Сделай Сам Свою Работу на 5

Композиционное построение сценария.





МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБОУ СПО РБ БАШКИРСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Методические указания

по разработке и оформлению отчета

по производственной практике для студентов 4 курса

специальности 51.02.02. "Социально – культурная деятельность", вид "Организация и постановка культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений".

Стерлитамак 2011

Производственная (по профилю специальности) практика студентов выпускных групп проходит на 4 курсе – дневного и заочного отделений. Временные рамки практики – 4 курс, 8 семестр на дневном и заочном отделении. Длительность производственной практики составляет – 3 недели.

Для подготовки к прохождению производственной практики предусмотрено проведение групповых занятий в количестве 4 академических часов и индивидуальных занятий - 5 часов на очном отделении и 3 часа на заочном отделении.

Для студентов дневного отделения базой практики являются учреждения культурно – досугового типа, организации социально – культурной сферы различных форм собственности, будущих мест работы. Студенты, обучающиеся на заочном отделении колледжа культуры, проходят производственную практику в учреждении, где состоят в штате. Если студент-заочник не работает в клубном учреждении, то он самостоятельно выбирает для себя базу практики.



Результатом прохождения производственной практики является организация и проведение культурно-массового мероприятия или театрализованного представления на базе практики.

План-задание по производственной практике.

ПМ.02. Организационно-творческая деятельность.

Результатом прохождения производственной практики является организация и проведение культурно-массового мероприятия или театрализованного представления на базе практики.

Отчет о прохождении и результатах производственной практики должен включать в себя:

 

Документы:

I. Аттестационный лист приема производственной практики должен содержать краткую характеристику деятельности студента в процессе прохождения практики, анализ и оценку его деятельности. Оценка, выставленная комиссией, будет являться основанием и/или будет учитываться при утверждении оценки итогов производственной практики в целом.



II. Приказ о назначении куратора практики.

III. Документ об участии в организации культурно-досугоговой программы базы практики ( Справка, благодарственное письмо, Информация из СМИ)

IV. Индивидуальный план работы студента-практиканта с пометкой о выполнении.

Организационно - творческая часть

I. Литературная запись сценария. Сценарий-подробная литературная разработка, где наряду с прямой речью героев свободно сочетаются авторские ремарки. Титульный лист сценария должен содержать: название учреждения, от которого выступает сценарист (практикант); имя и фамилию автора сценария; название сценария, жанровую расшифровку, а так же место и год издания. В верхнем правом углу ставится печать учреждения, от которого выступает сценарист.

II. Постановочный план. Это подробная разработка сценариста-режиссера по подготовке и проведению мероприятия. Постановочный план содержит следующие элементы:

1. Традиционное содержание праздника.

Значение праздничного события. Данный пункт должен содержать краткую информацию по истории возникновения и развития традиции праздника. Основные знаки праздника. Следует расшифровать значение традиционных явлений праздника. Например:

Береза - в празднике «Здравствуй, Лето красное!» имеет значение уходящей весны и наступающего лета. Олицетворяет чистоту и наивность девушек - подружек. В данном мероприятии занимает центральное место и наделена волшебным свойством человеческой речи. С помощью данного выразительного средства я добиваюсь от гостей праздника почтительного и уважительного отношения к природе родного края.



Венок - знак бесконечности. В моем мероприятии венками обмениваются девушки, с помощью них происходит обряд кумления. Является наиболее ярким выразительным средством наглядности.

Изучение традиционного содержания праздника является неотъемлемым этапом работы в процессе подготовки мероприятия. С изучения истории праздничного события начинается работа с материалом, как художественным, так и документальным, который впоследствии может войти в содержание сценария представления или праздника.

Мотивировка и обоснование выбора темы дипломного мероприятия.

В этом разделе указываются мотивы выбора темы (здесь тема рассматривается как проблема), дается их обоснование. Раскрывается социально-педагогическое значение темы для прогнозируемой аудитории.

 

3. Идейно - тематическое содержание сценария.

В данном разделе студент излагает свое видение проблемы изложенной в сценарии с точки зрения сценариста (если сценарная основа дипломного мероприятия была создана самим практикантом). Таким образом, в содержание этого раздела входит:

Тема сценария -круг жизненных явлений отображенных автором (сценаристом) в своем произведении. Это предмет художественного исследования автора. Тема должна быть определена кратко, конкретно и нести в себе ответы на вопросы: Что? Где? Когда? В театрализованном представлении, празднике тема - постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Она порождает обращение к тому или иному сюжету. Тема характеризует содержательный слой представления и/или праздника. Тема является одной из составных частей сценарного замысла.

Идея -это основной вывод, следуемый из сценария. Нравственное отношение автора к изображаемым событиям и его мысли по поводу этих событий. Идея составляет ценностно-идеологический аспект художественного произведения и является наряду с темой и пафосом одним из элементов художественного содержания. Идея - не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в художественном образе:

«... искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (Гегель).

Жанр сценария -особый эстетический угол зрения, под которым художник преимущественно воспринимает и воспроизводит мир. В массовой драматургии жанр можно понимать как, определенные образные игровые условия массового общения, выражающие отношение участников праздника к жизненному событию, явлению, к жизненной теме.

