|
Социально-экономическое развитие Каз-на в 1965-1985гг.
На октябрьском 1964 года Пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства страны. Пленум освободил Н. С. Хрущева от обязанностей Первого секретаря ЦК партии. Им стал Л. И. Брежнев, главой правительства — А.И. Косыгин. В середине 60-х годов были проведены хозяйственные реформы. Сентябрьский 1965 года Пленум ЦК партии осудил административные подходы в управлении экономикой и предложил предоставить большую самостоятельность предприятиям, развивать хозяйственный расчет, сделать ставку на экономическое, материальное стимулирование. Все это привело к тому, что в годы восьмой пятилетки (1966-1970) народнохозяйственный комплекс достиг наивысшего со времени введения плановой экономики индекса роста, эту пятилетку даже называли "золотой". В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики республики преимущественное развитие получили добывающие отрасли. За период с 1961 по 1970 год в Казахстане вступили в строй новые предприятия, цеха, а также были реконструированы и технически перевооружены 1709 объектов. Ускоренное развитие получили черная металлургия Соколов-Сарбайского и Караганд-го комбинатов, Ермаковского завода ферросплавов; цветная металлургия на Лениногорском, Жезказганском, Павлодарском, Усть-Каменогорском комбинатах; нефтяные месторождения на Мангышлаке, который стал одним из значительных нефтяных районов. Крупнейшим поставщиком химической продукции был признан горно-химический комбинат Каратау. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40% — кормовых фосфатов, до 70% — меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье — по добыче угля, железных и марганцевых руд. В марте 1965 года состоялся Пленум ЦК партии, на котором была предпринята попытка разработки эффективной аграрной политики. Были подняты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу, укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена налоговая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве. Хотя они и носили половинчатый характер, тем не менее, дали ощутимый результат. В 1970 году прирост промышленной продукции за счет повышения эффективности производства составил 70%. Во второй половине 60-х годов прирост валовой продукции сельского хозяйства составил 28%. В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Около 50% промышленности Казахстана находились в ведении союзных министерств. Союзные министерства игнорировали интересы республики, развитие ее социальной сферы, подготовки национальных кадров, охраны окружающей среды. Уровень Аральского моря понизился на 14 м, площадь акватории сократилась на 40%, объем воды — на 65%. Высохшее морское дно превратилось в очаг зарождения солепылевых бурь. Это вызвало рост эпидемических заболеваний, таких как гепатит, туберкулез, а количество онкологических заболеваний в этом регионе превышало союзный показатель в 15 раз. Не менее острой экологической проблемой стал космодром Байконур, расположенный на территории 6717км , а также находящиеся под его воздействием 4,6 млн. га территории Казахстана, куда приземлялись отработанные ступени ракет по трассе их движения. Кроме того, Семипалатинский атомный полигон насчитывал около 200 штолен. На нем было произведено 470 ядерных взрывов из 715, произведенных в СССР. 17 подземных ядерных взрывов было произведено на полигоне Азгир в Прикаспийской низменности, еще 21 взрыв — в других местах республики. Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из каз-кого сырья. Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального дохода. Планы не выполнялись. Если в 1970-1975 годы среднегодовой прирост промышленной продукции составил 8,4%, то в 1980-1985 годы — 3,8%, а прирост национального дохода за эти же годы сократился с 4,4 до 1,4%. На этом фоне в 1977 году была принята новая Конституция СССР, в которой говорилось, что в СССР общество вступило в стадию "развитого социализма". Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису. Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. В 1981-1985 годы не произошло прироста валовой продукции сельского хозяйства. Посевные площади были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га., но стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убыточным. В 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов составлял 15%, то в 1985 году — 51%. Например, поголовье овец с 1971 по 1981 год выросло на 3,4 млн. голов, а в 1981-1985 годы рост поголовья почти прекратился; производство баранины в 1970-1985 годы сократилось на 19%. Кризис системы производства в СССР привел к тому, что в 1981-1985 годах, имея самое большое в мире поле сельхозугодий — 603 млн. га, стал крупнейшим импортером продуктов питания. Ежегодно СССР закупал за рубежом продовольствия на 3,8 млрд.$. В 1985 году в СССР каждая третья булка хлеба, каждая вторая пачка макарон была из импортного зерна, закупленного в США, Канаде, Аргентине, Турции.
