Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура и исскуство племен сакских племен.





Хозяйство и быт племен сакской культуры

В I тысячелетии до нашей эры преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки.Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножы и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни.Саки по образу жизни делились на скотоводов, которые вели кочевой или полукочевой быт, и оседлое население оазисов. Саки-скотоводы разводили лошадей, баранов, коров. Основным жилищем кочевых саков была юрта. Саки, жившие в долине Сырдарьи, вели земледельческое хозяйство, применяя искусственное орошение. Саки-земледельцы строили себе глинобитные дома, а там, где было много леса,— деревянные. Со временем у оседлого населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля. Особого искусства достигли сакские мастера в изготовлении металлических орудий, оружия, украшений. Саки имели связи с народами Алтая, Сибири, Востока и Европы.



 

4.Политическая история саков и общественный строй сакских племен Саки были 1ми кочевниками Великой степи, ставшими широко извес-ми древнему миру и сыгр-ми роль, которую трудно переоценить.Эпоха саков показ-ет, что Великая степь-степная часть Ц-ой Азии-представляла собой самост-ный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Источники сообщают о войне саков за независимость в 6 веке до нэ с персами. В 530 г до нэ на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала царица Томирис. В 519 году поход против саков предпринял Дарий 1. По условиям договора с Дарием 1 саки должны были персам поставлять своих воинов.

На рубеже VI и V вв. до н. э. часть сакских племён была покорена персидскими царями династии Ахеменидов, платила им подати и поставляла воинов, завоевание саков описано в Бехистунской надписи Дария I. Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне. В 6 в до нэ поход против саков предпринял Александр Македонский. После завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III в. до н. э.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства: вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов. Часть племён саков вторглась в Дрангиану и заняла её, дав ей название Сакастан (современный на территориях Ирана и Афганистана); Страбон достаточно подробно описывает набеги саков, сообщая, среди прочего, что они добирались даже до Каппадокии и что жители Зелы учредили и ежегодно отмечают особый праздник — Сакею в честь отражения одного из таких набегов.В конце II — первой половине I веков до н. э. племена саков проникли в Северо-Западную Индию, образовав в середине I века до н. э. ряд индо-сакских государств. Одним из самых известных индо-сакских правителей был царь Май, под властью которого находились Гандхара, долина Свата и, возможно, часть Кашмира. Его преемник Аз расширил свои владения и титуловал себя, аналогично правителям Парфии, «великим царём царей». Эпоха разложения первобытно-родовых отношений периодом военной демократии и дает общественного устройства сакского времени: группа малых родственных семей (патронимия) - кочевая община - племя -союз племен.Низовая ячейка патронимия образуется в результате разрастания и естественного дробления большой патриархально-родовой семьи.Пастбищно-кочевая община формировалась из совокупности патронимии. Но в ее основе не кровнородственный, а территориально-производственный интерес.Племя - важнейшая ступень общественного устройства, ибо ей присущи такие этнические и политические черты, как собственная территория, имя, свойственный лишь этому племени диалект, религиозные представления, культовые обряды.Племенами управляли - военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени. Полномочия племенного вождя:а)управлял своим племенем; б) заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием;в) от имени племени вел переговоры о войне или перемирииА это уже организация власти и управления, в которую облекался военно-демократический строй.Племенные союзы (союз племен) - это новый, высший тип социальной общности людей. 7-4 в.дон.э. сакские племена объединяются в племенные союзы: В Во главе племенного союза - царь. Царя избирают военным советом вождей племен. Власть царя: а)распределял между племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки;б)устанавливал порядок использования этих земель;в)следил, чтобы не было вооруженных столкновений между племенами и родами;г) руководил объединенными войсками во время военных походов.Племенные союзы середины I тысячелетия до н.э. представляли собой начальную стадию зарождения государственности. •Государственные дела обсуждались на народном собрании.•Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. Известны в истории имена сакских цариц - Томирис и Зарины.• В сакском обществе выделялись три группы населения со своими традиционными цветами:1.Воины - красный; Из сословия воинов происходили цари и вожди.2.Жрецы-белый; 3.Общинники (пастухи и земледельцы)-желтый и синий.• Существовало рабство, которое носило патриархальный характер. Источником рабства были - пленники. В основном пленников-рабов использовали в домашнем хозяйстве.





 

Культура и исскуство племен сакских племен.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был "звериный стиль", сложившийся в VII—VI веках до нашей эры и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана, Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие эле-менты материальной культуры саков стали достоянием современных народов. Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску. а) Главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависло благосостояние народа. Царей и вождей отождествляли с солнечным божеством. б) Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Кочевые плмена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле. в) В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Исскуство • С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы возник в искусстве так называемый «звериный стиль». Главная тема -изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Сюжетной основой «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Это своего рода особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Позже этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры вовсе исчез.• Саки-принадлежали к европеоидной расе.• Саки говорили на восточно-иранском языке, выделившихся из индо-иранской языковой группы. • На развитие сакской культуры большое влияние оказало культура Ахеменидского Ирана.• Ярким представителем сакской духовной культуры является - мыслитель Анахарсис, живший в VI в. до н.э.•Иссыкский курган - В 1969-70 гг. были произведены раскопки Иссыкского кургана близ Алматы. Курган состоит из 45 могильников. В одном из них обнаружены останки молодого сакского вождя. Ученым удалось реконструировать его одежду и головной убор из высокопробного золота, представлявших собой высокохудожественное произведение в «зверином стиле», известное в литературе как «Золотой человек». Украшения «Золотого человека» -свосбразная энциклопедия сакской мифологии II миропонимания. Ученые памятник относит к сакам-тиграхаудам. Особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков, которые, к сожалению, до сих пор не расшифрованы. Памятник датируется V-1V вв. до н.э. Всего в кургане Иссык найдено свыше 4 тысяч золотых предметов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.