Сделай Сам Свою Работу на 5

Объективные предпосылки и возможности использования финансов в воспроизводственном процессе.





Сущность финансов и признаки.

Финансы появились вместе с возникновением государства, с целью создания материальной основы для выполнения им своих функций в политической, экономической, социальной областях.

В докапиталистический период развития общества финансы носили преимущественно натуральный характер (сборы, подати, выполнение повинностей и т.д.).

В настоящее время, так как товарно-денежные отношения приобрели глобальный характер, финансы носят денежный характер и связаны с создание денежных фондов.

Первый признак финансовый отношений – денежный характер.

Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность 4х фаз:

1.производство;

2.распределение;

3.обмен;

4.потребление.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей фазах воспроизводственного процесса. Но характер движения денег существенно различается. На второй фазе движение стоимости в денежной форме происходит в отрыве от движения товаров и услуг и характеризуется либо отчуждением, либо их обособлением в рамках денежных фондов различного целевого назначения без смены владельца. В обмене распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товар или услугу, т.е. совершается акт купли- продажи.



На второй стадии происходит одностороннее движение денег без встречного эквивалента, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной или в услуговой.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства – это распределение, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и по субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Второй признак финансовых отношений – это их распределительный характер.

Третий признак финансов – это их неэквивалентный характер.

Некоторый авторы называют в качестве четвертого признака финансов – государственный принудительный характер финансовый отношений. Это не совсем корректно. В отношении публичный финансов это справедливо. А в отношении финансов предприятий и финансов домашних хозяйств этот признак работает частично.



Признаки финансовых отношений:

· денежный характер;

· распределительный характер;

· неэквивалентный характер;

· и частично государственно-принудительный.

Финансы – это совокупность экономических преимущественно денежных отношений, связанных с образование, распределением и использованием фондов денежных средств в процессах распределения и перераспределения ВНП и НД.

Финансы делятся на два уровня:

1.государственные финансы;

2.финансы хозяйствующих субъектов.

В рыночной экономике финансы частных предприятий и организаций отделены от государства, имеют обособленный характер, но государство через различные рычаги, стимулы, санкции может эффективно влиять на финансы частных предприятий.

Финансовая система, принципы построения финансовой системы.

Финансовые отношения строятся между государством и юридическими и физическими лицами; между юридическими и физическими лицами; между юридическими лицами; между отдельными государствами.

Субъектами финансовых отношений являются все предприятия и организации всех форм собственности; финансово-кредитные учреждения (пенсионные фонды, благотворительные фонды, доверительные фонды, страховые организации и т.д.); кредитные учреждения (банки, ломбарды и т.д.); финансовые учреждения; органы государственной власти.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения (схема 1).

Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государство с помощью различных финансово-кредитных рычагов может эффективно перераспределить денежные потоки между блоками и звеньями в финансовой системе, руководствуясь своими приоритетами.



Первый блок играет ведущую роль, т.к. эти финансы обслуживают процесс производства совокупного продукта.

Страхование обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса и возмещение убытков (физических и юридических лиц).

Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны.

Существует два принципа построения финансовой системы:

1.принцип демократического централизма;

2.принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика).

Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение и т.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования).

Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны.

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

           
 
Финансы предприятий, организаций.
 
Страхование
 
Государственные финансы
 
 

 

 


Функции финансов.

Сущность финансов полнее всего раскрываются через их функции:

1.Аккумуляция денежных средств и создание денежных фондов.

2.Распределение и использование денежных средств. Распределение НД заключается в формировании первичных (основных) доходов, к которым относятся доходы занятых в материальном производстве: прибыль и зарплата. Далее НД подвергается перераспределению, и формируются вторичные производственные доходы в отраслях непроизводственной сферы. Распределение отхватывает собой все уровни и звенья народного хозяйства, т.е. федеративный, региональный, местный уровни по территориям; внутри отраслей; между отраслями - производственными и непроизводственными и т.д. (Мы финансируемся из федерального бюджета)

3.Воспроизводственная функция. Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом. При этом они активно воздействуют на все его стадии, прежде всего, на предприятии с помощью формирования фондов на реновацию (полное восстановление), обеспечивается восстановление (возмещение) стоимости расходных средств производства, образуются доходы в различных формах. Этим обеспечивается воспроизводство на микроуровне. На макроуровне в зависимости от типа экономической системы государство в той или иной степени регулирует воспроизводство в целом народного хозяйства. Если в командной экономике государство через бюджеты всех уровней финансирует все воспроизводственные процессы на любом уровне, то в рыночной экономике воспроизводство в основном осуществляется на саморегулируемой основе, и лишь частично через разработку целевых государственных программ государство пытается реализовать какие-то свои приоритеты. При чем в целевых программах роль прямого бюджетного финансирования не велика по сравнению с косвенными экономическими мерами воздействия.

4.Контрольная функция. Финансы, связанные с движением стоимости общего продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы и фонды отображать производственный процесс в целом и различные его фазы (финансы являются удобным инструментом). Следовательно, финансы способны постоянно «сигнализировать» о разных неполадках, отклонениях в ходе воспроизводственного процесса. Отсюда и возникает сама возможность контроля. Финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания налогов, других видов поступления в бюджеты, за соблюдением пропорций, за определение налоговой базы, за использованием льгот, сроками поступлений и т.д. При расходовании фондов контролируется эффективность использования средств и их целевая направленность.

