Сделай Сам Свою Работу на 5

В устной речи, как правило, не выделяются местоимения и числительные.





«Они не стары, но успели уже побывать по два, по три раза во всех европейских столицах. Им уже надоела Европа, и они стали поговаривать о поездках в Америку, и будут поговаривать до тех пор, пока их не убедят, что у неё не такой уж замечательный голос, чтобы стоило показывать его обоим полушариям.»

(А.П. Чехов)

10. Особое внимание следует уделить на постановку логического ударения в инверсированной фразе,где встречается не прямой, а обратный порядок слов. Ударение приходится на слово, которое бы выделялось при прямом порядке слов. Перенесение этого слова в инверсированной фразе на необычное для него место, делает это слово ещё более весомым, значимым, «зримым».

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

(А.С. Пушкин)

В случае сомнения выделения смыслового ударения в инверсированной фразе, следует переформулировать предложение, и установить в нём прямой порядок слов. Так вы проверите правильность своего предположения.



Люблю недвижный воздух и мороз твоей жестокой зимы, бег санок вдоль широкой Невы, девичьи лица ярче роз, и блеск, и шум, и говор балов, а в час холостой пирушки шипенье пенистых бокалов и голубой пламень пунша.

 

ОБОБЩЕНИЕ. Для того, чтобы перевести письменную речь в звуковую нужно:

1-й шаг. Установить границу речевых тактов (звуковых слов) в предложении.

2-й шаг. Определить акцентное слово речевого такта. Воспользоваться правилами.

3-й шаг. Определиться с главным речевым тактом, смысловым ядром предложения. Воспользоваться законами и правилами.

4-й шаг. Установить место, с которого интонация пойдёт на точку (место «домика»).

 

ВОЛК И ЯГНЕНОКИ. И. А. Крылов

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том, как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на до́бычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву».—
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу».—
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году»,
Ягненок говорит. «Так это был твой брат».—
«Нет братьев у меня».— «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите:
Но я с тобой за их разведаюсь грехи».—
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать



Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.


«Раз речь не ясна, она не достигает цели».

Аристотель.

 

ИНТОНИРОВАНИЕ

Интонацияэто результат верного несения мысли, верного словесного воздействия и органично рождённой эмоции, отражённой в звучащей речи.Это звуковое выражение мысли.

К средствам интонации относятся: мелодика, темп, тембр, интенсивность, ударение (в слове – словесное, во фразе – смысловое), пауза (как неголосовой выразитель).

 

1. Мелодикаэто как бы звуковая кривая, которая возникает из последовательности звуковых высот, «тональный контур речи – модуляция высоты основного тона». По направленности движения тона в русской речи различают четыре вида мелодики: восходящая (повышение основного тона); нисходящая (понижение основного тона); восходяще-нисходящая («излом» мелодической кривой); ровная мелодика (монотон, однотон), при которой сохраняется основной тон одинаковой высоты (или почти одинаковой). В потоке речи возникают как восходяще-нисходящая, так и волнообразная мелодика. Мелодика наряду с ударением – важнейший компонент русской интонации. Русский язык имеет свою мелодическую систему – особый набор мелодических структур (интонационных моделей). Их десять: начинательная, констатирующая, вопросительная, императивная, восклицательная, перечислительная, противительная с сопоставительной, вводная, пояснительная, уточняющая.



Мелодические рисунки являются готовыми формами интонации родной речи, «мелодическим запасом», который хранится в человеческой памяти. За эти мелодические рисунки и цепляется наш слух, по ним воспринимается и осмысливается речь говорящего, даётся ей оценка. Это тот транспорт, на котором доставляется содержание.

2. Тембрэто «окраска» звучания, придающая речи различные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Стремясь охарактеризовать тембр голоса, мы порой употребляем такие определения, как «бархатный», «серебристый», «глухой» и т.п. Неспроста тембр называют «цветом голоса».

 

3. Темп это скорость речи, её ускорение и замедление (отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз).

