Сделай Сам Свою Работу на 5

РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.





6.1. Первое после сталинское десятилетие. Политические, экономические, социальные проявления «оттепели».

Первое после сталинское десятилетие вошло в историю как время «оттепели».Падение Берия более всего усилило позиции Хрущева. С сентября 1953 г. он стал первым секретарем ЦК КПСС, Маленков – председателем Совмина. Центральной идеей в 1953–1955 гг. была идея коллективного руководства. В КГБ произошла значительная смена кадров, часть руководителей карательных органов была отдана под суд за фабрикацию фальшивых дел. Были реабилитированы жертвы «ленинградского дела».На закрытом заседании съезда Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях», над подготовкой которого работала предварительно специальная комиссия ЦК. В докладе осуждался массовый террор, вина за который в основном возлагалась на Берия, осуждались нарушения внутрипартийной демократии и принципа «коллективного руководства» Сталиным. После ХХ съезда в стране обострилась борьба за власть. Единым фронтом против Хрущева выступили Маленков, Молотов, Каганович и Ворошилов. Они предложили снять Хрущева с должности первого секретаря ЦК и назначить его министром сельского хозяйства.



В марте 1958-го со своего поста был смещен Булганин и Хрущев стал Председателем Совета Министров. Таким образом, с конца 50-х годов Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государственную власть.

Высшей целью своей деятельности на посту главы партии и государства он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Вместо «холодной войны» наступила «оттепель» в международных отношениях. Серьезным шагом в этом отношении были решения ХХ съезда КПСС.

Социально-экономическое развитие. Приоритетным направлением экономики для Хрущева было сельское хозяйство, в котором он считал себя специалистом. Сентябрьским (1953) Пленумом ЦК были намечены меры по подъему сельского хозяйства: списана задолженность с колхозов, в три раза повышены закупочные цены, снижен налог с личного приусадебного участка, проведена паспортизация колхозников. В 1957 году были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные органы управления промышленностью – советы народного хозяйства (совнархозы). На первых порах это дало положительный эффект за счет лучшей информированности управленцев о реальном состоянии и нуждах каждого конкретного предприятия. В 1962-м была осуществлена перестройка партийного руководства народным хозяйством. В границах существовавших областей вместо одной создавались две партийные организации – промышленная и сельская, промышленный и сельский обкомы КПСС.



Впервые за всю историю государства высокими темпами велось жилищное строительство. За 1955 – 1964 гг. новоселье справил каждый четвертый гражданин страны. Пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Но на рубеже 50–60-х годов возможности проведения благоприятной социальной политики уменьшились: сказались сбои в экономике, новое обострение «холодной войны» привело к росту военных расходов. Начавшийся процесс десталинизации затронул и сферу культуры. Духовная жизнь ознаменовалась значительными переменами.

Важнейшим направлением развития общеобразовательной школы было определено соединение обучения с производительным трудом в народном хозяйстве. Закон 1958 года вводил обязательное восьмилетнее неполное среднее образование, увеличивал срок обучения в полной средней школе с 10 до 11 лет. С целью предотвращения опасности волюнтаризма, возникновения нового «вождизма» Н. С. Хрущев в октябре 1964 года был смещен со всех постов партийного и государственного руководства.

Была ли альтернатива такому финалу? Скорее всего, не было. Дело в том, что научно проработанной программы преобразований у Н.С. Хрущева не было, а новизна хрущевских «экспромтов» устраивала окружение и общество до определенного времени.



Была ли альтернатива такому финалу? Скорее всего, не было. Дело в том, что научно проработанной программы преобразований у Н.С. Хрущева не было, а новизна хрущевских «экспромтов» устраивала окружение и общество до определенного времени.

 

6.2. Власть и общество (1964 – 1985)

Итак, критическо-очистительные процессы послесталинского десятилетия

завершились в середине 60-х годов. В основном изменения, затронувшие общество в то время, были частичными, т.е. не касались самой системы. После смены лидера партии и страны в октябре 1964 г. к власти пришло новое поколение руководителей, средний возраст которых составлял 55–57 лет.

Первый период характеризовался активной реформаторский политикой (экономические реформы).

На втором этапе, когда жизнь потребовала углубления реформ, руководство страны оказалось неподготовленным к этому ни в теоретическом, ни в практическом плане. Возобладало стремление улучшить дела, ничего не меняя.

