Сделай Сам Свою Работу на 5

Разработка структуры и отбор содержания





Введение

В настоящее время 3D моделирование только набирает популярность. Этому способствуют появляющиеся 3D мультфильмы, красочные эффекты в современном кино. Поэтому у людей и появляется желание попробовать себя в этой области. Начиная со школы, дети начинают задумываться, о том, как самостоятельно сделать что-то трёхмерное.

3D Studio MAX располагает обширными средствами по созданию разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей реальных или фантастических объектов окружающего мира с использованием разнообразных техник и механизмов.

Стоит отметить, что знакомство с 3D-моделированием в большинстве случаев начинается как раз с 3ds Max. Работая над созданием крупных 3d-проектов, люди часто используют этот программный пакет. Отсюда, является абсолютно правильным начинать знакомство с трёхмерным моделированием c 3D Studio MAX.

Создавая мультфильм, необходимо помнить о большом диапазоне работ. На крупных студиях существует разделение обязанностей. Кто-то занимается моделированием персонажей, их анимацией, кто-то работает над спецэффектами, кто-то собирает отдельные сцены в один мультик. Но, тем не менее, все эти сотрудники должны работать исключительно сообща, чтобы в результате получилось нечто запланированное, а не лишь бы что. Этот диалог является важнейшим элементом производства мультфильма. Отсюда, исключительно важным для каждого из работников студии является знать весь процесс создания мультфильма изнутри, а, следовательно, они в состоянии выполнить всю работу самостоятельно.



Обязательным в создании мультфильма, является творческий подход и оригинальность. Поэтому человек, создающий мультфильм должен быть и хорошим художником, чтобы довести сцену до лоска, и интересоваться актёрским мастерством, чтобы анимировать персонажей. Помимо воображения, также важна сообразительность, она будет активно развиваться, например, при мыслях о том, где можно применить те или иные эффекты 3Ds Max.

Безусловно, все эти способности в течение курса будут раскрываться, а в конце его они воплотятся в собственный для каждого ученика 3D-мультфильм.

Разработка модулей для дистанционного курса 3D-моделирования крайне актуальна, так как, во-первых, созданием курса занимаются целая команда, проектировщиков, тьютеров, администраторов курса. Во-вторых, несомненный интерес школьников к 3D-моделированию, который выражается в стремлении обучаться на курсах. В–третьих, дистанционная форма обучения, не только активно развивающаяся, но и уже востребованная. Эта форма позволяет ученикам, не зависеть от жесткого расписания занятий, продвигаться по курсу с индивидуальным темпом.



В Интернете есть некоторое количество форумов, где можно найти уроки, но нет полноценных курсов, которые бы начинались со знакомства с 3D Studio MAX и затрагивали его разнообразные возможности.

Курс 3D моделирования позволит учащимся разобраться со многими возможностями 3D Studio MAX, создавать собственные мультфильмы. Немаловажным аспектом является готовый мультфильм с оригинальным сюжетом и объектами, созданными в течение курса, доступный для просмотра учащимся курса. Он бы максимально обеспечил наглядность для учащихся.

Обзор аналогов

 

Существует некоторое количество готовых курсов 3ds Max, но все они находятся в закрытом пользовании, так как преподаются в специальных заведениях или на дому. Также существуют и дистанционные курсы, но, судя по отзывам, в них не хватает наглядности в преподнесении материала и законченности.

Первоначально, важно заметить, что к этому моменту курс уже частично составлен. Его необходимо было закончить, как содержательно, так и логически.

Создаются отдельные модули для дистанционного курса 3ds Max, поэтому поиск аналогов происходил не к курсу целиком, а к отдельным его урокам, которые и предстояло написать.



В качестве аналогов рассматриваются Интернет уроки, находящиеся в открытом пользовании и касающихся тематики проектируемых модулей для будущего курса 3D моделирования. Я выделяю критерии для сравнения найденных аналогов.

Критерии для сравнения

· Полнота и качество информации

· Наличие поясняющих иллюстраций

· Простота урока

· Доступность для понимания

Исходя из задач курса, эти критерии позволяют полноценно оценить изученный материал, что немаловажно для обеспечения развития учащихся.

