Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная политика Российского государства





В России в течение последних лет социальная политика остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней.

Сложившийся в годы реформ курс социальной политики был изначально ориентирован на выживание населения в кризисной ситуации, возникшей в начале реформ и связанной с обнищанием огромных масс населения, утратой ими денежных сбережений, рабочих мест и привычных условий быта. Основными объектами социальной помощи в тот период были традиционно ущемленные слои населения – многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры.

В сегодняшних условиях в категорию «бедных» и «беднейших» вовлечены уже не только миллионы безработных, но и лица трудоспособного возраста, занятые в разных отраслях экономики и получающие очень низкую заработную плату. Высокая дифференциация в оплате труда работников разных отраслей производства и разных видов профессиональной деятельности, разительные контрасты в материальном положении жителей различных регионов страны – все это вызывает недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений.

Для смягчения ситуации, ослабления социальных тягот населения крайне важно умелое использование рычагов социальной политики. В то же время необходимо сохранять некий баланс в социальной политике, чтобы не поощрять социальное иждивенчество.



В конце 90-х годов XX века Российское государство предложило новую модель социальной политики, в которой безусловным приоритетом являются инвестиции в человека. Предусматриваются значительные вложения в здравоохранение, культуру, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности любой страны в мировой экономике. Вместе с тем, предлагаемая социальная политика строится, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Такой подход предполагает сокращение избыточных социальных обязательств государства и строгое выполнение тех, которые сохраняются.

Основными целямисоциальной политики на современном этапе

развития России являются:

· обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых групп населения;



· обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования);

· создание для трудоспособного населения экономических условий, которые позволили бы гражданам за счет собственных доходов обеспечивать себе более высокий уровень социального потребления (это и более комфортное жилье, и лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, и достойная обеспеченность в пожилом возрасте);

· обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг на основе самостоятельного финансирования гражданами и предприятиями социальных потребностей.

В современной социальной политике российского государства можно выделить следующие направления:

· реформирование образования (обновление содержания образования, повышение его качества; расширение участия общества в управлении образованием и др.);

· реформирование здравоохранения (формирование системы медико-социального страхования; изменение подходов к оплате труда медработников; создание системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения и др.);

· организационно-экономические преобразования в сфере культуры (обеспечение реального доступа граждан к участию в культурной жизни; привлечение дополнительных средств в сферу культуры и др.);

· реформирование системы физической культуры и спорта, туризма и санаторно-курортной сферы (переориентация деятельности физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и туризма; усиление гуманизации физической культуры и массового спорта и др.);



· реформа в области трудовых отношений и занятости населения (реформирование трудового законодательства; развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятия; рационализация мер государственной поддержки безработных и др.);

· пенсионная реформа (внедрение механизмов накопительного финансирования пенсий, реформирование досрочного пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Севера и др.);

· реформирование жилищной политики и преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (окончательное законодательное определение жилищных прав граждан; реформы в сфере управления жилищным фондом; содействие развитию инфраструктуры рынка жилья и др.);

· реформирование государственной северной политики (закрытие нежизнеспособных поселений, развитие вахтового метода и др.);

· политика в области миграции (обеспечение свободы передвижения; создание благоприятных условий для миграции из стран СНГ и Балтии; помощь беженцам и вынужденным переселенцам; регулирование иммиграции из дальнего зарубежья и др.);

· социальная защита населения.

 

Социальная защита населения

В настоящее время в Российской Федерации происходит ревизия всей системы социальных услуг. И дело не только в изменении законодательства, связанного с правами граждан и социальными льготами - предпринимается попытка изменить психологию миллионов людей, коренным образом изменить представления о том, в чем в этой жизни можно полагаться на государство и что такое государство в принципе.

Происходят существенные изменения в сфере социального страхования. В современной России вероятность возникновения ситуаций социального риска для трудящихся, опасность оказаться в тяжелом материальном положении резко возросла. В таких условиях важно, чтобы каждый гражданин осмыслил собственную ответственность за создание условий своей жизни, что выражается в обязательных взносах работников в различные виды страхования. В настоящее время в стране активно формируется система обязательного медицинского страхования, которое призвано возмещать (или замещать) расходы застрахованного лица на свое лечение. Складывается новая система пенсионного страхования. Однако в целом нынешняя система социального страхования в России еще не является страховой по своей сути.

Начались преобразования в системе социальной помощи (поддержки).

Современная система социальных льгот, сложившаяся в основном в 1990-е годы - период наибольших спадов в экономике и обострения внутриполитической ситуации – в начале XXI века стала характеризоваться низкой эффективностью. Незначительный размер многих льгот, сложность получения отдельных льгот, выражающаяся в необходимости предоставления большого числа различных документов и справок, неполное финансирование социальных обязательств государством – все это вызывало необходимость ее реформирования.

Кроме того, действовавшая в 90-е годы система льгот отличалась крайне низкой адресностью. Так, на группу населения с наименьшими доходами приходилось 6,4 % всех льготников, на группу с наибольшими доходами – 12,8 % льготников. Кроме того, среднемесячный размер льготы, получаемой 10% наиболее богатых, в 2,4 раза превышал среднюю величину льготы наиболее бедных. Аналогично средний размер льготы в городе был в 1,4 раза больше, чем в селе, хотя в селе в 1,5 раза больше малоимущих, чем в городе.[1]

На настоящий момент Правительством РФ предложены следующие пути реформирования системы льгот:

- повышение адресности льгот;

- перевод натуральных льгот в денежную форму (монетизация);

- отмена значительного числа не обеспеченных финансированием социальных обязательств государства.

Монетизация льгот предусматривает замену натуральных льгот (обеспечение лекарствами, проезд в общественном транспорте, санаторно-курортное обслуживание, предоставление квартир, льготные жилищные кредиты и др.) выплатой денежных компенсаций. Единственное исключение было сделано для льгот по оплате коммунальных услуг, которые решено оставить до 2006 г. Данный вариант монетизации льгот был негативно воспринят в обществе, что привело к увеличению размера денежных компенсаций. Часть льгот сохранена в натуральном виде в результате предоставления льготникам «социального пакета». В «социальный пакет» вошла возможность бесплатно пользоваться общественным транспортом, получать лекарства и санитарно-курортное обслуживание. Стоимость такого пакета автоматически вычитается из суммы денежной компенсации. По предложению Правительства РФ, в 2005 г. все льготники, получающие компенсации из федерального бюджета, будут получать данный пакет в обязательном порядке, а с 2006 г. – по собственному желанию.

Новые формы социальной поддержки

Сегодня в России формируются новые формы социальной поддержки населения, отвечающие ее социально-экономическим условиям. Это и отделения социальной помощи на домупервая специальная служба в системе социального обеспечения, которая стала заботиться об одиноких старых людях и инвалидах (сейчас в России их уже более 1000); и центры социальной помощи семье и детям,формы и методы работы которых разнообразны - от оказания содействия в получении льгот, пособий до проведения мероприятий семейного досуга (центры активно функционируют в Москве, Тюмени, других городах); и социальные приюты, оказывающие помощь безнадзорным несовершеннолетним; и «телефоны доверия», предназначенные для оказания экстренной психологической помощи по телефону; и хосписы для безнадежно больных людей и многие другие.

Кризисные процессы в жизни российского общества 90-ых годов способствовали утверждению такого специфического вида деятельности как социальная работа, направленного на социальную защиту и улучшение самочувствия граждан. Главная задача социальных работников — оказать помощь человеку в адаптации к неблагоприятным экономическим условиям, в преодолении критических жизненных ситуаций, в освоении новой социальной роли и нового образа жизни.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.