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.

В экономике произошел возврат к прежней централизованной системе управления. С конца 60-х гг. начинается и в дальнейшем усиливается кампания по возвеличиванию самого Брежнева. Со второй половины 60-х годов началась полоса негласной реабилитации Сталина – неосталинизм. Пропагандистские установки, нацеленные на восхваление и оправдание

существующего строя, принимали форму официальной партийной доктрины. При отсутствии информации о многообразии социально-экономических процессов в мире идейный догматизм оказывал воздействие на определенную часть населения. Советскому обществу требовались новые концепции развития, основанные на гуманистических ценностях.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

В 60-70-х ГОДАХ

В еще более сильных тисках, чем при Хрущеве, оказалась творческая интеллигенция. Практически прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. В ноябре 1982 г., после 18-летнего правления страной, умер Брежнев. Генеральным секретарем стал Ю. Андропов, провозгласивший борьбу с коррупцией и семейственностью в высших эшелонах власти. Таким образом, развитие тоталитарной системы в середине 60-х – начале 80-х гг. вело к углублению противоречий между властью и обществом. Сложилась устойчивая тенденция застоя в политической жизни, культуре, социальном развитии СССР.

6.3. Социально-экономическое развитие СССР (1965 – 1985)

 

В середине 60-х годов руководство страны предприняло очередную попытку добиться стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства без изменения основ административно-командной системы управления и отказа от внеэкономического принуждения. В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности.

К середине 70-х годов возможности развития экономики по экстенсивному пути были исчерпаны: в связи с общей демографической ситуацией и ростом образовательного уровня населения резко сократился приток в производство новой рабочей силы (основной приток работоспособного населения пошел в сферу услуг и другие непроизводственные области), из-за перемещения основных сырьевых баз на восток, в Сибирь, в связи с исчерпанием их в

Европейской зоне страны добыча сырья и энергоносителей требовала больших финансовых вложений. Советская экономика, не использовавшая возможности интенсификации за счет структурной перестройки, внедрения новейшей техники и технологии, изменения организации труда и включения реальных трудовых стимулов, неуклонно двигалась к кризису. Проблемы нарастали быстрее, чем решались.

 

Причины:

1. Причина в том, что все принимаемые решения касались, экономического базиса и слабо охватывали надстроечную сферу.

2. Разрыв между словом и делом, когда лозунгов, призывов было много, а дел мало.

3. Ограничивались самостоятельность и хозрасчетные права объединений и предприятий, нарушались принципы оплаты по труду.

4. Не была в полной мере осознана острота кризисных явлений в экономике,

обществе.

Вместе с тем демократические ростки 50-х – начала 60-х гг. не прошли бесследно.

6.4. СССР и мир в середине 60-х – начале 80-х годов

 

Постепенная смена новым советским руководством ориентиров во внутренней политике не могла не сказаться и на направленности его внешнеполитического курса. Поэтому триединой задачей советской внешней политики во все годы правления Брежнева оставались недопущение распада мировой социалистической системы, нормализация отношений с Западом, поддержка «дружественных режимов» и движений в странах третьего мира. В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование лагеря социализма и

капиталистических стран не могло носить длительного характера в силу самой природы капитализма. Тем не менее, к концу 60-х – началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. К сожалению, судьба разрядки оказалась недолгой в силу различий в понимании ее сущности. Таким образом, внешняя политика советского руководства в 1965–1985 гг. прошла непростой путь от жесткой конфронтации с Западом к разрядке международной напряженности, а затем к новому обострению международных отношений. Из-за этого Советское государство не сумело в полной мере вписаться в мировое содружество, что затрудняло проблему перехода страны к постиндустриальному состоянию.

 

6.5. Сущность и противоречия российского реформаторства

второй половины 80-х – 90-е годы

 

«Перестройка» и крах советской системы. С середины 80-х гг. в СССР стали происходить серьезные изменения, которые затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Начало перестройки положил апрельский Пленум ЦК КПСС (1985).

Первые шаги по пути перестройки привели к подъему производства в 1985–1986 годах. В процессе перестройки исследователи условно выделяют три этапа. На первом этапе(1985-1986 гг.) была выдвинута задача ускорения социально-экономического развития страны без изменения основ строя. Упор был сделан на новое политическое мышление в международных отношениях, гласность. Лозунг периода: «Больше социализма!».

