|
Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов
В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является не столько существенным, сколько необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.
Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80% и более) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников.
Труд работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования.
Некоторые индивиды за короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигают профессионального совершенства, у других «вхождение в профессию» затягивается, человек теряет к профессии интерес и переходит к иному виду деятельности. В настоящее время эта проблема достаточна актуальна, поскольку под ростки, в общем, как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда буквально «цепляются» за любую возможность трудоустройства.
Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Вообще, начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла она из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориентации на профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит далекое прошлое. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Еще в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую сегодня можно было бы назвать собеседованием.
Общий подход к пониманию сущности индивидуальности имеет непосредственное значение для решения задач профессионального отбора. Прогнозирование профессионально важных свойств человека основано на учете качеств, которые выявляются путем сопоставления показателей свойств с показателями независимых критериев успешной деятельности.
Подростки существенно отличаются друг от друга как по темпераменту и по характеру, так и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Именно поэтому каждый выпускник должен сделать правильный выбор профессии в соответствии с собственными интересами, возможностями и потребностями рынка труда.
ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИИ
Некоторые люди считают, что уж себя-то они понимают на все 100 процентов. Это чужая душа – потемки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счете, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но и те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то со всем неожиданное. Жизнь часто преподносит нам сюрпризы.
Особенно трудно бывает оценивать себя с профессиональной стороны. Ведь профессиональный опыт у каждого чело века ограничивается только теми видами профессиональной деятельности, которые он уже пробовал выполнять. И в этом отношении молодые люди могут испытывать большие затруднения, нежели те, кто уже имел возможность многое в жизни испытать.
В процессе профессионального вы бора имеют наибольшее значение склонности и способности человека.
Склонности – это желания человека, потребности в определенных видах деятельности стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением «Я хочу».
Способности – это такие индивидуальные качества чело века, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности мы можем выразить слова ми «Я могу».
Профессиональные склонности и способности являются наиболее важными психологическими качествами человека, которые являются необходимым условием правильного выбора профессии, успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит, прежде всего, от его склонностей и способностей.
Анкета «Ориентация»
Для того чтобы узнать о своих профессиональных склонностях, а также о том, как вы представляете себе свои профессиональные способности можно воспользоваться анкетой «Ориентация» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Эта анкета позволит вам быстро и просто определить вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий. Она сделана специально для тех случаев, когда человек испытывает затруднения при выборе профессии. Анкета состоит из двух частей «Я хочу» и «Я могу».
В первой части («Я хочу») вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных и перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.
Во второй части («Я могу») вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения ваших представлений о своих профессиональных способностях. Эта часть анкеты определяет не столько объективную степень выраженности наших профессиональных способностей, сколько то, что вы о них думаете как вы их оцениваете. Для того чтобы получить точную и объективную информацию о ваших профессиональных способностях, вам необходимо воспользоваться более сложны ми психологическими тестами.
Об работка результатов анкеты очень проста. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 бал лов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5 характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек-человек, 2) человек-техника, 3) человек-знаковая система, 4) человек художественный образ, 5) человек-природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессии, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские, Б) творческие.
Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно определить наиболее подходящую дня вас профессиональную группу. Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы в наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Если человеку нравиться содержание труда, то он будет охотно работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Он будет крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет гораздо меньше поводов для его увольнения. Одновременно это и одна из наиболее веских причин профессионального выбора.
Другими важными требованием к профессии при ее выборе является возможность трудоустройства; наличие рабочих мест по выбранной профессии. Когда человек выбирает первый раз, он, к сожалению, не всегда задумывается над тем, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу по этой специальности. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек останется без работы, так ни дня и не проработав по специальности. Наша экономика стала рыночной, и гарантировать трудоустройство может только спрос на представителей выбранной профессии со стороны работодателей. А этот спрос может и измениться. К сожалению, невозможно абсолютно точно сказать, как изменится спрос на профессии через 5-10 лет. Но можно точно указать, какие специалисты требуются, а какие нет на сегодняшний день. И можно только предположить, представители каких профессий окажутся нужными в будущем.
И, наконец, последнее, но не менее веское требование к выбираемой профессии, это ее соответствие вашим профессиональным возможностям. Странно, но собственные профессиональные возможности редко сознаются человеком при выборе профессии. А ведь пригодность человека к профессии – это один из трех важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора. Ведь профессия сама предъявляет к человеку определенные требования: обычно это требования к его состоянию здоровья, профессиональной квалификации и профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности человека называются профессионально важными качествами. В том случае, если имеющийся уровень развития профессионально важных качеств превосходит тот, который требуется для овладения профессий, такого человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Если же уровень развития какого-нибудь профессионально важного качества не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека.
Таким образом, при выборе профессии необходимо учитывать ряд важных факторов, если этого не сделать, то выбор окажется случайным, необоснованным и, вероятно, ошибочным. Следовательно, профессию нужно выбирать тщательно и разумно. Именно для этого и созданы профессиональные методики, которые используются в консультационных центрах.
