Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели и задачи негосударственного пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.





Одно из основных причин трудного продвижения пенсионной реформы является недостаточная информированность населения о целях пенсионной реформы, возможностях личного участия, господство патерналистских настроений в большинстве групп работающего населения.

В рамках подготовки национальной Программы повышения финансовой грамотности населения определено, что Программа будет включать основные компоненты:

1. Концепция развития накопительного пенсионного обеспечения (далее – Концепция) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17ноября 2008 г. № 1662-р, в части развития пенсионной системы и принятия мер по укреплению ее накопительного компонента.

2. Цели и задачи развития негосударственного пенсионного обеспечения:

Стратегической целью развития негосударственного пенсионного обеспечения является повышение уровня материального обеспечения граждан в старости за счет сформированных в их пользу добровольных и обязательных накоплений на основе конкретизированных во времени целевых ориентиров его развития и механизмов их достижения.



В качестве целевых ориентиров развития негосударственного пенсионного обеспечения предлагаются следующие:

- для застрахованных лиц, заработок которых не превышает страхуемого в системе обязательного пенсионного страхования (415 тыс. руб. в 2010 году с последующей индексацией по росту средней заработной платы в стране) – создание необходимых условий для получения выплат за счет пенсионных накоплений в совокупности с трудовой пенсией по старости на уровне 70% утраченного заработка в реальном выражении за 30 лет уплаты страховых взносов и взносов на формирование пенсионных накоплений;

- для застрахованных лиц, заработок которых превышает страхуемый в системе обязательного пенсионного страхования – создание необходимых условий для получения выплат за счет пенсионных накоплений на уровне 40% утраченного сверх указанного предела заработка в реальном выражении за 30 лет уплаты взносов на формирование пенсионных накоплений;



- для самозанятых и не занятых в экономике лиц – создание необходимых условий для получения выплат за счет пенсионных накоплений на уровне 2,5 прожиточных минимумов пенсионера за 30 лет уплаты взносов на формирование пенсионных накоплений;

Основными задачами развития негосударственного пенсионного обеспечения являются:

-повышение уровня пенсионного обеспечения граждан за счет формируемых в их пользу пенсионных накоплений;

-создание условий для формирования пенсионных накоплений граждан в необходимом объеме;

-создание условий для устойчивого роста пенсионных накоплений за счет стабильного и эффективного функционирования накопительных пенсионных фондов.

3. Меры по укреплению накопительного компонента пенсионной системы

Для решения задач развития негосударственного пенсионного обеспечения и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого роста пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан, предлагается следующий комплекс мер по укреплению накопительного компонента пенсионной системы:

- поэтапный вывод обязательного накопительного компонента из системы обязательного пенсионного страхованияи его трансформация в систему обязательного накопительного пенсионного обеспечения в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений;

- возложение с 2013 года на работодателей обязанности перечислять 6% выплат, начисленных работнику, не превышающих предел заработка, страхуемого в системе обязательного пенсионного страхования, в накопительный пенсионный фонд по выбору работника на основе заключенного ими публичного договора пенсионного обеспечения, обязанность участия работодателя в котором в качестве третьей стороны устанавливается по закону;



- введение переходного периода до 2023 года, в течение которого страхователю предоставляется вычет из суммы взносов по обязательному пенсионному страхованию на сумму взноса по обязательному накопительному пенсионному обеспечению;

- введение с 2023 года обязанности работодателей уплачивать взносы на накопительное пенсионное обеспечение работников сверх сумм по обязательному пенсионному страхованию, в том числе: в полном объеме – для организаций, финансируемых за счет бюджетных средств различных уровней бюджетной системы; в оговоренной в рамках коллективных договоров части – для других работодателей при условии удержания остальной части взноса из заработной платы работников;

- установление правила активного выбора накопительного пенсионного фонда – негосударственного или государственного – работником. В отсутствие выбора обязательные отчисления производятся в государственный накопительный пенсионный фонд, средства депонируются на лицевых счетах граждан до осуществления ими выбора и инвестированию не подлежат. Для предотвращения обесценивания таких средств, они должны размещаться на депозитах банков в порядке, установленном для размещения временно свободных средств казны Российской Федерации. Прежний выбор застрахованными лицами частных управляющих компаний (инвестиционных портфелей), в течение переходного периода (не более 3-х лет) следует заменить выбором накопительного пенсионного фонда (с учетом мер по трансформации инвестиционных портфелей излагаемых ниже);

- введение в системе обязательного накопительного пенсионного обеспечения возможности получения гражданином в течение оговоренного срока (не менее 5-15 лет) сформированной суммы пенсионных накоплений в форме ежемесячных выплат; разовой выплаты суммы пенсионных накоплений; полноценного наследования средств пенсионных накоплений.

