Сделай Сам Свою Работу на 5

Официальная процентная ставка ЦБ-ков и ее роль в регулировании денежного обращения.





Официальная ставка ЦБ - это процентная ставка, по которой ЦБ выдают кредиты коммерческим банкам, а также проводят другие операции, связанные как с привлечением, так и размещением ресурсов банка. Она является базовой, основополагающей, влияющей на ставки межбанковского рынка (денежного рынка) и в последующем на процентные ставки коммерческих банков.

Официальная ставка не является жесткой директивой, она задает ориентиры банкам для развития их кредитных, депозитных и других операций. Это своеобразный индикатор(!) ДКП.

Изменяя уровень официальной ставки, ЦБ косвенно воздействуют на кредитный потенциал банков, на кредитные возможности, на кредитные вложения в экономику и, в конечном итоге, на объем денежной массы.

В зависимости от вида операций с банками различают следующие виды официальной ставки:

1. Учетная ставка ЦБ (ставка, по которой ЦБ переучитывают векселя банков) - используется исключительно в зарубежной практике, где применяются переучетные операции как форма рефинансирования.

2. Ставка рефинансирования - % ставка, по которой ЦБ предоставляют кредиты банка на различных условиях. Занимает особое место в системе всех ставок, выполняя сигнальную роль.



3. Ломбардная ставка - % ставка, под которую ЦБ выдают кредиты банкам на условии залога их активов.

4. Депозитная ставка - % ставка, под которую ЦБ привлекают средства банков в депозиты.

Кроме учетной ставки в отечественной практике все вышеперечисленные ставки используются.

Что касается ставки рефинансирования, то ее задачей не является оперативное воздействие на ставки межбанковского рынка, для этого существуют другие ставки ЦБ: ломбардные, депозитные, РЕПО и др. С помощью ставки рефинансирования ЦБ заявляют общественности об ориентирах и характере ДКП.

В отечественной практике ставка рефинансирования имеет универсальное значение: она применяется в качестве эталона, особого показателя в налогообложении (при расчете штрафов и пеней по налогам отталкиваются от ставки рефинансирования).

Выше названные виды ставок на конкретном этапе развития банковской системы, как правило, не совпадают, их ЦБ-ки изменяют с различной периодичностью.



На уровень официальной ставки оказывают влияние следующие факторы:

1) экономическая и политическая ситуация в стране;

2) уровень инфляции (!);

3) состояние финансового рынка, в частности состояние рынка МБК, РЦБ;

4) наличие и динамика остатков средств банков в ЦБ РФ.

В экономической литературе ставки ЦБ называют своеобразным барометром экономической ситуации.

Рассмотрим особенности процентной политики ЦБР на различных этапах.

1. В начале 90-х гг. (до 1994г.) ЦБР проводил жесткую монетарную денежно- кредитную политику, направленную на снижение гиперинфляции. В этих условиях ставка рефинансирования (единственная ставка) неоднократно, регулярно повышалась. Параллельно со ставкой рефинансирования ЦБР активно использовал другой косвенный инструмент - МРТ. На протяжении 1993 года ставка рефинансирования повышалась со 100% годовых до 210% годовых.

2. В дальнейшем под воздействием жесткой монетарной ДКП удалось на некоторое время снизить темпы инфляции. Именно поэтому вплоть до конца 1998 года ЦБР последовательно снижал ставку рефинансирования.

3. Далее в условиях финансового и банковского кризиса 1998 года и усиления инфляционных процессов ЦБР достаточно активно использовал ставку рефинансирования как в сторону повышения, так и в сторону ее понижения. Так, в 1998 г. ЦБР изменял ставку рефинансирования 9 раз: 4 раза в сторону повышения, 5 - в сторону понижения.

4. С 1999 года в экономике, финансовой сфере намечается позитивная тенденция: наблюдается небольшой экономический рост в отдельных отраслях, преодолевается финансовая несбалансированность бюджета, кроме того благоприятно действует внешнеэкономический фактор. Под влиянием всего этого снижаются темпы инфляции, и ЦБР в новых экономических условиях меняет направление процентной политики: для стимулирования кредитной активности банков, увеличения спроса на кредиты со стороны реальной экономики ЦБР последовательно снижает ставку рефинансирования. Такая политика продолжалась вплоть до середины 2008 года.