Данные критерии позволяют проследить, какие недочёты существуют у проанализированных уроков, на что обратить особенное внимание при написании собственных уроков.

 

1. Система частиц Spray

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://www.sapr.ru/article.aspx?id=17808&iid=822   +   +     -     +  
2. http://dlight.ru/forums/showthread.php?t=36   +     +/-   -   +

Вывод: существующие уроки позволяют научиться пользоваться «Системой частиц Spray», но недостаточно иллюстраций, что в некоторых случаях ставит в тупик и не даёт возможности продолжить урок.

 

2. Системы частиц SuperSpray

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность изложения  
1. http://skillopedia.ru/material.php?id=2212   +   видео-урок     +     +  
2. http://www.youtube.com/watch?v=cMqM3T5XGmA   -   видео-урок     +   -
3. http://www.youtube.com/watch?v=YhoyKp4301c   -   видео-урок     -   +

Вывод: информация в видео-уроке — недостаточна, нужно добавить примеров и сделать побольше иллюстраций.

 

3. Исказители пространства (Bomb)

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://www.tutorialhero.com/tag-104-Explosion.php   -   +   +   -

Вывод: урок не раскрывает всех возможностей bomb, но обладает интересными иллюстрациями; нужно обратить большее внимание на упрощения языка изложения урока.

 

4. Моделирование атмосферных эффектов Fire Effect

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://www.youtube.com/watch?v=mlry71OsKNw   +/-   Видео-урок   +     +

Вывод: пример в видео-уроке является понятным и полным, нужно взять его за основу будущего урока.

 

5. Reactor: rigid body

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=9602&st=0&#entry185670   +   +     +     +/-  
2. http://www.render.ru/books/show_book.php?book_id=299   -   +/-   -   -
3. http://www.youtube.com/watch?v=TbVIu61fQcA   +   видео   +     -

Вывод: уроки интересные, но в них показано очень узкое применение реактора. Хотелось бы сделать более универсальный урок.

 

6. Reactor: soft body

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://www.youtube.com/watch?v=xfQYCeEvNAY   +/-   +   +/-   +/-  
2. http://www.florianstephens3d.co.uk/Reactor%20Soft%20Bodies.html   +/-   +/-   +   -

Вывод: содержательные уроки, но в текстовом уроке не хватает иллюстративного материала, а видео-урок является немного сложным, но возможности применения реактора, крайне интересны, поэтому стоит сообщить о них в будущем уроке.

 

7. Reactor: cloth

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=95758   -   +   -     +  
2. http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=46267&st=0&#entry1067901   +/-   +   +   +
3. http://www.youtube.com/watch?v=JcTNYaZRnu0&feature=related   -   видео     -       -

Вывод: уроки абсолютно разные, но все очень доступные для понимания, недостатком видео урока является отсутствие звука и подписей, позволяющих понять, что именно и зачем мы это делаем.

 

8. Reactor: создание сложной сцены

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=87525   +   +       -       +  
2. http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=87586     -   +   -   +

Вывод: сложные уроки, но это как раз и нужно, единственно, нужно сделать уделить гораздо большее внимание объяснению.

 

9, 10. PArray.

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://www.youtube.com/watch?v=hA_nisNFg70&feature=PlayList&p=E908E2CE718B39D3&playnext_from=PL&playnext=1&index=11   +   видео-урок   -   +/-

Вывод: урок является достаточно информативным, но пример рассмотренный в нём — очень сложный, поэтому из него можно «подсмотреть» настройки для будущего урока.

 

11. Foliage.

Вывод: все найденные уроки используют специальную программу для создания деревьев и кустарников OnyxTREE. Задачей нашего урока является рассмотреть механизм работы с деревьями 3Ds MAX.

 

12. Hair and Fur.

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=117089     -   +       +       +  

Вывод: урок является хорошим с точки зрения разъяснения настроек модификатора, но ему не хватает какого-то примера и качественных иллюстраций.

 

13. Кости для динозавра.

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://www.3dcenter.ru/tutors/read.php?sname=lessons&articlealias=Skin   +   +     -     -

Вывод: данный урок интересен, и его можно взять за основу нашего урока про кости динозавра, хотя там говорится уже больше про приживление костей к персонажу.