102. Негативные тенденции в социальном положении казахстанского общества в 80-е годы XXв. Задача повышения благосостояния народа провозглашалась главной в экономической политике: Улучшение организации здравоохранения и лечебно-профилактической работы, была повышена оплата труда работникам непроизводственной сферы, Росла сеть предприятий общественного питания, Решение жилищных проблем, Вырос объем реализации бытовых услуг, Труд людей облегчали построенные прачечные, пункты проката, предприятия химической чистки одежды. Однако подъем благосостояния выглядел внушительным только в сопоставлении с уровнем жизни 30-40-х гг. По сравнению с развитыми капиталистическими странами наблюдалось существенное отставание по ряду показателей - оплата труда, автоматизация быта, жилье, питание, здравоохранение и др. Основные причины отставания социальной сферы:• Сохранение остаточного принципа распределения в развитии социальной сферы • Полное игнорирование «человеческого фактора», его интересов и потребностей способствовало безраздельному господству государственно-монополистической собствен-ности.•Полный приоритет общественной собственности деформировал производственные отношения, уничтожил нравственное отношение человека к труду. • Повышение жизненного уровня людей производилось за счет опережающего роста денежных доходов населения и платежеспособного спроса по сравнению с ростом товарной массы и услуг. Расхождение в количестве денег и количестве качественных товаров неизбежно привело к тотальному дефициту. Так, экономические противоречия породили социальные, а те, в свою очередь, серьезные нравственные проблемы. Уравнительные тенденции распределения заработной платы не могли не привести к снижению заинтересованности трудящихся в результатах труда.
103. Тенденции экономического развития Каз-на в годы «перестройки».В марте 1985г., Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Горбачев М.С. В апреле 1985г. состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинается отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы 4 периода: 1 этап (март 1985 январь 1987 гг.) Основые лозунги этого периода «ускорение» и «больше социализма». 2 этап (1987-1988 гг.) Основные лозунги этого периода «больше демократии» и «гласность». 3 этап (1989-1990 гг) Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию. 4 этап (1990-1991 гг.) Период ознаменован крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. Первая акция нового руководства - это структурная перестройка экономики на основе научно-технического прогресса. В апреле 1985г. на Пленуме ЦК КПСС был провозглашен - курс на ускорение социально-экономического развития, за счет преодоления снижения темпов экономического роста и сосредоточения основных усилий в этом направлении. Курс на ускорение был поддержан и развит XXVII съездом КПСС (февраль 1986 г.). На съезде: • Партия заявила, что именно она является носителем программных целей общества, той реальной силой, которая может повести страну по пути обновления. • Радикальные изменения в производительных силах и производственных отношениях рассматривались как средство совершенствования социализма, как условие раскрытия огромных преимуществ и возможностей социалистического строя.•Подчеркивалось, что «мировой социализм — мощное международное образование, он опирается на высокоразвитую экономику, солидную научную базу, надежный военно-политический потенциал». Источники торможения курса на ускорение: • Курс был взят без глубоко осмысленной научной концепции, без четкой и ясной программы.•Существование прежней командно-административной системы.• Неэффективность и отчужденность от народа ее политических институтов.• Нежизненность экономических структур системы, когда человеку в целом было невыгодно хорошо трудиться.• Отставание от потребностей развития общества и науки.• Новому руководству виделось, что экономическое и социальное положение можно поправить с помощью отдельных мер, повышения идейно-воспитательной работы, а не путем пересмотра всей государственной системы.
104. Общественно-политическая жизнь в годы «перестройки» (1985-1991гг.).Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся: • Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 г. Цель - закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации, научные конференции - международные и республиканские. По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень многое для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах - Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.• В апреле 1989г. создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.• В июле 1990г. оформилось гражданское движение «Азат». Главная цель – обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991г. гражданское движение создало свою политическую партию. • Осенью 1991 г. в Алматы организовалась новая общественно-политическая организация - социал-демократическая партия Казахстана (СДПК). • Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш». • В августе 1990 г. было создано межнациональное движение «Единство». Организаторы - представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения. • Люди, осужденные за декабрьские события 1986г., организовали свою партию «Желтоксан». • Созданы союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам - организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т.д. •Наиболее многочисленной политической силой являлась Коммунистическая партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990г. насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. Однако ощутимо падал авторитет партии, за 1990г. численность республиканской партийной организации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. Нередкими стали примеры массового выхода из рядов КПСС. Например, за 1990г. добровольно из рядов КПСС вышли более 35 тысяч человек, что составило 4,2% от общего числа коммунистов республики. В начале 1991г. выход из рядов партии увеличился. • Всего к началу ноября 1990 г. в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований, из них около 40 - в Алматы. В целях упорядочения деятельности политических движений на IV сессии (4-27 июня) Верховного Совета Казахской ССР был принят закон «Об общественных объединениях». В нем на основе «Декларации о государственном суверенитете КазССР» гражданам республики была гарантирована свобода создания общественных объединений и условий для выполнения ими уставных задач, реализация которых отвечала бы интересам общества.
