Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-экономическое развитие Каз-на в 1965-1985гг.





На октябрьском 1964 года Пленуме ЦК КПСС произошла смена руковод­ства страны. Пленум освободил Н. С. Хрущева от обязанностей Первого секрета­ря ЦК партии. Им стал Л. И. Брежнев, главой правительства — А.И. Косыгин. В середине 60-х годов были проведены хозяйственные реформы. Сентябрьский 1965 года Пленум ЦК партии осудил административные подходы в управлении экономикой и предложил предоставить большую самостоятельность предприятиям, развивать хозяйственный расчет, сделать ставку на экономи­ческое, материальное стимулирование. Все это привело к тому, что в годы восьмой пятилетки (1966-1970) народнохозяйственный комплекс достиг наи­высшего со времени введения плановой экономики индекса роста, эту пяти­летку даже называли "золотой". В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики респуб­лики преимущественное развитие получили добывающие отрасли. За период с 1961 по 1970 год в Казахстане вступили в строй новые предприятия, цеха, а также были реконструированы и технически перевооружены 1709 объектов. Ускоренное развитие получили черная металлургия Соколов-Сарбайского и Караганд-го комбинатов, Ермаковского завода ферросплавов; цветная металлургия на Лениногорском, Жезказганском, Павлодарском, Усть-Каме­ногорском комбинатах; нефтяные месторождения на Мангышлаке, который стал одним из значительных нефтяных районов. Крупнейшим поставщиком химической продукции был признан горно-химический комбинат Каратау. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40% — кормовых фосфатов, до 70% — меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье — по добыче угля, железных и марганцевых руд. В марте 1965 года состоялся Пленум ЦК партии, на котором была пред­принята попытка разработки эффективной аграрной политики. Были под­няты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу, укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена на­логовая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве. Хотя они и носили половинчатый характер, тем не менее, дали ощутимый результат. В 1970 году прирост промышленной продукции за счет повышения эффективности производства составил 70%. Во второй половине 60-х годов прирост валовой продукции сельского хозяйства со­ставил 28%. В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Около 50% промышленности Казахстана находились в ведении союз­ных министерств. Союзные министерства игнорировали интересы республи­ки, развитие ее социальной сферы, подготовки национальных кадров, охра­ны окружающей среды. Уровень Аральского моря понизился на 14 м, площадь акватории сократилась на 40%, объем воды — на 65%. Высохшее морское дно превратилось в очаг зарождения солепылевых бурь. Это вызвало рост эпидемических заболеваний, таких как гепа­тит, туберкулез, а количество онкологических заболеваний в этом регионе превышало союзный показатель в 15 раз. Не менее острой экологической проблемой стал космодром Байконур, расположенный на территории 6717км , а также находящиеся под его воздействием 4,6 млн. га территории Казахстана, куда приземлялись отработанные ступени ракет по трассе их движения. Кроме того, Семипалатинский атомный полигон насчитывал около 200 штолен. На нем было произведено 470 ядерных взрывов из 715, произведенных в СССР. 17 подземных ядерных взрывов было произведено на полигоне Азгир в Прикаспийской низменности, еще 21 взрыв — в дру­гих местах республики. Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольствен­ных товаров народного потребления поступало из других союзных респуб­лик, причем часто они изготавливались из каз-кого сырья. Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении тем­пов прироста промышленной продукции, уменьшении национального дохо­да. Планы не выполнялись. Если в 1970-1975 годы среднего­довой прирост промышленной продукции составил 8,4%, то в 1980-1985 годы — 3,8%, а прирост национального дохода за эти же годы сократился с 4,4 до 1,4%. На этом фоне в 1977 году была принята новая Конституция СССР, в которой говорилось, что в СССР общество вступило в стадию "развитого социализма". Командно-административные методы управления экономикой, иг­норирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису. Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. В 1981-1985 годы не произошло прироста вало­вой продукции сельского хозяйства. Посевные площади были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га., но стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убы­точным. В 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов со­ставлял 15%, то в 1985 году — 51%. Например, поголовье овец с 1971 по 1981 год выросло на 3,4 млн. голов, а в 1981-1985 годы рост поголовья почти прекратился; производство баранины в 1970-1985 годы сократилось на 19%. Кризис системы производства в СССР привел к тому, что в 1981-1985 годах, имея самое большое в мире поле сельхозугодий — 603 млн. га, стал крупней­шим импортером продуктов питания. Ежегодно СССР закупал за рубежом продовольствия на 3,8 млрд.$. В 1985 году в СССР каждая тре­тья булка хлеба, каждая вторая пачка макарон была из импортного зерна, закупленного в США, Канаде, Аргентине, Турции.