 

14 Skin.

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://www.3dcenter.ru/tutors/read.php?sname=lessons&articlealias=Skin   +   +     +     -

Вывод: хороший урок, для того, чтобы на его основе сделать что-то под уже существующую модель динозавра.

 

15. Анимация костей динозавра.

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://3d.demiart.ru/book/3D-Max-7/Glava_04/Index08.htm   +   +     +     -
2. http://www.youtube.com/watch?v=MRikV-jTFfc   -   видео   -   +

Вывод: видео урок хорош всем, его можно взять за основу нашего урока, только персонаж в уроке слишком фантастический. В уроке присутствует кинематика, что также является плюсом.

 

 

16,17,18. Мультфильм.

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока   Доступность для понимания  
1. http://3dyuriki.com/2010/05/06/kak-priruchit-drakona-interesnyj-process-sozdaniya-multfilma-chast-2/     +   +     +     -

 

  Полнота и качество инф-ции Наличие иллюстрации Простота урока Доступность для понимания
1. Spray + + - +
2. SuperSpray + +/- + -
3. Bomb - + - -
4. Fire Effect +/- +/- + +
5. Reactor: RBC + + + +/-
6. Reactor: SBC +/- +/- + -
7. Reactor: CLC - + - +
8. Reactor. Итог + + - +
9. PArray. + + + -
10. PArray_textur + + + -
11. Skin + + - -
12. Foliage - + + -
13. Bones + +/- + +/-
14. Anim_bones + + - -
15. Мультфильм + + + -

Таблица 1. Сводная таблица аналогов.

 

Общий вывод:

Рассмотренные информационные источники, которые могли бы быть использованы для разработки недостающих информационных единиц. Но отметим, что аналоги нуждаются в доработке, ведь далеко не все соответствуют выбранным критериям сравнения:

· Полнота и качество информации

· Наличие поясняющих иллюстраций

· Простота урока

· Доступность для понимания.

Таким образом, проанализированы недостатки аналогов и при создании собственных уроков они обязательно будут учтены.

Также хочется заметить, что среди рассмотренных аналогов есть уроки для разного уровня подготовленности учащихся, простые сложные. Это даёт возможность взять лучшее от простых уроков в плане объяснения, и лучшее от сложных уроков в плане демонстрации спектра возможностей конкретной функции 3Ds MAX.

Некоторые из аналогов написаны или записаны (видео-уроки) на английском, испанском, португальском языках, кстати, содержательно они выделяются своим качеством. Поэтому они изучены, и важная информация из них войдёт в уроки.

Подводя итог, стоит отметить, что собранные аналоги являются хорошей базой для написания новых уроков, будучи в большинстве своём полными и доступными для понимания. Что бросается в глаза — это недостаток иллюстраций и анимации, позволяющих легче усвоить материал, ну и просто радующих глаз. Также следует придумать средства контроля, для проверки усвоенных знаний.

 

 

Постановка задач

Целью дипломной работы является спроектированные учебные модули для дистанционного курса 3D-моделирования (3ds MAX).

 

Целевая аудитория: учащиеся 5-11 классов, интересующиеся 3D-моделированием, и желающие ознакомится с разносторонними возможностями 3ds MAX.

 

Задачи.

1. Разработка плана курса.

2. Разработка тем модулей, нуждающихся в написании

3. Отбор аналогов к обозначенным темам конкретных модулей.

4. Анализ преимуществ аналогов.

5. Изучение уже написанных модулей и технологий их реализации согласно LMS SCORM.

6. Выбор способа реализации согласно LMS SCORM.

7. Написание модулей.

8. Создание иллюстраций для написанных модулей.

9. Разработка средств контроля изученного материала.

10. Реализация модулей в LMS согласно SCORM.

11. Разработка экономической части диплома.

 

Разработка структуры и отбор содержания

4.1. Разработка структуры

При участии руководителя был разработан план курса, в который вошли 24 модуля. В отдельный модуль входит 2 или 3 урока, связанных между собой.

Сначала были придуманы темы модулей, которые должны обязательно войти в курс. Затем уже обдумывалось, какие уроки могли бы войти в эти модули. После того, как появился список уроков, нужно было согласовать темы уроков с руководителем.

Было принято и согласовано решения о написании восьми модулей.