На втором этапе(конец 1986 – 1987 гг.) появился сам термин «перестройка»,

означавший попытки «подправить» экономическую систему посредством использования элементов как социализма, так и рынка.

На третьем этапе(лето 1988 – 1991 гг.) упор был сделан на демократизацию,«глубокую политическую реформу» и обновление Союзного договора. Лозунг периода:«Больше демократии!».

Ставка республиканских властей на политический и национальный суверенитет

привела к договоренности о подписании нового Союзного Договора. К лету 1991 года в стране сложилась переломная ситуация.

Основными направлениями внешней политики СССР стали нормализация

отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование межрегиональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных контактов с различными странами без каких-либо предпочтений.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 года американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Таким образом, в результате резкого слома устоявшейся политической системы и перехода к рыночной экономике Россия оказалась в сложнейших условиях переходного

периода, характеризующегося в некоторых сферах: экономической сфере, политической сфере и области внешней политики.

6.6. Россия в 90-е годы ХХ века.

 

6.6.1. Политическое развитие

В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР, и в мае–июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал Б.Н. Ельцина главой государства, Р.И. Хасбулатова – его первым заместителем. Был создан двухпалатный Верховный Совет. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозглашающую верховенство законов РСФСР над союзными. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран президентом России, а А.В. Руцкой – вице‑президентом (за них было подано 57,3 % голосов).

По отношению к Б.Н. Ельцину постепенно складывалась оппозиция трех типов. Демократическая, полностью приветствующая произошедшие в стране изменения, призывала власть последовательно проводить либеральный курс в экономике, отстаивать ценности демократии. Радикальная коммунистическая (зачастую экстремистская) оппозиция не имела влияния на власть и доступа к ней, но открыто боролась со сложившейся системой. Существовала также умеренно‑коммунистическая оппозиция, которая вела политическую борьбу в рамках конституции, но ставила перед собой цель после прихода к власти легальным путем полностью ликвидировать существующую систему.

На фоне стремительно ухудшающегося положения в экономике и социальной сфере обострились отношения между исполнительной и законодательной властью, что особенно ярко проявилось в марте 1993 г. на VIII Съезде народных депутатов. В стране сложилось своеобразное двоевластие: в оппозиции к Ельцину выступили председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов и вице‑президент А.В. Руцкой, поддержанные частью депутатов. По предложению президента 25 апреля 1993 г. прошел референдум по вопросам о доверии президенту и проводимой им и правительством социальной политике, о необходимости досрочных выборов президента и народных депутатов. В референдуме участвовало 64 % имеющих право голоса. 58,7 % высказались за президента, 53 % поддержали проводимую им политику.

Значительно осложнили обстановку такие события, как кровавое столкновение в Москве 1 мая 1993 г. демонстрантов с органами охраны порядка, объявление об обмене наличных денег (пятидесяти и сторублевых купюр). Неподготовленная и скоропалительная акция Центрального банка не только ухудшила положение в стране, но и вызвала отрицательную реакцию стран СНГ.

В июне–июле 1993 г. работала Конституционная комиссия, которая выработала проект новой конституции. Однако это не ослабило напряженности в стране.

В августе 1993 г. правительство предложило программу «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» на 1993–1995 гг. Положение страны было оценено как «тяжелейшая фаза кризиса». Был подтвержден курс на построение рыночной экономики. Но для этого нужно было национальное согласие, значительное ограничение вмешательства государства в экономику, сокращение доли государственного сектора, снижение налогов и государственных расходов, развитие предпринимательства и конкуренции. Реформы, начавшиеся в январе 1992 г., привели к состоянию временного неустойчивого равновесия. Были внесены коррективы в ход осуществления реформ с учетом полученного опыта и намечено три этапа выхода из кризиса. Эти мероприятия и сроки остались нереализованными, так как для решения поставленных задач требовалась политическая стабильность, а ее в Российской Федерации не было.