5.Регулирующая функция. Государство через финансовые рычаги (налоги, ставки сборов, пошлины, формы расчета через налоги и т.д.) воздействует на деятельность предприятий и отраслей в стимулирующем или в запретительном отношениях.

 

Объективные предпосылки и возможности использования финансов в воспроизводственном процессе.

Финансы представляют собой особую категорию, и в этом смысле они присутствуют в любой экономике, в любом государстве. Но хотя финансы и объективны, в них присутствует и субъективный элемент. Строят финансовые отношения люди. В этом как раз и заложена возможность использования финансов в процессах экономического развития. От научной объективности, от искусства наших законодателей, финансистов зависит на сколько финансы будут соответствовать интересам всех хозяйствующих субъектов общества (государство, предприятия, организации, домохозяйства).

Как экономический субъект хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное воспроизводство. Количественное влияние характеризуется масштабами и пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние – воздействием финансов на материальные интересы участников рыночных воспроизводственных процессов. Это происходит через формы организации финансовых отношений (направленность налогообложения на собственность, а не на деятельность).

В условиях командной экономике государство практически не использует количественные и качественные методы воздействия на процессы воспроизводства, т.к. финансовые ресурсы, полностью изымались государством и не распределялись в соотношении с государственными планами. А централизованное распределение и прямое бюджетное финансирование развивало мошенничество и безответственность в использовании финансовых ресурсов.

В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве выделяют три основных направления финансового воздействия на процессы общего развития:

1.Финансовое обеспечение потребителей расширенного воспроизводства.

2.Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

3.Финансовое стимулирование и повышение эффективности производства.

Все эти направления могут быть успешно реализованы при условии покрытия производственных затрат финансовыми ресурсами.

2.Метод страхования – финансовые резервы создаются специальными страховыми организациями.

3.Бюджетный метод государственного страхования – часть финансовых резервов создается в форме бюджетных страховых фондов.

Наиболее целесообразным и экономически выгодным является образование резервов 2 м 3 способами, т.к. при этом достигается более высокая оборотность резервируемых средств (т.к. самострахование – это создание собственных резервных фондов – а это «мертвый груз»).

 

Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы аккумулируются субъектами хозяйствования и государством. Это основной денежный источник расширенного воспроизводства.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы валютного национально производства ВНП, но основным источником является национальный доход и главным образом та его часть, которая представлена ЧД, т.е. без затраты на предприятии ЧД, - это прибыль.

Финансовые ресурсы формируются фактически за счет части национального богатства, вовлеченного в хозяйственный оборот, переходящих остатков бюджетных средств, обращенных на покрытие затрат текущего года, резервных фондов охранных организаций, средства от продажи части золотовалютных запасов страны, выручки от реализации имущества (государственного и муниципального), средства от приватизации и т.д.

Существенным источником финансовых ресурсов являются доходы от внешнеэкономической деятельности и нашей собственности зарубежном.

Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства – это кредиты банков, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, облигаций и т.д.

Основой финансовых ресурсов является прибыль, различные виды налогов, амортизационные отчисления, страховые фонды и т.д.

Финансовые ресурсы прежде всего нужны субъектам хозяйствования, у них формируется децентрализованные финансовые ресурсы. Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, на финансирование научно-технологических разработок, на социальную сферу, экологические предприятия и т.д.

Децентрализованные финансовые ресурсы обеспечивают процесс воспроизводства на микроуровне. Потребности воспроизводства на макроуровне обеспечивается за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их испытания являются бюджетные и внебюджетные фонды. Средства этих фондов направляются на управление, оборону, на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия и т.д.

Всю историю командной экономики состояние финансовых ресурсов в стране отличалось крайнем дефицитом. Это явилось следствием незаинтересованности хозяйственных субъектов в их наращивании.

Основной путь решения проблеме дефицита финансовых ресурсов в настоящее время видится на пути перехода к рыночным механизмам хозяйствования. Переход на эти механизмы позволяет в корне изменить подходы к изысканию, образованию и направлениям использования денежных средств. Становится возможным увеличивать резервы роста собственных финансовых ресурсов за счет увеличения прибыли, использование ускоренной амортизации, снижение издержек.

Осуществление финансового ресурсного воспроизводственного процесса может осуществляться в трех формах:

1.Самофинансирование – оно основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования.

2.Кредитование – этот способ финансового обеспечения, при котором расходы субъектов покрывается за счет кредита в банке или привлекаемых средств с помощью выпуска ценных бумаг.

3.Государственное финансирование – оно производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

Для рынка характерны первые два способа, а третий способ используется, как правило, на тех предприятиях, которые работают в рамках целевых программ, или на государственных предприятиях.

С целью обеспечения непрерывности общественного воспроизводства большое значение имеют создаваемые каждым субъектом хозяйствования и государством различные уровни бюджетной системы, резервные страховые фонды.

Финансовые резервы так же создаются в трех формах:

1.Метод самострахования – собственные резервы создаются за счет собственных финансовых резервов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.