На этом этапе, решая важную стратегическую задачу по стимулированию кредитной активности, ЦБР не всегда прибегал к использованию ставки рефинансирования, были годы, когда он ни разу не изменял эту ставку (2002, 2003 года).

Помимо ставки рефинансирования ЦБ использует и другие виды ставки: ломбардную с 1996г. и депозитную с 1999г.

5. В ситуации финансового кризиса 2008-2009 гг., сопровождающегося ростом инфляционных процессов ЦБР неоднократно повышал ставку рефинансирования, но взвешенно и осторожно - не более чем на 0,25 п.п.

При этом ломбардные ставки, по которым осуществлялось кредитование банков, оставались без изменения.

6. В последние годы ЦБР в основном снижает ставку рефинансирования. Как следствие снижения темпов инфляции. В настоящее время с сентября 2012 года ставка рефинансирования ЦБР на уровне 8,25% годовых.

Совет директоров ЦБР, в соответствии с законодательством, решение по изменению ставки рефинансирования принимает ежемесячно с учетом сложивших внутренних и внешних факторов.

02.10.2013

Развивая процентную политику ЦБР с 2006г. стал использовать "коридор процентных ставок" - это своего рода таргетирование процентных ставок. Причем нижняя граница этого коридора устанавливается на уровне процентной ставки по депозитам ЦБР до востребования, а верхняя - на уровне ставки рефинансирования. В 2006 г. границы "коридора" процентных ставок составляли 0,5-13%. В последующие годы ЦБР сужал границы коридора ставок, чтобы данный инструмент оказывал бо'льшее воздействие на процентные ставки МБР и процентные ставки банков.

В настоящее время, с 13.09.2013 ЦБР дополнительно к ранее обозначенным ставкам вводит ключевую процентную ставку (!) - 5,5% (см. информационное письмо ЦБР от 13.09.2013).

В настоящее время и вплоть до 01.01.2016 ставка рефинансирования будет играть второстепенное значение, а с 01.01.2016 ставка рефинансирования будет скорректирована до уровня ключевой процентной ставки.

Ключевая процентная ставка определена с 13.09.2013 на уровне депозитной процентной ставки ЦБР (по депозитам на 1 неделю), а также процентной ставки по ломбардным кредитам ЦБР сроком 1 неделя.

Таким образом, данная ставка в отличие от ставки рефинансирования более приближена к депозитным и ломбардным ставкам, с помощью которых Банк России оперативно воздействует на ставки МБР и ставки банков.

В новых условиях проводимой процентной политики ЦБР сохраняет коридор процентных ставок, но изменяет подход к установлению его нижних и верхних границ: теперь нижняя граница коридора ставок - процентная ставка ЦБР по депозитам на 1 день для банков, а верхняя граница коридора ставок соответствует ломбардной процентной ставке по кредитам ЦБР банкам на срок также 1 день. В настоящее время коридор в интервале 4,5-6,5%.

 

Рефинансирование ЦБ-ми.

Рефинансирование коммерческих банков, с одной стороны, - это важная функция ЦБ-ков, закрепленная в законодательствах, а с другой стороны, - это инструмент ДКР, т.е. способ воздействия на денежные агрегаты, важнейший канал денежного предложения.

Назначение инструмента рефинансирования:

1) на макро-уровне - способ воздействия на денежные агрегаты, на денежную массу;

2) на микро-уровне - важный источник ресурсной базы для банков, который направляется в активные операции;

3) на микро-уровне - с позиции конкретного банка это способ оперативного воздействия на банковскую ликвидность.

На протяжении многих лет 3-й аспект назначения играл особую, наиболее важную роль.

Проводя политику рефинансирования банков, размещая кредиты рефинансирования, ЦБ-ки косвенно воздействуют на кредитные возможности и кредитные вложения банков. В конечном итоге все это влияет на денежные агрегаты, на уровень инфляции.