4. Институциональное преобразование негосударственных пенсионных фондов в накопительные пенсионные фонды путем:

-определения накопительного пенсионного фонда в рамках гражданского законодательства в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации;

-определения пенсионных накоплений / накопительного пенсионного обеспечения в рамках гражданского законодательства в качестве самостоятельного отдельного вида обязательств (наряду с банковским вкладом, страхованием и т.п.), независимо от добровольного или обязательного характера формирования накоплений, и установление единых принципов правового регулирования;

5. Повышение эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности путем:

- перехода от законодательного ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных накоплений к ограничению выбора уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица;

- поэтапное, по мере развития мобильности на рынке труда законодательное сокращение периода, в течение которого работники приобретают права на пенсионные накопления, сформированные в добровольном порядке их работодателем, при условии выполнения ими работы в течение этого периода у данного работодателя (к 2023 году не более 10 лет, к 2030 году – не более 5 лет, к 2035 году – не более 3 лет, к 2040 году – не более 1 года);

- введение не позднее 2023 года правила, в соответствии с которым работодатель, добровольно формирующий пенсионные накопления в пользу своих работников, обязан на общих условиях включить в такую программу всех работников, достигших возраста 35 лет или проработавших в организации более 3 лет;

- введение не позднее 2023 года квалификации пенсионных программ работодателей на предмет соответствия указанным выше условиям и предоставления налоговых освобождений для взносов, уплачиваемых только в рамках таких квалифицированных программ накопительного пенсионного обеспечения.

6. Модернизация государственного контроля,предполагает:

- возложение администрирования взносов на обязательное накопительное пенсионное обеспечение,

в 2023 году на орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере трудовых отношений, в которые должны быть включены отношения, связанные с формированием пенсионных накоплений. Это предусматривает сверку платежей за работников по обязательному пенсионному страхованию с данными накопительных пенсионных фондов о произведенных платежах, и в случае выявления нарушений – выдачу предписаний работодателям на приостановку деятельности организаций впредь до устранения нарушения прав работников. Если для реализации данной функции потребуется подчинить данному органу центр персонифицированного учета обязательного пенсионного страхования, то целесообразно предусмотреть такое перераспределение полномочий;

- возложение на указанный орган полномочий по квалификации условий добровольного накопительного пенсионного обеспечения, осуществляемого работодателем, требования к которым установлены законом и могут быть предусмотрены коллективным договором, для получения права работодателем на предоставление налоговых освобождений по суммам уплачиваемых взносов.

Администратором страховых взносов определен Пенсионный фонд Российской Федерации, и в период до 2011г. срок передачи уплаченных сумм взносов на накопительную часть трудовой пенсии в негосударственные пенсионные фонды будет сокращен с нынешних полутора лет до полугода, а периодичность такой передачи изменится с ежегодной на ежеквартальную.

7.Исполнители программы:

Целевыми группами предлагаемой Программы должны стать Профсоюзные работники крупных предприятий, топ-менеджеры крупных предприятий, владельцы мелкого и среднего бизнеса и другое самозанятое население. Отдельной группой стоят профсоюзные работники, задачей которых является практическая реализация принципов социального партнерства при построении корпоративных пенсионных программ. От деятельности этой группы, представляющей в отношениях социального партнерства наемных работников, существенно зависит, в какой форме будет реализовано подавляющее большинство добровольных пенсионных систем.

Для реализации данной Программы ,создан единый центр Негосударственных Пенсионных Фондов, для числа получателей пенсий, назначенные по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые до 01 января 2010 года приобрели, право на назначение накопительной части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) из Негосударственных Пенсионных Фондов, а так же для пенсионеров являющихся участниками Негосударственного Пенсионного Фонда «Уголь» работников угольной промышленности.

Одной из важнейших составляющих экономического и социального положения граждан является пенсионное обеспечение. В большинстве развитых стран мира пенсионное обеспечение построено на основе комбинации двух систем: государственной (распределительной) и негосударственной (накопительной).
Государственная (распределительная) система в качестве источника финансирования пенсий использует страховые взносы предприятия и работников, которые аккумулируются и распределяются для текущих выплат пенсий. Поэтому финансовые результаты пенсионного обеспечения в государственной системе России полностью зависят от того, удастся ли собрать необходимые средства.
В большинстве стран мира пенсионные системы давно уже стали многоуровневыми и напоминают своеобразный многослойный пирог. Таким же "пирогом" становится и пенсионная система России. В соответствии с Программой пенсионной реформы России предусматривается создание четырехуровневой пенсионной системы.

Первым уровнем пенсионной системы является государственная базовая социальная пенсия.

Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия, соответствующая природе солидарности поколений работников наемного труда за счет обязательных взносов работодателя и работника в Государственный пенсионный фонд России.