105. Исторические и соц.-эк-кие причины декабрьских событий 1986 года. Значение. Результатом назревающих противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями существующей действительности стали декабрьские события 1986 года в Казахстане.Поводом послужила смена высшего руководства Казахстана.16 декабря 1986 г. в Алма-Ате состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос — организационный. Был решен один из важнейших вопросов — смена политического руководителя. Был снят с должности Первый секретарь ЦК Д. А. Кунаев и на его место поставлен Г.В.Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии. Таким образом в духе вековых традиций был решен вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое, решительное сопротивление. Его проявлением стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате. Утром 17 декабря на площади у здания ЦК партии собрались сотни людей, чтобы выразить свой протест против откровенного попрания элементарных гражданских прав, затем число демонстрантов достигло нескольких тысяч. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. Число задержанных составляло около 8,5 тыс. человек. Начались репрессии против участников событий, 99 человек было осуждено, из них 2 — к высшей мере наказания, 83 человека — к лишению свободы от 1,5 до 15 лет. Из высших учебных заведений было исключено 264 студента, 12 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности. Из рядов КПСС было исключено 52 человека, из членов ВЛКСМ — 787 человек. 1200 человек были уволены из Министерства внутренних дел, 309 — из министерств здравоохранения и транспорта.Жертва декабрьских событий — Кайрат Рыскулбеков, студент Алматинского архитектурно-строительного института. В 1988 г. Решением Верховного Совета КазССР смертный приговор был заменен на 20 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии. В 1988 г. умер в тюрьме. 9 декабря 1996 г. ему посмертно присвоено звание «Халык кахарманы».Все это еще раз продемонстрировало неизменный курс диктата Центра. Декабрьские события 1986 г. стали катализатором демократизации политической жизни и имели важное историческое значение: 1.Первое выступление против существующей политической системы на территории бывшего СССР;2.Открыл путь в стремлении казахского народа к независимости.
106. Казахстан на пути к независимости К концу 1980-х годов все настойчивей выдвигается на первый план проблема национальной независимости и государственного суверенитета Казахстана. В 1988 г. постановлением ЦК Компартии Казахстана были возвращены народу имена его славных представителей, репрессированных в 1920–50-е годы: Ш. Кудайбердиева, А. Букейханова, А. Байтурсунова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова., М. Дулатова и других. Важным событием стало принятие 22 сентября 1989 г. «Закона о языках», где государственным языком был объявлен казахский, а русский язык — языком межнационального общения. 24 апреля 1990 г. в республике был учрежден пост Президента Казахской ССР, на сессии Верховного Совета им был избран Н. А. Назарбаев. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в союз суверенных государств. 25 октября 1990 г. Верховный Совет Казахстана принял «Декларацию о государственном суверенитете КазССР».19 августа 1991 г. в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форосе, был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Но путч провалился, лидеры ГКЧП были арестованы. Эти события ускорили распад СССР. 7 сентября состоялся внеочередной съезд компартии Казахстана, принявший решение о самороспуске, преемницей ее стала социалистическая партия. 1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н. А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 г. был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», этот день был объявлен Днем независимости. В декабре 1991 г. шел сложный процесс создания Содружества Независимых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в Минске, в Беловежской пуще, состоялась встреча лидеров России, Белоруссии и Украины, которые подписали соглашение об аннулировании Договора 1922 года об образовании СССР и одновременно — о создании СНГ. Затем в Ашхабаде 13 декабря произошла встреча лидеров республик Средней Азии и Казахстана, которые поддержали «Беловежское соглашение». И, наконец, 20 декабря главы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана собрались в Алма-Ате и 21 декабря подписали Протокол о создании Содружества Независимых Государств. Итоги Алматинской встречи: 1) Официально СССР прекратил свое существование; 2) Образовано Содружество Независимых Государств, равноправными учредителями которого стали все вошедшие в него республики; 3) Руководителями республик Беларусь, Казахстана, Российской Федерации и Украины — государств, обладающих ядерным потенциалом, заключено «Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия». По соглашению государства-участники должны были совместно выработать политику по ядерным вопросам, обеспечивать коллективную безопасность всех участников СНГ.
