Сделай Сам Свою Работу на 5

Обзор и анализ путей решения задач проектирования ИС





Методологии, технологии и инструментальные средства проектирования (CASE-средства) составляют основу проекта любой ИС. Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методики и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов ЖЦ.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие два подхода к проектированию информационных систем:

· структурный подход;

· объектно-ориентированный подход.

Сущность структурного подхода к проектированию ИС заключается в ее декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и так далее. При структурном подходе модели процессов и модели данных создаются отдельно. Данный подход применяется к непосредственному проектированию информационных систем.

Сущность объектно-ориентированного подхода к проектированию информационных систем заключается в объектной декомпозиции. При этом статическая структура системы описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами. При объектно-ориентированном подходе модели процессов и модели данных создаются параллельно. Данный подход применяется к разработке сложных корпоративных систем с использованием объектно-ориентированного метода программирования.



В настоящем курсовом проекте для проектирования ИС используются оба рассмотренных подхода.

На сегодняшний день существуют следующие наиболее развитые CASE-средства разработки и проектирования информационных систем:

· Vantage Team Builder;

· Designer/2000;

· Silverrun;

· AllFusion Process Modeler;

· AllFusion ERwin Data Modeler;

· IBM Rational Rose.

Потребности организации в CASE-средствах должны соразмеряться с реальной ситуацией на рынке. При проведении данного анализа необходимо выяснить возможность интеграции конкретного CASE-средства с другими средствами, используемыми (или планируемыми к использованию) организацией.

Выбор средств разработки и проектирования производится в соответствии со следующими критериями:



1. структура и функции;

2. взаимодействие с другими средствами;

3. групповая работа;

4. среда функционирования.

Сравнительный анализ характеристик CASE-средств приведен в Приложении 2.

В результате выполненного анализа для настоящего проекта выбраны CASE-средства AllFusion Process Modeler, AllFusion ERwin Data Modeler и Rational Rose, как удовлетворяющие всем основным критериям и покрывающие все потребности проекта.

AllFusion Process Modeler – средство функционального моделирования, реализующее методологии IDEF0 (SADT), IDEF3 и DFD.

AllFusion ERwin Data Modeler – средство концептуального моделирования БД, использующее методологию IDEF1X. ERwin реализует проектирование схемы БД, генерацию ее описания на языке целевой СУБД (ORACLE, Informix, Ingres, Sybase, DB/2, Microsoft SQL Server, Progress и др.) и реинжиниринг существующей БД.

IBM Rational Rose – семейство объектно-ориентированных CASE-средств, предназначенных для автоматизации процессов анализа и проектирования ПО, а также для генерации кодов на различных языках и выпуска проектной документации.

 

 

Поставщики систем автоматизации учета и управления на российском рынке

SAP, Oracle, Microsoft Dynamics, 1С, «Галактика»

 

SAP

Общая информация:
SAP – одна из ведущих компаний в области автоматизации управления предприятием на Западе.

Основные решения компании:

SAP ERP - решение охватывающее финансовый и управленческий учет, управление персоналом, оперативной деятельностью и корпоративными сервисными службами, а также предоставляет аналитические инструменты.

Система SAP Business Suite. Комплекс решений, включающий в себя: «Управление взаимоотношениями с клиентами» (SAP Customer Relationship Management, SAP CRM), «Управление жизненным циклом продукта» (SAP Product Lifecycle Management, SAP PLM), «Управление логистической сетью» (SAP Supply Chain Management, SAP SCM) и «Управление взаимоотношениями с поставщиками» (SAP Supplier Relationship Management, SAP SRM).



Решения для малого и среднего бизнеса:

SAP Business One, рассчитанное на компанию с численностью персонала от 10 до 250 человек, автоматизирующее финансовый учет и отчетность, логистику. Стоимость одного рабочего места порядка 3 тыс. евро.

SAP All-in-One, включающий готовый функционал для бухгалтерского и финансового учета и логистики. Стоимость одного рабочего места порядка 6 тыс. евро.

Система, ранее предлагаемая компанией под названием R3, в настоящее время снята с продаж и техподдержки.


Слабые стороны:

1. Высокая стоимость владения решениями SAP

2. Стоимость проекта по внедрению SAP складывается из:

• высоких расценок на лицензии;

• значительных расходов на инфраструктуру, обеспечивающую работоспособность системы;

• высокой стоимости услуг внешних консультантов - в ходе работ зачастую приходится заново выстраивать основные хозяйственные процессы предприятия, что делает сопровождение продукта крайне дорогим по сравнению с системами, поддерживающими специфику работы предприятия;

• высокой стоимости специалистов по внедрению – зарплата специалиста по решениям SAP от 4000 до 7000 $ в месяц, зарплата руководителей проектов в крупных компаниях может доходить до $10000 в месяц;

• стоимости обучения пользователей системы;

• стоимости поддержки и сопровождения системы.