 

102. Негативные тенденции в социальном положении казахстанского общества в 80-е годы XXв. Задача повышения благосостояния народа провозглашалась главной в экономической политике: Улучшение организации здравоохранения и лечебно-профилактической работы, была повышена оплата труда работникам непроизводственной сфе­ры, Росла сеть предприятий общественного питания, Решение жилищных проблем, Вырос объем реализации бытовых услуг, Труд людей облегчали построенные прачечные, пункты проката, предприятия химической чистки одежды. Однако подъем благосостояния выглядел внушительным только в сопоставлении с уровнем жизни 30-40-х гг. По сравнению с развитыми капиталистическими странами наблюдалось существенное отставание по ряду показателей - оплата труда, автоматизация быта, жилье, питание, здравоохранение и др. Основные причины отставания социальной сферы:• Сохранение остаточного принципа распреде­ления в развитии социальной сферы • Полное игнорирование «человеческого факто­ра», его интересов и потребностей способствовало безраздельному господству государственно-монополистической собствен-ности.•Полный приоритет общественной собственности деформировал производственные отно­шения, уничтожил нравственное отношение человека к труду. • Повышение жизненного уровня людей произ­водилось за счет опережающего роста денеж­ных доходов населения и платежеспособного спроса по сравнению с ростом товарной массы и услуг. Расхождение в количестве денег и количестве качественных товаров неизбежно привело к тотальному дефициту. Так, экономические противоречия породили социальные, а те, в свою очередь, серьезные нравственные проблемы. Уравнительные тен­денции распределения заработной платы не могли не привести к снижению заинтере­сованности трудящихся в результатах труда.

103. Тенденции экономического развития Каз-на в годы «перестройки».В марте 1985г., Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Горбачев М.С. В апреле 1985г. состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинается отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы 4 периода: 1 этап (март 1985 январь 1987 гг.) Основые лозунги этого периода «ускорение» и «больше социализма». 2 этап (1987-1988 гг.) Основные лозунги этого периода «больше демократии» и «гласность». 3 этап (1989-1990 гг) Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином лагере перестройки, пере­ход к открытому политическому, национальному противостоянию. 4 этап (1990-1991 гг.) Период ознамено­ван крахом миро­вой социалисти­ческой системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. Первая акция нового руководства - это структурная перестройка экономики на основе научно-технического прогресса. В апреле 1985г. на Пленуме ЦК КПСС был провозглашен - курс на ускорение социально-экономического развития, за счет преодоления снижения темпов экономического роста и сосредоточения основных усилий в этом направлении. Курс на ускорение был поддержан и развит XXVII съездом КПСС (февраль 1986 г.). На съезде: • Партия заявила, что именно она является носителем программных целей общества, той реальной силой, которая может повести страну по пути обновления. • Радикальные изменения в производительных силах и производственных отношениях рассматривались как средство совершенствования социализма, как условие раскрытия огромных преимуществ и возможностей социалистического строя.•Подчеркивалось, что «мировой социализм — мощное международное образование, он опирается на высокоразвитую экономику, солидную научную базу, надежный военно-политический потенциал». Источники торможения курса на ускорение: • Курс был взят без глубоко осмысленной научной концепции, без четкой и ясной программы.•Существование прежней командно-административной системы.• Неэффективность и отчужденность от народа ее политических институтов.• Нежизненность экономических структур системы, когда человеку в целом было невыгодно хорошо трудиться.• Отставание от потребностей развития общества и науки.• Новому руководству виделось, что экономи­ческое и социальное положение можно поправить с помощью отдельных мер, повышения идейно-воспитательной работы, а не путем пересмотра всей государственной системы.

