Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная защита населения и социальное обеспечение





Социальная политика -

Целенаправленнаядеятельность государства и других политических и социальных институтов по совершенствованию социальной сферы общества называется социальной политикой.

Социальная политика проводится, с одной стороны, для того, чтобы обеспечить более полное удовлетворение членами общества их жизненных потребностей, повысить уровень качества жизни людей, оказать им необходимую социальную помощь и защиту, а с другой – чтобы предотвратить и разрешить социальные конфликты.

Субъектами социальной политики являются граждане и социальные группы, а также представляющие их интересы организации, институты и органы власти, которые реально действуют в социальной сфере.

Например, среди действующих лиц социальной политики в РФ есть такие организации как Академия наук, Союз кинематографистов, созданные соответствующими социально-профессиональными группами (учеными, деятелями кино). К субъектам социальной политики относятся также классовые политические организации, движения.

В гражданском обществе социальная политика многосубъектна, однако основным субъектом социальной политики является государство.



Значимость государства как субъекта социальной политики определяется тем, каким является государство по своим целям. Мировой опыт показывает, что есть две модели государства с рыночной экономикой.

Þ Либеральное государство(например, США).

Для такого государства характерно резкое сокращение его социальной функции. Считается, что место и роль государства должны состоять лишь в том, чтобы наводить в стране порядок, осуществлять внешние связи, заниматься обороной и т.д., все остальное должен регулировать сам рынок.

Þ Социально - ориентированное государство (например, Скандинавия, Канада, Южная Корея и др.).

Государство не уходит из социальной и экономической жизни страны; создает правовое пространство для эффективной социальной рыночной экономики и для сильной социальной политики; следит, с одной стороны, за тем, чтобы не было социального иждивенчества, с другой – чтобы была обеспечена социальная защита путем регулирования социально-трудовых отношений.



Под понятием государственная социальная политика понимаются действия государства в социальной сфере.

Все типы государственной социальной политики, сложившиеся к настоящему времени в развитых странах, можно разделить на две группы.

Первую группу условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Государственное социальное обеспечение выступает как вынужденная политика и представляет собой переходный период к возвращению на новой основе к рыночному механизму распределения благ и услуг. Такая социальная политика охватывает ограниченный контингент, имеет преимущественно компенсационный характер. Типичным представителем данного варианта является американская модель.

Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается как более эффективное в социально-экономическом и политическом смыслах средство, чем система частных институтов. Это преимущественно перераспределительная политика, которая подразумевает государственное обеспечение полного объема необходимых благ и услуг, гарантирование свободного доступа к ним всем членам общества, то есть государственное обеспечение благ и услуг независимо от взносов в фонды страхования и платежеспособности. Типичным ее представителем является шведский вариант социального государства.

Эти группы различаются между собой прежде всего степенью государственного вмешательства в социальную сферу, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.



Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

В разные периоды развития общества социальная политика может иметь различные цели (например, не допустить значительного социального расслоения, поддержать определенные социальные группы, предотвратить социальные конфликты и т.п.) Посредством социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Но это не значит, что социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение любых жизненных потребностей людей. Речь м идет только о тех потребностях, обеспечить удовлетворение которых самостоятельно люди не могут в силу объективных обстоятельств. В отношенииже тех потребностей, удовлетворение которых люди могут и должны обеспечивать самостоятельно, роль социальной политикизаключается лишь в том, чтобы создавать благоприятные условия, позволяющие людям решать свои проблемы.

Задачи социальной политики заключаются, с одной стороны, в защите слоев общества и индивидуумов, которые в силу определенных причин оказываются в наиболее неблагоприятных обстоятельствах, с другой – в предупреждающих мерах по защите общества от социальных взрывов, от накопления социальной напряженности.

Основными задачами социальной политики являются:

v сохранение (или изменение) социальной структуры общества,

v регулирование отношений между различными слоями общества,

v развитие человеческого потенциала.

Структурная политика направлена прежде всего на сохранение (изменение) основных социальных групп (половозрастных, профессиональных, территориально-этнических и др.) и их численного соотношения. Одним из направлений структурной политики является поддержка наименее приспособленных к самостоятельному выживанию групп населения – детей, пенсионеров, инвалидов, а также поддержка малочисленных народов и населения удаленных регионов.

