Сделай Сам Свою Работу на 5

Мета-тактика работы с инконгруэнтностью





Когда человек инконгруэнтен в своем поведении, это значит, что он располагает несколькими моделями своего мира. Для психотерапевта эта информация очень важна. Немедленное признание инконгруэнтности пациента и ис­пользование ее в качестве основы и изменения в направле­ниях, желанных для пациента, представляют собой мощ­ный инструмент психотерапевтического вмешательства. Так как инконгруэнтные пара-сообщения свидетельству­ют о наличии в пациенте противоречивых моделей мира, I. общая задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту 8 создании новой модели мира, в которой две ранее конфликтующие модели будут работать легко и ко­ординирование взаимодействовать друг с другом, предоставляя в распоряжение пациента все богатство выборов, имеющихся в обеих предыдущих моделях. Другими словами, психотерапевт работает над тем, чтобы помочь пациенту занять мета-позицию, то есть создать карту мира, включающую в себя обе ранее противоречащие друг другу, модели. Таким образом, у пациента в этой области появляется новое желанное для него поле возможных выборов. Чтобы легче было организовать собственный опыт, процесс оказания помощи пациенту в достижении мета-позиций можно разбить на три фазы:



(1) Идентификация инконгруэнтности (противоречи­вых сообщений).

(2) Сортировка пара-сообщений

(3) Интеграция рассортированных пара-сообщений Иначе процесс оказания помощи пациенту в достижении мета-позиции можно описать в терминах изменения коммуникации пациента во времени. Тут мы также научились различать три фазы этого процесса:

1. Коммуникация пациента инконгруэнтна — он стре­мится симультанно предъявлять пара-сообщения, исходящие от нескольких несовместимых между собой моделей.

2. Коммуникация пациента конгруэнтна в каждый момент времени: он пытается предъявлять пара-сообщения в нескольких несовместимых моделей мира секвенциально.

3. Коммуникация пациента конгруэнтна как симультативно, так и секвенциально. Он занял мета-позицию и в итоге располагает единой координированной картой, кото­рой он руководствуется в своем поведении.

Таким образом, процесс достижения мета-позиций представляет собой глобальную стратегию работы с инконгруэнтностями пациента, в результате которой источник боли и скованности превращается в ресурсы роста энергии и жизненной силы. Исходя из предложенного выше анали­за процесса, достижения мета-позиции за три фазы, мы опишем последовательно одну фазу за другой — мета-тактику работы с инконгруэнтностью.



МЕТА-ТАКТИКА ДЛЯ ФАЗЫ I

В первой фазе задача психотерапевта состоит в том, чтобы идентифицировать ин конгруэнтность в коммуника­ции пациента. Мета-тактика фазы 1 описывается следую­щим образом:

 

МЕТА-ТАКТИКА ДЛЯ ФАЗЫ

(инконгруэнтность)

Сравнить пара-сообщения:

Здесь психотерапевт пользуется всеми своими вход­ными каналами, отличая то, что он видит, от того, что он слышит, ) от того, что он чувствует. Осуществляя вначале различение информации, поступающей к нему через каж­дый из имеющихся у него входных каналов, психотерапевт выполняет несколько вещей. Теперь он гарантирован от инконгрузнтности в своей собственной коммуникации в ответ на инконгруэнтность пациента. Он избегает опасно­сти поддаться чувству подавленности, ощутить на себе груз чужих переживаний (распространенный результат визуально-кинестетической и аудиально-кинестетической инконгруэнтностей коммуникации), сохраняя свободу для творческих действий. Кроме того, проводя эти наличия, он создаст основу для сравнения пара-сообщений, предъявля­емых ему пациентом, и проверки коммуникации пациента на инконгруэнтность.

МЕТА -ТАКТИКА 2 ДЛЯ ФАЗЫ 1 (инконгруэнтность)

НО — Пациент в разговоре с психотерапевтом часто произносит утверждения, в которых заявляет о том, что ему чего-то хочется. Это утверждение общей формы:



хочу желаю хотел бы

иметь сделать

Я

 

Психотерапевт может ускорить процесс идентифика­ции инконгруэнтностей в пациенте, если, услышав утвер­ждение этой общей формы, он наклонится к пациенту и скажет: " ...но...

Пациент продолжит первоначально начатое утвержде­ние и выскажет вторую половину предложения (часть сле­дующего после слова “но”). Полученный таким образом вербальный материал может использоваться психотера­певтом в соответствии с подробными указаниями “Струк­туры магии Ь. В данном контексте важно то, что, когда пациент заканчивает это предложение, его пара-сообще­ния радикальным образом смещены по сравнению с теми пара-сообщениями, которые он предъявил в первой поло­вине предложения. В результате психотерапевт располага­ет набором противоречивых пара-сообщений, которые можно использовать в качестве отправной точки процесса изменения.