 

4. Сила (или интенсивность)звука. Она зависит от смены усиления или ослабления мускульного напряжения органов артикуляции, а также от амплитуды колебания голосовых складок.

 

5. Пауза это как бы не звуковое интонационное средство. Пауза может быть действительной (перерыв в речи) или мнимой (интонационной).

6. Ударение это прежде всего интенсивность, сила звука. Вместе с тем акустически ударение выражается не только силой звука, но и длительностью, изменением высоты тона, или различными комбинациями этих средств.

 

Мелодика повествовательного предложения в русской речи носит восходяще-нисходящий характер. Такая мелодика позволяет спокойно, убедительно «вкладывать» в сознание слушателей свои мысли. Манера говорить, «задирая» концы фраз, создаёт впечатление неуверенности, сомнения, фраза звучит ближе к вопросительной интонации. Для того, чтобы научиться опускать голос в конце фразы, надо, начав говорить на среднем тоне («центре» нашего голоса), обязательно повышать тон голоса, «чтобы мысль развить, не оборвать, не уронить», а затем идти вниз – к точке, положив голос «на дно».

|имеет свою цену,|

|Всякое произведение -----------------------------------------------------------------

если заключает в себе идею||.

Мелодика вопросительного предложения носит восходящий характер:

1. когда центр вопроса заключён в последнем слове.

 

в театр? нравится?

Вы пошли------------------- Вам это------------------

2. в неполных предложениях без сказуемого.

 

А актёры? А пьеса?

 

3. в предложениях, начинающихся с союза «разве».

 

не предупреждали? не достаточно?

Разве вас--------------------------- Разве этого-------------------------

Мелодика вопросительного предложения носит восходяще-нисходящейхарактер: 1. если во фразе есть какое-либо обстоятельство.

не говорили

Разве вам----------------------------------------------

о правилах поведения?

2. фразы с вопросительными словами в начале предложения.

Какой срок? Как о вас доложить? Какие вы знаете приёмы?

3. фразы с вопросительными частицами «ли», «неужели».

Придут ли они? Неужели всё кончено?

4.фразы с соединительным союзом «или».

Жизнь или смерть? Это хорошо или плохо?

Понижение голоса в конце фразы придаёт ей большую убедительность, заинтересованность, действенность.

 

Мелодика побудительного предложения (императивная) схожа с мелодикой повествовательного предложения, но в отличии от повествовательного в побудительном предложении начало произносится значительно выше, а последний ударный слог во фразе значительно ниже «центра голоса». И между высоким и низким тоном значительный интервал.

ми ми

кни

Возь------------- гу. Возь-------кни

гу!

 

Возьми книгу. Возьми книгу!

Мелодика восклицательных предложений очень разнообразна, поскольку она выражает различные эмоции – гнев, удивление, презрение, одобрение, восторг. Она та же, что и мелодика повествовательного предложения. Разница в том, что предложение произносится в более высоком регистре, с большей интенсивностью, с меньшим падением тона на последнем ударном слоге.

ди

ско

ди ско

Прихо-----------рей. рей!

прихо

-------------------------------

 

Повествовательное восклицательное

 

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ относится к числу наиболее общих и наиболее распространенных интонационных форм. Перечисляемых предметов несколько, потому что ни один из них в отдельности недостаточно ярок, недостаточно красноречив. Каждый последующий воспроизводится потому, что предыдущий уже не удовлетворяет рисующего картину. Это наиболее распространенный случай — перечисление для усиления.

Иногда предметы перечисляются в хронологическом порядке. Это ряд событий, который слушатель должен знать, чтобы должным образом оценить то, что за этими событиями последовало и для чего рисуется картина.

Бывает, что предметы перечисляются в порядке их расположения в пространстве для того, чтобы ввести слушателя в круг обстоятельств, на фоне которых будет показано главное событие или главный предмет. — Он может быть верно оценен только на этом фоне.

