|
Место и значение христианства в картине мира человека в средневековье.
Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах.
Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.
Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал прежде всего мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т.п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь людей.
В-третьих, христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада "варварских" государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Реформы Карла Великого в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого для всего государства текста. Осуществлена была и реформа литургии, которая была приведена в соответствие с римским образцом.
В драматический период упадка культуры после разрушения Рима христианская церковь на протяжении веков была единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран. Церковь выступала регулирующим началом в жизни средневекового общества, чему способствовало само положение католической церкви, которая не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохраняла практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических проблем. Став господствующим политическим институтом уже в V в., когда римский епископ был провозглашен папой, церковь сосредоточила огромную власть над раздробленной в политическом отношении Западной Европой, поставив свой авторитет выше авторитета светских государей.
17. Итальянский Ренессанс. Изменение культурной парадигмы.
Итальянский Ренессанс своим происхождением обязан XIV веку. Северное Возрождение появилось только в XVI веке. Некоторые ученые уверяют, что не было никакого Ренессанса. Возрождение для стран Севера Европы «открыл» Альбрехт Дюрер, художник из Нюрнберга. Своему первому успеху этот художник обязан своей серией гравюр, которые были посвящены апокалипсическим видениям Святого Иоанна. Германия, тогда еще не имевшая представления о том, что такое итальянский Ренессанс, и ожидавшая конца света и возникновения Лютера, по достоинству оценила изображения последних дней мира. Неудивительным является и то, что изменить статус художника в менталитете жителей севера Европы также предстояло Дюреру. До его возникновения живописцы, ваятели и граверы в Северной Европе почитались обычными ремесленниками. Традиция приписывает художникам, который продолжили итальянский Ренессанс, особый интерес к человеку, его личности. У Дюрера он сосредоточен, главным образом, на самом себе. Художник отличился большим количеством автопортретов, один из которых, написанный в 1500 году, заслуживает особого внимания, так как облик художника очень напоминает лик Христа. Дело в том, что в эпоху Средневековья Бога иногда сопоставляли с художником, а итальянский Ренессанс в корне изменил приоритеты. Теперь художник уподоблен Богу. Дюрер, несмотря на все это, так и не смог обрести свободы в изображении обнаженного тела, которое и является главным отличием итальянских мастеров. Итальянский Ренессанс и традиции готического искусства постоянно противоборствовали в душе Дюрера. Отсюда нет единой оценки его наследия. К концу XV века, времени возникновения первых произведений мастера, античное наследие, как на его родине в Германии, так и в сопредельных странах было запамятовано. Эпоха Античности, этот золотой век искусства, на всю жизнь для Дюрера стала пределом мечтаний, надежд и чаяний, ей он посвятил свои практические и теоретические труды. Художник очень любил итальянский Ренессанс с его рационалистической теорией искусства, но комбинировал ее с немецким мистицизмом и практически романтическим индивидуализмом. В его стремлении изучить тайну совершенных пропорций Дюрера торопило ужасное подозрение, что итальянцы, владеющие ей, намеренно скрывают ее, чтобы сохранить положение своей школы. Однако в конечном итоге художник обращается к природе, потому что понял: только одному Богу дано знать, какая из человеческих форм идеальна.
18. Заальпийское Возрождение. Значение Реформации.
Чаще всего выделяют классическое итальянское и северное заальпийское Возрождение. В центре философии Возрождения находится человек, творческая мощь которого — основа для мотивов богоборчества. Сохраняя сходство со средневековьем Возрождение трансформирует фундаментальные представления о Боге, человеке, его душе. Гуманистический пафос этой эпохи служит преодолению средневекового теоцентризма. От теизма и теоцентризма философия Возрождения движется в сторону панентеизма, пантеизма и даже атеизма. Эпоха Возрождения отличается как раз главенствованием городской жизни над сельской. Здесь перед нами начало новой городской цивилизации. С технологической точки зрения Возрождение еще не знает фабрики с ее системой машин. В этом плане мануфактура — это всего лишь расчленение процесса труда на элементарные, не требующие особой подготовки, операции. Но в общекультурном смысле переход к мануфактурному производству означает освобождение труда от средневековой регламентации. А это дает толчок изменению всей системы взаимоотношений в обществе, всей ткани социальных взаимодействий. Борьба городов за политическую независимость от феодальной знати сочеталась с борьбой идеологической. Именно горожане позднего средневековья создавали вольные университеты как центры светской культуры. Так уже в XII — XIII веках в Европе, и прежде всего на юге Европы в Италии, начался процесс секуляризации — освобождения социальной и культурной жизни от влияния церкви. Безусловно, он нашел свое проявление и в области философии. Разговор о социокультурных основах философии Возрождения требует указать еще на одно явление всемирно-исторического порядка. Дело в том, что в XV веке в Италии зарождается интеллигенция. И прежде всего она возникает не как научно-техническая, а как художественная интеллигенция. Причем в наши дни это слово имеет два значения. С одной стороны, «интеллигенцией» называют группу людей, которая в соответствии со своим образованием и социальным статусом, занимается умственным трудом, в отличие от тех, кто занимаются трудом физическим. С другой стороны, интеллигенцией называют некую духовную элиту общества, которая задает ему нравственные, эстетические и другие ориентиры. В этом случае интеллигентность не предполагает каких-либо формальных признаков, связанных с условиями жизни и труда. Интеллигентность в данном