Сделай Сам Свою Работу на 5

Смысловой центр часто представляет собой слово, которое содержит вопрос, эмоциональную оценку события, явления, человека.





ЛОГИКА РЕЧИ

 

Существует три вида речи: внутренняя (поток сознания),

внешняя (звуковая, вербализованная в звуке),

письменная (вербализованная в букве).

 

Каждый вид речи существует по своим законам и правилам. Чтобы изложить мысль с помощью письменной речи, мы пользуемся подбором слов, определённой их расстановкой, знаками препинания, делением текста на абзацы. Но когда мы пытаемся письменный текст перевести на звуковую речь, здесь необходимо знать специфику внешней речи.

Первое, что нужно учесть: мы рассказываем не уху, а «глазу» собеседника. Звуковые волны звучащей речи сообщают сигнал в подкорку головного мозга, где происходит их обработка, в результате чего наш собеседник визуализирует информацию, которую мы ему сообщаем. При помощи звукового слова собеседнику транслируется либо картинка (распустившаяся алая роза, печальные карие глаза), либо понятие (встать рано, пробежать быстро, рисует). Из этого следует, что длина письменного слова не соответствует длине слова звукового. В письменной речи границы слов отмечены пробелами, но чтобы мой собеседник представил печальные карие глаза, мне не обязательно делать остановку после каждого слова, поэтому в данном случае звуковое слово, несущее картинку собеседнику, будет состоять из трёх письменных слов. Вывод: звуковое слово может соответствовать как одному (рисует), так и нескольким (распустившаяся алая роза) письменным словам. Границы звуковых слов отмечаются изменением интонации или паузами различной длительности. Звуковое слово мы будем называть речевым тактом. Во фразе, как правило, несколькоречевых тактов.



|На рассвете| в моём любимом саду| расцвела |необычайной красоты |махровая чайная роза.||

 

Речевой такт – это цельная интонационно-смысловая единица предложения, состоящая из одного или нескольких слов.

Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д. Группа подлежащего всегда отделяется от группы сказуемого.

Для русской речи характерна так называемая прогрессивная последовательность, когда логически ударное слово стоит в конце речевого такта. Это фразовое ударение, оно отмечает границу фразы. Это объясняется тем, что слово, стоящее перед паузой, находится как бы на вершине, отличается наибольшей напряжённостью и воспринимаемостью. Ударные слова во фразе чаще всего так и располагаются (на рассвете, саду, расцвела, красоты, роза).



Неправильная расстановка логических пауз ведёт к бессмыслице. Например, если расставить смысловые паузы в иной последовательности: На рассвете в моём| любимом| саду расцвела|необычайной красоты махровая| чайная роза||.

Таким образом, расстановка логических пауз связана с определением границ речевых тактов, а выделение слова или группы слов с помощью звуковых средств называется логическим ударением. Цель ударения – выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чём говорится в тексте.

Грамматический знак препинания указывает на необходимость логической паузы (кроме запятой, которая в некоторых случаях «не читается», т.е. не требует паузы, совпадающей с этой запятой). Возможны случаи, когда логические паузы необходимы при отсутствии знаков препинания, как в приведённом примере. В предложении может быть одно главное и несколько второстепенных и третьестепенных ударений. Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не значит, она бессмысленна, так же как и фраза, в которой нет ни одного ударного слова.

Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса. Ударное слово будет ярче звучать, если с остальных слов снять ударения. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить собеседника, но если её применять как контраст по отношению к главной части фразы, она может послужить выгодным фоном для ударного слова.



В приведённом примере пять звуковых слов, т.е. пять тактов. Какой из них будет самым главным, какой такт возьмёт на себя главный смысловой акцент всего предложения? Часто логическое ударение падает на конец фразы, что объясняется свойственному русскому языку тяготению ударения к концу предложения. В приведённом примере сообщается, какой именно цветок расцвёл в любимом саду, что это не куст сирени, ни орхидея, ни ромашка.

