Сделай Сам Свою Работу на 5

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»)





  • знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
  • требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
  • опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
  • по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
  • вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Полномочия за предварительным следствием — ст. 37 УПК РФ:



  1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
  7. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  8. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  9. утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу и т.д.

 



Полномочия очень похожи на надзор за законностью и соблюдением прав и свобод. В Законе «Об ОРД» очень мало и скупо, поэтому приходится ссылаться на приказ генпрокурора – это, конечно, неправильно, потому что должно быть в законе «Об ОРД»

 

Вопрос 26. Акты прокурорского реагирования. Правовые средства прокурорского надзора, используемые для выявления, устранения и предупреждения нарушений закона.

 

ПО ОРД: протесты, представления, постановления (адресованные следствия для решения вопроса об уголовном преследовании).

По следствию и дознанию: постановления (отменяющие и прочее), давать указать дознавателю, право требовать изменения объёма обвинения, прекращать (это если по следствию, по дознанию сам изменяет и прекращает).



 

Вывод: эти два направления государственной деятельности – оперативно-розыскная и следственная – они объединены по чисто формальным основаниям сугубо для прокурорской деятельности, потому как их объединяет только одно: объект надзора, то есть наименования органов, за деятельностью которых надзирают.

 

Вопрос 27. Надзор за исполнением законов о приеме, регистрации, учете, рассмотрении и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел.

 

В соответствии со ст.29 ФЗ « О прокуратуре в РФ» предметом третьей отрасли надзора так же является соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

НПА – УПК глава 20; Совместный приказ Генеральной прокуратуры и ПО (МВД, Минюст, ФСБ и тд) от 29.12.2005г. №39 «О едином учете преступлений»; Приказ Генерального Прокурора от 10.09.2007 №140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»

Возбуждая уголовное дело или отказывая в возбуждении уголовного дела, дознаватель, следователь, или руководитель СО в течение 24 часов обязаны направить копию данного постановления прокурору. Прокурор рассматривая постановления и придя к выводу о его незаконности может отменить их. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

 

Типичные нарушения:

  • несоблюдение компетенции уполномоченными должностными лицами;
  • нарушение обязательного порядка проверки сообщений СМИ о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно;
  • нарушение сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков;
  • недостоверность документов и результатов проверки сообщений;
  • незаконные методы воздействия на заявителя;
  • неправильное применение нормы материального и процессуального права;
  • не уведомление заявителя о результатах рассмотрения его сообщения;
  • не разъяснено заявителю право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.

 

Полномочия:

  1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  3. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  4. давать дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела.

 

Особенности проведения проверки:

  • в органах внутренних дел, в следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и прочих ПО органах проверки проводить систематически не реже 1 раза в месяц.
  • в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах — в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором;

при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно.

 

Вопрос 28. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

 

НПА – УПК; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

 

Типичные нарушения:

  • не законность задержания подозреваемых по уголовным делам;
  • нарушение порядка задержании;
  • несоответствие данных содержащихся в протоколе задержания обстоятельствам произошедшего;
  • задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.

 

Полномочия:

  1. немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ (ст. 10 УПК РФ)

 

Особенности проведения проверки:

  • своевременно принимать меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения.

 

Вопрос 29. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью привлечения граждан в качестве обвиняемых.

 

НПА – УПК; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

Типичные нарушения:

  • не соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела;
  • не правильная квалификации содеянного;

не соблюдение уголовно — процессуальных норм при производстве следственных действий;

  • не соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.

Полномочия:

  1. передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому; изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  2. выносить мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения.
  3. выносить мотивированное постановление о возврате уголовного дела следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.

 

Вопрос 30. Надзор прокурора на заключительном этапе расследования. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля.

 

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

  • об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
  • о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
  • о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

 

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 настоящего Кодекса.

Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом.

 

Вопрос 31. Сущность и задачи деятельности прокурора, участвующего в уголовном судопроизводстве. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения закона.

 

Прокурор в соответствии с законодательством принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных дел, проверяя законность судебных решений, приговоров, определений, обладает правом и обязанностью обжаловать их в установленном законом порядке.

Задачи:

  • защита прав и свобод человека и гражданина
  • защита охраняемых законом интересов общества и государства
  • обеспечение верховенства закона
  • обеспечение единства и укрепления законности.

 

Основной функциейпрокурора участвующего в рассмотрении судом уголовного дела является уголовное преследование, важным является то, что в этом случае прокурор приобретает статус стороны.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

После вынесения приговора прокурор выполняет свою вторую функцию по проверке законности приговоров, определений или постановлений суда не вступивших в законную силу. Реализация осуществляется при помощи вынесения представления на незакнонный или необоснованный приговор в течении 10 суток.

После вступления приговора в силу прокурор вправе обжаловать в кассационном порядке направив в соответствующий суд кассационное представление в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

 

Правовые средства реагирования:

  1. Опротестование судебных решений — прокурор или его заместитель приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.
  2. Представление о даче судам разъяснений — Генпрокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум ВАСа РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Вопрос 32. Участие прокурора в разбирательстве уголовных дел мировым судьей и судом первой инстанции, проблемы его эффективности. Поддержание государственного обвинения, отказ от обвинения.

 

Основной функциейпрокурора участвующего в рассмотрении судом уголовного дела является уголовное преследование, важным является то, что в этом случае прокурор приобретает статус стороны.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

После вынесения приговора прокурор выполняет свою вторую функцию по проверке законности приговоров, определений или постановлений суда не вступивших в законную силу. Реализация осуществляется при помощи вынесения представления на незакнонный или необоснованный приговор в течении 10 суток.

После вступления приговора в силу прокурор вправе обжаловать в кассационном порядке направив в соответствующий суд кассационное представление в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

Основания и порядок отказа прокурора от обвинения закреплены в УПК. По общему правилу, если государственный обвинитель в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа.

 

Вопрос 33. Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении уголовных дел апелляционной, кассационной и надзорной инстанциями. Представление прокурора на незаконное и необоснованное решение суда: порядок и срок подачи, виды, содержание.

Аппеляция

  1. Апелляционное представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение.
  2. Апелляционное представление подаются: на приговор или иное решение мирового судьи — в районный суд; на приговор или иное решение районного суда, гарнизонного военного суда — в судебную коллегию по уголовным делам верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда...
  3. Апелляционное представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда
  4. Суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам, представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора, законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции.

 

Кассация

  1. Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу.
  2. С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться: Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции; прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
  3. Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
  4. Кассационное представлениеподаются на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; на судебные решения, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа... - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

 

Надзор

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.