2. Нехватка квалифицированных специалистов не только в России, но и за рубежом.

3. Большие сложности при адаптации решений SAP к российским условиям бизнеса, что влечет за собой увеличение стоимости проекта и сроков его реализации.

В основе решений SAP лежит процессная модель управления, которая строится на четких, строго формализованных и устоявшихся бизнес-процессах. Бизнес-процессы на российских предприятиях не носят четко зафиксированного характера, а гибко «подстраиваются» под требования бизнеса и конъюнктуры рынка. Конечно, можно постараться «вписать» их в жесткую логику западных ERP-систем. Но это скорее принесет отрицательный результат - предприятие лишится возможности оперативно реагировать на изменения бизнес-среды и тем самым утратит преимущества по сравнению с аналогичными российскими предприятиями.

4. Сложности с поддержкой правил бухгалтерского и налогового учета.
Чтобы избежать решения проблемы нестыковки западной и российской учетной политики, во многих компаниях используются управленческие решения SAP, а бухучет ведется в программах российских разработчиков. Однако такой подход связан со сложностью интеграции двух систем. Это вопрос не только технический, но и организационный: необходимо вести отдельные справочники, обеспечивать их синхронизацию и т. п. А при наличии большой организационной структуры, тем более - территориально распределенной, такие процессы поддерживать крайне сложно. Кроме того, при таком подходе компания не сможет получить в перспективе тех преимуществ, которые предлагает интегрированный продукт.

5. Непривычный для российских пользователей и управленцев бизнес-словарь (терминология), используемый в решениях SAP.

Терминология предметной области, используемая в решении, во многих случаях представляет собой перевод по словам англоязычных терминов. Иностранные бизнес-термины представляют собой устойчивые сочетания, известные западному управленцу, учившему их в университете или бизнес-школе. Российским пользователям решений SAP приходится прикладывать немало усилий, чтобы понять, что под тем или иным понятием подразумевается в системе. Кроме того, некоторые понятия просто отсутствуют в российской бизнес-практике.

Далеко не каждый менеджер может без объяснений понять, что означают, например, термины Liquidity Planner (планировщик ликвидности), In-House Cash (управление собственными денежными средствами) или Manager Self-Service (информационный сервис для менеджера).

6. Избыточность функционала решений SAP

В состав решений SAP для крупных компаний входят функции, которые заведомо заказчику не понадобятся, но за которые все равно нужно платить. Даже большое по западным меркам предприятие, покупая решения SAP, использует всего 40-60% их функциональных возможностей, а то и всего 30%, но при этом платит за 100%. Отсутствует возможность приобретения только того, что действительно будет использоваться.

7. После прекращения существования решения SAP, для получения поддержки пользователь вынужден внедрять новое решение, включая полную закупку лицензий.

8. Решения для малого и среднего бизнеса не соответствуют заявленным разработчиком свойствам.

Агентство Nucleus Research опубликовало отчет об опросе компаний среднего и малого бизнеса, использующих решения SAP. В отчете говорится о том, что только 41% СМБ-компаний, использующих SAP-решения и участвовавших в опросе, вернули свои инвестиции. Nucleus так же выяснил, что 34% клиентов SAP едва ли получат когда-либо положительный коэффициент окупаемости инвестиций без каких-либо изменений во внедрении приложений.

Oracle

Корпорация Oracle (США) в СНГ предоставляет полный набор услуг по продаже программного обеспечения Oracle, технической поддержке, обучению, консалтингу, внедрению бизнес-приложений. В Москве, Киеве и Алматы работает более 300 сотрудников Oracle. Весь бизнес Oracle в СНГ ведется только через партнеров.

Решения компании:

Oracle E-Business Suite – комплекс бизнес-приложений, предназначенный для автоматизации управления финансами, производством, кадрами, закупками, логистикой, маркетингом, продажами, обслуживанием, отношениями с поставщиками и клиентами.

Программный продукт для предприятий среднего бизнеса Oracle JD Edwards EnterpriseOne предоставляет инструментарий для решения задач логистики, управления производством, финансового учета и бюджетирования, управления активами и жизненным циклом, управления взаимоотношениями с контрагентами.

Решение Oracle Siebel CRM, предназначенное для автоматизации взаимоотношений с контрагентами.

Oracle Retail – система для розничной торговли.