В предложении, состоящем из подлежащего и сказуемого, ударение так же падает на слово в конце предложения.

|Метель | не утихала.|| Ветер |выл.|| Мой страх | усиливался.||

В русском языке соблюдается прямой порядок слов: подлежащее обычно находится перед сказуемым, определение перед определяемым словом и т.д. Но надо знать о таком явлении языка, называемом инверсия, когда главный речевой такт может встать как в середину, так и в начало предложения.

 

Инверсией называют нарушение обычного порядка слов в предложении.

Инверсированная фраза привлекает к себе внимание собеседника.

|По наследству| передались ему| тонкость кожи,| благородный цвет| и

чистая пигментация.||

Например, во фразе «Мы были в Эрмитаже» логическое ударение может падать на любое слово, в зависимости от того какого рода информацию я сообщаю собеседнику.

Мы были в Эрмитаже. (Мы, а не вы).

Мы были в Эрмитаже. (Да, это уже случилось).

Мы были в Эрмитаже. (Именно там, а нигде либо ещё).

 

Чтение инверсированной фразы требует особого умения, особенно когда главный речевой такт стоит на первом месте. После того, как первый речевой такт был акцентирован, есть опасность, что остальная часть фразы развалится.

 

УПРАЖНЕНИЕ-ИГРУШКА

1. Соседи | наши старые вещи | продавали.

2. Соседи | наши старые вещи| продавали.

3. Соседи | наши старые вещи | продавали.

4. Соседи | наши старые вещи | продавали.

5. Соседи | наши старые вещи | продавали.

6. Соседи наши | старые вещи | продавали.

7. Соседи наши | старые вещи| продавали.

8. Соседи наши | старые вещи | продавали.

9. Соседи наши старые | вещи | продавали.

10. Соседи наши старые | вещи | продавали.

11. Соседи наши старые | вещи | продавали.

12. Соседи наши старые | вещи | продавали.

Какую информацию несёт каждое предложение при данном логическом разборе?

Искусство / тем особенно и хорошо, / что в нём нельзя лгать.

В этой фразе речевые такты расположены так, что смысл постепенно оформляется к концу высказывания, т.е. нарастает, как критическая масса в капле жидкости. Это называется прямой порядок слов. Но так бывает не во всех предложениях. Чаще, чтобы придать высказыванию эффект сиюминутности живой речи, речевые такты стоят в разной смысловой очерёдности.

 

В русском языке есть ряд законов и правил выделения смысловых ударений. К ним относятся: 1. закон о новом понятии,

Закон противопоставления,

Закон сравнения.

1. Новое понятие - это первое упоминание в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления и затем развитие смысла. Новым понятием могут быть любые части речи.

По деревне ехал царь с войны.

Едет – чёрной злобой сердце точит.

Слышит – за кустами бузины

Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,

Царь ударил шпорами коня,

Налетел на девушку, как буря,

И кричит, доспехами звеня.

А. М. Горький

Если прочесть только выделенные слова, смысл, хоть и пунктирно, прорисовывается.

При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная какую только удавалось нам видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа!

Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

2. Закон выделения противопоставляемых и сопоставляемых понятий является самым активным, так как он распространяется на любое слово, если оно попадает в контекст противопоставлений. Ударением выделяются оба противопоставляемых слова или понятия, но более сильно звучит то, которое противопоставляется. Наличие противительных союзов «а», «но», «да» указывает на явное противопоставление.

На платье её были нашиты не цветы, а какие-то сушёные грибы.

Не только штык, но и колос врага колет.

На взгляд-то он хорош, да зелен.

Явное противопоставление может быть и без противительных союзов.

Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются, расстилается сын перед батюшкой.

Существует так же скрытое противопоставление, выявляющееся в контексте с другими фразами.

Сопоставление – это тот случай, когда ряд явлений, событий, суждения не противопоставляются друг другу, а как бы сосуществуют для выявления отличия друг от друга.

Ученье свет, а неученье тьма. Любишь с горочки кататься, люби и саночки возить.