107. Первые годы незаисимости Каз-на: политическая система, вооруженные силы.16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", этот день был объявлен Днем независимости. В декабре 1991 года шел сложный процесс создания Содружества Независимых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в г. Минске (Беловежская пуща) главами государств Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины было подписано "Соглашение о создании Содружества Независимых государств". В нем говорилось о том, что названные выше государства, как "учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Вместе с тем, "основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, стремясь построить демократические правовые государства...Высокие Договаривающиеся стороны образуют Содружество Независимых Государств". То есть это Соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ. Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана на встрече в г. Ашхабаде проанализировали беловежское Соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества. И, наконец, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, был подписан "Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств", подписанному в г.Минске. В нем, в частности, говорилось: "Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств". Становление Республики Казахстан как независимого государства потребовало в качестве неотложной задачи принятия государственных символов. После всенародного обсуждения сессия Верховного Совета республики в мае 1992 г. утвердила новый Государственный флаг и герб. 7 января 2006г. глава государства подписал Указ "О внесении дополнений и изменений в конституционный закон" "О государственных символах Республики Казахстан". В соответствии с ним был утвержден новый государственный гимн (музыка Ш. Калдаякова, слова Ж. Нажимедонова, Н. Назарбаева). В 1992 году Казахстан выходит на мировую арену. Наше государство принято в члены ОБСЕ, ОИК, Совет Сотрудничества НАТО, Всемирный банк, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, ОЭС и другие международные организации. Достигнуто самое большое привлечение инвестиционного фонда из всех центрально-азиатских государств. Подписана Хартия о демократическом партнерстве в США, ведущей капиталистической страной, что также создало прецедент в Центральной Азии и является несомненным достижением сравнительно молодого государства. Казахстан первым сделал ещё один шаг, закрыв 30 августа 1991 года Семипалатинский ядерный полигон. Республика еще раз обратила на себя пристальное внимание со стороны цивилизованного мира.
108. Конституция РК. Историческое значение. Основным правовым документом яв Конституция РК 1995г. Она обобщила основные положения конституц-х законов, принятых в рес-ке за годы неза-ти.Провозглашение власти народа. Един-ым источ-ом госуд-ой власти является народ. Народу предоставлено право в конечном счете определять внутреннюю политику государства. В Конст-ии Р К содержатся основные признаки суверенности. Таковыми яв наличие собст-ой тер, которая объявлена целостной, неделимой и неприкосновенной, и наличие самостоятельной системы госу-ых органов; наличие собст-ой Конст-ии, своих законов, принимаемых Парламентом, Президентом, Правит-ом; наличие собс-ого гражд-ва; равноправное положение РК в системе госу-в мира. Независимость не означает, что Каз абсолютно независим от соседних государств, от других стран. Все госуд-ва мира в какой-то мере зависимы друг от друга, признают определенные принципы взаимоотношений, мирного сосуществования, сотрудничества, уважения прав человека.Конституция РК полностью отвечает требованиям международно-правовых документов о правах и свободах человека. Конс-я РК закрепляет приоритет прав ч/ка и граж/на. Об этом свидетельствует то, что ч/к и граж/н в Конституции выдвинут на первый план. Почти '/3 статей Кон-и РК посвящены вопросам прав и свобод человека и гражданина. Конст-я РК яв Основным законом госу-ва. Она юридически оформляет основные вопросы жизни госу-ва и общества: основные права, свободы и обязанности ч/ка и граж/на, устройства госу/ва, а также закрепляет экономическую основу общества. Конс/я является основным источником законов и др. нормативных актов, принимаемых органами госу/ва. Любой закон, указ Президента, постановления правительства, приказы министерств, решения местных государственных органов должны приниматься на основе и в полном соответствии с нормами, идеями, принципами Конс/и и не могут им противоречить. Если они противоречат нормам Конст-и, они считаются антиконституционными и должны быть отменены. Требования соблюдения норм, положений Конституции относятся не только к государственным органам, должностным лицам, но и к гражданам, объединениям.