 

Слабые стороны:

Во многом слабые стороны аналогичны решениям SAP:

1. Высокая стоимость владения.

2. Сложность адаптации к российской специфике.

Как видно из состава решения Oracle E-Business Suite, модули бухгалтерского и налогового учета, применимого в российской практике отсутствуют.
Состав финансового контура:

• Главная книга (General Ledger)

• Кредиторы (Accounts Payable)

• Дебиторы (Accounts Receivable)

• Движение денежных средств (Cash Management)

• Основные средства (Assets)

• Система глобальной консолидации (Global Consolidation System)

• Управление недвижимостью (Property Management)

• Управление лизингом (Leasing Management)

• Казначейство и управление рисками (Treasury and Risk Management)

• Функционально-стоимостной учет (Activity Based Management)

• Финансовая информационная система (Financials Intelligence)

• Внутренний контроль (Internal Control Manager)

 

3. Нехватка квалифицированных специалистов по внедрению и поддержке.

4. Клиентов среди российских предприятий в строительной отрасли у компании Oracle нет.

На веб-сайте Oracle из иностранных (не российских) клиентов представлены 4 компании.

Единственный российский клиент, приведенный в разделе «Клиенты: строительство/недвижимость» - компания «Пересвет-инвест», однако она строительством не занимается, ее область деятельности - продажа и аренда недвижимости, то есть скорее ее можно отнести к торговой компании, а не к строительной.

 

5. Решения Oracle состоят из разработок других компаний.

Выступая на конференции, посвященной дню рождения компании, президент Oracle озвучил политику компании, которая заключается в совершенствовании решений путем приобретения готовых разработок других компаний.
Среди новых предложений Oracle:

• комплекс Oracle Retail, объединивший решения компаний Retek, 360 Commerce и ProfitLogic для предоставления розничным сетям самого полного в отрасли решения;

• приложения Oracle Siebel CRM для управления взаимодействием с клиентами (CRM);

• решение для энергетики (от производства и транспортировки до распределения и розничных продаж), для создания которого Oracle приобрела компанию SPL WorldGroup и объявила о приобретении компании LODESTAR;

• решения компании Agile, ведущего поставщика решений для управления жизненным циклом изделий (PLM);

• система для управления эффективностью бизнеса на основе бизнес-аналитики Oracle и решений компании Hyperion;
• система компании Stellent для электронного документооборота и управления цифровым контентом.

Многие из продуктов, в частности, CRM, PLM и другие, включены в состав Oracle E-Business Suite. Таким образом, эта система представляет собой не решение одного разработчика, а интеграцию разрозненных бизнес-приложений разных разработчиков. В связи с этим возникают следующие вопросы: во-первых, о полноте интеграции этих решений. Во-вторых, качественная локализация программ требует значительных затрат времени и трудовых ресурсов, за такой короткий срок компания просто не могла успеть полностью локализовать все эти продукты, тем более отразить в них российскую специфику. В-третьих, вопрос о подготовке достаточного количества специалистов по купленным продуктам, особенно в России.
Кроме того, компания Oracle, приобретя компании PeopleSoft и JD Edwards, столкнулась с проблемой поддержки слишком большого количества продуктов.

Microsoft Dynamics

 

Общая информация:

Microsoft предоставляет интегрированные бизнес-решения — Microsoft Dynamics AX (ранее известная, как Axapta) и Microsoft Dynamics NAV (ранее Navision).

Система MD NAV - интегрированная система управления для небольших и средних компаний различных отраслей хозяйственной деятельности, а также для крупных компаний c простыми бизнес-процессами.

Система MD AX - интегрированная система класса ERPII, предназначена для предприятий верхнего сегмента среднего рынка и предприятий с относительно сложными бизнес процессами.

Подобное разделение двух систем – скорее маркетинговый ход MBS для «разведения» однотипных продуктов. В частных разговорах с менеджерами MBS на вопрос о глобальных различиях между Navision и Axapta следует ответ, что, по большому счету различие только в возможности использования СУБД Oracle в Axapta. Среди партнеров MBS есть мнение, что в Navision более сильная финансовая часть, а в Axapta – производственный и логистический контуры.


Слабые стороны:

1. Несоответствие базового функционала российской бизнес-практике, необходимость доработок, что значительно повышает стоимость проекта.

Несоответствие базового функционала российской бизнес-практике и открытость программного кода создали системам MD NAV и MD AX имидж конструкторов для разработки решений. Доведение этих систем до рабочего состояния требует больших финансовых ресурсов и делает сроки внедрения системы непредсказуемыми. Реальный функционал системы определяется партнером MBS - решение дорабатывает компания, которая осуществляет внедрение. Для успешной реализации доработок требуется наличие специалистов – аналитиков, программистов, документаторов, внедренцев. Отсутствие какой-либо категории снижает вероятность успеха проекта. У партнеров MBS подобных специалистов в достаточном количестве нет, у заказчиков, как правило, тоже.

