Укрепление и распространение христианства.
Ø В IV в. христианство стало государственной религией в Риме. Столица дряхлеющей Западной Римской империи оставалась наряду с Византией центром христианства.
Ø Укреплению и распространению христианства и оформлению церкви способствовали Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.) Вселенские соборы, на которых были приняты основополагающие положения христианского вероучения, сформулированные в 12 пунктах «Символа веры».
Ø Римский папа, изначально подчинявшийся византийскому патриарху все более тяготится этим. Между восточной и западной ветвями христианства нарастают противоречия, приведшие к их окончательному разделению в 1054г.
Ø Укреплению позиций Римской церкви способствовало отсутствие стабильных централизованных государств в Западной Европы. => Провозглашение духовной власти выше светской.
Ø Христианство, наложившееся на языческие представления германских племен, сформировало идеологию рыцарства, которая в дальнейшем была развита в крестовых походах.
Основные мировоззренческие позиции христианства:
V Идея «творения» мира Богом из ничего по его собственной воле.
V Идея «откровения»: Бог через пророков передал людям свою волю и высшее знание о мире и человеке.
V Вера - не основанная на логических умозаключениях уверенность в реальном существовании области сверхъестественного.
V Изначальная «греховность» человека как следствие грехопадения его прародителей Адама и Евы («первородный грех»)
V Аскетизм (от греч. «упражнение», «подвиг») - отказ от телесных удовольствий ради совершенствования души и освобождения от греховности.
V Молитва как способ обращения к Богу.
V Исповедь – раскаяние в содеянном как единственный способ очиститься от греха
Образование.
ì Школы в V—IХ вв. находились в руках церкви. Целью школ была подготовка священников. Параллельно с этими школами церковь открывала «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры.
ì Во второй половине XI в. в Европе стали появляться светские школы для обучения детей из знатных семей.
ì В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет (от лат. — совокупность, общность).
ì В XII—XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым — университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Преподавание велось на латинском языке, поэтому в любом университете могли обучаться студенты со всей Европы.
Художественное творчество
Художественное творчество средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви.
Изобразительное искусство средневековья представлено в основном иконой, фреской и книжной миниатюрой (иллюстрация рукописных книг).
Ì В искусстве средневековья выделяются два стиля:
| Романский стиль –
раннее средневековье
| Готический стиль –
классическое средневековье
| архитектура
| Стиль периода междоусобных войн =>
=> массивность и тяжеловесность. Основные постройки – замки-крепости, церковные комплексы.
| Стиль периода расцвета городов и обретения ими независимости. Основная постройка – городской собор-долгострой. => Вынос на лицевую сторону собора несущих конструкций.
| Скульптура и живопись
| Плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур при наличии напряженной духовной выразительности.
| Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок. Все было призвано подчеркнуть устремленность вверх.
|
& 5. Литература
1. Героический эпос
| Ø В Германии «Песнь о Нибелунгах».
Ø В Англии «Поэма о Беовульфе».
Ø В Скандинавии: а) «Старшая Эдда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. б) Саги (прозаические произведения), сохранившие память народа о действительных исторических событиях − «Сага об Эрике Рыжем».
| 2. Куртуазный и рыцарский роман
| Ø Франция − «Песнь о Роланде».
Ø Германия − «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах» − литературная обработка.
Ø Испания − «Песнь о моем Сиде».
Ø Англия − «Смерть Артура» Томаса Мэлори, «Ланселот, или рыцарь телеги» Кретьен де Труа.
| 3. Лирическая поэзия
| Воспевала образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь. (В Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции − трубадурами, а на севере страны − труверами).
| 4. Поэзия вагантов
| Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов (от лат. «бродить»), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением нецерковных школ в XII в. и возникает данная субкультура − в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Если любовная лирика трубадуров и пр. относилась к рыцарской культуре, то ваганты – к городской культуре.
|
Театр
®Приблизительно с XI в. во время литургии в храмах стали разыгрываться драматические религиозные сценки, основанные на библейском сюжете, называемые мистериями. В XIII в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Участники представлений были горожане.
®По ходу представления появились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни, которые получили название фарса. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового сатирического, юмористического, зачастую фривольного содержания спектакля, персонажи которого представляли определенные социальные типы.
®Одновременно широкое распространение с XIII в. получает особый жанр драмы в стихах — моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой были олицетворениями добродетелей и пороков.
Тема 5. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Основы мировоззрения эпохи Возрождения:
Ø Возрождение античных представлений софистов и эпикуреистов
«человек есть мера всех вещей» антиаскетизм
Ø Отход от религиозных догматов, не переходящи при этом в атеизм.
Ø Переход от теоцентризма к антропоцентризму.
Ø Гуманизм − философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности личности и ее прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.
Итальянское Возрождение.
период
| Основные представители
| @ литература
| изобразительное искусство
| XIII в. − предвозрождение
| Ø Данте Алигьерри
− «Божественная комедия»
| Ø Джотто − фрески:
− «Житие Франциска Ассизского»,
− «Поцелуй Иуды»
| XIV в. – раннее Возрождение
| Ø Петрарка – сонеты к Лауре
Ø Боккаччо – сборник новелл «Декамерон»
| Ø Сандро Боттичелли
– «Рождение Венеры»,
−»Весна»
| XV в. – высокое Возрождение
|
| Ø Леонардо да Винчи
– «Тайная вечеря»,
− «Джоконда»
Ø Микеланджело Буанаротти
– фрески Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», «Страшный суд»;
− скульптура – «Давид»
Ø Рафаэль Санти
– «Афинская школа»,
− «Сикстинская мадонна»
| XVI в. – позднее Возрождение
|
| Ø Тициан – «Кающаяся Мария Магдалина»
Ø Джорджоне
– «Спящая Венера»,
− «Юдифь».
|
Северное Возрождение.
страна
| Основные представители
| @ литература
| Изобразительное искусство
| Нидерланды (Бельгия и Голландия)
|
Ø Эразм Ротердамский − «Похвала глупости»
| Ø Братья ван Эйки «Большой Гентский алтарь».
Ø Ян Ван Эйк – портрет четы Арнольфини
Ø Иероним Босх – «Стог сена», «Корабль дураков», «Страшный суд»
Ø Питер Брейгель
– «Битва поста и масленицы»,
− «Голландские пословицы»,
− «Падение Икара»,
− цикл «Времена года»
| Франция
| Ø Франсуа Вийон – «Баллада истин наизнанку»
Ø Франсуа Рабле − «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Ø Пьер Ронсар – любовная лирика
Ø Мишель Монтель – «Опыты»
| Ø Жан Фуке
– иллюстрации к «Декамерону»;
− иллюстрации к «Истории Франции»
Ø Школа Фонтенбло − «Нимфа Фонтенбло»
| Англия
| Ø Томас Мор - «Утопия»
Ø Вильям Шекспир
- трагедии «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир»;
- комедии «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»;
- сонеты
|
| Германия
| Ø Мартин Лютер – 95 тезисов против учения официальной церкви
| Ø Гольбейн – портреты двора Генриха XVIII, Иллюстрации к «Похвале глупости»
Ø Дюрер – гравюры:
− «Четыре всадника апокалипсиса»,
− «Всадник, дьявол и смерть»,
− «Меланхолия
|
Культурные результаты Реформации:
& Перевод Библии на национальные языки.
Развитие книжной графики.
¯ Развитие органной музыки и связанных с нею музыкальных форм.
Тема 1.6. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII - XVIII ВЕКОВ
Важнейшие события в общественно-политической и научной сферах, определившие формирование мировоззрения Нового времени.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|