Третий уровень пенсионной системы - обязательная накопительная государственная пенсия, формируемая обязательными отчислениями работодателя пропорционально заработку работника и в зависимости от его возраста.

И четвертый уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственные пенсии формируются за счет добровольных (дополнительных к государственным) накоплений работодателя и собственных накоплений работников.

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). При этом государство регулирует правовые стороны их деятельности и контролирует ее. Контроль и лицензирование деятельности НПФ в настоящее время в России осуществляет Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ.

НПФ на практике используют как накопительный (сберегательный), так и распределительный принципы финансирования пенсий. Их выбор в конечном счете определяется возможностями и интересами вкладчиков фонда.
Уровень развития системы негосударственного пенсионного обеспечения зависит от того, насколько государственная система пенсионного обеспечения отвечает потребностям населения страны. Главным принципом финансирования негосударственных пенсий является долговременное систематическое накопление средств (пенсионных взносов) для обеспечения выплаты пенсий. При этом свободные денежные средства инвестируются фондом с целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам.

Негосударственные пенсионные фонды - организации, деятельность которых заключается в аккумулировании денежных средств и их приращении для выплаты пенсий своим участникам. Каждый фонд работает в соответствии с утвержденным Уставом и Правилами и является самостоятельной организацией.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. На основании договора о НПО работодатели имеют возможность:
- повысить уровень материального стимулирования сотрудников,
- обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия,
- эффективно проводить кадровую политику предприятия,
- получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.
Действующее законодательство и технологии НПФ гарантируют полную возвратность средств вкладчика-работодателя.

Часто задается вопрос:

Почему финансово-промышленной группе или предприятию выгодно иметь свой негосударственный пенсионной фонд?

Все зависит от целей:

1. Налоговое планирование; за счет налоговых льгот для работодателя и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) с экономией на налогах накапливаются пенсионные резервы в Фонде. Согласно ст. 213, 236 и 255 Налогового кодекса РФ, пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% от суммы расходов на оплату труда без начисления ЕСН и подоходного налога на работников. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее пяти лет и предусматривать выплату пенсий пожизненно только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающим право на установление государственной пенсии.

2. Реализация социальных программ: социальные обязательства и льготы работникам, фиксируемые в коллективных договорах предприятия для выходящих на пенсию сотрудников и неработающих ветеранов, могут осуществляться и финансироваться корпоративным НПФ в рамках профессиональной пенсионной системы (ППС). Взятие НПФ на себя финансовой нагрузки по части мероприятий коллективного договора позволяет получить существенную экономию для работодателя (минимум 25% от общего объема стоимости социальных программ).

3. Реинвестирование пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты: как правило, в первые 3-5 лет (накопительный период) на текущие выплаты пенсий будет расходоваться 10-20% пенсионных накоплений. Оставшиеся средства (до 80%) могут вкладываться в долгосрочные инвестиционные проекты работодателя. В идеальном случае до 80% пенсионных резервов НПФ может разместить в ценные бумаги и недвижимость учредителей и вкладчиков, в том числе и в строительство жилья.

4. Получение дополнительных активов через привлечение работников: работники, вносящие пенсионные взносы в НПФ собственными средствами (некоторый % от заработной платы), существенно увеличат размер своих будущих пенсий, при этом работодатель получит дополнительные инвестиционные ресурсы.

5. Защита накоплений: на пенсионные резервы, аккумулированные НПФ, не может быть обращено взыскание по долгам вкладчиков и участников фонда. На законодательном уровне закреплены принципы не разглашения сведений о состоянии пенсионных счетов вкладчиков и участников. Специализированные депозитарии ФКЦБ и Инспекция НПФ осуществляют ежедневный контроль за правильностью использования и размещения пенсионных резервов.

Что дешевле: корпоративная пенсионная программа или отсутствие ее?
Рассмотрение вопроса об организации на предприятии корпоративной (частной) пенсионной системы довольно часто заканчивается мнением, что пенсионное обеспечение, осуществляемое в рамках корпоративной пенсионной системы, выгодно исключительно для работников и совершенно бесполезно для работодателя и что корпоративная пенсионная схема обходится предприятию крайне дорого.
Рассмотрим, так ли это на самом деле. Мировой опыт создания корпоративных пенсионных систем весьма разнообразен, поэтому любое предприятие может выбрать свое оптимальное решение, учитывающее как конкретные условия его функционирования, так и задачи, которые руководство планирует решать с помощью подобной схемы. Например, в рамках корпоративной пенсионной системы работодатель получает дополнительные экономические рычаги по формированию на предприятии эффективной кадровой политики и управлению персоналом на основе правил назначения пенсий и исчисления их размера.