104. Общественно-политическая жизнь в годы «перестройки» (1985-1991гг.).Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся: • Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск», со­зданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 г. Цель - закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Ка­захстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации, научные конференции - международные и республиканские. По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Бал­хаша и Арала. Комитет сделал очень многое для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах - Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.• В апреле 1989г. создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.• В июле 1990г. оформилось гражданское движение «Азат». Главная цель – обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991г. гражданское движение создало свою политическую партию. • Осенью 1991 г. в Алматы организовалась новая общественно-политическая орга­низация - социал-демократическая партия Казахстана (СДПК). • Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш». • В августе 1990 г. было создано межнацио­нальное движение «Единство». Организаторы - представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения. • Люди, осужденные за декабрьские события 1986г., организовали свою партию «Желтоксан». • Созданы союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам - организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т.д. •Наиболее многочисленной политической силой являлась Коммунистическая партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990г. насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. Однако ощутимо падал авторитет партии, за 1990г. численность республиканской партий­ной организации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. Нередкими стали примеры массового выхода из рядов КПСС. Например, за 1990г. добровольно из рядов КПСС вышли более 35 тысяч человек, что составило 4,2% от общего числа коммунистов республики. В начале 1991г. выход из рядов партии увеличился. • Всего к началу ноября 1990 г. в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований, из них около 40 - в Алматы. В целях упорядочения деятельности политических движений на IV сессии (4-27 июня) Верховного Совета Казахской ССР был принят закон «Об общественных объединениях». В нем на основе «Декларации о государственном суверенитете КазССР» гражданам республики была гарантирована свобода создания общественных объединений и условий для выполнения ими уставных задач, реализация которых отвечала бы интересам общества.

105. Исторические и соц.-эк-кие причины декабрьских событий 1986 года. Значение. Ре­зуль­та­том наз­ре­ва­ющих про­тиво­речий меж­ду про­возг­ла­шен­ным на сло­вах кур­сом на пре­об­ра­зова­ние и ре­аль­нос­тя­ми су­щест­ву­ющей дей­стви­тель­нос­ти ста­ли де­кабрь­ские со­бытия 1986 го­да в Ка­захс­та­не.По­водом пос­лу­жила сме­на выс­ше­го ру­ководс­тва Ка­захс­та­на.16 де­каб­ря 1986 г. в Ал­ма-Ате сос­то­ял­ся V Пле­нум ЦК Ком­партии Ка­захс­та­на. На по­вест­ке дня сто­ял один воп­рос — ор­га­низа­ци­он­ный. Был ре­шен один из важ­ней­ших воп­ро­сов — сме­на по­лити­чес­ко­го ру­ково­дите­ля. Был снят с долж­нос­ти Пер­вый сек­ре­тарь ЦК Д. А. Ку­на­ев и на его мес­то пос­тавлен Г.В.Кол­бин, ра­ботав­ший до это­го пер­вым сек­ре­тарем Ульяновс­ко­го об­ко­ма пар­тии. Та­ким об­ра­зом в ду­хе ве­ковых тра­диций был ре­шен воп­рос уп­равле­ния Ка­захс­та­ном, но в этот раз иг­но­риро­вание на­ци­ональ­ных ин­те­ресов рес­публи­ки встре­тило отк­ры­тое, ре­шитель­ное соп­ро­тив­ле­ние. Его про­яв­ле­ни­ем ста­ло выс­тупле­ние ка­захс­кой мо­лоде­жи в Ал­ма-Ате. Ут­ром 17 де­каб­ря на пло­щади у зда­ния ЦК пар­тии соб­ра­лись сот­ни лю­дей, что­бы вы­разить свой про­тест про­тив отк­ро­вен­но­го поп­ра­ния эле­мен­тарных граж­данс­ких прав, за­тем чис­ло де­монс­тран­тов дос­тигло нес­коль­ких ты­сяч. Де­монс­тра­ция бы­ла по­дав­ле­на си­лой, с при­мене­ни­ем са­пер­ных ло­пат, слу­жеб­ных со­бак, бранд­спой­тов. Чис­ло за­дер­жанных сос­тавля­ло око­ло 8,5 тыс. че­ловек. На­чались реп­рессии про­тив участ­ни­ков со­бытий, 99 че­ловек бы­ло осуж­де­но, из них 2 — к выс­шей ме­ре на­каза­ния, 83 че­лове­ка — к ли­шению сво­боды от 1,5 до 15 лет. Из выс­ших учеб­ных за­веде­ний бы­ло иск­лю­чено 264 сту­ден­та, 12 рек­то­ров ву­зов ос­во­бож­де­ны от за­нима­емой долж­нос­ти. Из ря­дов КПСС бы­ло иск­лю­чено 52 че­лове­ка, из чле­нов ВЛКСМ — 787 че­ловек. 1200 че­ловек бы­ли уво­лены из Ми­нис­терс­тва внут­ренних дел, 309 — из ми­нис­терств здра­во­ох­ра­нения и транс­пор­та.Жерт­ва де­кабрь­ских со­бытий — Кай­рат Рыс­кулбе­ков, сту­дент Ал­ма­тинс­ко­го ар­хи­тек­турно-стро­итель­но­го инс­ти­тута. В 1988 г. Ре­шени­ем Вер­ховно­го Со­вета КазССР смерт­ный при­говор был за­менен на 20 лет ли­шения сво­боды в исп­ра­витель­но-тру­довой ко­лонии. В 1988 г. умер в тюрь­ме. 9 де­каб­ря 1996 г. ему пос­мерт­но прис­во­ено зва­ние «Ха­лык ка­хар­ма­ны».Все это еще раз про­демонс­три­рова­ло не­из­менный курс дик­та­та Цент­ра. Де­кабрь­ские со­бытия 1986 г. ста­ли ка­тали­зато­ром де­мок­ра­тиза­ции по­лити­чес­кой жиз­ни и име­ли важ­ное ис­то­ричес­кое зна­чение: 1.Пер­вое выс­тупле­ние про­тив су­щест­ву­ющей по­лити­чес­кой сис­те­мы на тер­ри­тории быв­ше­го СССР;2.Отк­рыл путь в стрем­ле­нии ка­захс­ко­го на­рода к не­зави­симос­ти.