Исходя из международной практики, ЦБ-ки могут проводить 2 вида кредитной политики:

1. Кредитная экспансия (увеличение объемов кредитования банков, снижение ставки рефинансирования).

2. Кредитная рестрикция (кредитные ограничения, уменьшение объемов кредитования ЦБ).

Классификация кредитов рефинансирования.

1. По обеспечению:

1.1. обеспеченные - под залог активов банка, главным образом ц.б.;

- под поручительство надежных, устойчивых банков;

- в виде переучета коммерческих векселей.

1.2. необеспеченные - выдаются значительно реже, являются своеобразным исключением предусмотрены в основном на случай кризиса.

2. По срокам:

2.1. краткосрочные и среднесрочные кредиты до 1 года - наиболее распространенные.

2.2. долгосрочные - более 1 года, как правило, являются исключением, применяются в условиях кризиса.

3. По механизму предоставления:

3.1. кредиты прямые, целевые.

3.2. кредиты, размещаемые через аукционы.

Важной разновидностью кредитов рефинансирования является переучетный кредит, широко применяемый в зарубежных странах (США, Италия, Германия, Австрия). В их законодательствах указывается, какие векселя подлежат переучету в ЦБ. Процентная ставка по переучетным кредитам ЦБ-ков обычно немного ниже процентной ставки по ломбардным кредитам.

В отечественной практике рефинансирование банков проходит следующие этапы:

1) 1990 - 1995 гг. - этап выдачи прямых целевых кредитов;

2) 1995 - конец 2008 гг. - этап развития рыночных инструментов рефинансирования;

3) конец 2008 г. - настоящий период - этап, когда в рефинансировании соединяются механизмы прямого и косвенного характера.

В начале 90-х ЦБ преимущественно кредитовал банки, которые были созданы на базе государственных специализированных (Агробанка, ЖилСоцБанка и т.д.). Эти банки получали прямые целевые кредиты для содействия развитию приоритетных в то время отраслей (агропрома, конверсионные отрасли и т.д.). Для прямых целевых кредитов были характерны такие нерыночные особенности, как:

1) не допускалось направление этих кредитов банками на межбанковский, валютный рынок, они были предназначены исключительно для конкретных отраслей для конкретных заемщиков;

2) по прямым целевым кредитам осуществлялся контроль со стороны ЦБ за их использованием. При выявлении факта направления ресурсов не по целевому назначению применялись меры воздействия;

3) при выдаче прямых целевых кредитов банкам была предусмотрена процентная маржа - это процентная разница между процентной ставкой, по которой банки размещали полученные централизованные ресурсы, и ставкой, под которую эти ресурсы были получены у ЦБ. Эта маржа была на уровне 3п.п.

Прямые целевые кредиты постепенно к 1994 г. стали проявлять свою неэффективность, это выражалось в росте просроченной задолженности банков-получателей данных кредитов по причине сложного финансового состояния конечных заемщиков - конкретных организаций. Данная простроченная задолженность сначала пролонгировалась, а затем была отнесена на государственный долг. Уже с 1995 года выдача таких кредитов прекращается.

10.10.2013

С 1995 года ЦБ РФ последовательно внедряет рыночные механизмы в рефинансирование:

1) выдает исключительно ломбардные кредиты (вначале 90-х гг. прямые целевые кредиты были необеспеченными);

2) с середины 90-х гг. стали проводиться кредитные аукционы в виде конкурса заявок банков.

При выдаче ломбардных кредитов ЦБ РФ формировал ломбардный список - перечень ц.б., которые принимались в обеспечение кредитов.

В середине 90-х гг. в него входили только ГКО ФЗ, в дальнейшем данный список пополняется ц.б. других эмитентов: облигации Банка России, векселя финансово-устойчивых организаций сферы материального производства, в 2000-х гг. долговые обязательства финансово устойчивых банков, других организаций, а также долговые обязательства ипотечных агентств, долговые обязательства субъектов РФ, обязательства международных финансово-кредитных организаций (ЕБРР и др.).

В 2000-е годы помимо выдачи ломбардных кредитов ЦБ РФ использует другой механизм снижения рисков - он предоставляет кредиты под поручительство финансово - устойчивых банков.