Для предотвращения нежелательных с точки зрения администрации увольнений правила корпоративной пенсионной системы могут предусматривать определенные "штрафы" (уменьшение размера будущей пенсии вплоть до ее полного лишения) для работников, которые не отработали установленного минимального срока либо увольняются по собственному желанию. Определенное значение при этом может иметь своевременное оповещение работником администрации о своем предстоящем увольнении, а также то, куда он переходит (к конкуренту или, наоборот, в дружескую компанию, с которой заключено соглашение о переводе пенсионных накоплений). В то же время увольнение администрацией работника, например, в связи с сокращением штатов, может сопровождаться щедрым назначением ему отложенной пенсии (выкупной суммы). Для того чтобы удержать на службе опытных, высококвалифицированных специалистов, могут быть предусмотрены особые правила начисления пенсий, например за каждый год работы сверх определенного стажа размер пенсии (выкупной суммы) увеличивается. Напротив, правила, предусматривающие льготы по начислению пенсии при увольнении после определенного возраста, способствуют "омоложению" кадров и т. д.
В результате постепенного старения квалифицированного персонала и его "естественного" выбывания в связи с выходом на пенсию руководство предприятия вынуждено идти на затраты по подготовке молодых специалистов либо приглашать квалифицированный персонал, работающий на аналогичных предприятиях или в той же отрасли. Однако как в первом, так и во втором случае руководитель не застрахован от того, что завтра квалифицированный работник не уйдет с предприятия. Самый простой способ, который позволяет избежать этого, - повышение заработной платы. Однако решение кадровых вопросов простым повышением заработной платы не только не эффективно (сотрудники быстро привыкают к новому уровню доходов и начинают воспринимать его как должное), но и обременительно - для увеличения чистого дохода сотрудника на 1000 рублей предприятие должно фактически заплатить около 1500 (1000 рублей плюс ЕСН и подоходный налог). При этом следует учитывать, что 1000 рублей, уплаченных работодателем непосредственно в пенсионную систему, "минуя руки работника", удвоится уже через 10 лет, даже при ставке инвестиционного дохода 8% годовых, то есть для обеспечения пенсионных обязательств через 10 лет сегодня потребуется внести взносы в свою пенсионную систему в 2 раза меньшую, чем стоимость обязательств.

Создание корпоративной пенсионной системы помогает решить данную проблему с меньшими затратами для предприятия, но не менее эффективно. Правилами пенсионной схемы могут быть предусмотрены положения, в соответствии с которыми работник может лишиться права на пенсионное обеспечение частично или полностью, если решит поменять работу и уволиться с предприятия вопреки воле его руководства. Эта потеря будет тем ощутимей, чем больше у работника срок участия в корпоративной пенсионной системе (размер корпоративной пенсии обычно зависит от этого срока).
Преимущества от внедрения на предприятии корпоративной пенсионной системы проявятся уже сегодня:

- корпоративная пенсионная система с самого начала функционирования способствует повышению трудовой дисциплины и заинтересованности работников в долгосрочных результатах своего груда;

- корпоративная пенсионная система создает на предприятии условия, при которых сближаются интересы руководства и трудового коллектива;

- корпоративная пенсионная система может оказаться инструментом для решения ряда финансовых задач, встающих перед руководством предприятия. Ввиду того что пенсионные обязательства по срокам сравнимы со сроками человеческой жизни, руководитель предприятия может подбирать структуру инвестирования средств, аккумулируемых корпоративной пенсионной системой, исходя из перспектив развития предприятия, например, направить определенную часть средств на реорганизацию производства.

Таким образом, представление о бесполезности корпоративных пенсионных схем для руководства предприятий некорректно. Ему на смену должно прийти реальное понимание механизмов социальной защиты, эффективного управления кадрами и защиты квалифицированного персонала.

Также имеются определенные возможности по уменьшению стоимости корпоративной пенсионной схемы за счет оптимизации соотношения взносов работодателя и работника, выбора приемлемых условий назначения и выплаты пенсий, установления их размера и вида в зависимости от текущего финансового состояния предприятия и других факторов. Например, актуарные расчеты для корпоративной пенсионной схемы при условии постоянных заработной платы, текучести кадров и половозрастной структуры работников, соответствующих нынешним показателям для предприятия численностью 1 тысяча человек, показывают, что вполне удовлетворительные параметры пенсионной схемы (индивидуальная и корпоративная пенсии работника в сумме составляют не менее 50% его средней заработной платы за последние 5 лет работы на предприятии) можно обеспечить при ежемесячном пенсионном взносе работника не ниже 2% его заработной платы и взносе работодателя в размере 3% фонда оплаты труда. Следует отметить, что для достижения аналогичного размера пенсии при заключении индивидуального договора пенсионного обеспечения необходим ежемесячный взнос в размере, превышающем 10% заработной платы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.