В обострившейся обстановке двоевластия Б.Н. Ельцин Указом № 1400 21 сентября 1993 г. объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно на 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат. Совет Федерации формировался по принципу: 2 представителя от каждого из 88 субъектов федерации (кроме Чеченской республики, руководство которой не считало Чечню субъектом России) – всего 176 депутатов. Государственная Дума насчитывала 450 депутатов, из которых половина (225) избиралась по партийным спискам, остальные избирались населением. Верховный Совет не признал указ Б.Н. Ельцина. 23 сентября срочно собравшийся Х Съезд народных депутатов лишил его президентских полномочий, передав эти обязанности А.В. Руцкому. Депутаты во главе с Хасбулатовым и Руцким решили оборонять Белый дом. 3–4 октября 1993 г. произошли вооруженные столкновения у Белого дома и здания телецентра. 4 октября прибывшие войска обстреляли Белый дом и захватили его. Руководители оппозиции были арестованы. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой конституции, которая была одобрена большинством избирателей. 11 января 1994 г. парламент (Федеральное Собрание) приступил к работе. Одним из первых решений депутатов было освобождение из заключения участников неудавшегося путча в августе 1991 г. и событий в октябре 1993 г. Двоевластие было ликвидировано, но социально‑политическая и экономическая обстановка в России осталась сложной.

17 декабря 1995 г. были проведены выборы в новый парламент. В Думе образовалось четыре фракции победивших партий и блоков: КПРФ (Компартия России, лидер Г.А. Зюганов), ЛДПР (Либерально‑демократическая партия, лидер В.В. Жириновский), блок «Наш дом – Россия» во главе с В.С. Черномырдиным и блок «Яблоко» (лидер Г.А. Явлинский).

Летом 1996 г. состоялись выборы президента. На этот пост претендовало 9 кандидатов. 16 июня большинство голосов получили Б.Н. Ельцин, глава КПРФ Г.А. Зюганов и генерал А.И. Лебедь. Перед вторым туром выборов Б.Н. Ельцин назначил А.И. Лебедя секретарем Совета безопасности, отстранил от должности министра обороны П.С. Грачева, провел кадровые перестановки и тем самым укрепил свои позиции. 3 июля во втором туре президентских выборов Ельцин получил 53,5 %, а Зюганов – 40,5 % голосов. Президентом на четырехлетний срок вновь стал Ельцин. 10 августа Госдума утвердила Черномырдина главой правительства.

Осенью 1996 г. состояние здоровья Б.Н. Ельцина ухудшилось, и врачи настояли на проведении операции на сердце, которая прошла благополучно. После болезни Ельцин вернулся к исполнению обязанностей и провел реорганизацию правительства. Первыми заместителями (вице‑премьерами) Черномырдина были назначены «молодые реформаторы» А.Б. Чубайс – министр финансов и Б.Е. Немцов – министр топлива и энергетики. Считалось, что упорядочение сбора налогов позволит значительно пополнить казну и расплатиться по долгам с пенсионерами, работниками бюджетной сферы, военнослужащими, а также с бастующими разных отраслей народного хозяйства. Погасить долги частично удалось, но основные проблемы решены не были. В конце года «молодые реформаторы» были освобождены от министерских постов, хотя остались вице‑премьерами.

23 марта 1998 г. указом президента РФ Ельцина было отправлено в отставку правительство во главе с Черномырдиным, а через месяц Государственная Дума с третьего раза утвердила председателем правительства С.В. Кириенко. Обвал национальной валюты в августе–сентябре 1998 г. привел к неизбежной отставке Кириенко, а в России началась «министерская чехарда»: в сентябре 1998 г. председателем правительства был назначен Е.М. Примаков, в мае 1999 г. его сменил С.В. Степашин, в августе правительство возглавил В.В. Путин. Умеренно‑либеральный курс при этом не изменялся.

19 декабря 1999 г. в России в установленный срок состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Большинство мест в парламенте вновь завоевали коммунисты, чуть меньшее количество голосов получили представители проправительственного блока «Единство». Пятипроцентный барьер преодолели еще четыре объединения. В целом же состав Государственной Думы оказался менее оппозиционным президенту и правительству, чем состав Думы второго созыва (1995).

После успеха проправительственного блока на парламентских выборах Ельцин принял решение о передаче своих полномочий председателю правительства В.В. Путину (31 декабря 1999 г.). На выборах, которые состоялись 26 марта 2000 г. , в первом же туре президентом был избран В.В. Путин.

С самого начала работа президента облегчалась тем, что впервые за время существования парламентаризма в России он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Государственную Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «Народный депутат», а также на демократов (СПС, «Яблоко»), которые почти всегда голосовали против оппозиционных власти коммунистов и аграриев.