3. Закон сравнения.То,с чем сравниваетсячеловек, предмет или явление выделяется логическим ударением.

 

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебёдушка,

Смотрит сладко – как голубушка,

Молвит слово – соловей поёт.

М. Ю. Лермонтов

Кроме законов логического ударения существуют правила.

 

1. Правило чтения согласованных определений.Прилагательные, причастия, числительные и местоимения, согласованные с существительным не отделяются паузой и не получают ударения, так как представляют собой единство – образ.

Зимняявьюга, тёмная ночь,проделаннаяработа,заученныйтекст,восьмые сутки, первые заморозки, наши планы, её взгляды.

В случае, когда говорящий хочет акцентировать качество, он прилагательное ставит на второе место. Данный случай называется обособленным прилагательным.

Девушки красивые, ночи тёплые, цветы свежие.

«Потом я, когда уже вернулся домой, получал от неё письма. Письма умные, тёплые, интересные: она не жаловалась, но я чувствовал, что она глубоко несчастна; что ни строчка, то больной, натянутый нерв.» К. Паустовский.

2. Правило родительного падежа.Если понятие составлено двумя существительными, ударение падает на то, которое стоит в родительном падеже.

Братжены, дом соседа, книга сестры.

3. Правило определения, выраженного существительным с предлогом.Определения, выраженные существительным с предлогом, выделяются логическим ударением.

|Здесь уже были | новые гости:| какая-то пожилая дама | и молодой человек в очках||.

4. Правило перечисления однородных членов предложения.Смысловое ударение падает, как правило, на перечисляемые слова, являющиеся однородными членами предложения. Читается с перечислительной интонацией, т.е. каждый из однородных членов получает ударение и отделяется от другого паузой. Голос на каждом из них повышается. Более всего он повышается на предпоследнем, а на последнем – понижается, ударение на последнем слове наиболее сильное.

Я не говорю о присутствующих, но все женщины, от мала до велика, ломаки, кривляки, сплетницы, ненавистницы, лгунишкидо мозга костей, суетливы, мелочны, безжалостны.

(А. П. Чехов)

Смысловое ударение так же падает на слово, обобщающее то понятие, которое выражается перечислением однородных членов предложения. Такими словами могут быть – всё, ничто, нигде, всегда, никогда, везде и т.д.

 

«Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звёзды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни,свершив печальный круг, угасли…».

(А. П. Чехов)

 

5. Правило переноса с глагола на дополнение.Нераспространённые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого обычно имеют одно ударение – на сказуемом. Грачи прилетели. Небо меркло. Но если в предложении появляется дополнение, и оно стоит после глагола-сказуемого, то чаще всего ударение переходит на дополнение. Грачи прилетели с юга. Небо меркло у горизонта.

6. Деепричастные обороты и все те части текста, которые мы считаем второстепенными, произносятся с интонацией вводности. (Это интонация с понижением тона голоса и более ускоренным темпом, но с обязательным повышением голоса на ударном слове). Это та группа слов, опустив которую, основной смысл предложения не пострадает.

Судьба одного наполеоновского маршала,\ не будем называть его имени,дабы не раздражать историков и педантов,\ заслуживает того, чтобы рассказать её вам, \сетующим на скудность человеческих чувств.

Паустовский «Ручьи, где плещется форель»

 

7. Чтение групповых наименований.Групповые наименования: заглавия статей, книг, имена собственные, даты и прочие понятия, выраженные несколькими словами, произносятся как один речевой такт, и в них не может быть логических пауз. Последнее слово получает наиболее сильное ударение.

Александр Сергеевич Пушкин. Касса управления морского речного пароходства. Национал-социалистическая партия Германии.

Смысловой центр часто представляет собой слово, которое содержит вопрос, эмоциональную оценку события, явления, человека.

Но свет чего не уничтожит?

Что благородное снесёт,

Какую душу не сожмёт,

Чьё самолюбье не умножит?

И чьих не обольстит очей

Нарядной маскою своей?

(М.Ю. Лермонтов)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.