Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДУЛЬ 4. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕXX В. (1900-1921)





4.1. Российская империя между реформой и революцией.

 

Россия в начале ХХ века была аграрно-индустриальной страной с неограниченной монархической властью Вступившему на престол в 1894 г. 26-летнему Николаю II было предопределено стать последним российским самодержцем.

.Из 130 млн человек около 75% населения жило в сельской местности. В Российской империи 57% составляли нерусские народы.

Господствующим сословием оставалось дворянство. Его экономические позиции слабели: около 40% дворян составляли помещики, но более половины из них принадлежали к мелкопоместным. Другим привилегированным сословием являлось духовенство. Около 600 тыс. человек принадлежали к купечеству. Это сословие было основой российской буржуазии. Около 90 млн человек насчитывало крупнейшее сословие – крестьянство .Первые монополистические объединения наиболее простого типа – синдикаты – возникли еще в 1887 г.; «Нобель – Мазут» в 1893 г.

 

К началу XX столетия повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур. Россия оставалась последним оплотом абсолютизма. Сначала возникла партия рабочего класса (РСДРП, 1898), а затем уже в ходе революции стали оформляться политические организации помещиков и буржуазии. Российская социал-демократическая рабочая партия к 1905 году была расколота на два течения: большевистское и меньшевистское, между которыми с началом революции наряду с организационными разногласиями появляются и тактические.



В самый разгар революции после опубликования 17 октября 1905 года царского Манифеста начинают оформляться политические партии представителей господствующих классов.

В октябре 1905 года образовались две крупные политические партии российской буржуазии: «Конституционно-демократическая партия народной свободы» (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). Конституционные демократы исходили из того, что любые изменения в политическом строе должны явиться результатом мирной эволюции. Главной целью своей деятельности они считали борьбу за социальные реформы.

Российское правительство наряду с репрессиями против народа осуществляло политику лавирования и уступок. События осени 1905 года (стачки, всероссийская политическая забастовка) сорвали выборы и созыв булыгинской Думы. Законом предусматривался пятилетний срок деятельности Думы, однако специальным указом царя этот срок мог быть сокращен.



I Государственная Дума, возглавляемая адвокатом, бывшим проректором университета кадетом С. А. Муромцевым, действовала 72 дня (27 апреля – 8 июля 1906 года). Все ее члены распределялись по партийным группам – фракциям, самой большой из которых была фракция кадетов.

II Государственная Дума просуществовала немногим более первой – 102 дня (20 февраля – 2 июня 1907 года). Несмотря на то, что кадеты при новых выборах потеряли почти половину мест (со 179 до 98), они сумели сохранить за собой руководство и председательское кресло (Ф.А. Головин).

В ходе революции правительство П.А. Столыпина предприняло попытку осуществить некоторые реформы. Программа модернизации страны, предложенная Столыпиным, должна была решить три основные задачи:

1. Сделать крестьян полновластными собственниками, освободив от опеки общины.

2. Осуществить всеобщее обучение грамоте (4-летняя начальная школа) «Без знаний не может появиться класс настоящих фермеров».

3. Привести к росту промышленности и развитию внутреннего рынка.

В 1912 г. после Ленских событий в стране усиливается революционный подъем.

Страна вновь встала перед дилеммой – реформа или революция. В этих условиях все более напряженными становятся отношения между правительством и Думой (IV Государственная Дума действовала с 15 ноября 1912 г. до 25 февраля 1917 г). Либеральное крыло Думы весной 1914 г. предпринимает попытку объединения всех прогрессивных сил для отпора произволу правительства и проведения демократических реформ.1 августа 1914 года грянула Первая мировая война, усугубив положение России. Масштабы войны, ее продолжительность вызвали кризис в российском обществе. Неудачи на фронтах, неумение использовать ресурсы обусловили растущее недовольство народных масс и революционные настроения.



 

4.2. 1917 год в судьбе России.

 

Февральская революция 1917 г. стала проявлением революционного взрыва в столице России – Петрограде. Она вошла в историю как буржуазно-демократическая революция. Прогрессивное значение Февральской революции заключается в том, что рухнуло многовековое деспотическое самодержавие .После февральской революции Россия оказалась на историческом перепутье. Перед страной открылись различные возможности политического и социально-экономического развития: буржуазно-реформистский путь к капитализму и революционный путь к социализму. По мнению некоторых историков, не исключалась и реставрация монархии.

Лидер большевистской партии В.И. Ленин с соратниками провозгласил курс на социалистическую революцию. Существовали ли альтернативы октябрьскому перевороту? На этот счет есть разные точки зрения. Многие авторы утверждают, что крах буржуазно-либеральной альтернативы был неизбежен, т.к. западный путь развития, за который выступали Временное правительство и кадеты, привлекал небольшую часть общества. Часть исследователей считает, что альтернативой Октябрю могло быть соединение советской системы с парламентской.

 

4.3. Власть и общество в условиях гражданской войны.