На пост председателя правительства была предложена кандидатура М. Касьянова, которая была одобрена Государственной Думой. Новое правительство ориентируется на углубление рыночных отношений, на усиление роли государства в социально‑экономической сфере. Правительственная, а следовательно, и президентская программа, разработанная группой Г. Грефа, рассчитана на несколько лет и затрагивает все стороны государственной и общественной жизни – от экономики до судебной реформы.

Президент осуществил ряд реформ по повышению роли государства, укреплению вертикали власти и усилению федерализма. Было создано семь федеральных округов: Центральный, Северо‑Западный, Северо‑Кавказский (вскоре переименованный в Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Их возглавили представители президента. Семь полпредов в этих округах получили широкие полномочия и были приравнены к вице‑премьерам и заместителям главы Администрации президента. Местным законодательным органам субъектов федерации было предложено привести законодательство в соответствие с Конституцией России. Совет Федерации поначалу открыто полемизировал с президентом, критиковал федеративную реформу, но вскоре согласился с предложениями президента, тем более что Путин в ряде вопросов шел навстречу губернаторам. В 1994–2000 гг. членами Совета Федерации являлись главы законодательной и исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации. То, что руководители исполнительных органов выступали одновременно членами законодательного органа России, противоречило принципу разделения законодательной и исполнительной ветвей государственной власти и создавало немало трудностей в работе Совета Федерации. В 2000 г. были изменены принципы и порядок формирования этого законодательного органа. В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» данная реформа была завершена в декабре 2001 г. Вместо действующих глав администраций субъектов Федерации в Совете Федерации стали заседать представители законодательных органов субъектов РФ, а главой верхней палаты вместо Е. Строева был избран С. Миронов.

Другой важной задачей Путина было укрепление международных позиций России. В апреле 2000 г. Дума под давлением президента ратифицировала договор СНВ2. Голосование по этому вопросу впервые продемонстрировало доминирование в Думе некоммунистического большинства, которое сохраняется и поныне.

За относительно короткий срок были приняты необходимые стране законы: налоговое законодательство, предусматривающее единую ставку подоходного налога для физических лиц, закон о земле, закон о партиях, Трудовой кодекс Российской Федерации и др.

Дальнейшая политическая судьба В.В. Путина как президента РФ будет зависеть от двух факторов – эффективного решения важнейших социально‑экономических проблем и чеченской проблемы.

 

6.6.2. Социально-экономическое развитие

На V Съезде народных депутатов в октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выдвинул программу экономических реформ, основанную на либерализации (свободе) цен, приватизации и развитии предпринимательства. Авторами программы были молодые экономисты‑реформаторы Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, вошедшие в новое правительство. Главой правительства оставался сам президент, намеревавшийся своим авторитетом поддержать малоизвестных министров. Наибольшим влиянием в правительстве пользовался заместитель председателя правительства Е.Т. Гайдар. Он считал, что для быстрого перехода от командно‑административной системы к рыночной экономике необходим одномоментный запуск всех рыночных механизмов без каких‑либо ограничений. Для преодоления экономического кризиса нужно полностью положиться на рынок, отказавшись от ведущей, регулирующей роли государства.

Главным мероприятием правительства была либерализация (отпуск) цен. Рост цен прогнозировался примерно в 3 раза, но в условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли в 10 раз. В результате запланированный рост заработной платы на 70 % оказался недостаточным для предотвращения падения жизненного уровня россиян. В Верховном Совете РСФСР стала нарастать оппозиция монетаристскому курсу правительства. Более половины его состава перешли в ряды противников правительства и вместе с консервативным крылом депутатов образовали оппозиционное большинство.

Правительство взяло курс на создание широкой социальной базы. Для этого была разработана программа разгосударствления экономики. Началась ваучерная приватизация . Все граждане России получили приватизационные чеки (ваучеры) стоимостью 10 тыс. руб., которые можно было вкладывать в акции приватизированных предприятий. Резко сокращалось промышленное производство. Колхозы и совхозы преобразовывались в производственные товарищества, создавались фермерские хозяйства. Кризис экономики значительно снизил уровень жизни, обострил социальную и политическую обстановку в стране. Сложно шло преодоление трудностей переходного периода и становление новой России. Борьба противников и сторонников правительственной программы развернулась в декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов, который выразил недоверие курсу Е.Т. Гайдара. Б.Н. Ельцин из предложенных съездом кандидатур выбрал В.С. Черномырдина, который на 6 лет возглавил правительство. Новое правительство в основном придерживалось прежнего монетаристского курса.

