Сделай Сам Свою Работу на 5

Изобразительное искусство Нидерландов XVII в.





Ø Политическое разделение страны на Флан­дрию, попавшую под власть католической Испании и независимую буржуазную Гол­ландию, где побеждают идеи Реформации, приводит к стилистическому размежеванию.

­В искусстве Фландрии доминируют бароч­ные тенденции (Рубенс, Ван Дейк).

­В искусстве Голландии ярче проявляется стремление к реализму, господствует сис­тема иных ценностей: пафос скромных, но лично завоеванных ценностей.

­Появляются и развиваются жанры небольшого по фор­мату натюрморта (завтраки), пейзажа, ин­терьера, бытового жанра. Авторы этих ра­бот (Ф. Хале, В. Делфтский, А. ван Остаде, Я. Стен, Г. Терборх, Я. ван Рейсдаль, П. Клас, В. Хеда и др.) получают в искусствознании обобщающее определение — малые голландцы.

­Творчество Рембрандта— яркое и само­бытное явление западноевропейского ис­кусства XVII в.

Исторические предпосылки возникновения идей Просвещения:

Ø Английская буржуазная революция 1688 г. (т.н. «Славная революция»). Английские про­светители видят свой долг в закреплении произошедших изменений и воспитании че­ловека в духе буржуазных добродетелей.

Ø Борьба французской аристократии и церк­ви с «вольнодумством» становится все бо­лее жесткой. Французские просветители стремятся к расширению числа единомыш­ленников за счет просвещения всех слоев общества.



Ø Во всех странах Западной Европы все больший вес и значение приобретает «тре­тье сословие» (первое — духовенство, вто­рое — дворянство). Его интересы вступают в резкое противоречие с существующим мировоззрением и эстетическими приори­тетами.

Ø Расширение «потребителей» культуры за счет представителей третьего сословия и обра­зованных женщин-аристократок.

Основные философские, социальные и эсте­тические идеи Просвещения:

ì Вера в разум как движущую силу историчес­кого процесса.

ì Утопизм. Вера в возможность установления идеального общества – «царства Разума».

ì Научный скептицизм.

ì Идея естественного права, проистекающего из природных законов.

ì Энциклопедизм.

ì Вольнодумство, «вольтерьянство» ста­новятся своего рода модой. Филосо­фы впервые после эпохи Античности приобретают популярность в обществе.



Разнообразие эстетических стилей и направ­лений

в художественной культуре Просвещения:

Ø Барокко преображается в жеманный и ма­нерный стиль рококо.

Ø Классицизм накладывает отпечаток на му­зыку, живопись, в конце столетия транс­формируется в стиль ампир («император­ский»).

þ Сентиментализм — новое течение, возник­шее вследствие разочарования в идеях ра­зума и политических реформ. «Доминан­той» человеческой природы сентиментализм объявляет чувство, а не разум. Сентиментализму свойственна идеали­зация чувств и отношений.

Наиболее известные произведения классицизма в искусстве эпохи просвещения:

виды искусства Основные представители
@ Литература   Ø Д. Дефо. «Робинзон Крузо» Ø Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» Ø Ж.Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза», «Эмиль» Ø А. Прево. «История кавалера де Гриё и Манон Леско»
¯ Музыка Ø К. Глюк. Свыше 100 опер, сре­ди них «Орфей и Эвридика». Ø Ф.Й. Гайдн. Симфонии, среди которых «Сотворение мира», «Прощальная». Ø В.А. Моцарт. Со­наты, симфонии (50 симфонических концертов). Вокальные и вокально-инструменталь­ные произведения: 20 опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»). «Реквием».
® Театр Ø П.-О. Бомарше. «Севильский ци­рюльник», «Женитьба Фигаро». Ø К. Гольдони. «Слуга двух господ», «Трактирщица».
­ Живопись Рококо Классицизм
Ø А. Ватто «Капризница», «Общество в парке», «Актеры французской комедии». Ø Ж. Фрагонар «Поцелуйукрадкой». Ø Ф. Буше Пасторали, мифологичес­кие сиены, «Портрет мадам Пом­падур».   Ø Ж.-Л. Давид «Клятва Гораииев», «Смерть Марата». Ø Ж. Гудон скульптурный портрет Вольтера, Ø У. Хогарт «Девушка с креветка­ми», «Модный брак».

 



 

Тема 1.7. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА XIX В.

Важнейшие социальные явления, определив­шие мировоззрение и духовные потребности общества в XIX в.

Ø Начало научно-технической революции. Наука становится при­чиной новых социальных явлений.

Ø Индустриализация в промышленности и развитие транспортных связей стимулируют.

· рост городов;

· всеобщую грамотность;

· расширение числа женских про­фессий;

· повышение мобильности населения;

· появление спроса на периодичес­кую печать;

· создание новых, развлекательных жанров искусства, рассчитанных на невзыскательную публику.

Ø Либеральное движение во всех слоях об­щества делает приоритетными идеи.

· личной свободы;

· свободы творческого самовыраже­ния.

Ø Революционные движения и события 1830-го, 1848-го, 1871-го годов, многочислен­ные политические партии и объединения привносят в искусство новую проблему:

личность и общество.

