Сделай Сам Свою Работу на 5

Укрепление и распространение христианства.





Ø В IV в. христианство стало государственной религией в Риме. Столица дряхлею­щей Западной Римской империи оставалась наряду с Византией центром христианства.

Ø Укреплению и распространению христианства и оформлению церкви способствовали Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.) Вселенские соборы, на которых были приняты основополагающие положения христиан­ского вероучения, сформулированные в 12 пунктах «Символа веры».

Ø Римский папа, изначально подчинявшийся византийскому патриарху все более тяготится этим. Между восточной и западной ветвями христианства нарастают противоречия, приведшие к их окончательному разделению в 1054г.

Ø Укреплению позиций Римской церкви способствовало отсутствие стабильных централизованных государств в Западной Европы. => Провозглашение духовной власти выше светской.

Ø Христианство, наложившееся на языческие представления германских племен, сформировало идеологию рыцарства, которая в дальнейшем была развита в крестовых походах.

 

Основные мировоззренческие позиции христианства:

V Идея «творения» мира Богом из ничего по его собственной воле.



V Идея «откровения»: Бог через пророков передал людям свою волю и высшее знание о мире и человеке.

V Вера - не основанная на логических умозаключениях уверенность в реальном существовании области сверхъестественного.

V Изначальная «греховность» человека как следствие грехопадения его прародителей Адама и Евы («первородный грех»)

V Аскетизм (от греч. «упражнение», «подвиг») - отказ от телесных удовольствий ради совершенствования души и освобождения от греховности.

V Молитва как способ обращения к Богу.

V Исповедь – раскаяние в содеянном как единственный способ очиститься от греха

Образование.

ì Школы в V—IХ вв. находились в руках церкви. Целью школ была подготовка священников. Параллельно с этими школами цер­ковь открывала «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначен­ные для церковной карьеры.

ì Во второй половине XI в. в Европе стали появ­ляться светские школы для обучения детей из знатных семей.

ì В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет (от лат. — совокупность, общность).



ì В XII—XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Евро­пы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым — универ­ситет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Па­риже (1160). Преподава­ние велось на латинском языке, поэтому в любом университете могли обучаться студенты со всей Европы.

Художественное творчество

­ Художественное творчество средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви.

­ Изобразительное искусство средневековья представлено в основном иконой, фреской и книжной миниатюрой (иллюстрация рукописных книг).

Ì В искусстве средневековья выделяются два стиля:

  Романский стиль – раннее средневековье Готический стиль – классическое средневековье
архитектура   Стиль периода междоусобных войн => => массивность и тяжеловесность. Основные постройки – замки-крепости, церковные комплексы. Стиль периода расцвета городов и обретения ими независимости. Основная постройка – городской собор-долгострой. => Вынос на лицевую сторону собора несущих конструкций.
Скульптура и живопись Плоскостное двух­мерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изобра­жении фигур при наличии напряженной духовной выразительности. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реа­листичным, богаче палитра красок. Все было призвано подчеркнуть устремленность вверх.

 

& 5. Литература

1. Героический эпос   Ø В Германии «Песнь о Нибелунгах». Ø В Англии «Поэма о Беовульфе». Ø В Скандинавии: а) «Старшая Эдда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. б) Саги (прозаические произведения), сохранившие память народа о действительных исторических событиях − «Сага об Эрике Рыжем».
2. Куртуазный и рыцарский роман Ø Фран­ция − «Песнь о Роланде». Ø Германия − «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах» − литературная обработка. Ø Испания − «Песнь о моем Сиде». Ø Англия − «Смерть Артура» Томаса Мэлори, «Ланселот, или рыцарь телеги» Кретьен де Труа.
3. Лирическая поэзия Воспевала образцы верности даме серд­ца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с рис­ком для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую лю­бовь. (В Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции − трубадурами, а на севере страны − труверами).
4. Поэзия вагантов Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов (от лат. «бродить»), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением нецерковных школ в XII в. и возни­кает данная субкультура − в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Если любовная лирика трубадуров и пр. относилась к рыцарской культуре, то ваганты – к городской культуре.

 



Театр

®Приблизительно с XI в. во время ли­тургии в храмах стали разыгрываться драматические ре­лигиозные сценки, основанные на библейском сюжете, называемые мистери­ями. В XIII в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Учас­тники представлений были горожане.

®По ходу представления появились раз­личные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни, которые получили название фарса. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового сатирического, юмористического, зачастую фриволь­ного содержания спектакля, персонажи которого представляли определенные социальные типы.

®Одновременно широкое распространение с XIII в. получает особый жанр драмы в стихах — моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой были олицетворениями добродетелей и пороков.

Тема 5. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Основы мировоззрения эпохи Возрождения:

 

       
   


Ø Возрождение античных представлений софистов и эпикуреистов

«человек есть мера всех вещей» антиаскетизм

Ø Отход от религиозных догматов, не переходящи при этом в атеизм.

Ø Переход от теоцентризма к антропоцентризму.

Ø Гуманизм − философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности личности и ее прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.

Итальянское Возрождение.

период Основные представители
@ литература ­изобразительное искусство
XIII в. − предвозрождение Ø Данте Алигьерри − «Божественная комедия» Ø Джотто − фрески: − «Житие Франциска Ассизского», − «Поцелуй Иуды»
XIV в. – раннее Возрождение Ø Петрарка – сонеты к Лауре Ø Боккаччо – сборник новелл «Декамерон» Ø Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры», −»Весна»
XV в. – высокое Возрождение   Ø Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря», − «Джоконда» Ø Микеланджело Буанаротти – фрески Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», «Страшный суд»; − скульптура – «Давид» Ø Рафаэль Санти – «Афинская школа», − «Сикстинская мадонна»
XVI в. – позднее Возрождение   Ø Тициан – «Кающаяся Мария Магдалина» Ø Джорджоне – «Спящая Венера», − «Юдифь».

 

 

Северное Возрождение.

страна Основные представители
@ литература ­Изобразительное искусство
Нидерланды (Бельгия и Голландия)   Ø Эразм Ротердамский − «Похвала глупости» Ø Братья ван Эйки «Большой Гентский алтарь». Ø Ян Ван Эйк – портрет четы Арнольфини Ø Иероним Босх – «Стог сена», «Корабль дураков», «Страшный суд» Ø Питер Брейгель – «Битва поста и масленицы», − «Голландские пословицы», − «Падение Икара», − цикл «Времена года»
Франция Ø Франсуа Вийон – «Баллада истин наизнанку» Ø Франсуа Рабле − «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ø Пьер Ронсар – любовная лирика Ø Мишель Монтель – «Опыты» Ø Жан Фуке – иллюстрации к «Декамерону»; − иллюстрации к «Истории Франции» Ø Школа Фонтенбло − «Нимфа Фонтенбло»
Англия Ø Томас Мор - «Утопия» Ø Вильям Шекспир - трагедии «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир»; - комедии «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»; - сонеты  
Германия Ø Мартин Лютер – 95 тезисов против учения официальной церкви Ø Гольбейн – портреты двора Генриха XVIII, Иллюстрации к «Похвале глупости» Ø Дюрер – гравюры: − «Четыре всадника апокалипсиса», − «Всадник, дьявол и смерть», − «Меланхолия

 

Культурные результаты Реформации:

& Перевод Библии на национальные языки.

ŸРазвитие книжной графики.

¯ Развитие органной музыки и связанных с нею музыкальных форм.


Тема 1.6. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII - XVIII ВЕКОВ

Важнейшие события в общественно-политичес­кой и научной сферах, определившие форми­рование мировоззрения Нового времени.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.