Перечисления могут иметь самые разнообразные оттенки. Некоторые из них часто повторяются. Так, перечисление может быть ограниченным и неограниченным. В первом случае конец перечисления предусмотрен в его начале; здесь каждый из перечисляемых предметов имеет самостоятельную ценность и свое особое значение. Во втором случае перечисление рисуется так, как если бы оно могло быть продолжено бесконечно, причем любой из перечисленных предметов мог бы быть заменен другим, еще более красноречивым.

Уметь строить перечисления — это, по существу, значит, уметь воспроизводить «для глаза, а не для уха» партнера данное конкретное видение — ряд однородных предметов, «множество» как таковое.

Это умение видеть в своем воображении перечисляемое множество как единое целое и умение своим голосом рисовать это множество.

 

 

Мелодика перечисления –равномерное повышение (а иногда и понижение) голоса на каждом новом члене ряда, т. е. после каждой запятой.

В коротком перечислении ступенчатое изменение высоты голоса не требует ни специального расчета, ни особого мастерства. Если же перечисление длинно, то и расчет и специальное умение оказываются совершенно необходимыми.

Я не говорю о присутствующих, но все женщины, от мала до велика, ломаки, кривляки, сплетницы, ненавистницы, лгунишкидо мозга костей, суетливы, мелочны, безжалостны.

(А. П. Чехов)

 

Перечисления внутри текста требуют понижения тона на ударном слоге перечисляемых слов. Это понижение очень важно, оно подчёркивает слово, фиксирует на нём внимание.

 

Кругом мальчишки хохотали

Меж тем печально, под окном,

Индейки с криком выступали

Вослед за мокрым петухом.

Три утки полоскались в луже,

Шла баба через грязный двор

Бельё повесить на забор,

Погода становилась хуже

Казалось, снег идти хотел…

Вдруг колокольчик зазвенел.

А. С. Пушкин «Граф Нулин»

 

СОПОСТАВЛЕНИЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Это интонационные формы, выявляющие ряд отличных друг от друга предметов, более или менее равнозначных или группировки контрастных предметов.

Сопоставление — есть, в сущности, тип промежуточный между перечислением и противопоставлением. Поэтому, прежде чем перейти к сопоставлению, удобнее рассмотреть противопоставление.

Противопоставление. Как ясно из самого слова, оно заключается в том, что предметы, входящие в состав рисуемой картины, внесены в нее для того, чтобы оттенять друг друга по контрасту.

Один из основных признаков интонационной формы противопоставления заключается в следующем: для того чтобы изображаемые предметы были разными, они рисуются разными красками; наибольшая разность голосовых красок — это самый низкий тон и самый высокий тон голоса данного человека.

Поэтому, для того чтобы живой речью противопоставить что-то — чему-то, чтобы показать противоположность чего-то — чему-то, люди обычно одно рисуют высокими тонами своего голоса и противоположное ему — низкими. Причем употребление низких и высоких тонов имеет под собой известную объективную почву, и это обстоятельство вносит некоторое, конечно, весьма относительное постоянство в употребление тех и других тонов.

Так, когда противопоставляется нечто: высокое — низкому, тонкое — толстому, светлое — темному, легкое — тяжелому, поверхностное — глубокому, хрупкое — прочному, маленькое — большому, радостное — мрачному, веселое — печальному, во всех этих случаях большинству людей обычно свойственно первое во всех этих противопоставлениях рисовать относительно высокими тонами своего голоса, второе — низкими.