Несмотря на принимаемые правительством усилия, существенно стабилизировать экономику страны не удалось. Наиболее негативное последствие имело обвальное падение рубля, получившее название «черный вторник» (11 октября 1994 г.). Оно привело к новому взлету цен на самые необходимые товары, к еще большему падению уровня жизни населения. Страну захлестнули преступность и терроризм.

Президент и правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, пытались контролировать проведение реформ. В 1996–1997 гг. путем установления «валютного коридора» и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения была приостановлена галопирующая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить катастрофический спад производства. 1 января 1998 г. в стране была осуществлена деноминация, введены новые российские деньги, уменьшенные по номиналу в 1000 раз.

Для современной России характерны следующие явления: значительная поляризация в распределении богатств и денежных доходов, платежный кризис, криминализированная экономика, рост зависимости от внешнеэкономических факторов, отток капитала из страны, разрушение ее национального богатства – ранее накопленных материальных и интеллектуальных ресурсов. Перед государством стоит задача формирования смешанной экономики переходного периода, когда при существовании рыночной системы как основы экономики государство регулирует все народное хозяйство, исходя из национальных особенностей России.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис. Он создал угрозу срыва финансовой стабильности в России. В этих условиях попытка председателя правительства С.В. Кириенко проводить монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе–сентябре 1998 г. Правительство отказалось от обязательств по внутреннему долгу (дефолт) и ввело 90‑дневный мораторий по выплате долгов. Началась паника на российском финансовом рынке, резкое падение курса рубля и его фактическая девальвация. Кириенко был отправлен в отставку. Негативные последствия этих событий до сих пор ощущаются в экономической и социальной сферах развития страны. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8 % от прожиточного минимума. Доходы самых богатых и бедных слоев населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.

К 1998 г. был ликвидирован товарный дефицит за счет резкого роста цен и снижения заработной планы при общем падении уровня отечественного производства. Другой результат проводимой политики – быстрое становление рыночной конкурентной инфраструктуры, необходимой для нормального функционирования экономического организма страны в условиях интеграции со странами рыночной экономики. Были созданы коммерческие банки, товарные биржи, валютный рынок, страховые компании, пенсионные фонды. Началось бурное развитие частного предпринимательства, формирование слоя предпринимателей. Приватизация способствовала появлению значительного количества частных и акционерных предприятий.

Вместе с тем реформы имели и значительные негативные последствия. Произошло обесценивание сбережений населения. Обострились социальные проблемы общества, такие как безработица, невыплата заработной платы, падение жизненного уровня. Это имело удручающий морально‑психологический эффект, превративший часть населения в противников реформ, что способствовало углублению политического кризиса. Проведенная приватизация фактически превратилась в раздачу государственной собственности за минимальные суммы чиновникам, директорскому корпусу и криминальным группам. В ходе первоначального накопления капитала немалая часть предприятий оказалась под влиянием криминальных структур. Легализовав значительные средства, криминальные элементы стали рваться во власть.

Экономические трудности привели к тому, что финансовая поддержка государством науки, образования и культуры стала минимальной. Массовый характер приняла «утечка мозгов» за границу, особенно представителей естественных и технических наук.

Однако кризис 1998 г. имел и позитивные последствия. Рост цен на импорт стимулировал отечественную промышленность, особенно легкую и пищевую. Политическая стабильность, достигнутая с приходом к власти В.В. Путина, положительно сказалась на показателях развития российской экономики. Страна вступает на принципиально новый этап своего развития, который может привести к определенным позитивным результатам при условии грамотного принятия политических решений.

События на Северном Кавказе.В марте 1992 г. был подписан Федеративный договор о взаимоотношениях между входящими в РФ субъектами. Удалось достичь компромисса и взаимопонимания с Татарстаном и другими республиками. Чечня (Республика Ичкерия – президент Джохар Дудаев), выйдя из состава Чечено‑Ингушской республики, взяла курс на полное отделение от РФ. Конфликты на Кавказе привели к тому, что поток беженцев устремился в другие районы России.