Для снижения кредитного риска в процессе ломбардного кредитования ЦБР учитывает принцип достаточности обеспечения (он отражен в положении №236, и №273): рыночная стоимость заложенных ц.б., перемноженная на специальный корректирующий коэффициент, должна покрывать основной долг и начисленные по нему проценты (начисляются по формуле простого процента).

Корректирующий коэффициент устанавливается в диапазоне 0,1-0,9. С его помощью регулируется риск неблагоприятного изменения рыночной стоимости обеспечения (ц.б.).

По срокам и целевому направлению предусмотрены такие виды кредитов рефинансирования:

1) кредит рефинансирования сроком на 1 рабочий день - кредит овернайт;

2) внутридневной ломбардный кредит (проценты не начисляются);

1 и 2 кредиты предназначены для оперативного регулирования ликвидности. Основанием для этих кредитов является недостаточность средств на корреспондентском счете банка.

3) ломбардные кредиты сроком более 1 дня и до 1 года (с 2009 года предельный срок кредита был увеличен с 6 месяцев до 1 года) - предназначены для пополнения ресурсной базы, для расширения активных операций.

Другим рыночным механизмом рефинансирования становятся кредитные аукционы.

ЦБР проводит кредитные аукционы, используя американскую модель (236,273). Суть этой модели: от банков поступают заявки на участие в аукционе, в которых указывается сумма кредита рефинансирования, срок и заявленная процентная ставка. Поступившие заявки в предусмотренный срок ранжируются (распределяются) начиная от заявок с максимальными заявленными ставками и по мере убывания ставок. В таком же порядке заявки удовлетворяются ЦБ РФ, вплоть до достижения ставки отсечения. Удовлетворение заявок идет по процентным ставкам, которые >= ставки отсечения. Заявки банков со ставками меньше ставки отсечения откладываются.

Для участия в аукционе принимаются лишь заявки финансово устойчивых, надежных банков (!) в целях минимизации кредитного риска. (выполняет обязательные нормативы, соблюдает резервные требования и отсутствует просроченная задолженность различного рода).

В настоящее время ЦБР при выдаче кредитов рефинансирования оценивает финансовую устойчивость банков в соответствии со специальным указанием 2005 от 30.04.2008 "Об оценке экономического положения банка".

Таким образом, на втором этапе развития рефинансирования ЦБР совершенствует методику предоставления кредитов, расширяет ломбардный список, последовательно понижает ставку рефинансирования. Однако на практике фактически объемы рефинансирования остаются незначительными, чисто символическим (на протяжении 90-х гг. и до 2008 г.). Так, в суммарных активах баланса ЦБ на долю кредитов рефинансирования банкам стабильно приходилось не более 1% всех активов.

Рассмотрим причины недостаточного и ограниченного размещения кредитов рефинансирования на данном этапе:

1) избыточная ликвидность банков, которая формируется с 2000 г. и стабильно держится до середины 2008 г.;

2) высокие и достаточно жесткие требования ЦБР для получения кредита рефинансирования, которые были не под силу многим малым и средним банкам;

3) отдельные крупные надежные банки имели доступ к достаточно дешевым ресурсам банков-нерезидентов;

4) многие банки широко использовали альтернативный рефинансированию инструмент - МБК, операции РЕПО - более дешевый и мобильный инструмент регулирования ликвидности, а основная часть кредитов рефинансирования всегда использовалась как регулятор ликвидности.

В период финансового и банковского кризиса 2008-2009 гг. в рамках антикризисной программы Правительства ЦБР предусматривает новые механизмы в рефинансировании, дополнительные виды кредитов, преследуя такие цели как:

1) снижение дефицита ликвидности банков;

2) укрепление ресурсной базы.

Кроме того объемы кредитов рефинансирования за этот короткий период в разы резко увеличиваются. на начало 2009 года - 23% в структуре актива ЦБР.

1. В соответствии со специальным законодательством, ЦБР предоставлял беззалоговые необеспеченные кредиты банкам для оперативного регулирования ликвидности сроком до 6 месяцев (до 2011 г. действовали).