 

Стили и направления западноевропейского и североамериканского искусства XIX в:

 

þ Ампир(от фр. empire — империя) — стиль позднего классицизма, возникший в период империи Наполеона I. Аля него характерно обращение к древнеримским и древнееги­петским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.). Наиболее ярко проявился в архитектуре Парижа: Вандамская колонна, Пантеон.

þ Академизм -сформировавшийся в рамках классицизма нейтральный, респектабельный «охранительный» стиль искусства, находящегося на службе у государства. Наиболее характерной является живопись Давида: «Клятва Горациев», «Леонид у Фермопил», «Сабинянки».

þ Романтизм.Противопоставляет себя клас­сицизму, а позже и реализму, не только в искусстве, но и как стиль жизни. В основе мировосприятия — ощущение острого раз­лада между идеалом и действительностью. (см. таблицу во «Введении в историю мировой художественной культуры. Часть II.)

þ Реализм— выдвигает требование объек­тивного подхода к предмету изображения в произведении искусства. Ему свойственен психо­логизм, обращение к судьбам простых людей, интерес к народно-нацио­нальным истокам жизни. В XIX столетии получают развитие два реалистических течения:

þ Критический реализм, видящий ос­новную причину бед и несправед­ливостей в социальном устройстве общества.

þ Натурализм, стремящийся к бесстрастному наблюдению и фик­сации специфических черт того или иного социального слоя.

þ Импрессионизм(от фр. impression — впе­чатление) — направление в искусстве, гл. обр. в живописи и музыке, стремящееся запечатлеть явления жизни, природу в их постоянной изменчивости, уловить красоту и неповторимость мгновения. Отказываясь от постановки значительных социальных проблем, импрессионисты утверждают эс­тетическую ценность мимолетных пережи­ваний и впечатлений.

þ Постимпрессионизм— возникает как ре­акция на «легковесность» импрессионизма. Художники-постимпрессионисты не объеди­нены ни общей программой, ни общим методом живописи. Каждый из них являет собой яркую неповторимую индивидуаль­ность, оставившую свой след в культуре. Однако их живописные приемы базируют­ся на технических достижениях импрессио­нистов.

þ Модерн(от фр. Moderne — современный) — обобщенное название стиля конца XIX — начала XX в., сложившегося на основе «де­кадентских» (упаднических) настроений худо­жественной интеллигенции. Синтетический стиль, стремящийся объединить художествен­ные достижения разных регионов и эпох на основе новых технологических приемов. Модерн стремится определять стиль жизни эстетически развитого человека во всем: начиная с облика дома и автомобиля и кончая дизайном книг и предметов быта.

Примеры наиболее ярких явлений основных стилей в зарубежном искусстве XIX в.:

 

стили Произведения по видам искусства
­изобразительное искусство @ литература ¯ музыка
реализм Критический реализм натурализм   Ø Г. Курбе «Мастерская художника», «Дробильщики камня». Ø К. Коро «Крестьянка, пасущая ко­ров у опушки леса». Ø О. Домье Серии карикатур.   Ø Ч. Диккенс «Оливер Твист» и др. романы. Ø О. Бальзак Цикл романов «Чело­веческая комедия». Ø Ги де Мопассан Новеллы. Ø У. Теккерей «Ярмарка тщеславия». Ø Б. Шоу «Пигмалион» и др. пьесы. Ø М. Твен «Приключения Тома Сойе-ра», «Приключения Гекльберри Финна». Ø О'Генри Рассказы. Ø Э. Золя «Чрево Парижа». Ø Г. Флобер «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств». Ø А. Верди Оперы«Тоска», «Травиата». Ø Р. Леонкавалло Опера «Паяцы». Ø Ж. Бизе Опера «Кармен».  
импрессионизм   Ø Э. Мане. «Завтрак на траве», «Флей­тист». Ø П.О. Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари», «Зонтики», «Об­наженная». Ø Э. Дега. «Урок таниев», «Голубые танцовщицы». Ø К. Моне. «Чайки», серия «Руанский собор». Ø О. Роден. «Мыслитель», «Поцелуй».   Ø К. Дебюсси. «Море», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Лунный свет». Ø М. Равель. «Болеро».
Постимпрессионизм   Ø П. Сезанн. «Пьеро и Арлекин». Ø П. Гоген. «Женшина, держашая плод». Ø В. ван Гог. «Ночное кафе», «Крас­ные виноградники в Арле», «Под­солнечники». Ø А. де Тулуз-Лотрек. «Танец в Мулен Руж», «Певица Иветт Гильбер». (Создатель жанра художественного плаката)    
модерн графика и живопись Ø О. Бердслей Книжные и журнальные иллюстрации Ø А. Муха. Театральные плакаты. архитектура Ø Г. Эйфель Башня для Парижской выставки. Ø А. Гауди. Собор в Барселоне. Ø Ш. Бодлер. «Цветы зла» - поэтический сборник. Ø О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея», сказки.  
         

Тема 1.8. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.

Характерные особенности культу­ры XX в.

Ø Влияние двух мировых войн на общественное сознание и тематику художественного творчества.

Ø Изменения социальной среды и потребностей общества под воздействием научно-технического прогресса.

Ø Формирование общемирового единого культурного пространства.

Ø Влияние технического прогресса на появление новых видов и жанров в искусстве и размывание их границ.

Ø Развитие средств массовой коммуникации и как следствие формирование массовой культуры как явления.

Ø Формирование субкультур (возрастных, гендерных и т.п.)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.