Расчёт закрытой конической зубчатой передачи
Диаметр внешней делительной окружности шестерни.
Предварительное значение диаметра внешней делительной окружности шестерни, мм:
, Т1-вращающий момент на шестерне, Т1=18,33 Нм; u-передаточное число, u=3,15.
Коэффициент К в зависимости от поверхностной твёрдости Н1 и Н2 зубьев шестерни и колеса, К=25; коэффициент =0,85.
мм.
Окружная скорость
=3,14*0,857*47,5*2753/6*104=5,86 м/с.
Уточним предварительно найденное значение диаметра внешней делительной окружности шестерни:
.
Коэффициент внутренней динамической нагрузки =1,28.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий =1,27.
=52,8 мм.
Принимаем de1=50 мм.
Конусное расстояние и ширина зубчатого венца.
Угол делительного конуса шестерни
.
Внешнее конусное расстояние
мм.
Ширина зубчатого венца
мм.
Модуль передачи. Внешний торцовый модуль передачи
Коэффициент внутренней динамической нагрузки KFν= 1,56 (таблица 2.9, стр. 20) [1].
Коэффициент неравномерности распределения напряжений KFβ=KFβ’, где KFβ’=0,18+0,82 KFβо=0,18+0,82*1,27=1,2214.
=0,85. =337,98МПа.
мм.
Числа зубьев:
Число зубьев шестерни z1min≥17cosδ1cos3β=17cos17.61cos335=8.9. Принимаем z1=23.
Число зубьев колеса z2= z1u=23*3,5=80,5. Принимаем z2=81.
Внешний окружной модуль передачи me=de1/z1=49.86/23=2.17мм.
Фактическое передаточное число.
uф=z2/z1=81/23=3.52.
Окончательное значение размеров колёс
Углы делительных конусов шестерни и колеса:
Делительные диаметры колёс:
мм;
мм.
Внешние диаметры колёс:
,
Коэффициент смещения (таблица 2.12 стр. 28) [1]
мм.
,
Коэффициент смещения
мм.
Размеры заготовок колёс.
;
Предельные размеры: Dпр=125 мм, Sпр=80 мм;
Условия пригодности заготовок:
Dзаг ≤ Dпр, 60,34 ≤ 125;
Sзаг ≤ Sпр, 17,36 ≤ 80.
Силы в зацеплении.
Окружная сила на среднем диаметре шестерни:
где мм;
Н
Осевая сила на шестерне:
Н
Радиальная сила на шестерне:
Н
Осевая сила на колесе:
Н
Радиальная сила на колесе:
,
Н
Проверка зубьев колёс по контактным напряжениям.
Расчётное контактное напряжение:
;
Проверка зубьев колёс по напряжениям изгиба.
Напряжение изгиба в зубьях колеса:
;
;
Коэффициенты =3,52 и =3,71 (таблица 2.10 стр. 24) [1].
;
.
Проверочный расчёт на прочность зубьев при действии пиковой нагрузки.
Действие пиковых нагрузок оценивают коэффициентом перегрузки Кпер=Тпик/Т, где Т=Т1=Тmax. Кпер=1,5Т/Т=1,5.
Проверка зубьев колёс на контактную прочность при кратковременном действии пикового момента:
;
РАСЧЁТ ОТКРЫТОЙ ПЕРЕДАЧИ
1. Выбор материалов
Выбираем материалы со средними механическими характеристиками (таблица 2.1 ст. 12) [1] для шестерни сталь40Х, термообработка-улучшение и закалка ТВЧ, твёрдость НRCэ=45…50; для колеса – сталь40Х, термообработка-улучшение, твёрдость НВ269...302.
Принимаем .
Модуль передачи:
;
Коэффициент нагрузки KF=KFυ·KFβ, где KFυ – коэффициент, учитывающий динамичность нагрузки в зависимости от окружной скорости, степени точности изготовления и твёрдости рабочих поверхностей зубьев; KFβ – коэффициент учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии из-за неточности изготовления, расположения опор. Принимаем предварительно KF=1,3.