Конфликт -столкновение и противоборство изображенных в произведении действующих сил, их идей, точек зрения. В массовом действии конфликт может возникнуть между исполнителями и зрителями, между жизненными интересами реальных участников действия и стремлением увлечь их театрализованной праздничной игрой. Конфликтное отражение противоречий действительности в театрализованном представлении создается путем монтажа. При разработке идейно-тематической направленности следует определять носителей конфликта, а так же их устремления. Не стоит забывать и о том, что в клубной драматургии конфликт может носить сугубо социальный характер, не имея в драматургическом материале противоборствующих действующих лиц. Такой конфликт не разрешается на глазах у зрителя, но позволяет понять идею, заложенную сценаристом, здесь предоставляется свобода действий для режиссера, «устами» которого провозглашается сверхзадача.

Композиционное построение сценария.

Композиционное построение сценария предоставляется в том случае, если представление не имеет явной сюжетной линии. Композиция (< лат. compositio - сочинение, составление, связывание, примирение) - строение, соотношение, взаимное расположение частей. В композиции театрализованного представления определяются:

· Экспозиция - введение в тему. В широком плане - оформление фойе, встреча гостей, какие-либо действия до начала представления, музыка. В узком смысле - оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела. Задача экспозиции - психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия

· Завязка - элемент композиционной основы сценария, следует за экспозицией и является точкой начала конфликта. А так же момент включения зрителя в игровой образный ход действия.

· Развитие действия - перипетии - процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному). Развитие действия характеризуется темпо - ритмом. В результате композиционно-цельного развития действия и активности участников праздника, театрализованного представления создается целостное эмоциональное впечатление о смысле события.

· Кульминация (< лат. culmen, culnunis- вершина) - точка высшего напряжения, подъема, развития чего-либо. Структурный элемент сюжета художественного произведения, момент наивысшего напряжения и развития сквозного действия спектакля, театрализованного представления, праздника, максимально обостряющий художественный конфликт.

· Развязка - разрешение главного противоречия, конфликта.

· Финал - (ит. finale, < лат. finis-конец) - завершение, конец, заключительная часть чего-либо. В музыке - заключительная сцена оперы, оперетты, балета или отдельного их акта. В клубной драматургии - заключительная часть праздника, театрализованного представления, концерта, на этом этапе разрешается режиссерская сверхзадача.

Чаще всего в клубной драматургии конфликт заканчивает свое существование (развязка) в момент наивысшего развития (кульминация), и в тоже время подводится итог в поставленной режиссером теме, находится решение проблемы (финал). Таким образом, можно сказать, что в клубных мероприятиях кульминация, развязка и финал имеют место быть в одном эпизоде.

Разбор композиционного ряда предполагает эпизодное построение сценария. В каждом из элементов композиции указывается название эпизода. В развитии действия указываются эпизоды, следующие за эпизодами указанными в завязке до эпизода указанного в кульминации.

Режиссерский замысел.

Режиссерский замысел- это преддверие, образное видение целостной пространственно временной модели массового театрализованного действия (концерта, представления, игры, праздника). Эмоциональное и зримое ощущение идеи, темы, формы представления. Режиссерский замысел является первоначальным, исходным моментом подготовки. Он вызывается жизненным событи­ем, жизненной проблемой, которая волнует людей и самого режиссера. Он определяет сценарный и режиссерский ход, образное воплощение жиз­ненной темы. Основными факторами, влияющими на ха­рактер режиссерского замысла являются: идейно-тематическая направленность представления, экономические возможности постановки, участ­ники и их возможности, временные условия по­становки, репетиционные и сценические воз­можности постановки, личность самого автора-постановщика - его гражданская позиция, миро­воззрение, жизненные принципы, опыт и вкус.

Режиссерское решение.

Режиссерское решение – это режиссерская концепция сценария, выраженная художественными выразительными средствами. Если режиссерский замысел - это неосуществленное решение, то режиссерское решение - это реализованный замысел.

Итак, режиссерское решение включает в себя определение сверхзадачи, сквозного действия, действенного содержания, режиссерского хода, мизансценического решения и т. д.

Сверхзадача - жизненная цель, притягивающая к себе все без исключения жизненные и творческие задачи, то, ради чего режиссер творит театрализованное действие, раскрывает идею и объединяет в общий творческий процесс всех участников представления.

Сквозное действие- основное направление выразительных средств и стремление всех действующих сил к осуществлению сверхзадачи спектакля, праздничного действа. Это вызванное режиссерскими выразительными средствами внутреннее личное стремление каждого участника праздника к общей духовной жизненной цели. Это процесс превращения театрализованного игрового общения, в жизненное событие. Сквозное действие - это борьба за осуществление сверхзадачи.

Режиссерский ход -это зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее все части, эпизоды, номера, выразительные средства в непрерывно развивающуюся композицию целого, включающее зрителей и участников в сквозное действие праздника, представления, концерта. Это прием, с помощью которого разрозненные элементы представления обретают единую композиционную стройность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.