МЕТА-ТАКТИКА 3 ДЛЯ ФАЗЫ 1 (инконгруэнтность) Мета-вопрос

Эта тактика обычно применяется после того, как паци­ент выразил по отношению к какой-либо части своего опы­та какое-либо сильное чувство. Например: Я просто впа­даю в бешенство из-за того, что она не обращает внимания на то. что я говорю! Тут психотерапевт наклоняется к пациенту говорит:

...а что вы чувствуете относительно чувства бешенства по этому поводу?

Ответ пациента на этот вопрос дает в распоряжение психотерапевта вербальный материал, который следует проверить согласно Метамодели на психотерапевтиче­скую правильность.

С точки зрения целей, рассматриваемых в данном кон­тексте, важнее то, что набор пара-сообщений, предъявляе­мых пациентом при ответе на этот вопрос, можно сравнить с набором пара-сообщений, предъявляемых им при произ­несении первого утверждения.

МЕТА-ТАКТИКА 4 ДЛЯ ФАЗЫ 1

Проверка пара-сообщений правой и левой половины тела

Один из важнейших способов распознавания инконгруэнтностей в коммуникации пациента основывается на том обстоятельстве, что каждое из двух полушарий голо­вного мозга человека контролирует свою половину тела (противоположную), Проверяя визуально на инконгруэнтность лицо пациента (например, на размер глаз и их рас­положение на соответствующей половине лица, форму губ, мышечный тонус и т.п.), положение рук и их движе­ние, психотерапевт обнаружит инконгруэнтности в пара-сообщениях, выражаемых двумя половинами тела. Аудиально психотерапевт может сопоставить в речи пациента тон голоса и его синтаксис высказывания. Эти различия позволяют психотерапевту выявить инконгруэнтности.

Четыре вышеописанные фазы 1 не исчерпывают собой всех техник, которыми мы в качестве психотерапевта мо­жем воспользоваться в своей работе по оказанию людям помощи. Мы надеемся, что они послужат вам лишь отправ­ной точкой, исходя из которой вы сможете разрабатывать собственные способы быстрой и эффективной работы с людьми, приходящими к вам за помощью, стремящимися сделать свою жизнь богаче, наполнять ее новой энергией. МЕТА-ТАКТИКА ДЛЯ ФАЗЫ 2.

В фазе 2 задача психотерапевта состоит в том, чтобы рассортировать противоречивые пара-сообщения пациента на полностью выраженные конгруэнтные части или по­лярности. Другими словами, одновременно выраженные противоречивые модели мира, идентифицированные им в коммуникации пациента, следует преобразовать в две (или II в случае частей) полностью представленные части, которые выражены конгруэнтно одновременно и инконгруэнтно последовательно.

МЕТА-ТАКТИКА 1 ДЛЯ ФАЗЫ 2

(инконгруэнтность) Режиссер театра или кино

Здесь психотерапевт использует все свои входные ка­налы для репрезентации пара-сообщений, предъявляемых пациентом — стремясь добиться от пациента максимально убедительного исполнения, то есть исполнения, в котором все выходные каналы пациента выражают одни и те же или непротиворечивые пара-сообщения — он работает как ре­жиссер театра или кино.

МЕТА -ТАКТИКА 2 ДЛЯ ФАЗЫ 2

(инконгруэнтность) Пространственная сортировка

Идентифицировать полярности, выражающие проти­воречивые модели мира пациента, с тем, чтобы психотера­певт располагал одной из полярностей на одном стуле, а второй — на другом. Это помогает как пациенту, так и психотерапевту отделить друг от друга различные поведе­ния, подходящие для различных частей пациента. МЕТА-ТАКТИКА 3 ДЛЯ ФАЗЫ 2

( инконгруэнтность)

Сортировка с помощью фантазирования Чтобы помочь пациенту в полном выражении своих полярностей, психотерапевт обычно применяет технику Направленной Фантазии (см. “Структуру магии I” гл.6). Предлагая пациенту описывать одну за другой воображае­мые визуальные репрезентации каждой из полярностей, психотерапевт получает возможность проверять на инконгруэнтность как описанные характеристики вымышленно­го образа, так и пара-сообщения, предъявляемые пациен­том во время в процессе своих вымыслов.

МЕТА-ТАКТИКА 4 ДЛЯ ФАЗЫ 2

(инконгруэнтность) Психо-драматическая сортировка Идентифицировав полярности, с которыми он намерен работать, психотерапевт выбирает двух членов группы для исполнения этих полярностей. Это значит, что каждый из членов группы берет на себя представление всех пара-со­общений, конгруэнтных в представляемой им полярности. Обычно психотерапевт поручает пациенту роль режиссе­ра, который инструктирует каждого из членов группы о том, как можно наиболее убедительно (конгруэнтно) ис­полнить свою роль.