Регулирование отношений между различными слоями общества направлено на предотвращение опасных для стабильности общества разрывов в уровне жизни разных групп населения. Эта задача осуществляется, прежде всего, посредством перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения и через создание общественного сектора по оказанию ряда услуг – жилищно-бытовых, транспортных, образовательных и т.д.

Социальная деятельность по развитию человеческого потенциала направлена на всестороннее развитие личности, и выражается, прежде всего, в совершенствовании сферы образования, культуры, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.п.

Важным направлением этой деятельности является развитие социальных качеств людей, таких как законопослушность, трудолюбие, дисциплинированность, нравственные устои и др. В противном случае, если объективные условия становятся лучше, а социально-нравственный облик людей не изменяется в прогрессивном направлении, или даже деградирует, нельзя сказать, что качество жизни в данном обществе повышается.

Социальная политика, которую проводит государство, может быть активной и пассивной. Активная социальная политика выражается внепосредственном воздействии государства на социальную сферу. Пассивная социальная политика опосредована экономическими факторами. При такой социальной политике государство не принимает непосредственного участия в регулировании социальных отношений в обществе или максимально его сокращает.

Социальные задачи, которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее значимых, требующих первоочередного решения, называются социальными приоритетами. В числе социальных приоритетов в сегодняшней России – занятость населения, борьба с бедностью, социальная защита наиболее уязвимых категорий граждан.

 

Социальное государство

 

Наиболее концентрированное выражение социально-ориентированная модель развития общества получила в таком понятии, как «социальное государство".

Социальное государство – это такой тип государства, которое ориентировано на человека, на его потребности и запросы, которое проводит сильную социальную политику в интересах большинства населения. Понятие «социальное государство» связывается с идеей социальной справедливости и благосостояния.

Основным принципом социального государства является осуществление активной политики, направленной на достижение высоких жизненных социальных стандартов для большинства граждан.

Главная трудность практического воплощения «социального государства» состоит в нахождении баланса между функциями государства по охране свободы, частной собственности и перераспределению доходов в пользу малоимущих.

Понятие социального государства появилось в конституциях западных стран (Италии, ФРГ, Франции и др.) после Второй мировой войны для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики.

В действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, Россия объявлена социальным государством. Статья 7. п. 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Тем самым Конституция признает огромное значение социальной политики для российского государства и указывает главный ориентир развития государства. Это означает, что экономические, политические и другие общественные институты главной целью своего функционирования рассматривают обеспечение и удовлетворение потребностей широких масс населения.

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Следует отметить, что система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу 90-х годов XX века, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской. Хотя она и обеспечивала удовлетворение широкого круга потребностей, но в то же время сковывала личную инициативу, подавляла стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

Поэтому в последнее время стало использоваться также понятие субсидиарного государства. Принцип субсидиарности означает, что государство обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может это сделать самостоятельно.

Модель субсидиарного государства предполагает:

· доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения;

· перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;

· предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

В модели социального государства преобладают распределительные функции государства. Основным же принципом субсидиарной модели является активизация личной инициативы людей по удовлетворению их социальных потребностей. При таком подходе государство оказывает социальную помощь и предоставляет ограниченный объем бесплатных услуг в области здравоохранения и образования только наиболее социально уязвимым группам населения. Основная же масса населения, обладая самостоятельными источниками финансирования, должна за счет собственных доходов оплачивать жилье, коммунальные услуги, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование.

Одной из важнейших задач, стоящих перед Российским государством в настоящее время, является выбор оптимальной и обоснованной социальной политики.

Социальная защита населения и социальное обеспечение

 

Основным структурным элементом социальной политики является система социальной защиты.

Социальная защита– это система разного рода мер, предпринимаемых обществом, социальной группой или государством по ограждению своих членов от тех или иных негативных воздействий социальной среды либо по их смягчению.

Этот термин применяется в широком и узком смыслах. В широком смысле под социальной защитой понимается деятельность государства и общественных организаций по реализации целей и задач социальной политики.