2. Зачастую отсутствует функционал, заявленный при покупке.

3. Решение MD AX (Axapta) позиционируется как решение для средних и крупных предприятий, однако практика показала, что крупным предприятиям оно не подходит.

4. Внедрение MD NAV и MD AX проводят партнеры MBS, тогда как разработчики этих систем находятся ВНЕ России и стран СНГ.
В результате отсутствует тиражирование успешного опыта внедрения систем с одного предприятия на другое, так как это предполагает серьезную методическую работу и тесную связь внедренцев и разработчиков.

5. Разработчик – компания MBS – сопровождает только базовый функционал системы, но не доработки, сделанные компанией-внедренцем.

Внедрение, доработку системы и ее сопровождение осуществляют партнеры MBS. Сама компания не несет ответственности за проект. Если компания-внедренец меняет сферу бизнеса или прекращает существование, то заказчик остается «один на один» с системой. Проблемы возникают и при смене версии базовой системы – доработки, сделанные компанией-внедренцем на старой версии, приходится повторять с самого начала или переносить (с большими затратами) из-за возникающей несовместимости на новую версию.

6. Слабая реализация бухгалтерского и налогового контура в решениях MBS требует использования дополнительных программ для автоматизации бухгалтерского и налогового учета.

Это серьезно повышает стоимость проекта. Кроме того, теряется сам смысл именно комплексной автоматизации управления на предприятии средствами одного разработчика.

Бухгалтерский контур от MBS имеет ряд недостатков – всего один план счетов, нет оперативной поддержки изменений в законодательстве, довольно трудно разделить бухгалтерский, управленческий и налоговый учет. Поэтому в компании предпочитают систему бухгалтерам не демонстрировать. Компании-внедренцы поощряют вариант использования для бухгалтерского и налогового учета отдельных систем, например, 1С.

7. При выборе ERP-системы потенциальные заказчики «покупаются» на хорошо известный брэнд Microsoft, однако создателем этих систем компания Microsoft не является.

Система Axapta была создана в 1998 году датской компанией Damgaard, система Navision – датской компанией Navision Software. В 2002 году Microsoft приобрел эти компании вместе с их решениями.



Общая информация:

Маркетинговая деятельность компании 1С и ее партнеров направлена на позиционирование программы «1С: Предприятие» как комплексной управленческой системы, адекватной потребностям и задачам российских компаний среднего и крупного масштаба бизнеса.

Системы «1С:Предприятие» поставляются с типовыми конфигурациями, реализующими наиболее общие схемы учета, использующиеся в большинстве организаций. В случае необходимости ПО может быть адаптировано к особенностям учета.

Слабые стороны:

1. Адаптация типовой конфигурации к бизнес-процессам предприятия требует существенных доработок системы.

Это означает, что предприятие должно будет поддерживать и развивать новую конфигурацию собственными силами или с помощью привлеченных специалистов. При этом предприятие фактически отказывается от новых версий типовых конфигураций, поставляемых непосредственно фирмой 1С, в том числе от постоянно актуализируемых при изменении законодательства настроек по формированию регламентированной отчетности.

2. Отсутствие централизованного сопровождения программ и своевременных обновлений.

Если система постоянно развивается и адаптируется к условиям конкретного предприятия, то все проблемы сопровождения, отслеживания появления новых форм и реализации новых правил падают на плечи местной группы поддержки. В результате экономии времени разработчиков и консультантов поддерживается лишь ограниченная часть системы, что приводит в дальнейшем к проблемам в подключении новых механизмов учета и форм. Предприятие становится заложником именно этой команды сопровождения. Базовое сопровождение программ 1С можно использовать лишь как постановку задач для доработки своей конфигурации. Очень часто проекты по доработке 1С не заканчиваются никогда - меняются команды, выбрасывается ранее сделанное, деньги текут рекой.

3. Стоимость проекта по внедрению 1С значительно выше, чем принято думать

Широко распространено мнение, что 1С – продукт гораздо более дешевый, чем Галактика ERP. Это не так. Действительно, стоимость лицензии 1С ниже стоимости лицензии Галактики ERP. Однако типовой конфигурации 1С недостаточно для предприятия – ее приходится существенно дорабатывать или фактически писать заново. Поэтому приходится постоянно поддерживать цикл разработки программного продукта – содержать постановщиков задач, разработчиков, тестеров, консультантов - внедренцев. От этого уйти можно только полностью подстроив под серийную коробочную конфигурацию (перекроив и упростив) автоматизируемую часть учета на предприятии. В результате стоимость всего внедрения и поддержки на порядок превышает стоимость лицензий.