Предварительно задаёмся минимальным числом зубьев шестерни z1=23.
Коэффициент ψm=b/m принимаем равным 12.
Значение коэффициента YFi определяют по формуле:
YFi=3,47+13,2/zi=3,47+13,2/100=3,602.
=473,53МПа.
Для прямозубых зубчатых колёс коэффициент угла наклона линии зуба Yβ=1.
Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, Yε=1/εa, где коэффициент торцевого перекрытия εа=1,88-3,2·(1/z1+1/z2)=1,88-3,2(0,043+0,013)=1,7;
Yε=1/1,7=0,588.
=1,14 мм. Принимаем m=1,25 мм.
2. Определение размеров зубчатых колёс
Делительные диаметры шестерни d1 и колеса d2
d1=z1·m=23·1.25=28.75 мм;
d2=z2·m=77·1.25=96.25 мм.
Ширина колёс b2
b2=ψm·m=12·1.25=15 мм.
Ширина колеса b1
b1=b2+(3…5)=15+5=20 мм.
Диаметры вершин зубьев da и впадин df
da1=d1+2·m=28.75+2·1.25=31.25 мм;
df1=d1-2.5·m=28.75-2.5·1.25=25.625 мм;
da2=d2+2·m=96,25+2·1.25=98,75 мм;
df2=d2-2.5·m=96,25-2.5·1.25=93,125 мм.
3. Межосевое расстояние
aw=(d1+d2)/2=(28.75+96.25)/2=62.5 мм.
4. Окружная скорость
v=π·d1·n1/(60·1000)=3.14·28.75·361.15/(60·1000)=0.54 м/с.
Степень точности – 9-я (грубые передачи).
5. Силы в зацеплении
Окружная:
Ft1=2*1000*T1/d1=2*1000*155.73/28.75=10833.4H.
Ft2=2*1000*T2/d2=2*1000*462,5/96,25=9610.4H.
Радиальная:
Fr1=Ft1*tgα=10833.4*0.364=3943.35H.
Fr2=Ft2*tgα=9610,4*0.364=3498.18H.
6. Проверка зубьев на изгибную прочность
Расчётное напряжение изгиба в зубьях колеса
σF2=KFαKFβKFυYβYF2FtE/(b2m)≤[σ]’F2
Для прямозубых колёс KFα = 1.
Коэффициент KFβ принимают для прирабатывающихся колёс при постоянной нагрузке KFβ=1.
Коэффициент динамической нагрузки KFυ принимают 1,13.
FtE=KFД·Ft – эквивалентная окружная сила. Коэффициент долговечности KFД определяют по формуле
KFД=KFE(Ni/NFG)1/m≤1
m=6 при Т.О. колес улучшение и азотирование. KFД =1, т.к. Ni>108.
FtE=1·9610,4=9610,4Н.
σF2=1*1*1,13*1*3,64*9610,4/(15*6)≤[σ]’F2
σF2=439,22МПа ≤ 473,53МПа.
Отклонение
Δσ=(σF2-[σ]’F2)*100/[σ]’F2=(439.22-473.53)*100/473.53=-7.25%.
В зубьях шестерни
σF1=σF2YF1/YF2≤[σ]’F1;
σF1=439.22*4.044/3.64=487.97МПа≥473,53МПа.
Отклонение
Δσ=(σF1-[σ]’F1)*100/[σ]’F1=(487,97-473.53)*100/473.53=+3%.
7. Проверочный расчёт передачи на контактную выносливость
σH=KH/(awu)·((u+1)3KHαKHβKHυTHE2/b2)1/2≤[σ]H;
Для прямозубых колёс КН=3,2*105 и КНα=1.
Коэффициент концентрации нагрузки КНβ принимают равным 1.
Коэффициент КНυ=1,05.
ТНЕ2=КНД*Т2 – эквивалентный момент на колесе, где
КНД=КНЕ=0,8;
ТНЕ2=0,8*462,5=370Нм.
σH=3,2*105/(62,5*3)·((3+1)31*1*1,05*370/15)1/2≤582,73МПа;
σH=219,7 МПа<582,73МПа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|