Методики для изучения личности и профессиональных намерений учащихся– это далеко не все, которые разработаны в психодиагностике. Но их можно достаточно легко использовать непосредственно в школе.
Применяя данные методы, нужно руководствоваться некоторыми положениями.
1. Система изучения личности учащихся должна быть согласована с программой воспитания. Формирование различных сторон, качеств личности невозможно проводить единовременно. Процесс воспитания учащихся очень длителен.
2. Работа по изучению личности учащихся должна быть тщательно спланирована, проводиться систематически и целенаправленно, чтобы она охватила все стороны и качества личности.
3. Методики, описанные в данной работе, могут быть использованы не только для диагностики того или иного качества, но и для коррекции, для формирования этого качества.
К сожалению, пока что изучение личности учащихся и помощь в профессиональном самоопределении проводится планово и систематически лишь в очень немногих школах. В других школах оно проводится недостаточно целенаправленно, а во многих вовсе не проводится. Возможно, что разработки, представленные в данной работе, окажут некоторую помощь в организации этой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Диалоги о выборе профессии. – СПб.: Издательский дом «РОСТ», 2001. – 336 с.
2. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
3. Блейхер В. М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев: 1978.
4. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: Петроком, 1992.
5. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж, 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Анкета «Ориентация»
ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывании зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)
Я ХОЧУ
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
| Обслуживать людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Заниматься лечением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Обучать, воспитывать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Защищать права и безопасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Управлять людьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| |
| Управлять машинами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Ремонтировать оборудование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Собирать и налаживать технику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Заниматься строительством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| |
| Обрабатывать тексты и таблицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Производить расчеты и вычисления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Перерабатывать информацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Работать с чертежами, картами и схемами . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Принимать и передавать сигналы и сообщения . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| |
| Заниматься художественным оформлением . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Рисовать, фотографировать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Создавать произведения искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Выступать на сцене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Шить, вышивать, вязать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| |
| Ухаживать за животными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Заготавливать продукты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Работать на открытом воздухе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Выращивать овощи и фрукты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Иметь дело с природой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | А
| Работать руками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Выполнять решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Получать конкретный практический результат . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Воплощать идеи в жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | Б
| Работать головой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Принимать решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Создавать новые образцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерить, испытывать, контролировать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывании зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)
Я МОГУ
(способен, умею, обладаю навыками):
| Знакомиться с новыми людьми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Быть чутким и доброжелательным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Выслушивать людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Разбираться в людях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Хорошо говорить и выступать публично . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| |
| Искать и устранять неисправности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Использовать приборы, машины, механизмы . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Разбираться в технических устройствах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Ловко обращаться с инструментами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Хорошо ориентироваться в пространстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| |
| Быть сосредоточенным и усидчивым. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Хорошо считать в уме . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Кодировать информацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Оперировать знаками и символами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Искать и исправлять ошибки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| |
| Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Разбираться в литературе и искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Петь, играть на музыкальных инструментах . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Сочинять стихи, писать рассказы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Рисовать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| |
| Разбираться в животных или растениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Разводить растения или животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Бороться с болезнями, вредителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Ориентироваться в природных явлениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Работать на земле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | А
| Быстро выполнять указания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Точно следовать инструкциям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Работать по заданному алгоритму. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Выполнять однообразную работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Соблюдать правила и нормативы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | Б
| Создавать новые инструкции и давать указания . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Принимать нестандартные решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Легко придумывать новые способы деятельности . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Брать на себя ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| | | Самостоятельно организовывать свою работу. . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
|
|
| |
Словарик старшеклассникам (профориентация)
|
Профориентация школьников - Полезная информация для школьников
| Интересы – побуждения познавательного характера.
Коррекция– это способ педагогического воздействия на личность. Способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.
Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.
Профессиональная пригодность– совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
Склонность– побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).
Способности– индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).
Субкультура – это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
|
Принципы индивидуальной работы с детьми по профориентации
|
Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации
| - Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель - ученик – класс»;
- Уважение самооценки личности ученика;
- Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
- Постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
- Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
| Система работы по профессиональной ориентации школьников:
|
Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации
| 1. Профессиональное просвещение – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
2. Предварительная профессиональная диагностика – выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
3. Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника.
| Работа по профориентации с "трудными" детьми
|
Профориентация школьников - Работа с "трудными" детьми по профориентации
| Особого внимания требуют к себе "педагогически запущенные" дети, так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного воспитания с трудными подростками, опытные педагоги организуют перевоспитание.
На первом этапе индивидуальной работы с трудными подростками педагогическая диагностика помогает выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
Методы перевоспитания
| Назначение
| Конкретные способы и приемы
| Переубеждение
| Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных
| Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального опыта
| Переучивание
| Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта.
| Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений.
| Взрыв
| Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения
| Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка
| "Реконструкция характера"
| Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное
| Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции
| Переключение
| Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру
| Методы и приемы организации социально ценной деятельности
| Поощрение и наказание
| Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного
| Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость
| Самоисправление
| Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера
| Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание
| |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|