 

После Октябрьской революции в России начался быстрый процесс монополизации власти в руках партии большевиков. Тема гражданской войны в России до сих пор является предметом острых дискуссий в отечественной и зарубежной научной среде. Большевики выполнили обещание о созыве Учредительного собрания и 12 ноября 1917 г. прошли выборы в представительный орган власти. Надежды большевиков на получение в нем большинства мест не оправдались (175 депутатских мест из 715 избранных). Представленная 5 января 1918 г. большевиками для обсуждения «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» была проигнорирована собранием. Весной 1918 г. большевики столкнулись с острым экономическим, политическим, организационным кризисом. Угроза голода в вынудила советскую власть пойти на централизацию власти, жесткие репрессивные меры по отношению к крестьянству. Продовольственная диктатура, комбеды обернулись классовым противостоянием в деревне. Комиссары-большевики разогнали политические партии, избранное народом Учредительное собрание, продали Россию Германии, установили жестокий террор. Необходимо сплотить все патриотические силы и вести беспощадную войну. Эти позиции были непримиримы, и борьба должна была продолжаться до полного поражения одной из них.

Спорной является периодизация гражданской войны. На основе предлагаемых историками вариантов периодизации, можно условно остановиться на следующем:

1. Февраль – март 1917 г. – насильственное свержение самодержавия, открытый

раскол общества, главным образом по социальному принципу, первые шаги насилия в отношениях между различными социальными и политическими силами.

2. Март – октябрь 1917г. – неудачи российской демократии, усиление социально-политического противостояния в обществе, эскалация насилия.

3. Октябрь 1917 – март 1918 г. – насильственное свержение Временного правительства, установление советской власти в России, новый раскол общества, распространение вооруженной борьбы.

4. Март–июнь 1918 г. – дальнейшая эскалация насилия, террор с обеих сторон, локальные военные действия, формирование белых и красных вооруженных сил.

5. Лето 1918 г. – конец 1920 г. – ожесточенные сражения между регулярными войсками, в том числе и иностранными, партизанской борьбой в тылах, милитаризация экономики – время войны в полном смысле этого слова.

6. 1921–1922 гг. – постепенное завершение крупномасштабных военных операций, затухание гражданской войны и ее полное окончание.

О ходе гражданской войны более подробно можно узнать из рекомендованной литературы, в частности, смотри Ю. А. Щетинов. История России ХХ век. М. 1998., глава IV.

Вводилась всеобщая трудовая повинность. Власть могла мобилизовать любого гражданина на любое производство, расчистку путей от снега, подвоз топлива и т.д.

Итак, составными элементами «военного коммунизма» были:

в экономике – ликвидация частной собственности и свертывание товарно-денежных отношений, полная национализация, огосударствление промышленности, введение продразверстки на селе;

в социальной сфере – господство государственно-распределительной системы, уравниловка в оплате труда, введение всеобщей трудовой повинности;

в сфере политики – утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры, террор против реальных и потенциальных противников Советской власти, командно-административные методы управления;

в идеологии – культивирование веры в светлое будущее человечества, разжигание классовой ненависти к врагам диктатуры пролетариата, утверждение идеи самопожертвования и массового героизма;

в сфере культурной и духовно-нравственной – противопоставление буржуазному индивидуализму коллективизма, христианской вере – атеистического понимания закономерной истории, пропаганда необходимости уничтожения буржуазной культуры и создания новой, пролетарской.

Можно ли назвать политику «военного коммунизма» эффективной? Несомненно. В

условиях кризиса рыночных отношений, гражданской войны РКП(б) удалось создать такую экономическую модель, которая позволила использовать все имеющиеся ресурсы страны для достижения победы. В исторической литературе последних лет много внимания уделено белому движению. Что же представляло собой белое движение? Каковы его идеология и политика?

Белый лагерь был крайне неоднороден, соотношение сил «демократических» и правых, «государственно-патриотических» элементов в нем неоднократно менялось. Общую идейно-политическую платформу белого движения можно выразить следующими лозунгами:

– свержение большевиков, ведущих Россию к гибели;

– восстановление Великой, Единой, Неделимой России;

– созыв народного Собрания на основе всеобщего избирательного права;

– гарантия гражданских прав и свобод;

– признание права частной собственности;

– проведение земельной реформы;

– немедленное введение рабочего законодательства.

Наряду с этими лозунгами правополитические партии надеялись на восстановление самодержавия и вели соответствующую пропаганду. Ядром Добровольческой, как и других белых армий, составляли офицеры военного времени и патриотически-настроенная молодежь.

Последствия и уроки гражданской войны. К началу 1921г. были ликвидированы основные фронты гражданской войны. В Забайкалье и на Дальнем Востоке была создана Дальневосточная республика (ДВР). До конца 1922 г. военные действия продолжались на Дальнем Востоке и до середины 20-х годов – в Средней Азии.

Главным уроком, извлеченным из истории гражданской войны, является то, что все политические силы страны должны искать мирные пути решения назревших преобразований, стремиться к гражданскому миру, объединению нации.

Революционные потрясения начала ХХ века явились закономерным результатом развития русского общества в течение многих десятилетий. Кризис власти, выразившийся в ее неспособности своевременно решать назревшие проблемы с помощью реформ, неизбежно подталкивал общество на путь революционной борьбы. Слабость либеральных сил, отсутствие демократических традиций и тяготы войны исключали мирную эволюцию политического строя.

Вывод: Революционные потрясения начала ХХ века явились закономерным результатом развития русского общества в течение многих десятилетий. Кризис власти, выразившийся в ее неспособности своевременно решать назревшие проблемы с помощью реформ, неизбежно подталкивал общество на путь революционной борьбы. Слабость либеральных сил, отсутствие демократических традиций и тяготы войны исключали мирную эволюцию политического строя.

 

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.