Изобразительное искусство Нидерландов XVII в.
Ø Политическое разделение страны на Фландрию, попавшую под власть католической Испании и независимую буржуазную Голландию, где побеждают идеи Реформации, приводит к стилистическому размежеванию.
В искусстве Фландрии доминируют барочные тенденции (Рубенс, Ван Дейк).
В искусстве Голландии ярче проявляется стремление к реализму, господствует система иных ценностей: пафос скромных, но лично завоеванных ценностей.
Появляются и развиваются жанры небольшого по формату натюрморта (завтраки), пейзажа, интерьера, бытового жанра. Авторы этих работ (Ф. Хале, В. Делфтский, А. ван Остаде, Я. Стен, Г. Терборх, Я. ван Рейсдаль, П. Клас, В. Хеда и др.) получают в искусствознании обобщающее определение — малые голландцы.
Творчество Рембрандта— яркое и самобытное явление западноевропейского искусства XVII в.
Исторические предпосылки возникновения идей Просвещения:
Ø Английская буржуазная революция 1688 г. (т.н. «Славная революция»). Английские просветители видят свой долг в закреплении произошедших изменений и воспитании человека в духе буржуазных добродетелей.
Ø Борьба французской аристократии и церкви с «вольнодумством» становится все более жесткой. Французские просветители стремятся к расширению числа единомышленников за счет просвещения всех слоев общества.
Ø Во всех странах Западной Европы все больший вес и значение приобретает «третье сословие» (первое — духовенство, второе — дворянство). Его интересы вступают в резкое противоречие с существующим мировоззрением и эстетическими приоритетами.
Ø Расширение «потребителей» культуры за счет представителей третьего сословия и образованных женщин-аристократок.
Основные философские, социальные и эстетические идеи Просвещения:
ì Вера в разум как движущую силу исторического процесса.
ì Утопизм. Вера в возможность установления идеального общества – «царства Разума».
ì Научный скептицизм.
ì Идея естественного права, проистекающего из природных законов.
ì Энциклопедизм.
ì Вольнодумство, «вольтерьянство» становятся своего рода модой. Философы впервые после эпохи Античности приобретают популярность в обществе.
Разнообразие эстетических стилей и направлений
в художественной культуре Просвещения:
Ø Барокко преображается в жеманный и манерный стиль рококо.
Ø Классицизм накладывает отпечаток на музыку, живопись, в конце столетия трансформируется в стиль ампир («императорский»).
þ Сентиментализм — новое течение, возникшее вследствие разочарования в идеях разума и политических реформ. «Доминантой» человеческой природы сентиментализм объявляет чувство, а не разум. Сентиментализму свойственна идеализация чувств и отношений.
Наиболее известные произведения классицизма в искусстве эпохи просвещения:
виды
искусства
| Основные представители
| @
Литература
| Ø Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
Ø Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»
Ø Ж.Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза», «Эмиль»
Ø А. Прево. «История кавалера де Гриё и Манон Леско»
| ¯
Музыка
| Ø К. Глюк. Свыше 100 опер, среди них «Орфей и Эвридика».
Ø Ф.Й. Гайдн. Симфонии, среди которых «Сотворение мира», «Прощальная».
Ø В.А. Моцарт. Сонаты, симфонии (50 симфонических концертов). Вокальные и вокально-инструментальные произведения: 20 опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»). «Реквием».
| ®
Театр
| Ø П.-О. Бомарше. «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро».
Ø К. Гольдони. «Слуга двух господ», «Трактирщица».
|
Живопись
| Рококо
| Классицизм
| Ø А. Ватто
«Капризница», «Общество в парке», «Актеры французской комедии».
Ø Ж. Фрагонар
«Поцелуйукрадкой».
Ø Ф. Буше
Пасторали, мифологические сиены, «Портрет мадам Помпадур».
| Ø Ж.-Л. Давид
«Клятва Гораииев»,
«Смерть Марата».
Ø Ж. Гудон
скульптурный портрет Вольтера,
Ø У. Хогарт
«Девушка с креветками»,
«Модный брак».
|
Тема 1.7. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА XIX В.
Важнейшие социальные явления, определившие мировоззрение и духовные потребности общества в XIX в.
Ø Начало научно-технической революции. Наука становится причиной новых социальных явлений.
Ø Индустриализация в промышленности и развитие транспортных связей стимулируют.
· рост городов;
· всеобщую грамотность;
· расширение числа женских профессий;
· повышение мобильности населения;
· появление спроса на периодическую печать;
· создание новых, развлекательных жанров искусства, рассчитанных на невзыскательную публику.
Ø Либеральное движение во всех слоях общества делает приоритетными идеи.
· личной свободы;
· свободы творческого самовыражения.
Ø Революционные движения и события 1830-го, 1848-го, 1871-го годов, многочисленные политические партии и объединения привносят в искусство новую проблему:
личность и общество.
Стили и направления западноевропейского и североамериканского искусства XIX в:
þ Ампир(от фр. empire — империя) — стиль позднего классицизма, возникший в период империи Наполеона I. Аля него характерно обращение к древнеримским и древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.). Наиболее ярко проявился в архитектуре Парижа: Вандамская колонна, Пантеон.