109. Приватизация – основы эк-ких реформ в РК. Приватизация-одно из важных направлений экон-й реформы. Основой рыночных экон-их отношений в отделение собст от госу-ва, приват-я, форми-ние различных форм собст-ти. Рыночная эко-ка способствует укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями. Процесс разгосударствления собственности в республике начался с первых дней независимости. В 1992 г. было приват-ано 6200, в 1993г.-2700 предп-ий. На первом этапе приват-и преимущественно образовывались коллективные предп-я. С 1993 г. особое внимание уделялось созданию акцион-х предп-ий. Их доля в общем количестве предп-й в 1993 г. составила 57%. Эта форма приват-и в сфере промыш-ти и строи-ва сост-ла 73% всех приватиз-х предп-й. В эти годы в основном были приват-ы малые предпр-я торговли, быт-го обслуж-я и общепита. Прогр-а приват-и была продолжена в 1994-96 гг. В 1996 г. поступление в бюджет составило 19 359 898 тенге. За два первых месяца 1997г. за счет проданных предпр-й в бюджет поступило свыше 2 млрд. тенге.В 2001 г. доля отечественного частного сектора производства превысила 74%, рабочих, занятых в нем, насчитывалось более 60%, они производили 83% продукции республики.На селе прива-я агропромышленного сектора в основном завершилась. Вместо распущенных колхозов и совхозов формировались различные виды крестьянских хозяйств –индив-ные. Коллек-ые, смеша-е в форме коллективно-паевых, крупных с/х кооп-ов и индивидуальных фермерских хозяйств. Полностью приват-ны жилищные и коммунально-бытовые хозяйства, они объединились в акцио-ые общ-ва, товарщ-ва, осуществляющие свою деятельность на договорной основе. Таким образом, к маю 1997г. приватизация всех отраслей экономики респу-и в основном завершилась, в незначительном объеме сохра-ась госуд-я собст-сть. В тяж-й промыш-и новые рыночные отнош-я утвердились оконч-но. В частн-и, принятие спец-ых законов по вопросам приватизации, налог-й реформы и др-х законов и законод-ных актов по вопросам промыш-ти привело к значительным сдвигам. На первом этапе приват-и подавляющая часть промыш-х предп-й из-за физически и морально устаревшего оборудования и технол-х систем функ-ла только после ремонта. На сегод-ий день доля устаревшего основного фонда на заводах и фабриках цветной метал-и составляет 40-70%, а черной металлургии50-60%.В связи с этим отдельные компании проводят работу по модернизации оборудования и технологических систем. Например, компания "Испат-Кармет" инвестировала 640 млн. долларов США в модернизацию оборуд-я, тех-ки и техн-ких систем предп-й. На такие же цели АО "Казахмыс" выделило 570 млн. долларов США. В г. Балхаше начато строит-о завода по производству цинка. Значительное количество предп-й тяж промыш-и размещено на тер Вос-о Каз. ОАО "Казцинк" с каждым годом наращивает производство цинка, на предпр-х объединения занято свыше 24 тыс. человек.
110. Внешнеполитические приоритеты РК. Сотрудничество с международными организациями. Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное - это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европу и Азию. Ближайшие соседи нашей страны - Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес — это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т полезных ископаемых.
Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.За годы независимости в качестве суверенного государства Казахстан признали свыше 120 государств мира, В Алматы и Астане, как уже было сказано выше, функционируют около 70 посольств и дипломатических представительств. Казахстан является членом 70 международных организаций, в 100 с лишним странах мира имеются посольства и консульства Казахстана. В наследство от СССР республике досталась "грозная" сила - ядерное оружие. В результате длительных и сложных переговоров с руководителями США, России и Франции в целях обеспечения спокойствия и безопасности человечества Н. А. Назарбаев дал согласие в 1994 г. на вывоз ядерного оружия из Казахстана. Ядерные державы (США, Россия, Китай и Франция) заявили о своем признании суверенитета и независимости Казахстана, приняли на себя обязательства о непосягательстве на независимость, территориальную целостность Казахстана, о неприменении экономического давления. В 1995 г. ядерное оружие было вывезено с территории республики. Казахстан стал первым государством в истории, добровольно отказавшимся от смертоносного оружия. Исключительное значение во внешней политике Казахстана имеет членство в ООН. Решением 46-й сессии ООН от 2 марта 1992 г. Казахстан единогласно был принят в члены этой авторитетной всемирной организации. Он стал 168-м членом ООН. При ООН было открыто постоянное представительство Казахстана. 5 декабря 1992 г. является историческим днем во внешнеполитической деятельности республики. В тот день с трибуны ООН впервые выступил Президент независимого Казахстана Н. А. Назарбаев, выдвинувший ряд важных вопросов. С особым вниманием члены ООН выслушали предложение Назарбаева о созыве Совета по мерам взаимного сотрудничества и доверия в Азии. Насколько значительным и своевременным была инициатива казахстанского Президента, показало заседание этого Совета, состоявшееся в 2002 г. в Алматы. Особое значение для республики имело членство в Международном банке реконструкции и развития, в Европейском банке реконструкции и развития, Международном валютном фонде, ЮНЕСКО. Значительный шаг по вхождению в мировое сообщество был сделан в 1992 г.в столице Финляндии — Хельсинки. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, переданный для хранения финляндскому правительству, в числе глав новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР и Югославской Федерации, был подписан и Президентом нашей республики Н. А. Назарбаевым. Сотрудничество Казахстана с зарубежными странами в области внешней политики. После получения независимости Казахстан приступил к осуществлению основного принципа Конституционного Закона о независимости Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г.: "Республика установит свои взаимоотношения со всеми государствами на основе принципов международного права". В первую очередь было принято во внимание расположение Казахстана на территории, связывающей Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для использования этого внешнеполитического и стратегического выгодного фактора необходимо было укрепить дальнейшее сотрудничество с соседними странами — Россией и Китаем. В 1992 г. с Россией был подписан Договор о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В этом документе были затронуты все вопросы — от экономических до сотрудничества в области внешнеполитических мер. Особое значение имеет пункт о незыблемости нынешних границ между двумя странами.
Взаимоотношения Казахстана с Китайской Народной Республикой тоже строятся на принципах международного права. Между двумя странами было подписано около 50 договоров, соглашений и протоколов, на основе этих документов появилась возможность для развития разносторонних связей между двумя странами на самом высоком уровне. В этой сфере за последние годы достигнуты значительные успехи. Впервые между двумя сторонами урегулирован вопрос о границе. Навсегда сняты с повестки дня проблемы границ в казахско-китайских отношениях. В настоящее время взаимоотношения с Китаем достигли самого высокого уровня. В 1994 г. Н.А.Назарбаев выступил с инициативой о создании Евразийского союза. После неоднократных встреч, обсуждений и консультаций эта идея осуществилась. Осенью 2002 г. был создан Евразийский экономический союз (ЕвразЭс) в составе пяти государств. В 1996 г. в Шанхае (КНР) Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Китай подписали договор по вопросам доверия. Позже к "Шанхайской пятерке" присоединился Узбекистан, и организация стала называться "Шанхайской организацией содружества" (ШОС). Члены организации координируют свои усилия по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, расширяя экономическое сотрудничество, совместно осуществляют проект по созданию системы воздушных, автомобильных и железных дорог и трубопроводов.
111. Социально-политическое развитие Каз-на на современном этапе. С вступлением в ООН, Республика Казахстан была провозглашена полноправным членом мирового сообщества, предпринимались все меры по охране независимости и укреплению национальной государственности.В июле 1992 года были приняты законы Об органах национальной безопасности Республики Казахстан, О внутренних войсках Республики Казахстана. В августе 1992 года принят Закон Республики Казахстан О защите и поддержке частного предпринимательства, в декабре О вооружённых силах и обороне Республики Казахстан. 2 июля 1992 года вышло Постановление Верховного Совета Об избрании Конституционного суда Республики Казахстан. Таким образом, в Казахстане, как и во всех демократических государствах, были заложены основы системы управления, состоящей из ветвей властиПосле обсуждения в июне 1992 года были утверждены новые государственные символы герб и флаг независимого Казахстана. Авторы: герба - Шота Уалиханов, Жандарбек Малибеков, флага - Шакен Ниязбеков. В декабре 1992 года был утверждён текст нового гимна республики. В январе 2006 года утверждён новый гимн республики авторы слов Ж.Нажемединов и Н.Назарбаев, автор музыки Ш.Калдаяков. За 1992-1993 гг. Верховный Совет принял ряд соц
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|