МЕТА -ТАКТИКА 5 ДЛЯ ФАЗЫ 2

(инконгруэнтность)

Сортировка по репрезентативным системам Во время последовательного во времени выражения па­циентом каждой из своих полярностей психотерапевт об­ращает внимание на предикаты, позволяющие идентифи­цировать различные репрезентативные системы. Системно изменяя свои собственные предикаты в соответствии со способом выражения каждой из полярностей, психотера­певт может ускорить отделение друг от друга полярностей по четко различным репрезентативным системам, что яв­ляется одним из условии правильной сортировки, предше­ствующей началу фазы интеграции.

МЕТА -ТАКТИКА 6 ДЛЯ ФАЗЫ 2

(инконгруэнтность) Сортировка по категориям В.Сейтер Психотерапевт проводит специальную проверку, стре­мясь к тому, чтобы с каждой из полярностей пациента была связана особая категория В.Сейтер. Одна из характер­ных особенностей хорошей сортировки, которая предшест­вует интеграции, — это отсутствие наложения Сейтер-категории одной на другую.

Представляя читателю эти мета-тактики, применяе­мые нами на фазе 2, мы не стремились дать полный список всех методик, которые, по нашему мнению, полезны и эф­фективны для устранения тупиковых ситуаций в поведе­нии пациента. Рекомендуем вам самим разрабатывать но­вые приемы в дополнение к тем, что описаны нами выше.

Существует и еще один способ применения принципов мета-техники в данной фазе, который доказал свою цен­ность в психотерапевтической практике. Если рассмот­реть, что представляет собой результат, полученный при использовании каждой из четырех начальных мета-техник данной фазы, то мы увидим, что он состоит в том, что пациент оказывается рассортирован на две отдельные кон­груэнтные полярности. Две последних мета-техники мож­но считать условиями, налагаемыми на две полярности, рассортированные посредством первых четырех мета-тех­ник, причем рассматривать эти две техники следует в свя­зи друг с другом (Например, категорию Бламера вместе с репрезентативной системой, а не Бламера вместе с кине­стетической репрезентативной системой). В совокупности они определяют два условия, которых достаточно для того, чтобы пациент благодаря им в результате интеграции за­нял мота-позицию. Конкретно, психотерапевт знает, что фазу 2 можно считать завершенной, как только два этих условия по отношению к коммуникации оказываются со­блюдены, то есть как только каждая из полярностей паци­ента: а) конгруэнтно выражена последовательно во време­ни;

б) сортировка по репрезентативным системам и Сейтер-категориям удовлетворяет требованиям правильности:

Репрезентативная система визуальная кинестетическая аудиальная

Сейтер-категория Бламер 2 Плакатер 1 Компьютер 3

 

МЕТА-ТАКТИКА ДЛЯ ФАЗЫ 3

В фазе 3 условия психотерапевта направлены на то, чтобы помочь пациенту преобразовать секвенциально инконгруэнтные полярности в одну объединенную модель,

дающую в распоряжение пациента все богатство выборов, к которому он стремился в данной области своего Поведе­ния. Именно в этой фазе пациент занимает мета-позицию. МЕТА -ТАКТИКА I ДЛЯ ФАЗЫ 3 (инконгруэнтность) Контакт

Здесь психотерапевт стремится к созданию контакта между двумя хорошо выраженными и хорошо отсортиро­ванными полярностями. После всего, поскольку одно из условий правильной сортировки в фазе 2 состоит в том, что полярности должны иметь разные репрезентативные сис­темы, психотерапевт выбирает такую репрезентативную систему или системы, в которой полярности под влиянием пациента могут вступать во взаимный контакт.

Во-вторых, для того, чтобы полярности пациента всту­пили в контакт, они должны быть представлены одновре­менно. Здесь определенное влияние будет оказывать то, каким именно образом осуществлялась сортировка в фазе 2. Если, например, применялась психодраматическая сор­тировка, то контакт между полярностями может осуществ­ляться либо в аудиальной, либо в визуальной репрезента­тивной системе. Если при сортировке психотерапевт пред­почел не использовать других людей (в случае, например, пространственной сортировки), аудиальную репрезента­тивную систему применять было бы нецелесообразно, по­скольку она характеризуется временной протяженностью, лучшие результаты дает в подобных случаях визуальная система репрезентаций (воображаемых, внутренних, на­глядных образов). Это второе условие — одновременность или симультанность — определяется относительно приме­няемой единицы измерения времени. Несомненно, что когда-нибудь в будущем в результате нейрофизиологических исследований удастся получить данные относительно оптимального времени ” терминах периодов невосприим­чивости. В своей работе над полярностями Перле, напри­мер, иногда помогал пациенту добиться интеграции, за­ставляя его быстро переходить с одного стула на другой и обратно, то есть быстро чередуя полярности. Предельным случаем этой техники является одновременная репрезентация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.