106. Казахстан на пути к независимости К кон­цу 1980-х го­дов все нас­той­чи­вей выд­ви­га­ет­ся на пер­вый план проб­ле­ма на­ци­ональ­ной не­зави­симос­ти и го­сударс­твен­но­го су­вере­ните­та Ка­захс­та­на. В 1988 г. пос­та­нов­ле­ни­ем ЦК Ком­партии Ка­захс­та­на бы­ли возв­ра­щены на­роду име­на его слав­ных предс­та­вите­лей, реп­ресси­рован­ных в 1920–50-е го­ды: Ш. Ку­дай­бер­ди­ева, А. Бу­кей­ха­нова, А. Бай­тур­су­нова, М. Жу­маба­ева, Ж. Ай­ма­уыто­ва., М. Ду­лато­ва и дру­гих. Важ­ным со­быти­ем ста­ло при­нятие 22 сен­тября 1989 г. «За­кона о язы­ках», где го­сударс­твен­ным язы­ком был объяв­лен ка­захс­кий, а русс­кий язык — язы­ком меж­на­ци­ональ­но­го об­ще­ния. 24 ап­ре­ля 1990 г. в рес­публи­ке был уч­режден пост Пре­зиден­та Ка­захс­кой ССР, на сес­сии Вер­ховно­го Со­вета им был изб­ран Н. А. На­зар­ба­ев. Со­юз­ные рес­публи­ки ста­ли го­товить ре­фор­ми­рова­ние СССР в со­юз су­верен­ных го­сударств. 25 ок­тября 1990 г. Вер­ховный Со­вет Ка­захс­та­на при­нял «Дек­ла­рацию о го­сударс­твен­ном су­вере­ните­те Ка­зССР».19 ав­густа 1991 г. в стра­не бы­ло объяв­ле­но об об­ра­зова­нии Го­сударс­твен­но­го ко­мите­та по чрез­вы­чай­но­му по­ложе­нию (ГКЧП), а Пре­зидент СССР, на­ходив­ший­ся в Фо­росе, был изо­лиро­ван, по су­ти де­ла это бы­ла по­пыт­ка го­сударс­твен­но­го пе­рево­рота. Но путч про­валил­ся, ли­деры ГКЧП бы­ли арес­то­ваны. Эти со­бытия ус­ко­рили рас­пад СССР. 7 сен­тября сос­то­ял­ся вне­оче­ред­ной съезд ком­партии Ка­захс­та­на, при­няв­ший ре­шение о са­морос­пуске, пре­ем­ни­цей ее ста­ла со­ци­алис­ти­чес­кая пар­тия. 1 де­каб­ря 1991 г. сос­то­ялись все­народ­ные вы­боры Пре­зиден­та Ка­захс­та­на, им стал Н. А. На­зар­ба­ев, ко­торый 10 де­каб­ря всту­пил в долж­ность. 10 де­каб­ря бы­ло при­нято ре­шение о пе­ре­име­нова­нии Ка­захс­кой ССР в Рес­публи­ку Ка­захс­тан. 16 де­каб­ря 1991 г. был при­нят Конс­ти­туци­он­ный за­кон «О го­сударс­твен­ной не­зави­симос­ти Рес­публи­ки Ка­захс­тан», этот день был объяв­лен Днем не­зави­симос­ти. В де­каб­ре 1991 г. шел слож­ный про­цесс соз­да­ния Сод­ру­жест­ва Не­зави­симых Го­сударств (СНГ). Сна­чала 8 де­каб­ря в Минс­ке, в Бе­ловежс­кой пу­ще, сос­то­ялась встре­ча ли­деров Рос­сии, Бе­лорус­сии и Ук­ра­ины, ко­торые под­пи­сали сог­ла­шение об ан­ну­лиро­вании До­гово­ра 1922 го­да об об­ра­зова­нии СССР и од­новре­мен­но — о соз­да­нии СНГ. За­тем в Аш­ха­баде 13 де­каб­ря про­изош­ла встре­ча ли­деров рес­публик Сред­ней Азии и Ка­захс­та­на, ко­торые под­держа­ли «Бе­ловежс­кое сог­ла­шение». И, на­конец, 20 де­каб­ря гла­вы Азер­бай­джа­на, Ар­ме­нии, Бе­лорус­сии, Гру­зии, Ка­захс­та­на, Кыр­гызс­та­на, Мол­до­вы, Рос­сии, Тад­жи­кис­та­на, Турк­ме­нис­та­на, Уз­бе­кис­та­на соб­ра­лись в Ал­ма-Ате и 21 де­каб­ря под­пи­сали Про­токол о соз­да­нии Сод­ру­жест­ва Не­зави­симых Го­сударств. Ито­ги Ал­ма­тинс­кой встре­чи: 1) Офи­ци­аль­но СССР прек­ра­тил свое су­щест­во­вание; 2) Об­ра­зова­но Сод­ру­жест­во Не­зави­симых Го­сударств, рав­ноправ­ны­ми уч­ре­дите­лями ко­торо­го ста­ли все во­шед­шие в не­го рес­публи­ки; 3) Ру­ково­дите­лями рес­публик Бе­ларусь, Ка­захс­та­на, Рос­сий­ской Фе­дера­ции и Ук­ра­ины — го­сударств, об­ла­да­ющих ядер­ным по­тен­ци­алом, зак­лю­чено «Сог­ла­шение о сов­мест­ных ме­рах в от­но­шении ядер­но­го ору­жия». По сог­ла­шению го­сударс­тва-участ­ни­ки долж­ны бы­ли сов­мест­но вы­рабо­тать по­лити­ку по ядер­ным воп­ро­сам, обес­пе­чивать кол­лектив­ную бе­зопас­ность всех участ­ни­ков СНГ.

