Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие 14,15. Тема 7. Правовое положение унитарного предприятия и казенного предприятия ( 4 часа)





Цель занятия: определить место и роль унитарных предприятий в системе юридических лиц, закрепленной в действующем гражданском законодательстве, перспективы использования в дальнейшем данной организационной формы.

Организационная форма занятия:теоретический познавательный семинар

Теоретическая часть

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК).

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

В соответствии со ст. ст. 114 и 115 ГК, а также п. 2 ст. 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в России действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;



2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;



необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;



необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразовании их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством Российской Федерации.

Проект решения Правительства Российской Федерации о создании или реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности. Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, а муниципального предприятия - не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия (п. 3 ст. 12 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством России. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или общества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия (ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника. При этом казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (ст. 19 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Согласно ст. 113 ГК и ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является его руководитель (директор, генеральный директор), который назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему.

Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия осуществляется в соответствии со ст. ст. 57 - 65 ГК. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организацию иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

При этом реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.

Ликвидация и реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009, осуществляются Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и порядок создания унитарного предприятия и казенного предприятия. Виды унитарных предприятий. Перспективы унитарного предприятия как организационной формы юридического лица.

2. Формирование имущества унитарного предприятия, казенного предприятия. Правовой режим имущества унитарного предприятия, казенного предприятия.

3. Организация управления в унитарном предприятии.

4. Ответственность унитарного предприятия, казенного предприятия.

5. Прекращение унитарного предприятия и казенного предприятия.

6. Прекращение деятельности унитарного предприятия, казенного предприятия

Повышенный уровень

1. Вправе ли собственник изымать имущество из хозяйственного ведения унитарного предприятия?

2. Особенности права оперативного управления, принадлежащего казенному предприятию.

3. Оспаривание сделок унитарного предприятия с недвижимым имуществом, совершенных без предварительного согласия собственника.

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Выполните задания:

Задание 1. Разработайте и представьте алгоритм создания государственного унитарного предприятия.

Задание 2. Представьте в виде алгоритма заключение унитарным предприятием договора ипотеки.

3. Решите ситуации:

В связи с реконструкцией производства и переходом на выпуск новой продукции у казенного предприятия оказались излишними: 12 токарных станка, 4 универсальных станка с программным управлением, металлорежущий инструмент на сумму 1,8 млн. руб., запасы технологического сырья на сумму 5,1 млн. руб. Кроме того, оказались ненужными здание котельной, вспомогательный производственный корпус и склад. Казенное предприятие продало станки, инструмент, сырье и склад акционерному обществу «Электродизель», и приступило к сносу котельной и производственного корпуса.

Оцените правомерность действий казенного предприятия.

Дополнительная литература:

1. Гражданское право России при переходе к рынку : Памяти профессора В. П. Грибанова : [сб.науч. статей] / [отв. ред. Е. А. Суханов]. - М. : Де-Юре, 1995. - 246 с. - (Библиотека "Де-Юре", 26). - ISBN 5-85491-027-6(Вып. 26). - ISBN 5-85491-003-9

2. Гражданское право : учеб. для вузов : в 4 т. / ред. Е. А. Суханов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Т. 1, Общая часть. - Изд. 3-е., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2004. - 720 с. - (Клас. универс. учеб.). - Алф.-пред. указ: с. 639-668. - IS

3. Гражданское право : учебник для вузов : В 3 т. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, Т. 1. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2003. - 776 с. - Гриф: Доп. МО. - Алф.-предм. указ.: с. 752-768. - ISBN 5-902171-96-2

4. Гражданское право : учебник / [В. С. Ем, И. А. Зенин, Н. И. Коваленко и др.] ; ред. Е. А. Суханов, Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2004. - 816 с. - Библиогр. в конце глав. - Алф.-предм. указ.: с. 751-785. - ISBN 5-466-00006-Х (т.

5. Гражданское право : учебник для вузов / под ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева, Ч. 1. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 464 с. - ISBN 5-89123-260-Х (НОРМА). - ISBN 5-86225-841-8 (ИНФРА-М)

6. Гражданское право : учеб. для вузов : в 3 т. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, Т. 1. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2004. - 773 с. - Гриф: Доп. МО. - Алф.-предм. указ.: с. 752-768. - ISBN 5-98032-378-3

7. Гуев, А. Н. Гражданское право : учебник : в 3 т. / А.Н. Гуев, Т. 1. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 457 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 449-450. - ISBN 5-16-001401-2

8. Гражданское право : учебник / [В.А. Витушко, Г.А. Волкова, Э.П. Гаврилов и др.] ; [под ред. В.В. Залесского, М.М. Рассолова] ; [Рос. прав. акад. Мин-ва юстиции Рос. Федерации] ; Фонд содействия правоохранит. органам "закон и право". - М. : Юнити, 2002. -

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.