Сделай Сам Свою Работу на 5

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца.

Шкалы (мотивационные домены) Шварца. В скобках даны оригинальное наименование (англ.) и номера ценностей по опроснику. Значения переменных 1-12 вычисляются как средние значения.

Наслаждение (hedonism);

Достижения (achievement);

Социальная власть (social power);

Самоопределение (seft direction);

Стимуляция (stimulation);

Конформизм (restrictive conformity);

Социальность (prosocial);

Безопасность (security);

Зрелость (maturity);

Поддержка традиций (tradition maintenance);

Социальная культура (сulture specific values);

Духовность (spiritual).

Гипотеза Шварца состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярными отношениями и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц. Например, стремление к самоопределению противоречит конформизму и если значения переменных 4 и 6 одновременно высоки или, наоборот, низки, то можно утверждать, что структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия (термины Шварца). Список гипотез о конкретных конструктах дается следующим перечнями:

а) 12-ти пар оппонентных шкал: 4-6, 9-6, 5-6, 2-7, 1-7, 2-8, 5-8, 1-12, 2-12, 3-12, 4-10, 5-10;

б) 3-х групп совместимых интересов: индивидуальные (I), коллективные (C), двойные (I, C).

Список доменов вместе с ценностями, которые в них входят. Номер ценности дан по ее нумерации в опроснике. Буквы I и С означают соответственно индивидуальные и коллективные ценности.

Наслаждение ( I )

4. УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний).

50. НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (едой, сексом, досугом и т.д.).

Достижения ( I )

23. СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (уважение, одобрение других).

12. БОГАТСТВО (обладание материальными благами, деньгами).

55. УСПЕШНЫЙ (достигающий целей).

34. ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ (трудолюбивый, целеустремленный).

43. СПОСОБНЫЙ (компетентный, эффективный, квалифицированный).

Социальная власть ( I )

27. АВТОРИТЕТ (право руководить и распоряжаться).

3. СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (управление другими, влияние).

39. ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события).

46. ЗАБОТЯЩИЙСЯ О СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ (защищающий свое "лицо").



Самоопределение ( I )

5. СВОБОДА (свобода действий и мысли).

16. ТВОРЧЕСТВО (уникальность, воображение).

41. ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (ставящий себе самостоятельно задачи).

31. НЕЗАВИСИМЫЙ (уверенный в себе, самостоятельный).

48. УМНЫЙ (логичный, думающий).

53. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, исследующий).

Стимуляция ( I )

25. РАЗНООБРАЗНАЯ ЖИЗНЬ (наполненная вызовами, новизной и изменениями).

9. ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ (острые ощущения, переживания).

37. СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риска).

Ограничительный конформизм ( C )

11. ВЕЖЛИВОСТЬ (учтивость, хорошие манеры).

20. САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, сопротивление соблазнам).

56. ЧИСТЫЙ (опрятный, аккуратный).

47. ПОКОРНЫЙ (исполнительный, обязательный).

Поддержка традиций ( C )

18. УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение почитаемых в прошлом обычаев).

8. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества).

40. ПОЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (выказывающий уважение).

51. ВЕРУЮЩИЙ (придерживающийся религиозных верований и убеждений).

Социальность ( С )

1. РАВЕНСТВО (равные возможности для всех).

30. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых).

17. МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свободный от войн и конфликтов).

6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).

45. ЧЕСТНЫЙ (подлинный, искренний).

49. ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других).

54. НЕЗЛОПАМЯТНЫЙ (охотно прощающий других).

33. ВЕРНЫЙ (преданный моим друзьям, группе).

Безопасность ( I, C )

13. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защита моей нации от врагов).

22. БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ И БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ (защищенность семьи).

7. ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (чувство, что другие заботятся обо мне).

28. НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА (близкие, оказывающие поддержку друзья).

52. ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия).

42. ЗДОРОВЫЙ (физически и психически).

Зрелость ( I, C )

26. МУДРОСТЬ (зрелое понимание жизни).

19. ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная связь).

14. САМОУВАЖЕНИЕ (чувство собственного достоинства).

10. СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).

29. МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства).

2. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).

35. ШИРОКО МЫСЛЯЩИЙ (терпимый к различным идеям и убеждениям).

Социальная культура ( I,C )

15. ВЗАИМНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ (избегание задолженностей).

24. ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).

21. РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.

44. ПРИНИМАЮЩИЙ СВОЮ УЧАСТЬ В ЖИЗНИ.

32. УМЕРЕННЫЙ (избегающий крайних чувств и поступков).

36. КРОТКИЙ (скромный, непритязательный).

38. ЗАЩИЩАЮЩИЙ ПРИРОДУ (сохраняющий окружающую среду).

Духовность ( I, C )

2. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).

5. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).

10. СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).

21. РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.

24. ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).

Рис.1. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца).

 


Глава 3. Семейственность

Понятие семьи

Основные понятия: семья, любовь, верность, уважение к членам семьи, продолжение рода.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

 

! Семья - ячейка общества, характеризующаяся следующими неотъемлемыми стабильными признаками: союзом мужчины и женщины; ведением общего домашнего хозяйства; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

 

Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий.

Традиционно основным связующим звеном классической семьи является единое для всех ее членов чувство – любовь.

! Любовь – высшее нравственно-эстетическое чувство, которое означает крепкую душевную привязанность и бескорыстное стремление к другому человеку.

 

Любовь строится на таких качествах, как бескорыстие, самоотверженность, самоотдача. Любовь очень эмоциональное чувство, она характеризуется высоким душевным подъемом, расцветом желаний, высокой готовностью растворится в предмете любви. В состоянии любви человек переживает особую удовлетворенность от жизни, то есть состояние счастья.

Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, объекту противоположного пола.

Понятие любовь, как нравственное качество, формируется в течение жизни человека. На первых порах формируется стремление к объекту любви, а затем формируется само это чувство. Любовь к противоположному полу предусматривает не просто чувственное влечение, а глубокое восприятие всей личности объекта любви. В нравственном отношении этот человек начинает представлять высшую ценность. Его интеллект, эмоциональные и моральные качества – все воспринимается как доброе и прекрасное. В отличие от любви чувственное влечение – это лишь биологический источник ее возникновения.

 

! Верность - доверие конкретному человеку или принципу, выражается в преданности.

 

С точки зрения социальной психологии предполагает участие в общественных движениях и других формах совместной деятельности, направленных на достижение общей цели. Применительно к психологии семьи верность рассматривается как важнейшее и не всегда достижимое условие сохранения стабильности моногамного брака.

3.2 Диагностика семейственности студентов

 

Необходимость применения воспитательных мер по формированию здорового отношения к семье и окружению может быть проверена при помощи опросника «Семейственность».

Опросник «Семейственность»

Ответьте на вопросы.

1. Трудно ли вам сказать, что такое любовь?

2. Как вы относитесь к измене?

3. Легко ли вам проявлять свое чувство и говорить о нем?

4. Вы чаще ревнуете или скучаете?

5. Способны ли вы простить измену?

 

6. Стараетесь ли вы не доставлять родителям неприятности?

7. Часто ли родители просят вас сделать тише, когда у вас в комнате играет музыка?

8. Кто наводит порядок в вашей комнате?

9. Знают ли родители в лицо всех ваших друзей?

10. Скрываете ли вы от родителей свою успеваемость?

 

11. Кто, по-вашему, должен быть главным в семье?

12. Часто ли вы собираетесь вместе, чтобы обсудить семейные проблемы?

13. К кому вы обратитесь, если у вас возникнут проблемы?

14. Кто, по-вашему, должен быть ответственным за семейный бюджет?

 

15. Часто ли вы ездите в гости к бабушке и дедушке?

16. Есть ли у вас младшие братья или сестры?

17. Ревнуете ли вы, когда больше внимания уделяют младшим?

18. Является ли вам в тягость присматривать за младшими?

19. Часто ли вы помогаете старшим без просьбы с их стороны?

 

20. Как вы относитесь к детям?

21. Охотно ли вы соглашаетесь присмотреть за детьми или помочь им сделать уроки?

22. Готовы ли вы сейчас завести ребенка, или считаете, что вы еще не готовы?

23. Любите ли вы наблюдать за детьми?

 

Вопросы представлены в виде пяти блоков: понятие любви и верности, отношение с родителями, здоровые семейные отношения, уважение к старшим, забота о младших (рис. 3). Анализ ответов на вопросы покажет общее состояние опрашиваемого по основным показателям здорового отношения к семье и окружению.

Рис. 1.3. Критерии семейственности


Глава 4. Саморазвитие



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.