 4 — шпонка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|