107. Первые годы незаисимости Каз-на: политическая система, вооруженные силы.16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", этот день был объявлен Днем независимости. В декабре 1991 года шел сложный процесс создания Содружества Незави­симых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в г. Минске (Беловежская пуща) главами государств Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины было подписано "Соглашение о создании Содружества Незави­симых государств". В нем говорилось о том, что названные выше государ­ства, как "учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права и геополи­тическая реальность прекращает свое существование". Вместе с тем, "осно­вываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, стремясь построить демок­ратические правовые государства...Высокие Договаривающиеся стороны об­разуют Содружество Независимых Государств". То есть это Соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одно­временно образовывало СНГ. Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана на встрече в г. Ашхабаде проанализировали беловежское Соглашение и выразили готов­ность к полноправному участию в формировании нового содружества. И, наконец, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав 11 независи­мых государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, был подписан "Про­токол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств", под­писанному в г.Минске. В нем, в частности, говорилось: "Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казах­стан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Сторо­ны образуют Содружество Независимых Государств". Становление Республики Казахстан как независимого государства потребовало в качестве неотложной задачи принятия государственных символов. После всенародного обсуждения сессия Верховного Совета республики в мае 1992 г. утвердила новый Государственный флаг и герб. 7 января 2006г. глава государства подписал Указ "О внесении дополнений и изменений в конституционный закон" "О государст­венных символах Республики Казахстан". В соответствии с ним был утвержден новый государственный гимн (музыка Ш. Калдаякова, слова Ж. Нажимедонова, Н. Назарбаева). В 1992 году Казахстан выходит на мировую арену. Наше государство принято в члены ОБСЕ, ОИК, Совет Сотрудничества НАТО, Всемирный банк, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, ОЭС и другие международные организации. Достигнуто самое большое привлечение инвестиционного фонда из всех центрально-азиатских государств. Подписана Хартия о демократическом партнерстве в США, ведущей капиталистической страной, что также создало прецедент в Центральной Азии и является несомненным достижением сравнительно молодого государства. Казахстан первым сделал ещё один шаг, закрыв 30 августа 1991 года Семипалатинский ядерный полигон. Республика еще раз обратила на себя пристальное внимание со стороны цивилизованного мира.

