Сделай Сам Свою Работу на 5

Европейская культура второй половины 20 века. Основные черты и особенности.





В эволюции западного мира происходили глубокие изменения. Главный источник - научно-техническая революция. Научные открытия и достижения привели сначала к технической, а затем и технологической революции, что вызвало изменения во всех сферах общества. Прежде всего, произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, то есть возможность удовлетворять интересы всех членов общества. Само общество при этом становится постиндустриальным и массовым. Таковым его сделали массовое потребление, СМИ. Все это быстро объединило людей и стало стирать различия между ними, нивелируя личность. Значительные изменения стали происходить в культуре, она стала существовать в нескольких измерениях: гуманитарном, научно-техническом и массовом. Гуманитарная культура и ее влияние в целом упали. Хотя она продолжает развиваться. Важные изменения стали происходить в религии. В 70-е годы - в связи с появлением идеологии консерватизма - ее статус стал заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традициям, к протестантской этике, к возрождению религиозных корней культуры. Растет беспокойство по поводу угрожающей бездуховности людей.



Развитие научно-технической, интеллектуальной культуры отмечено грандиозными успехами. Наука превратилась в фактор общественного развития. Но исключительная сложность науки привела к тому, что разрыв между нею и средним уровнем знаний подавляющего большинства людей не сокращался, а увеличивался. Наука стала доступна для узкого круга людей - интеллектуалов.

К научно-технической и интеллектуальной культуре относится постмодернизм, сменивший авангард. Термин постмодерн (или эпоха постсовременности) обычно противопоставляется термину модерн (эпоха современности), обозначает новое качественное состояние, достигнутое передовыми индустриальными обществами. Постмодернизм - это движение в живописи, литературе, кино, телевидении и в искусстве в целом. К основным чертам постмодернизма относятся: смешение стилевых элементов, заимствованных из разных контекстов и эпох. Постмодернизм и модернизм - это художественные авангардистские движения, противопоставляющие себя традиционному искусству лишь с тем, чтобы со временем самим стать традиционными. Постмодернизм часто обращен главным образом к интеллекту, а не к чувству. Отмеченная тенденция проявилась и в таком явлении, как драма абсурда. Постмодернизм часто теряет интерес к целям. Цель перестает быть ценностью. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизму. Этика уступает место эстетике, где на первый план выходят чувственные удовольствия и наслаждения. В целом модернизм представляет собой переходное состояние в переходную эпоху. Почти во всех течениях неомодернизма субъективное, личностное начало либо сводится к минимуму, либо отсутствует совсем. В итоге интерес к неомодернизму ослаб, и он в конце концов вытеснился постмодернизмом. В целом научно-техническая и интеллектуальная культура остались доступны лишь для ограниченного числа публики и их иногда называют “высокой”, “элитарной” культурами.




22. «Массовая» и «элитарная» культура. Конфликт и взаимодействие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства
Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным.
Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом».



 

Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.
Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.
Э.К. создается не всем народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки — 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают свое время.


23. Особенности русской культуры. Восток или Запад?

Русская философия всегда отличалась полярностью. Два ее важнейших направления – славянофильство и западничество, накладывало отпечаток на понимание характерных черт взаимоотношений Востока и Запада. Западники призывали Россию идти путем Европы, вливаясь в лоно западной цивилизации; славянофилы отвергали благотворность европейских законов развития для России. Изменение политической ситуации в стране и в мире в целом дало толчок к разрушению полярности русской философии.
Европа всегда считала Россию опасной для себя. Европейцы не могли и не могут принять русских и вообще славян в качестве своих друзей, сотрудников. Они отвергают их, стремятся ослабить Россию, не могут смириться с ее самобытностью. Не имея возможности воспользоваться Россией так же как Востоком, Европа, по мнению Данилевского, инстинктивно отвергает русских, не имея на то объективных исторических причин. Европа не может представить, что возможно существования культуры иного типа, какой является Россия, и поэтому не принимает ее, боится ее и стремится ее оттолкнуть, если не навредить ей.
Но при представлении о взаимодействии России и Европы – следует подчеркнуть, что Россия по своим социокультурным характеристикам, безусловно, ближе Европе, чем, например, тот же Китай.
Н.Я. Данилевский выдвигает новаторскую для славянофильства мысль, которая основывается на его теории культурно-исторических типов. Ее содержание: Россия не Восток и не Запад, она Востоко-Запад, но ее путь не зависит напрямую от западной или восточной цивилизации, так как Россия призвана историей стать во главе новой нарождающейся цивилизации, культурно- исторического типа. Этот новый тип придет на смену западноевропейской цивилизации, враждебной России и дряхлеющей. Он объединит славянские народы, которые станут этнической основой нового культурно-исторического типа.
Сама идея «особого пути» России в сочинениях Бердяева опиралась на тему Востока и Запада. Здесь философ был вполне традиционен. Специфическое географическое положение России, не укладывающейся в жесткие рамки «восточной» или «западной» культуры и цивилизации, давно приобрело символическое значение для национального самосознания. Бердяев считал невозможным для России принять чисто западную или, наоборот, чисто восточную модель развития. Он был убежден, что противостояние западников и славянофилов - уже в прошлом, такое противостояние было «детской болезнью» русской мысли в период ее становления.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.