2. Отдельные банки - Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк - в конце 2008 г. получили долгосрочные субординированные кредиты без материального обеспечения, по льготной пониженной процентной ставке, строго целевого назначения, сроком на 10 лет. Данные кредиты были предназначены для содействия развитию приоритетных на тот период отраслей - авто, авиа и др. Эти целевые кредиты вышеназванные банки направляли в экономику через другие банки, в т.ч. и региональные. По данным прямым целевым кредитам был предусмотрен контроль за их расходованием через специальных уполномоченных представителей ЦБР, которые работали в банках получателей субординированных кредитов (в ст. 76 закона «О ЦБ» были внесены соответствующие поправки.

3. Кроме того в условиях кризиса увеличивается срок кредитов рефинансирования до 1 года.

Таким образом, на данном этапе инструмент рефинансирования наполняется новыми элементами, не только косвенного характера, но и прямого характера (прямые целевые кредиты, контроль за движением таких кредитов).

В последние годы роль рефинансирование банков возрастает - рефинансирование превращается в основной канал денежного предложения. ЦБР продолжает расширять ломбардный список, пополняя его новыми видами ц.б. С 2011, в соответствии с положением 362 от 30.11.2010, БР выдает кредиты под залог золота в слитках как на аукционной основе, так и по фиксированным ставкам.

17.10.2013

МРТ.

МРТ - обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ.

Назначение МРТ -

1) на макро-уровне - важный старейший инструмент воздействия на денежные агрегаты и денежное предложение;

2) на микро-уровне - являются способом поддержания ликвидности конкретного банка.

Изменяя МРТ, ЦБ косвенно воздействуют на кредитный потенциал банков, на кредитные возможности и кредитные вложения Т.о., МРТ являются ограничителем кредитной эмиссии или денежного предложения.

МРТ (процесс обязательного резервирования банковских ресурсов в ЦБ) тесно связан с эффектом банковского мультипликатора: МРТ как показатель является обратным банковскому мультипликатору.

МРТ по своей природе во многом напоминают официальную процентную ставку: 2 этих инструмента оказывают воздействие на стоимость банковских ресурсов и обычно используются ЦБ-ми совместно, параллельно.

При установлении МРТ ЦБ-ки формируют фонд обязательных резервов, источниками которого выступают привлеченные средства, средства клиентов во вкладах и депозитах, за исключением тех средств, которые привлекаются от других банков (корреспондентские счета, МБК).

В практике ряда стран при расчете обязательных резервов в ЦБ учитываются кассовые остатки - обычно они исключаются.

МРТ устанавливаются в процентах к величине привлеченных ресурсов, редко они фиксируются на одном уровне и в основном дифференцируются по самым различным критериям:

1. виды вкладов

2. срок привлечение ресурсов

3. вид валюты вклада

4. сумма вкладов

5. тип КО.

В процессе дифференциации норм обязательных резервов реализуется не только регулирующая функция этого инструмента, но и стимулирующая функция.

МРТ присущи особенности, которые отличают этот инструмент от всех других косвенных методов воздействия:

1. МРТ - это грубый и не оперативный инструмент (инструмент грубой настройки): частое изменение норм резервирования, даже на небольшое количество п.п., приводит к резкому изменению объема и структуры денежной массы; на микроуровне частое повышение норм нежелательно, т.к. это отрицательно влияет на стабильность и доходность деятельности банков.

Нее случайно в законе о БР отражено, что предельное значение МРТ не должно превышать 20%. Каждое очередное изменение норм не должно быть больше 5 п.п.

2. В отличие от всех других косвенных инструментов имеют обязательный характер, в частности, соблюдение резервных требований является важным критерием финансовой устойчивости банка.

3. МРТ присущ налоговый эффект - изменение прибыли банка.

Политика в области обязательного резервирования ЦБ РФ.

1. В начале 90-х гг. и до 1995 г. при проведении жесткой монетарной ДКП, направленной на снижение инфляции, ЦБ последовательно повышал нормы резервирования, как и ставку рефинансирования. С этого периода ЦБ дифференцировал нормы обязательных резервов по таким критериям: вид вклада и вид валюты, привлекаемых во вклады средств (норма резерва по вкладам до востребования была выше, норма по вкладам в валюте была в разы ниже норм резервирования, чем по рублевым привлеченным ресурсам).

