Сделай Сам Свою Работу на 5

Нормативно правовое регулирование развития накопительного пенсионного обеспечения

Для реализации предложенной концепции развития накопительного пенсионного обеспечения потребуется внесение изменений в следующие законодательные акты:

· Федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части исключения накопительной части трудовой пенсии из видов обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;

· Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части определения взноса на обязательное пенсионное накопление в качестве вычета из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;

· Гражданский кодекс в части введения пенсионных накоплений и накопительного пенсионного обеспечения в рамках гражданского законодательства в качестве самостоятельного отдельного вида обязательств, определение статуса договора накопительного пенсионного обеспечения;

· Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части определения накопительного пенсионного фонда в качестве особой формы некоммерческой организации.

Потребуется трансформация закона «О негосударственных пенсионных фондах» в закон «О накопительных пенсионных фондах», предусматривающая создание и функционирование на равных правах фондов, создаваемых частными учредителями, и государством, установление обязанностей государственного накопительного пенсионного фонда по депонированию средств застрахованных лиц, не определившихся с выбором накопительного пенсионного фонда, определение учредителей фонда в качестве титульных владельцев вклада в уставной капитал накопительного пенсионного фонда (за исключением государственного) и соответствующей вкладу доли имущества для обеспечения уставной деятельности фонда, включая возможность передачи (продажи) прав титульного владения третьим лицам без согласия других учредителей (за исключением случаев, которые могут оговариваться в учредительном договоре), а также пропорционального вкладу участия учредителей в принятии управленческих решений по деятельности фонда. Возможно включение в трансформированный закон положений по страхованию риска передачи накоплений из фонда в фонд на случай лишения лицензии в качестве основной гарантии сохранности средств пенсионных накоплений.



Потребуется модернизация Федерального закона «Об инвестировании средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии» в закон «Об инвестировании средств пенсионных накоплений», где должны быть реализованы положения о составе портфелей по уровню допустимого риска для возрастной дифференциации их выбора участниками обязательного пенсионного накоплениям и особенностями (расширительными) для добровольного пенсионного накопления, а нормы, регулирующие и ограничивающие направления и доли инвестиций в деятельности накопительных пенсионных фондов в целом, должны быть упразднены или сведены к необходимому минимуму.

Пенсионные накопления могут быть размещены в:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) облигации российских эмитентов, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

8) депозиты в рублях в кредитных организациях;

9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

2. Не допускается размещение средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Средства пенсионных накоплений не могут быть использованы для:

1) приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, кредитные и страховые организации, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми заключены договоры об обслуживании;

2) приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

 

1. Структура инвестиционного портфеля управляющей компании, отобранной по конкурсу, должна удовлетворять следующим основным требованиям:

1) максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5 процентов, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;

2) депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10 процентов инвестиционного портфеля;

3) максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг, эмитированных аффилированными компаниями управляющей компании и специализированного депозитария, не должна превышать 5 процентов;

4) максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10 процентов его капитализации;

5) максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10 процентов совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;

6) максимальная доля в совокупном инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 30 процентов совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации.

2. Максимальная доля в инвестиционном портфеле отдельных классов активов, указанных в подпунктах 2 - 6 пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации.

3. Максимальная доля в инвестиционном портфеле активов, указанных в подпунктах 7 - 9 пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, не должна превышать 20 процентов.

 

Пункт 4 статьи 28 вводится в действие с 1 января 2010 года (статья 43 данного документа).

 

4. Максимальная доля в инвестиционном портфеле средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20 процентов.

5. Структура инвестиционного портфеля или его части может быть определена в форме инвестиционного индекса. Порядок определения инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Особенности управления инвестиционным портфелем, структура которого определена в форме инвестиционного индекса, устанавливаются в договоре доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

6. В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля из-за изменения рыночной или оценочной стоимости активов и (или) изменения в структуре собственности эмитента управляющая компания обязана скорректировать структуру активов в соответствии с требованиями к структуре инвестиционного портфеля в течение шести месяцев с даты обнаружения указанного нарушения.

7. В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля в результате умышленных действий управляющей компании она обязана устранить нарушение в течение 30 дней с даты обнаружения указанного нарушения. Кроме того, она обязана возместить Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб, являющийся следствием отклонения от установленной структуры активов и от совершения сделок, произведенных для корректировки структуры активов.

8. Инвестиционный портфель оценивается по рыночной стоимости.

9. Порядок корректировки инвестиционных портфелей управляющих компаний в случае нарушения требований подпункта 6 пункта 1 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 29. Инвестирование средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов

 

1. Инвестирование в активы, указанные в подпункте 5 пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, осуществляется путем приобретения паев (акций, долей) в индексных инвестиционных фондах.