þ Академизм -сформировавшийся в рамках классицизма нейтральный, респектабельный «охранительный» стиль искусства, находящегося на службе у государства. Наиболее характерной является живопись Давида: «Клятва Горациев», «Леонид у Фермопил», «Сабинянки».
þ Романтизм.Противопоставляет себя классицизму, а позже и реализму, не только в искусстве, но и как стиль жизни. В основе мировосприятия — ощущение острого разлада между идеалом и действительностью. (см. таблицу во «Введении в историю мировой художественной культуры. Часть II.)
þ Реализм— выдвигает требование объективного подхода к предмету изображения в произведении искусства. Ему свойственен психологизм, обращение к судьбам простых людей, интерес к народно-национальным истокам жизни. В XIX столетии получают развитие два реалистических течения:
þ Критический реализм, видящий основную причину бед и несправедливостей в социальном устройстве общества.
þ Натурализм, стремящийся к бесстрастному наблюдению и фиксации специфических черт того или иного социального слоя.
þ Импрессионизм(от фр. impression — впечатление) — направление в искусстве, гл. обр. в живописи и музыке, стремящееся запечатлеть явления жизни, природу в их постоянной изменчивости, уловить красоту и неповторимость мгновения. Отказываясь от постановки значительных социальных проблем, импрессионисты утверждают эстетическую ценность мимолетных переживаний и впечатлений.
þ Постимпрессионизм— возникает как реакция на «легковесность» импрессионизма. Художники-постимпрессионисты не объединены ни общей программой, ни общим методом живописи. Каждый из них являет собой яркую неповторимую индивидуальность, оставившую свой след в культуре. Однако их живописные приемы базируются на технических достижениях импрессионистов.
þ Модерн(от фр. Moderne — современный) — обобщенное название стиля конца XIX — начала XX в., сложившегося на основе «декадентских» (упаднических) настроений художественной интеллигенции. Синтетический стиль, стремящийся объединить художественные достижения разных регионов и эпох на основе новых технологических приемов. Модерн стремится определять стиль жизни эстетически развитого человека во всем: начиная с облика дома и автомобиля и кончая дизайном книг и предметов быта.
Примеры наиболее ярких явлений основных стилей в зарубежном искусстве XIX в.:
стили
| Произведения по видам искусства
| изобразительное искусство
| @ литература
| ¯ музыка
| реализм
Критический реализм
натурализм
| Ø Г. Курбе
«Мастерская художника», «Дробильщики камня».
Ø К. Коро
«Крестьянка, пасущая коров у опушки леса».
Ø О. Домье
Серии карикатур.
| Ø Ч. Диккенс
«Оливер Твист» и др. романы.
Ø О. Бальзак
Цикл романов «Человеческая комедия».
Ø Ги де Мопассан
Новеллы.
Ø У. Теккерей
«Ярмарка тщеславия».
Ø Б. Шоу
«Пигмалион» и др. пьесы.
Ø М. Твен
«Приключения Тома Сойе-ра», «Приключения Гекльберри Финна».
Ø О'Генри
Рассказы.
Ø Э. Золя
«Чрево Парижа».
Ø Г. Флобер
«Госпожа Бовари», «Воспитание чувств».
| Ø А. Верди
Оперы«Тоска», «Травиата».
Ø Р. Леонкавалло
Опера «Паяцы».
Ø Ж. Бизе
Опера «Кармен».
| импрессионизм
| Ø Э. Мане.
«Завтрак на траве», «Флейтист».
Ø П.О. Ренуар.
«Портрет актрисы Жанны Самари», «Зонтики», «Обнаженная».
Ø Э. Дега.
«Урок таниев», «Голубые танцовщицы».
Ø К. Моне.
«Чайки», серия «Руанский собор».
Ø О. Роден.
«Мыслитель», «Поцелуй».
| | Ø К. Дебюсси.
«Море», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Лунный свет».
Ø М. Равель.
«Болеро».
| Постимпрессионизм
| Ø П. Сезанн.
«Пьеро и Арлекин».
Ø П. Гоген.
«Женшина, держашая плод».
Ø В. ван Гог.
«Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле», «Подсолнечники».
Ø А. де Тулуз-Лотрек.
«Танец в Мулен Руж», «Певица Иветт Гильбер». (Создатель жанра художественного плаката)
| | | модерн
| графика и
живопись
Ø О. Бердслей
Книжные и журнальные иллюстрации
Ø А. Муха.
Театральные плакаты.
| архитектура
Ø Г. Эйфель
Башня для Парижской выставки.
Ø А. Гауди.
Собор в Барселоне.
| Ø Ш. Бодлер.
«Цветы зла» - поэтический сборник.
Ø О. Уайльд.
«Портрет Дориана Грея», сказки.
|
| | | | | |
Тема 1.8. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.
Характерные особенности культуры XX в.
Ø Влияние двух мировых войн на общественное сознание и тематику художественного творчества.
Ø Изменения социальной среды и потребностей общества под воздействием научно-технического прогресса.
Ø Формирование общемирового единого культурного пространства.
Ø Влияние технического прогресса на появление новых видов и жанров в искусстве и размывание их границ.
Ø Развитие средств массовой коммуникации и как следствие формирование массовой культуры как явления.
Ø Формирование субкультур (возрастных, гендерных и т.п.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|