В узком смысле социальная защита – это совокупность мер, действий государства для поддержки наиболее незащищенных групп населения - детей, пенсионеров, инвалидов, малоимущих и др.; комплекс гарантированных государством мер социально – экономического, организационного и правового характера по обеспечению гражданам условий для преодоления трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – ситуация. объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, сиротство, малообеспеченность, безработица, катастрофы и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В социальной защите, то есть в использовании сил и средств, которыми располагает общество и его институты, нуждаются не только самые уязвимые группы общества. В ней нуждаются и вполне обеспеченные граждане, например, в социальной защите в случае болезни и необходимости обратиться за медицинской помощью. Требуется социальная защита предпринимателям, например, защита от чиновничьего произвола, а нередко необходима и прямая помощь предпринимателям со стороны властно-управленческих структур в развитии бизнеса. Такая помощь также является составной частью социальной защиты. Наконец, все граждане нуждаются в социальной защите от преступников, от загрязнения окружающей природной среды и т.д.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, систему направлений, по которым она осуществляется; с другой – систему институтов, которые ее обеспечивают: государство, профсоюзы, объединения предпринимателей и другие общественные объединения.

В Российской Федерации термин «социальная защита» получил широкое распространение в связи переименованием в 1992 г. системы органов социального обеспечения в органы социальной защиты населения. Термин же «социальное обеспечение» как комплекс государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящее время имеет скорее исторический характер, поскольку он относится только к определенному периоду XX века. В 90-е годы его заменил термин «социальная защита». Основной принцип построения системы социальной защиты в условиях рыночной экономики – принцип личной ответственности индивида за формирование условий своей жизни и материальной обеспеченности.

Международное бюро труда (международная организация, существующая с 1919 г.) к социальной защите относит социальное страхованиеи социальную помощь (поддержку).

Целью социального страхования является снижение уровня социального риска, его профилактика. Понятие «социальный риск»отражает вероятность наступления для работника материальной необеспеченности в результате либо потери способности к труду (болезнь, несчастный случай и т.д.), либо отсутствия спроса на труд (безработица). Основным источником защиты населения от социальных рисков выступают страховые взносы.

Социальная помощь (поддержка) – это система попечения и поддержки наименее социально защищенных групп населения со стороны государства и общества.

Программы социальной помощи в Российской Федерации предназначаются для адресной, избирательной поддержки нуждающихся граждан преимущественно из маргинальных слоев общества, не способных поддерживать себя собственным трудом.

Рядом законодательных актов РФ установлено, что государство должно гарантировать всем нетрудоспособным гражданам определенный минимум средств существования и социальных благ независимо от наличия заслуг перед обществом. Эта концепция соответствует социальной политике некоторых зарубежных стран, например Швеции, в которой не трудоспособные граждане имеют право на некоторую минимальную помощь от государства независимо от их трудового или иного вклада в благосостояние страны.

Программы социальной помощи стали реализовываться еще в СССР в начале 1960-х гг. Тогда были установлены так называемые социальные пенсии, которые назначались (и назначаются сейчас) социально незащищенным членам общества, не обладающим правом на пенсию по линии социального страхования или социального обеспечения.

Социальная поддержка – это предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения и переобучения, других льгот отдельным группам трудоспособного населения, которые временно оказались в трудной жизненной ситуации (малообеспеченность, инвалидность, безработица, катастрофы и т.п.). Такую социальную поддержку государство обычно оказывает в индивидуальном порядке. Например, в начале XXI века российское государство оказывало социально-бытовую, медико-социальную и другую поддержку родственникам моряков, погибших на атомоходе «Курск», гражданам, пострадавшим от наводнения в Ленске (Якутия), семьям, пострадавшим от рук террористов в Беслане и др.

Другим направлением социальной поддержки является дополнительная государственная помощь нуждающимся, которая оказывается в порядке, предусмотренном законом в виде периодических и единовременных доплат, в виде социальных услуг или льгот. Например, государственные пособия на детей, субсидии на оплату жилья и т.д.

Основное различие между социальным страхованием и социальной помощью определяется функциями и ролью государства в деятельности этих институтов. Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется самим населением и работодателями. Программы социальной помощи финансируются главным образом из бюджетных средств различного уровня, а также из внебюджетных и благотворительных фондов.

Встречающееся в настоящее время употребление термина «социальное обеспечение» чаще всего связывается с социальной защитой граждан, которые имеют заслуги перед обществом, но не имеют права на пенсию по линии социального страхования. Например, военные ветераны, некоторые категории работников госаппарата в случае наступления болезни, инвалидности, старости обеспечиваются за счет госбюджета.

Важную роль в защите интересов работников в социальной сфере играют профсоюзы. Задача профсоюзовв защите прав наемных работников как в государственном, так и в частном секторах. Они осуществляют профессиональный контроль за справедливостью трудовых контрактов и соблюдением их условий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.