108. Конституция РК. Историческое значение. Основным правовым документом яв Конституция РК 1995г. Она обобщила основные положения конституц-х законов, принятых в рес-ке за годы неза-ти.Провозглашение власти народа. Един-ым источ-ом госуд-ой власти является народ. Народу предоставлено право в конечном счете определять внутреннюю политику государства. В Конст-ии Р К содержатся основные признаки суверенности. Таковыми яв наличие собст-ой тер, которая объявлена целостной, неделимой и неприкосновенной, и наличие самостоятельной системы госу­-ых органов; наличие собст-ой Конст-ии, своих законов, принимаемых Пар­ламентом, Президентом, Правит-ом; наличие собс-о­го гражд-ва; равноправное положение РК в системе госу-в мира. Независимость не означает, что Каз абсолютно независим от соседних государств, от дру­гих стран. Все госуд-ва мира в какой-то мере зависимы друг от друга, признают определенные принципы взаимоотношений, мирного сосуществования, сотрудничества, уважения прав че­ловека.Конституция РК полностью отвечает тре­бованиям международно-правовых документов о правах и сво­бодах человека. Конс-я РК закрепляет приоритет прав ч/ка и граж/на. Об этом свидетельству­ет то, что ч/к и граж/н в Конституции выдвинут на первый план. Почти '/3 статей Кон-и РК посвящены воп­росам прав и свобод человека и гражданина. Конст-я РК яв Основным за­коном госу-ва. Она юридически оформляет основные вопросы жизни госу-ва и общества: основные права, свободы и обязанности ч/ка и граж/на, устройства госу/ва, а также закрепляет экономическую основу общества. Конс/я является основным источником законов и др. нормативных актов, принимаемых органами госу/ва. Любой закон, указ Президента, постановления правительства, приказы министерств, решения местных государственных органов должны принимать­ся на основе и в полном соответствии с нормами, идеями, прин­ципами Конс/и и не могут им противоречить. Если они противоречат нормам Конст-и, они считаются антиконсти­туционными и должны быть отменены. Требования соблюдения норм, положений Конституции относятся не только к государ­ственным органам, должностным лицам, но и к гражданам, объ­единениям.