В декабре 1994 г. в Чечне начался военный конфликт. Власти России использовали армию для свержения режима Д. Дудаева, что привело к многочисленным человеческим жертвам, усилило внутреннюю политическую и экономическую напряженность. В 1996 г. война в Чечне, несмотря на проходившие переговоры о ее прекращении, продолжалась. В апреле погиб Джохар Дудаев, и руководство Республикой Ичкерия перешло к З. Яндарбиеву. В мае Б.Н. Ельцин провел с ним переговоры о прекращении боевых действий с 1 июня, но договоренность не была выполнена. В августе боевики предприняли новый штурм Грозного. А.И. Лебедь, став секретарем Совета безопасности, получил от президента чрезвычайные полномочия по урегулированию положения в Чечне и добился прекращения войны (так называемые Хасавюртовские соглашения). С декабря 1994 г. по май 1996 г. в Чечне погибло 8 тыс. солдат федеральных войск и 2,5 тыс. чеченских боевиков, а также тысячи мирных жителей.

В январе 1997 г. президентом Чечни был избран А. Масхадов. В мае того же года Ельцин и Масхадов подписали Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Республикой Ичкерия. Однако напряженность в этом регионе не ликвидирована. Чечня превратилась в оплот терроризма и коррупции.

В августе 1999 г. нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Северном Кавказе. Федеральные войска вновь были введены на территорию Чечни. В течение 2000–2001 гг. антитеррористическая кампания на территории Чечни привела к разгрому основных банд чеченских сепаратистов и исламских наемников‑ваххабитов. Однако чеченские террористические группы получают финансовую и организационную поддержку международных исламских террористических организаций, возглавляемых лидером исламских экстремистов Усамой бен Ладеном. На территории Афганистана ведется подготовка террористических групп для продолжения военных действий в Чечне.

Внешняя политикастроится в двух направлениях: ближнее зарубежье (страны, входившие в СССР, страны СНГ) и дальнее зарубежье – остальные страны мира. Россия стала правопреемницей СССР, она стремилась наладить дружественные связи с другими странами. На встрече Б.Н. Ельцина и Д. Буша была принята Кэмп‑Дэвидская декларация (1992), в которой указано, что «Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством».

Министром иностранных дел России стал А. Козырев, а с января 1996 г. – Е. Примаков. В январе 1993 г. между Россией и США подписан договор ОСНВ2 о значительном сокращении ядерного арсенала. 31 августа 1994 г. завершен вывод российских войск из Восточной Германии и Прибалтики. Улучшились отношения со многими странами, в том числе с Китаем, Южной Кореей, Японией. В июне 1995 г. Российская Федерация присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», потребовав создания новой системы безопасности в Европе и отказа от расширения НАТО на Восток. В мае 1997 г. в Париже принят «Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности» 16 странами‑участниками НАТО и Россией, официально завершивший 50‑летний период «холодной войны».

В июне 1997 г. Россия вступила в «семерку» развитых стран мира, которая превратилась в «восьмерку». Россия оказывает поддержку многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

С распадом СССР Россия потеряла многие стратегические преимущества: сократились выходы к Балтике и Черному морю, многие границы отошли к другим странам, отрезавшим РФ от Европы и Средней Азии. Европейская часть России превратилась во внутриконтинентальную территорию. Поэтому одной из первоочередных задач для преодоления сложившейся изоляции является дружественная политика в отношении страна СНГ. Руководство России стремится преодолевать имеющиеся разногласия с участниками СНГ. Особенно трудно происходило разделение Черноморского флота между Россией и Украиной, решение вопросов о принадлежности Крыма, об экономических взаимоотношениях в налаживании хозяйственной интеграции. Спорные проблемы решаются в процессе переговоров, которые постепенно приводят страны к согласию. СНГ играет положительную роль в укреплении связей между его участниками.

В странах ближнего зарубежья и СНГ России приходится оказывать помощь по защите границ, по налаживанию добрых отношений, отстаивать интересы русскоязычного населения. Необходимо учитывать и тот факт, что после крушения СССР рухнула мощная сверхдержава и решающее влияние в мире приобрели США, которые диктуют миру свои условия внешней политики. Во внешней политике Россия провозгласила концепцию многополюсного мира. Условиями многополюсности являются неравномерное развитие стран и их взаимозависимость. США отстаивают концепцию однополюсного мира с центральной ролью США, что наиболее ярко проявилось в косовском кризисе на Балканах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.