Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы социальной справедливости в налогооблажении.





При построении налоговой системы государство старается сделать ее максимально справедливой в глазах большинства граждан. При этом используются следующие принципы:

1.Принцип горизонтального равенства, согласно которому равные доходы, получаемые из разных источников должны облагаться равным налогом ( в России данный принцип не соблюдается: прибыль и заработная плата облагаются по-разному).

2.Принцип вертикального равенства (принцип платежеспособности), согласно которому больший доход должен облагаться большим налогом (пропорциональная и прогрессивная система налогообложения).

3.Обложение по получаемым благам, согласно этому налог должен платить тот, кто пользуется благом, созданным на доходы от этого налога (дорожный или транспортный налог). Данный принцип внутренне противоречив: нельзя заставить платить налог лицо, получающее пособие по малообеспечиванию.

Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги представляют непосредственное изъятие части дохода, т.е. в прямых налогах существует указание на объект и субъект налогообложения. Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг, включая НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. В этих налогах отсутствует прямое указание на субъект и объект налогообложения.



Тесно связано с проблемой справедливости налогообложения является и налоговое бремя. Оно может исчисляться как для всей страны, так и для отдельного хозяйствующего субъекта.

На мактоуровне налоговое бремя отражается как отношение общей суммы взимаемых налогов в величине ВВП. Этот показатель говорит о том, какая масса произведенного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В развитых странах этот показатель равен 40-45%.

Для конкретного предприятия налоговое бремя показывает долю совокупного дохода, который отчуждается в бюджет. Определяется этот показатель как отношение суммы всех платежей к объему реализации (оборота). Для разных предприятий этот показатель различен.

В экономической теории известна взаимосвязь между уровнем изъятия и величиной поступления в бюджет. Американский экономист А. Лаффер построил прямую, выяснив взаимосвязь показателей.



Современная налоговая система развитых стран содержит большое количество налогов.Структура налогов зависит от государственного устройства.

В унитарных государствах налоговая система состоит из 2 звеньев: государственных и местных налогов. А в федеративных из 3 звеньев: государственные (федеральные) налоги, налоги, закреплённые за бюджетами субъектов федерации, местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие поступления в бюджет закреплены за государственным бюджетом. К ним относятся налог на прибыль корпорации, подоходный налог с населения, НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Налоговая система РФ на этапе перехода к рыночной экономике.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств в федеральный бюджет.

Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, что состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.



Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет может обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начнут работать лишь в более или менее отдаленном будущем.

Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников просто нет.

Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Результатом первого этапа налоговой реформы явилось принятие Налогового Кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.

В НК РФ провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например следующие:

- законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципов справедливости;

- налоги не могут иметь дискриминационный характер;

- налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

- не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств в пределах территории РФ;

- законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика.

К положительным результатам первого этапа налоговой реформы можно отнести формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.

Внебюджетные фонды.

Основной формой организации финансовых ресурсов в стране выступают государственный и местные бюджеты, но ряд факторов обуславливают целесообразность параллельного исполнения и другой формы фондов: внебюджетных фондов.

Ограниченность финансовых ресурсов в каждый момент времени вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики.

Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств, благодаря не закреплению доходов за конкретными видами расходов. Но нельзя допускать излишнего перелива средств по статьям расхода. Это касается социальных потребностей, т.к. всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели. Важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевую направленность и использование поступающих средств. Решение этой задачи может быть достигнуто двумя способами:

1.Выделение из государственного или местного бюджета определенной целевой части (дорожный, земельный, экологический целевые фонды).

2.Образованием по решению соответствующего органа власти нового внебюджетного фонда с конкретным назначением.

Возможность создания внебюджетных целевых фондов была предусмотрена принятым в октябре 1991 года законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ». Источником формирования средств этих фондов является, главным образом, обязательные платежи. Сейчас это отчисления от ЕСН (единый социальный налог).

Кроме того, процентные доходы от размещения временно свободных средств в кредитных организациях и от покупки ценных бумаг, добровольные взносы физических или юридических лиц, а так же бюджетные средства.

В развитых странах подобная форма финансирования государственных расходов распространении достаточно широко. В развитых странах число таких фондов колеблется от 30 до 90.

На федеральном уровне к государственным внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд. Эти фонды представляют самостоятельные государственные финансовые учреждения, выполняющие свои функции по аккумуляции и целевому расходованию государственных средств, не входящих в государственный бюджет.

Фонды имеют право создавать свои региональные отделения, не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, создавать другие организации и использовать средства не по целевому назначению. Государственные внебюджетные фонды РФ не отвечают по обязательствам государства.

Правом создавать внебюджетные фонды обладают региональные и местные органы власти.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.