В целях настоящего Федерального закона под индексным инвестиционным фондом понимается инвестиционный фонд, имеющий структуру инвестиций, соответствующую заявленному им инвестиционному индексу.

2. Перечень индексов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

3. Средства пенсионных накоплений не могут инвестироваться в индексы, в состав которых входят облигации зарубежных эмитентов, не имеющих кредитных рейтингов признанных международных рейтинговых агентств на уровне инвестиционного класса.

4. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых признаются для целей настоящего Федерального закона, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

5. Управляющая компания для инвестирования средств пенсионных накоплений в активы, указанные в подпункте 5 пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, должна заключить договор в целях размещения средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов с управляющим активами индексного инвестиционного фонда в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

6. Управляющий активами индексного инвестиционного фонда, заключивший договор в целях размещения средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов, обязан предоставлять информацию о составе, структуре, рыночной стоимости активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений в соответствии с договором.

7. Существенные условия договоров с управляющим активами индексного инвестиционного фонда в целях размещения средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 30. Требования к управляющему активами индексного инвестиционного фонда при инвестировании средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов

 

1. Для заключения договора в целях инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов управляющий активами должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь разрешение (лицензию) на деятельность по управлению активами инвестиционных фондов в соответствии с законодательством государства, в котором они зарегистрированы;

2) иметь опыт индексного инвестирования как минимум в один из фондовых индексов, разрешенных для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с пунктом 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, в течение не менее пяти лет;

3) иметь опыт предоставления услуг по управлению активами институциональным инвесторам, в том числе пенсионным фондам, в течение не менее десяти лет;

4) соответствовать требованиям к достаточности капитала, установленным для управляющих активами в странах Европейского союза;

5) соответствовать требованиям к минимальной сумме активов в управлении, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по согласованию с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг может в соответствии с установленными критериями утвердить перечень управляющих активами индексных инвестиционных фондов, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 настоящей статьи, с которыми может быть заключен договор в целях инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги зарубежных эмитентов.

3. Договор не может быть заключен, если управляющий активами или инвестиционный фонд зарегистрирован в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах).

 

Негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно– правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность НПФ регулируется Федеральным законом от 07.05.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», постановлениями Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов (уполномоченный федеральный орган). В связи с реорганизацией Правительства РФ (Указ Президента РФ от 09.03.2004г. №314) и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.04.2004г. № 206 функции уполномоченного федерального органа возложены на Федеральную службу по финансовым рынкам России (ФСФР России). Постановления Правительства РФ и приказы уполномоченного федерального органа конкретизируют отдельные положения закона «О негосударственных пенсионных фондах» (устанавливают правила инвестирования пенсионных резервов, порядок, сроки и формы специальной отчетности фондов и т. д.)

Отдельные нормативные акты в области негосударственного пенсионного обеспечения, касающиеся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, особенностей бухгалтерского учета в НПФ, антимонопольного законодательства, принимаются государственными органами, регулирующими соответствующую сферу деятельности: Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством финансов, Министерством по антимонопольной политике.

Налоговый режим в области негосударственного пенсионного обеспечения регулируется Налоговым Кодексом РФ.

Институциональное преобразование негосударственных пенсионных фондов в накопительные пенсионные фонды путем:

- определения накопительного пенсионного фонда в рамках гражданского законодательства в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации;

- определения пенсионных накоплений / накопительного пенсионного обеспечения в рамках гражданского законодательства в качестве самостоятельного отдельного вида обязательств (наряду с банковским вкладом, страхованием и т.п.), независимо от добровольного или обязательного характера формирования накоплений, и установление единых принципов правового регулирования;

- определение учредителей фонда в качестве титульных владельцев вклада в уставной капитал накопительного пенсионного фонда (за исключением государственного) и соответствующей вкладу доли имущества для обеспечения уставной деятельности фонда, включая возможность передачи (продажи) прав титульного владения третьим лицам без согласия других учредителей (за исключением случаев, которые могут оговариваться в учредительном договоре), а также пропорционального вкладу участия учредителей в принятии управленческих решений по деятельности фонда;

- разграничение лицензионных требований к накопительным пенсионным фондам в зависимости от их участия в обязательном накопительном пенсионном обеспечении, с возможной заменой лицензирования фондов, участвующих исключительно в добровольном накопительном пенсионном обеспечении, обязательным участием в саморегулируемой организации и создаваемой ею системе страхования профессиональной ответственности членов организации (или страховом резерве);

- установление для накопительных пенсионных фондов (кроме государственного) обязанности участвовать в одной из саморегулируемых организаций, создаваемых фондами на основе членства, в качестве условия выдачи лицензии.