109. Приватизация – основы эк-ких реформ в РК. Приватизация-одно из важных направлений экон-й реформы. Основой рыночных экон-их отношений в отделение собст от госу-ва, приват-я, форми-ние различных форм собст-ти. Рыночная эко-ка способствует укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями. Процесс разгосударствления собственности в республике начался с первых дней независимости. В 1992 г. было приват-ано 6200, в 1993г.-2700 предп-ий. На первом этапе приват-и преимущественно образовывались коллективные предп-я. С 1993 г. особое внимание уделялось созданию акцион-х пред­п-ий. Их доля в общем количестве предп-й в 1993 г. составила 57%. Эта форма приват-и в сфере промыш-ти и строи-ва сост-ла 73% всех приватиз-х предп-й. В эти годы в основном были приват-ы малые предпр-я торговли, быт-го обслуж-я и общепита. Прогр-а приват-и была продолжена в 1994-96 гг. В 1996 г. поступление в бюджет составило 19 359 898 тенге. За два первых месяца 1997г. за счет проданных предпр-й в бюджет поступило свыше 2 млрд. тенге.В 2001 г. доля отечественного частного сектора производства превысила 74%, рабочих, занятых в нем, насчитывалось более 60%, они производили 83% продукции республики.На селе прива-я агропромышленного сектора в основном завершилась. Вместо распущенных колхозов и совхозов форми­ровались различные виды крестьянских хозяйств –индив-ные. Коллек-ые, смеша-е в форме коллективно-паевых, крупных с/х кооп-ов и индивидуальных фермерских хозяйств. Полностью приват-ны жилищные и коммунально-бытовые хозяйства, они объединились в акцио-ые общ-ва, товарщ-ва, осуществляющие свою деятельность на договорной основе. Таким образом, к маю 1997г. приватизация всех отраслей экономики респу-и в основном завершилась, в незначительном объеме сохра-ась госуд-я собст-сть. В тяж-й промыш-и новые рыночные отнош-я утвердились оконч-но. В частн-и, принятие спец-ых законов по вопросам приватизации, налог-й реформы и др-х законов и законод-ных актов по вопросам промыш-ти привело к значительным сдвигам. На первом этапе приват-и подавляющая часть промыш-х предп-й из-за физически и морально устаревшего оборудования и технол-х систем функ-ла только после ремонта. На сегод-ий день доля устаревшего основного фонда на заводах и фабриках цветной метал-и составляет 40-70%, а черной металлургии50-60%.В связи с этим отдельные компании проводят работу по модер­низации оборудования и технологических систем. Например, компания "Испат-Кармет" инвестировала 640 млн. долларов США в модер­низацию оборуд-я, тех-ки и техн-ких систем пред­п-й. На такие же цели АО "Казахмыс" выделило 570 млн. долларов США. В г. Балхаше начато строит-о завода по производству цинка. Значительное количество предп-й тяж промыш-и размещено на тер Вос-о Каз. ОАО "Казцинк" с каждым годом наращивает производство цинка, на предпр-х объединения занято свыше 24 тыс. человек.

110. Внешнеполитические приоритеты РК. Сотрудничество с международными организациями. Место и роль Казахстана в международных отношениях опре­деляются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное - это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европу и Азию. Ближайшие соседи нашей страны - Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес — это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т полезных ископаемых.

Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешне­политической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.За годы независимости в качестве суверенного государства Казахстан признали свыше 120 государств мира, В Алматы и Астане, как уже было сказано выше, функционируют около 70 посольств и дипломатических представительств. Казахстан является членом 70 международных организаций, в 100 с лишним странах мира имеются посольства и консульства Казахстана. В наследство от СССР республике досталась "грозная" сила - ядерное оружие. В результате длительных и сложных переговоров с руководителями США, России и Франции в целях обеспечения спокойствия и безопасности человечества Н. А. Назарбаев дал согласие в 1994 г. на вывоз ядерного оружия из Казахстана. Ядерные державы (США, Россия, Китай и Франция) заявили о своем признании суверенитета и независимости Казахстана, приняли на себя обязательства о непосягательстве на независимость, территориальную целостность Казахстана, о неприменении экономического давления. В 1995 г. ядерное оружие было вывезено с территории республики. Казахстан стал первым государством в истории, добровольно отказавшимся от смертоносного оружия. Исключительное значение во внешней политике Казахстана имеет членство в ООН. Решением 46-й сессии ООН от 2 марта 1992 г. Казахстан единогласно был принят в члены этой авторитетной всемирной организации. Он стал 168-м членом ООН. При ООН было открыто постоянное представительство Казахстана. 5 декабря 1992 г. является историческим днем во внешнеполи­тической деятельности республики. В тот день с трибуны ООН впервые выступил Президент независимого Казахстана Н. А. Назарбаев, выд­винувший ряд важных вопросов. С особым вниманием члены ООН выслушали предложение Назарбаева о созыве Совета по мерам взаимного сотрудничества и доверия в Азии. Насколько значительным и своевременным была инициатива казахстанского Президента, показало заседание этого Совета, состоявшееся в 2002 г. в Алматы. Особое значение для республики имело членство в Международном банке реконструкции и развития, в Европейском банке реконструкции и развития, Международном валютном фонде, ЮНЕСКО. Значительный шаг по вхождению в мировое сообщество был сделан в 1992 г.в столице Финляндии — Хельсинки. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, переданный для хранения финляндскому правительству, в числе глав новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР и Югославской Федерации, был подписан и Президентом нашей республики Н. А. Назарбаевым. Сотрудничество Казахстана с зарубежными странами в области внешней политики. После получения независимости Казахстан приступил к осуществлению основного принципа Конституционного Закона о независимости Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г.: "Республика установит свои взаимоотношения со всеми государствами на основе принципов международного права". В первую очередь было принято во внимание расположение Казахстана на территории, связывающей Европу с Азиатско-Тихо­океанским регионом. Для использования этого внешнеполитического и стратегического выгодного фактора необходимо было укрепить дальнейшее сотрудничество с соседними странами — Россией и Китаем. В 1992 г. с Россией был подписан Договор о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В этом документе были затронуты все вопросы — от экономических до сотрудничества в области внешнеполитических мер. Особое значение имеет пункт о незыблемости нынешних границ между двумя странами.

Взаимоотношения Казахстана с Китайской Народной Республикой тоже строятся на принципах международного права. Между двумя странами было подписано около 50 договоров, соглашений и протоколов, на основе этих документов появилась возможность для развития разносторонних связей между двумя странами на самом высоком уровне. В этой сфере за последние годы достигнуты значительные успехи. Впервые между двумя сторонами урегулирован вопрос о границе. Навсегда сняты с повестки дня проблемы границ в казахско-китайских отношениях. В настоящее время взаимоотношения с Китаем достигли самого высокого уровня. В 1994 г. Н.А.Назарбаев выступил с инициативой о создании Евразийского союза. После неоднократных встреч, обсуждений и консультаций эта идея осуществилась. Осенью 2002 г. был создан Евразийский экономический союз (ЕвразЭс) в составе пяти государств. В 1996 г. в Шанхае (КНР) Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Китай подписали договор по вопросам доверия. Позже к "Шанхайской пятерке" присоединился Узбекистан, и организация стала называться "Шанхайской организацией содружества" (ШОС). Члены организации координируют свои усилия по борьбе с органи­зованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, расширяя экономическое сотрудничество, совместно осуществляют проект по созданию системы воздушных, автомобильных и железных дорог и трубопроводов.

 

111. Социально-политическое развитие Каз-на на современном этапе. С вступлением в ООН, Республика Казахстан была провозглашена полноправным членом мирового сообщества, предпринимались все меры по охране независимости и укреплению национальной государственности.В июле 1992 года были приняты законы Об органах национальной безопасности Республики Казахстан, О внутренних войсках Республики Казахстана. В августе 1992 года принят Закон Республики Казахстан О защите и поддержке частного предпринимательства, в декабре О вооружённых силах и обороне Республики Казахстан. 2 июля 1992 года вышло Постановление Верховного Совета Об избрании Конституционного суда Республики Казахстан. Таким образом, в Казахстане, как и во всех демократических государствах, были заложены основы системы управления, состоящей из ветвей властиПосле обсуждения в июне 1992 года были утверждены новые государственные символы герб и флаг независимого Казахстана. Авторы: герба - Шота Уалиханов, Жандарбек Малибеков, флага - Шакен Ниязбеков. В декабре 1992 года был утверждён текст нового гимна республики. В январе 2006 года утверждён новый гимн республики авторы слов Ж.Нажемединов и Н.Назарбаев, автор музыки Ш.Калдаяков. За 1992-1993 гг. Верховный Совет принял ряд соц

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.