2. С середины 90-х в условиях снижения инфляции МРТ снижаются ЦБ, так же как и ставка рефинансирования. ЦБ продолжает дифференциацию норм, он конкретизирует вышеназванный критерий: устанавливает нормы в зависимости от сроков привлечения ресурсов.

3. С начала 1998 г. ЦБ отказывается от дифференциации норм и устанавливает единую норму обязательного резервирования на уровне 11%. Однако уже с конца 1998 года ЦБ меняет политику в области обязательных резервов, снижает уровень нормы и вводит дифференциацию МРТ по такому критерию, как "удельный вес вложений банков в ГКО ОФЗ в суммарных активах". Причина такого подхода: объявленный Правительством дефолт в августе 1998 года и временное замораживание рынка государственных долговых обязательств негативно повлияло на устойчивость и ликвидность многих банков, особенно тех, которые активно работали на рынке ГКО ОФЗ. Чтобы поддержать эти банки, обеспечить их свободными избыточными резервами, ЦБ и предпринял данную меру.

Для банков, у которых доля вложения в ГКО ОФЗ была существенной, более 40% в активах, МРТ были снижены до 5%.

Для банков, у которых доля вложения в ГКО ОФЗ была в интервале 20-40%, норма снижена до 7,5%.

Банки, которые в меньшей степени функционировали на рынке ГКО ОФЗ и у которых доля вложений в ГКО была менее 20%, для них МРТ на уровне 10%.

Такие нормы действовали с 01.09.1998 и до конца 1998 года - экстренная антикризисная мера.

Т.о. благодаря данной дифференциации норм резервирования, а также снижения норм банки получили свои избыточные резервы на корреспондентские счета, и за счет этого получили возможность оперативно рассчитываться с клиентами.

Впервые МРТ выступили как оперативный регулятор ликвидности.

В условиях кризиса помимо снижения МРТ ЦБ в соответствии с законодательством проводил внеочередное регулирование банковских резервов на внутри месячные даты. Это также было направлено на оперативное регулирование ликвидности.

4. В начале 2000-х гг. в условиях стабилизации экономики, финансовой сферы в России ЦБР проводит политику снижения МРТ, также как и ставки рефинансирования. При этом решается задача стимулирования кредитной активности банков, удешевления ресурсов в экономике. В эти годы ЦБ РФ продолжает дифференциацию норм обязательных резервов, используя новый для нашей практики критерий - категория клиентов-вкладчиков, в частности, на пониженном уровне поддерживались МРТ по такому ресурсу, как привлеченные средства от физических лиц.

5. Серьезные изменения в механизме обязательного резервирования происходят в 2004 году. Выходит новое положение ЦБР по резервированию, которое предусматривает порядок усреднения обязательств банков при расчете обязательных резервов в ЦБ - устанавливается коэффициент усреднения сначала на уровне 0,2 и постепенно доводится до уровня 0,6. Данное усреднение обязательств было предназначено для того, чтобы снизить расчетный резерв банков в ЦБР и увеличить за счет этого остатков средств на корреспондентских счетах.

Данный механизм был направлен на оперативное регулирование ликвидности банков.

В дальнейшем ЦБР в основном уменьшал нормы обязательных резервов, как и ставку рефинансирования. Продолжал дифференциацию норм с учетом категории клиентов-вкладчиков: на более высоком уровне на протяжении нескольких лет устанавливалась норма обязательных резервов по такому ресурсу: привлеченные средства от юридических лиц - нерезидентов, в т.ч. от банков - нерезидентов, в целях минимизации странового риска.

6. В настоящее время регулирование ОР осуществляется банками в соответствии с положением 342 от 07.08.09. Идея усреднения обязательств сохраняется. В настоящее время на протяжении года действует единая норма ОР = 4,25%.

Факторы, влияющие на МРТ, такие же, как и при официальной ставке:

1) общее состояние экономики;

2) уровень инфляции;

3) динамика остатков на корреспондентских счетах.

24.10.2013

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.