Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. Хронология в изучении истории.





Хронология в школе. Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность. Хронология - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Эта отрасль науки создает ту основу, на которой базируется школьная хронология.

В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.

Цель изучения хронологии в школе - показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летосчисления. Цель определяет задачи: обеспечивать в сознании учеников правильное отражение исторического времени; способствовать развитию их временных пред­ставлений; помочь усвоению важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра).



В школьном обучении истории даты условно подразделяют, исходя из их значимости, на основные и опорные. Основные даты связаны с главными фактами, например: первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380). Опорные даты способствуют временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Так, по отношению к основной дате (1380) опорными будут 1382 г. (поход Тохтамыша на Москву) и 1389 г. (начало правления Василия I). По внешнему признаку выделяют даты событий (год) и округленные даты процессов (век, часть века, десятилетия).



Приемы изучения и запоминания

Приемы изучения хронологии. С большим трудом младшие школьники воспринимают протяженность событий и их размещение во времени. Измерение времени для них намного сложнее, чем измерение пространства (здесь они имеют некоторый опыт: далеко и близко; так близко, как дойти до школы, и т.д.). А вот ориентиров для определения длительности исторических периодов у них нет.

Учитель помогает ученикам уяснить, как люди измеряют время. Им хорошо известна такая единица измерения времени, как год. Теперь им нужно осознать продолжительность года. Для этого учитель проводит беседу, выясняя, какие события ученики помнят из прошедшего года, что изменилось в жизни их семьи за это время. Затем он подводит их к пониманию продолжительности их жизни — 10—12 лет: что помните самое первое в жизни, что самое важное произошло за эти годы?

На доске учитель чертит лилию времени. Это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. На этой линии отмечается средняя продолжительность жизни учеников класса. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях. На ней они указывают свой возраст и самые главные события жизни: когда пошел в детский сад, школу, сколько лет был в саду и сколько учится вшколе.

Затем учитель переходит к беседе о продолжительности жизни родителей ученика: что они знают о возрасте своих родителей, кто из них старше, насколько бабушка старше мамы. Средний возраст родителей также отмечается на линии времени. Дома ученики должны узнать, в какие годы произошли самые памятные события в жизни родителей.



Усвоив десятилетия, ученики переходят к столетиям. Историческая давность этого периода измеряется количеством сменившихся за это время поколений. 100 лет - - это время жизни трех поколений: деда, отца и внука. За 200 лет сменится шесть поколений. Сколько же поколений людей сменится за 1000 лет? За 2000 лет? За 100 тысяч лет? Именно 100 тысяч лет назад на земле появился «человек разумный». Это было очень давно. Даже чтобы только сосчитать до 100 тысяч, придется затратить целый день без перерыва.

Учитель рассказывает, как надо определять век. Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год-- 13-й (XIII) век, 1400 год — 14-й

(XIV) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например, 1301 год - - 14-й (XIV) век. 1415 год - - 15-й (XV) век. (Учитель обращает внимание на количество прошедших веков, подчеркивает цифры их обозначающие.) Также определяется век в дате из трех цифр: 900 год )-й (IX) век, 901 год — 10-й (X) век. 901 год означает, что прошло девять полных веков и пошел 1-й год десятого века. Учитель говорит при этом: «Это так же, как 1ебе исполнилось полных 9 лет и идет десятый год».

Отрабатывая первичные хронологические умения, следует идти не только от года к веку (1540 год — XVI век), но и от века к году. Учитель выясняет с учениками, какие события произошли в нача­ле, первой половине, второй половине, в конце какого-либо века. Каждая новая дата увязывается с предшествующей. Для этого учитель спрашивает: «сколько лет прошло с...», «когда это было». Назвав год, ученик разъясняет, к какому веку он относится.

Узнав об основных датах истории, ученики помещают события, с ними связанные, в хронологической последовательности; сопоставляя события, выясняют, какое произошло раньше, позже, сколько лет назад. Последний прием предусматривает отсчет лет начиная от современности. Отталкиваясь от нашего времени, ученики вычисляют, сколько лет назад были основаны Москва. Пе­тербург, начали царствовать Иван Грозный, Петр I.

Элементарные сведения ученики получают о римских цифрах. На уроках истории они узнают, что такими цифрами в книгах по истории принято обозначать века. Римские цифры состоят из прямых черточек, как, например, цифра V. Учитель пишет ее на доске и в ходе беседы задает вопрос: «Что она напоминает? Посмотри на свою руку. Сожми все пальцы вместе, а один большой отведи в сторону. Видишь, большой и указательный пальцы напоминают цифру V. Это будет ключевая цифра». Учитель пишет ее жирно мелом на доске. Затем продолжает: «Если ты перед цифрой V поставишь черточку, то получишь цифру IV, если после нее --то цифру VI; две черточки - - цифру VII; три черточки — цифру VIII.

А вот как пишется ключевая цифра 10 - - X. Что она тебе напоминает? Это X в математике. Если мы поставим единичку перед ней, то получим цифру 9 -- IX, если после нее (XI), цифру 11 -XI.

Вопросы для самоконтроля: дать понятие о хронологии в изучении истории и выработке хронологических умений.

Тема 11. Изучение исторических документов, источников исторических знаний.

Посредством документов осуществляется реализация принципа наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей.

На уроке осуществляется работа с письменными источниками как учителем в процессе объяснения нового, так и учащимися на разных этапах урока. Учитель дает краткий анализ содержания и структуры произведения, указывает на основные идеи, значение документа для оценки исторических явлений, останавливается на исторической обстановке, времени, обстоятельствах появления документа. К документу целесообразна предварительная постановка вопросов, разъяснение незнакомых терминов и понятий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.