случае выражается в определенном состоянии духа и творческих способностях, которые объединяют людей в неформальное единство. Именно в качестве такого неформального объединения творческих людей и возникла интеллигенция в эпоху Возрождения. Надо сказать, что в городах позднего средневековья уже были люди, занимавшиеся преимущественно умственным трудом. К ним относились преподаватели университетов, юристы, врачи и многие другие, вплоть до астрологов. Но каждый из них принадлежал к своему цеху, корпорации, строго следуя предписаниям, и в этом смысле ничем не отличался от ремесленников и других представителей физического труда. В противоположность этому, первых европейских интеллигентов объединяли не профессиональные обязанности и социальный статус, а общие интересы, сфера занятий, отношение к миру. Новый взгляд на мир и человека, выраженный в поэтических, философских, художественных произведениях Возрождения, принято называть «гуманизмом». Новый тип гуманистического общения уже не регламентирован сословными рамками. Люди низкого происхождения вступают в спор на философские, литературные и политические темы с представителями высших сословий. Иначе говоря, в культурном пространстве художественной мастерской рушатся сословные рамки. Именно так Возрождение закладывает основы для теории и практики гуманизма — начала европейской светской культуры современного типа. Следует подчеркнуть, что самооценка первых европейских интеллигентов совпадала с внешней оценкой их роли в итальянской и мировой культуре. К XV веку большинство из них уже отличалось обостренным личным достоинством и огромным честолюбием. Выражалось это часто в парадоксальной форме. Так Микеланджело, разговаривая с римским папой, не снимал своей войлочной шляпы. Ему также приписывали жалобу на то, что папа ему иногда докучает и сердит его. С появлением интеллигенции во Флоренции, Венеции и других итальянских городах XIV—XV вв. заявляет о своем существовании активное и грамотное городское большинство. И как раз в античной культуре эти люди видят образец для подражания. Античной культуре подражают во всем: архитектуре, интерьере, одежде, речи, жестах, манерах, вплоть до бытовых деталей. Выдающимися деятелями Возрождения античность воспринималась как далекая родина. Существуют свидетельства, что некоторые из них облачались в античные одеяния перед тем, как приступить к чтению классиков. Это была эпоха, которая под маской древности созидала новую культуру и новый тип человека. Культ человека и его творческих деятельных способностей, которым отличается эпоха Возрождения, предполагает еще одну основу, которой не знала и не могла знать античность. Это так называемый индивидуализм, без которого нельзя понять ни философии, ни всей культуры Возрождения. Напомним, что уже греки пользовались словом «характер», обозначая особенности того или иного человека. Ведь человек может быть разговорчивым и молчаливым, суетливым и медлительным, остроумным и рассудительным. Но эти особенности отходили на второй план, когда речь шла о добродетели, т. е. о том, что не различает, а объединяет людей как граждан полиса. Указанный сдвиг в представлениях о человеке как раз и произошел в эпоху Возрождения, когда творческая энергия индивида была впервые направлена вовнутрь, на самого себя и развитие своих творческих сил и способностей. Известно, что один из родоначальников культуры Возрождения Петрарка считал самым важным и увлекательным делом размышления о собственном «я». И это индивидуальное «я» как неповторимый внутренний мир человека, сопоставимый по своей значимости со вселенной, стал едва ли не главным открытием эпохи Возрождения. Значение реформации: В позднем Средневековье католическая церковь играла важнейшую роль в жизни общества. Она получала свой особый налог — церковную десятину, 10% от всех доходов каждого европейца. Церковь стала крупнейшим земельным собственником, накопила громадные богатства. Дух стяжательства глубоко проник в сознание служителей церкви. Особенно ярко это выразилось в торговле индульгенциями, то есть документами, за деньги отпускавшими грехи. За большую сумму можно было купить прощение самого тяжкого преступления. Несоответствие такого положения христианским заветам было очевидно, и авторитет церкви в народе оказался сильно подорван. Назрел настоящий кризис религиозной культуры. В умах людей копилось недовольство церковью, желание что-то изменить. В конце концов это и привело к преобразованиям церкви, к реформам. Однако большинство протестантов отсчитывает начало своего движения с 1517 года, когда Мартин Лютер предложил для публичного обсуждения 100 тезисов, бросивших вызов римско-католическому учению. В течение двух десятилетий реформация распространилась на большую часть северо-западной Европы. В Англии король Генрих VIII аннулировал папскую власть над церковью, сам себя провозгласил главой церкви, и англиканская церковь стала по существу протестантской. Появилось и левое, более радикальное крыло движения. Анабаптисты, меннониты и другие заново крестили христиан и вовлекали их в движение, которое решительно отбрасывало всю католическую обрядность, чего не делали даже лютеране, кальвинисты и англиканцы. Реформация распространилась на Скандинавию и центральную Европу, но редко проникала в Россию и юго-восточную Европу, где преобладала православная церковь, а также в южную Европу, которая осталась верна Римско-католической церкви. После ряда религиозных войн с середины XVI до середины XVII столетия большинство протестантов (кроме радикалов) и католиков приняли принцип отделения церкви от государства. Поэтому они пришли к согласию, что религию определенного региона или государства должны определять их правители. С конца XVIII столетия и по настоящее время протестантские миссионеры распространяют свое учение в большей части мира. Довольно многочисленные общины баптистов образовались в России. Протестантские миссии основаны на берегах Азии и Африки, а недавно и в католической Латинской Америке. Активизировались протестантские миссионеры и в послеперестроечной России. В конце же средних веков реформация стала важнейшим фактором развития западной культуры, фактором изменения менталитета западноевропейцев. Можно утверждать, что без реформации не было бы и буржуазных революций в Европе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|