Повышение эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности путем:

- перехода от законодательного ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных накоплений к ограничению выбора уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления, с шагом градации допустимого риска в 5 лет (7 уровней риска):

А – безрисковый портфель, включающий государственные ценные бумаги, облигации эмитентов и депозиты банков, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ААА – лица в возрасте старше 55 лет, а также лица, выбравшие консервативный портфель государственной управляющей компании,

Б – малорисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже АА – лица в возрасте не старше 55 лет,

В – низкорисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже А – лица в возрасте не старше 50 лет,

Г – умеренно рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ВВВ – лица в возрасте не старше 45 лет,

Д – приемлемо рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже ВВ, и производные ценные бумаги – лица в возрасте не старше 40 лет,

Е – средне рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже B, и производные ценные бумаги – лица в возрасте не старше 35 лет,

Ж – рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже CCC, и производные ценные бумаги – лица в возрасте не старше 30 лет.

При этом частным управляющим компаниям должна быть предоставлена возможность заявить о прекращении участия в инвестировании средств пенсионных накоплений. Оставшимся предложить перезаключить договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с государственным накопительным пенсионным фондом, реструктурировать свои инвестиционные портфели по указанным уровням риска в течение не более двух лет, переведя в них накопления, сформированные в пользу застрахованных лиц, ранее выбравших данные управляющие компании или их портфели, с учетом их нового выбора, обусловленного возрастом и допустимым уровнем риска. Средства, переданные государственной управляющей компании могут быть сохранены в ее управлении (прежний консервативный приравнивается к А-портфелю, расширенный – к Б-портфелю) при необходимом последующем приведении в соответствие с выбором застрахованных лиц портфелей по уровню риска;

- предоставления накопительным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках;

- введения полноценного договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключаемого накопительным пенсионным фондом с управляющей компанией, включая возмещение упущенной выгоды от инвестирования средств пенсионных накоплений, случаи и состав которой, однако, должны быть напрямую урегулированы законом;

- законодательного установления принципа разумного поведения (пруденциальных принципов) при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей;

- введения обязательного страхования ответственности накопительного пенсионного фонда по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный пенсионный фонд либо в другой накопительный пенсионный фонд по выбору гражданина в случае лишения фонда лицензии;

- ограничения права граждан на срок до 2-х лет на назначение выплат за счет средств пенсионных накоплений при падении их рыночной стоимости более чем на 20% вследствие финансовых кризисов с обязанностью накопительного пенсионного фонда восстановить докризисную стоимость пенсионных накоплений, в том числе за счет непропорционального перераспределения части инвестиционного дохода в этот период в пользу указанных граждан с принудительно отложенной накопительной пенсией.

Модернизация государственного контроля,предполагающая:

- сохранение в период до 2023 года администрирования взноса на обязательное накопительное пенсионное обеспечение, являющегося вычетом из взноса на обязательное пенсионное страхование, за Пенсионным фондом Российской Федерации. Это предусматривает персонифицированный учет взносов на обязательное накопительное пенсионное обеспечение в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица; предоставление отчетности страхователей в ПФР по взносам на обязательное пенсионное накопление, уплаченным в накопительные пенсионные фонды; предоставление вычета по взносам на обязательное пенсионное страхование и взыскание недоимки в доход бюджета ПФР в отсутствие предмета вычета;

- возложение администрирования указанных взносов в 2023 году на орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере трудовых отношений, в которые должны быть включены отношения, связанные с формированием пенсионных накоплений. Это предусматривает сверку платежей за работников по обязательному пенсионному страхованию с данными накопительных пенсионных фондов о произведенных платежах, и в случае выявления нарушений – выдачу предписаний работодателям на приостановку деятельности организаций впредь до устранения нарушения прав работников. Если для реализации данной функции потребуется подчинить данному органу центр персонифицированного учета обязательного пенсионного страхования, то целесообразно предусмотреть такое перераспределение полномочий;

- возложение на указанный орган полномочий по квалификации условий добровольного накопительного пенсионного обеспечения, осуществляемого работодателем, требования к которым установлены законом и могут быть предусмотрены коллективным договором, для получения права работодателем на предоставление налоговых освобождений по суммам уплачиваемых взносов;

- установление контроля указанного органа исполнительной власти за соблюдением прав участников добровольного накопительного пенсионного обеспечения при присоединении и слиянии организаций, вплоть до признания сделок собственников по преобразованию юридических лиц ничтожными;

- прекращение государственного контроля и регулирования в сфере накопительного пенсионного обеспечения различными органами исполнительной власти, не находящимися в вертикальной субординации, с выделением специализации такого контроля и регулирования по признаку отношения к пенсионным накоплениям.

.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.