4. Недостаточные возможности для автоматизации средних и крупных производственных предприятий.

 

Корпорация «Галактика»

 

Общая информация

Среди заказчиков корпорации более 6300 предприятий различных отраслей. «Галактика» является и разработчиком, и поставщиком своих решений - систем

комплексной автоматизации управления предприятием. Это дает возможность выстраивать проекты на каждом предприятии-заказчике по единым технологиям с гарантированным успешным результатом.
Сильные стороны корпорации «Галактика»:

1 гарантии успешного внедрения системы и ответственность за каждый проект. Корпорация «Галактика» является разработчиком и поставщиком системы, выполняет ее централизованную поддержку, обеспечивает регулярные обновления с учетом изменений условий бизнеса заказчика, что позволяет гарантировать успешное внедрение наших программных решений.

 

2 наибольшее число успешных внедрений в России и странах СНГ. Пользователями системы Галактика ERP являются более 6000 предприятий различных отраслей экономики, что позволяет говорить о корпорации как о лидере рынка корпоративных информационных систем по числу заказчиков.

3 отточенные, оттиражированные на сотнях предприятий промышленные технологии внедрения программных решений, разработанные благодаря богатому опыту корпорации по реализации проектов автоматизации в ведущих отраслях отечественной экономики.

4 разветвленная региональная структура корпорации, позволяющая заказчикам в любом регионе получать квалифицированную поддержку.

Система Галактика ERP по сравнению с другими российскими системами автоматизации управления имеет следующие существенные отличия:

1 функционал системы по различным направлениям деятельности предприятий значительно богаче;

2 наиболее полно реализованы функции управления;

3 соответствие основным положениям MRP-II/ERP, системный подход к решению задач управления производством и управлению всей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;

4 модульная структура Галактики ERP позволяет приобретать и использовать только те модули и контуры, которые необходимы конкретному предприятию. При этом с развитием бизнеса и появлением новых учетно-управленческих задач, предприятие имеет возможность последовательно производить закупку необходимых компонент системы. Решения других разработчиков часто построены по принципу «все-в-одном», что вынуждает пользователя приобретать все функции системы, даже те, в которых нет необходимости;

5 многоплатформенность системы Галактика ERP дает ряд преимуществ для пользователей;

6 открытость решения: объектно-ориентированный подход, реализованный в архитектуре системы, позволяет максимально упростить ее адаптацию к специфике предприятия.

По сравнению с зарубежными разработками компаний SAP, Oracle, Microsoft и другими:

1 Галактика ERP имеет лучшее соотношение «цена – функциональность»; более низкая, чем у аналогичных западных систем, стоимость владения программным продуктом;

2 Галактика ERP создавалась с учетом реальных потребностей отечественных предприятий, экономических условий России и СНГ. И еще одна важная особенность – Галактика ERP не связывает руки отечественным предприятиям и пользователям. Она не учит их жить (поддерживая российскую специфику), вместе с тем обеспечивая поддержку современных западных технологий управления. В западных решениях отражены жесткие схемы управления, которые являются эталонными и не слишком характерными даже для западных предприятий, не говоря уже об отечественных компаниях;

3 наличие в системе специализированных модулей (Управление ремонтами, Управление транспортом, Управление строительством и некоторых других), которые либо отсутствуют в аналогичных конкурирующих разработках, либо не поддерживают бизнес-практику отечественных предприятий;

4 по сравнению с западными разработками, система Галактика ERP внедряется быстрее, дешевле и с меньшими рисками для предприятия, что позволяет заказчику получить быструю отдачу от инвестиций в ИТ.

Итог

Несмотря на отрыв от ведущих ИТ-систем компания 1С:Предприятие имеет значительные преимущества перед остальными конкурентами, вследствие гибкости своего реагирования на запросы заказчика и оперативного внедрения в свои продукты современных технологий. Определяющими причинами выбора продукции компании 1С:Предприятие является наличие отраслевой компетентности и большой опыт реализации проектов.

Подводя итог можно сказать о том, что все познается в сравнении и если правильно выбрать ERP-систему, которая подходит именно для предприятия, то она поможет сэкономить время, силы, затраты и при этом окажется надежным помощником в деле развития бизнеса. Стоит заметить, что ERP-система 1С:Предприятие является универсальным и полезным приобретением.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.