VI. Правовое регулирование условий труда на предприятии
Существующая система управления охраной труда сформировалась под воздействием становления рыночного механизма хозяйствования, одновременно в ней сохранились отдельные элементы управления прежней плановой экономики, такие, как предоставление прав на компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда по спискам, например досрочных пенсий по спискам N 1 и N 2.
Правовая база управления закреплена в:
- Конституции РФ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.;
- Трудовом кодексе РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001.;
- указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ по проведению административной реформы в 2004 г., разграничивших сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти;
- федеральных законах, установивших принципы разделения полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, субъектов Федерации, а также принципы организации местного самоуправления;
- Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №125-ФЗ (в ред. Изм.
Федерального закона от 29.12.2006 №259-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3803.".
Основополагающий принцип охраны труда сформулирован в Конституции РФ (статья 37 пункт 3): каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является важнейшим направлением государственной политики в области охраны труда (статья 210 Трудового кодекса РФ). В разделе Х. "Охрана труда" Трудового кодекса РФ установлены государственные гарантии по созданию благоприятных условий труда. Важнейшей статьей Трудового кодекса является статья 212, согласно которой обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Следствием возложения на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда является то, что исполнительные органы государственной власти отвечают только за проведение государственной политики, создание законодательной и нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, надзор и контроль за выполнением трудового законодательства.
Административная реформа 2004 г. установила, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Минздравсоцразвития вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Минздравсоцразвития самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере охраны труда, такие, как нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов и т.д.
Основные направления государственной политики в области охраны труда, которые должно проводить Минздравсоцразвития, изложены в статье 210 Трудового кодекса РФ. В числе этих направлений - государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Эта функция возложена на Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Минздравсоцразвития.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и др.
Важнейшей особенностью административной реформы 2004 г. является введение принципа, установившего, что каждый федеральный орган исполнительной власти имеет функции только в установленной сфере деятельности, но не регулирует вопросы, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами и федеральными законами. Трудовой кодекс РФ является тем федеральным законом, который осуществляет правовое регулирование трудовых отношений, в том числе в сфере охраны труда, поэтому у министерств, ведающих вопросами, например, промышленности или сельского хозяйства, теперь нет функции по управлению охраной труда. Данное новшество противоречит положению статьи 216 "Государственное управление охраной труда" Трудового кодекса, в которой предусмотрено участие федеральных органов исполнительной власти в управлении охраной труда.
Принятые за последние годы федеральные законы о разграничении полномочий государственных органов власти дополнили и развили положения, изложенные в Трудовом кодексе РФ в статьях 6, 7, 210 и 211.
В статье 6 "Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений" изложены основы разграничения полномочий органов государственной власти, непосредственно относящиеся к охране труда.
"К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
- основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
- основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
- обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
- порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
- основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
- порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;
- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
- систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
- особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
| | |
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень Изм.
трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон".
Вследствие принятия федеральных законов о разграничении полномочий государственных органов власти субъектов Российской Федерации и проведении административной реформы произошли кардинальные изменения в государственном управлении охраной труда, ликвидирована вертикаль управления от федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) до организаций (предприятий). В результате произошли:
- исчезновение функций по охране труда в положениях о федеральных органах исполнительной власти (министерств, комитетов) и ликвидация в них соответствующих отделов (департаментов);
- сокращение численности отделов по труду в государственных органах исполнительной власти субъектов Федерации.
Заключение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|