Любопытно, что в живописной композиции наблюдается нечто в принципе подобное. Выделение горизонтальных линий производит не то эмоциональное впечатление, какое производит выделение вертикалей. «Линии, склоняющиеся к земле, — говорит скульптор Давид д'Анжер, — рождают впечатление печали; линии, вздымающиеся к небу, рождают чувство радости». Движение, изображенное на плоскости по диагонали, слева снизу, направо вверх, производит впечатление ускоренного, облегченного; движение справа снизу, налево вверх — замедленного, затрудненного. Подобно этому, ступенчатое понижение голоса при перечислении, что встречается относительно редко, производит впечатление угасания, замедления, придает картине минорно-элегический характер. Противопоставляемые предметы или признаки предметов могут быть, разумеется, бесконечно разнообразны; это могут быть отвлеченные понятия, принципы, идеи и т. д. Но и в этих случаях противопоставление достигается контрастностью звуковых тонов голоса, причем, чем ярче человек противопоставляет одно другому, тем шире, смелее использует он диапазон своего голоса. Подчеркивание противоположности достигается переходом от одних высотных тонов голоса к противоположным. В свое время Аристотель заметил: «...противоположность двух понятий наиболее ясна в том случае, когда эти понятия стоят рядом».

Сопоставление, в отличие от противопоставления, не требует контрастности как таковой (если, разумеется, это сопоставление не содержит в себе по существу противопоставления). Сопоставление разных предметов требует уже не контрастности, а разности звуковых тонов голоса. Разность эта как бы привлекает внимание слушателя к тому, что рисуемые предметы отличаются друг от друга. Так, излагая мнения разных лиц об одном предмете, можно рисовать и противоположность этих мнений друг другу и их отличия друг от друга.

«Кант утверждал не то же самое, что Гегель, и Гегель не то же самое, что Шеллинг, а Шеллинг не то же самое, что Ницше, но все они утверждали нечто противоположное основным положениям материализма». В такой фразе утверждения философов-идеалистов можно только перечислить (чтобы потом, скажем, весь ряд противопоставить), но можно оттенить в этом ряду и отличия, причем оттенить их можно более или менее ярко. Последнее и будет «сопоставлением» — интонационной формой, промежуточной между перечислением и противопоставлением...

 

Мелодика противопоставления требует яркого контрастного звучания, при котором резко повышается тон голоса в первой части фразы и понижается во второй. Ударением выделяются оба противопоставляемых слова или понятия, но более сильно звучит то, которое противопоставляется.

Красно поле пшеном, а человек – умом.

На меду медовик, а мне не домедовика.

Маланья-болтунья молоко болтала выбалтывала, да не выболтала.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не выловировали.

Мелодика сопоставления характерна скорее разницей тембров голоса, которыми рисуются отличающиеся друг от друга предметы.

Что посеешь, то и пожнёшь. Посеешь ветер, пожнёшь бурю.

Осип охрип, Архип осип.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

РАЗЪЯСНЕНИЕ, ПОЯСНЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ. Часто фраза, воспроизводящая картину, выглядит очень сложной из-за уточнений и пояснений. Эти пояснения и уточнения делают картину богатой, яркой, многокрасочной. Но, если такая фраза не вылеплена надлежащим образом, то в многокрасочности и яркости пояснений и уточнений нередко тонет ее простой логический смысл. Часто эта фраза рисует фрагмент большой картины, а вся картина в целом излагает повествование о цепи событий; тогда простой, оголенный от пояснений и уточнений логический смысл фразы ведет повествование, движет, так сказать, сюжет, а пояснения и уточнения задерживают его, как всякая описательность. Значит, лепка фразы не должна отвлекать внимание слушателя от сюжета к пояснению и описанию (иногда весьма пространным), но обязательное тем, чтобы вновь вернуть его к сюжету. А для этого нужно в момент отхода от сюжета подчеркнуть в произнесении, что, мол, это отход временный, что, мол, повествовательная фраза не кончилась, что окончание ее следует. Достигается это изменением высотного тона голоса в переходе от сюжета к пояснениям и обратно. Причем эти переходы сопровождаются небольшими паузами. Если в лепке фразы это условие не выполнено, то слушатель может легко потерять общую ориентировку, и картина распадется для него на не зависимые друг от друга части. Сами по себе они могут быть очень яркими, но связь между ними, их место в общей картине останется невыраженным.

Обратимся к примерам. Так начинается, скажем, поэма Лермонтова «Мцыри»:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.