Сделай Сам Свою Работу на 5

Состав и структура налоговых органов. Система налогового контроля





Понятие и функции налогов. Элементы налога, их характеристика

Налоги представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Виды налоговых платежей:

- налог (систематический взнос, который уплачивается без всякого встречного удовлетворения);

- сбор (плата государству за право пользования или право осуществления деятельности);

- пошлина (плата за совершение действий государственными органами);

- платеж (плата за использование ресурсов, направленных на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния).

Выделяют следующие функции налогов:

фискальная – способствует аккумуляции денежных средств для формирования доходной части бюджета;

контрольная - оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивающая контроль за движением финансовых ресурсов;

регулирующая - выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и дает возможность сопоставления налоговых поступлений с потребностями государства в финансовых ресурсах;



распределительная – способствует распределению и перераспределению доходов;

социальная – соблюдается принцип социальной справедливости и льготировать наименее защищенные, в социальном смысле, слои населения и предприятия.

Элементы налога. Существенные:

1 Субъект налогообложения – понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога. Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов.

2 Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

3 Налогооблагаемая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

4 Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.



5 Налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

6 Отчетный период - это временной промежуток, по истечении которого налогоплательщики и налоговые агенты обязаны предоставить в налоговый орган налоговую отчетность применительно к каждому отдельному налогу.

7 Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК.

8 Срок уплаты налога. Устанавливается применительно к каждому налогу и сбору.

9 Способ уплаты налога. Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый. При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату. При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, устанавливающий среднюю доходность объекта обложения.

Факультативные:

1 Порядок удержания и возврата неправильно удержанной суммы.

2 Ответственность за налоговые правонарушения наступает за:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;



нарушение срока предоставления сведений об открытии/закрытии счета в банке;

не предоставление налоговой декларации;

грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов обложения;

полную или частичную неуплату сумм налога;

воспрепятствование доступу должностного лица на территорию;

не предоставление сведений для осуществления налогового контроля;

отказ специалиста, эксперта от участия в проведении налоговой проверки.

3 Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

 

Принципы и методы налогообложения. Классификация налогов

Принципы:

- равномерность - равнонапряженность налоговых изъятий;

- стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

- простота и удобство;

- неотягощенность - умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика;

- всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

- обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;

- социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки;

- горизонтальная справедливость – находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково;

- вертикальная справедливость – находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.

Методы:

Пропорциональный;

Прогрессивный;

Регрессивный;

Равного налогообложения.

Классификация налогов и сборов:

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

По налогоплательщику - налоги с физических лиц, юридических лиц и смежные.

По срокам уплаты – ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

По статусу налогов – федеральные, региональные и местные.

По прядку введения – общеобязательные, факультативные.

По уровню бюджета – закрепленные, регулирующие.

По целевой направленности – общие, целевые.

К федеральным налогам относятся налоги, установленные НК и являющиеся обязательными к уплате на всей территории РФ (8 налогов и сборов).

 

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Кодексом и обязательные к уплате на территории этих субъектов (3 налога).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (2 налога).

ИТОГО: 13 налогов, сборов и пошлин.

 

Состав и структура налоговых органов. Система налогового контроля

 

Налоговыми органами в РФ являются ФНС РФ и ее подразделения. В отдельных случаях этими полномочиями обладают таможенные органы, финансовые органы.

Налоговая служба выступает в качестве:

а) единой системы контроля;

б) независимой системы контроля;

в) централизованной системы контроля.

По иерархии управления система налоговых органов делится на 4 уровня:

1 – Центральный аппарат ФНС РФ

2 – Межрегиональные налоговые инспекции

3 – Инспекции по субъектам федерации

4 – Инспекции по районам и городам, МРИ

Основные задачи ФНС России :

- контроль за соблюдением налогового законодательства, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов;

- участие в разработке и проведении рациональной налоговой политики;

- осуществление валютного контроля;

- проведение государственного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;

- проведение государственной регистрации юридических лиц, ведение ЕГРЮЛ;

- проведение государственной регистрации и ведение ЕГРИП.

Персонал налоговых органов состоит: из должностных лиц (начальника и инспекторов); оперативного состава (юристов, бухгалтеров и др.) вспомогательного состава (секретарей, водителей и др.). Основное должностное лицо - налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

Система налогового контроля. На налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, проверки данных учета и отчетности.

Одна из основных целей налогового контроля – препятствие уходу от налогов.

В целях проведения налогового контроля все налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства ФЛ, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер (ИНН).

Налоговые органы проводят камеральные, выездные и дополнительные проверки.

Налоговый контроль может быть государственным и негосударственным. Государственный контроль в зависимости от сроков подразделяется на периодический и оперативный; в зависимости от источников – документальный или фактический.

Негосударственный контроль, осуществляемый работниками бухгалтерии, считается первичным, а с привлечением аудиторов последующим.

Основная форма контроля - налоговые проверки.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций в течение 3 месяцев. Если в ходе проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, то проверка первоначальной декларации прекращается и начинается камеральная проверка уточненной. При этом документы, которые инспекция получила при проверке первоначальной декларации, могут использоваться ею при осуществлении налогового контроля в отношении плательщика. Акт составляется только по проверкам, выявившим нарушения законодательства.

Выездная проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа (на территории налогоплательщика или налогового органа) и не может продолжаться более 2 месяцев. Налоговой орган не вправе проводить в течение одного года более 2 выездных проверок в отношении 1 налогоплательщика; и более 2 – по одним и тем же налогам. Охватываемый проверкой период – не более 3, предшествующих проверке, календарных лет. По результатам выездной проверки составляется справка. Не позднее, чем через 2 месяца после составления справки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Не позднее 5 дней после составления акта его доводят до налогоплательщика, и руководитель налогового органа выносит решение:

о привлечении налогоплательщика к ответственности;

об отказе о привлечении к ответственности;

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.