Для разработки содержания уроков необходимо было обратить внимание на целевую аудиторию. Но так как, в моём случае такой аудитория являются школьники старших классов, то было решено писать уроки простым языком, а сложность уроков компенсировать доходчивым объяснением и иллюстрациями.

При недостаточности материалов урока использовалась документация Autodesk 3ds Max.

Для того чтобы придумать примеры, необходимо было учитывать спектр возможностей конкретного инструмента. Поэтому примеры брались такие, чтобы максимально полно показать действие изучаемой функции 3ds Max.

В результате была разработана структура из восьми модулей. Уже для модулей были выбраны темы уроков, которые в них войдут. Общее количество уроков — восемнадцать. После чего, началась работа по разработке примеров для каждого из уроков.

Результат разработки структуры модулей:

  1. Взрыв и атмосферные эффекты.
  2. Системы частиц Spray и Super Spray.
  3. Реактор твердых и мягких тел.
  4. Реактор ткани и колёс.
  5. Массивы частиц (PArray).
  6. Hair & Fur (шерсть) и Foliage (листва).
  7. Анимация скелета динозавра (bones, skin).
  8. Создание мультфильма.

o 17 модуль. Взрыв и атмосферные эффекты.

17 — его порядковый номер в дистанционном курсе 3D-моделирования.

В модуль вошли:

· Исказители пространства Bomb.

· Моделирование атмосферных эффектов Fire Effect.

По данным темам уже существовали уроки на cccp.ifmo.ru, их качество было признано хорошим. Было решено их дополнить объяснениями, иллюстрациями и анимациями.

Уроки внутри модуля связаны собой, так как в первом уроке мы рассматриваем взрыв с помощью Bomb (который очень часто можно встретить в рекламах, компьютерных играх; ни один экшн-фильм не обходится без взрывов). А во втором уроке мы продолжаем, делая взрыв более реалистичным за счёт атмосферных эффектов.

o 18 модуль. Системы частиц Spray и Super Spray.

В модуль вошли:

· Система частиц (Spray).

· Система частиц (Super Spray).

Уроки по данным темам были cccp.ifmo.ru, и весьма достойного качества. Очевиден был лишь недостаток: нехватка и плохое качество иллюстраций. Поэтому было принято решение дополнить уроки картинками и анимациями.

Данные уроки рассказывают о системе частиц. Начиная от более простой системы Spray, мы заканчиваем более сложной системой (с большим количеством настроек) Super Spray. Учащиеся узнают, как можно создать эффекты типа падающего снега или пузырей, летящих вверх; а также, как смоделировать направленный поток частиц.

 

o 19 модуль. Реактор твердых и мягких тел.

В модуль вошли:

· Реактор твёрдых тел;

· Реактор мягких тел.

Эти уроки были написаны мной в рамках курсовой работы за восьмой семестр. Были отобраны источники информации. При этом примеры в уроках являются уникальными.

Рассматривая реактор, важно начать с твёрдых тел. Потому как сложные сцены, содержащие несколько коллекций реактора, чаще всего содержат и коллекцию твёрдых тел. Ректор мягких тел важен в виду принципиальных отличий в присвоении к объекту.

o 20 модуль. Реактор ткани и колёс.

В модуль вошли:

· Реактор ткани.

· Реактор колёс.

Данные уроки заканчивают рассмотрение реактора в рамках создаваемого курса. Поэтому в модуль вошёл урок про реактор ткани, часто использующийся в 3D-анимации, который также, как и реактор мягких тел, отличается от твёрдых способом присвоением к объекту. И урок о коллекции колёс, в котором собраны и твёрдые и мягкие коллекции реактора, поэтому он является заключительным, обобщающим и самым сложным.

 

o 21 модуль. Массивы частиц PArray.

В модуль вошли:

· Массивы частиц (PArray).

· Текстурирование сцены с PArray.

Этот модуль представляет собой уроки, позволяющие научиться создавать взрыв, моделируя разлёт осколков в разные стороны. Настройки PArray очень подробные, в них можно задать такие параметры, как задержка взрыва или вращение осколков. А во втором уроке производится текстурирование созданной сцены, в результате чего она принимает законченный вид.

o 22 модуль. Hair & Fur и деревья.

В модуль вошли:

· Hair and Fur.

· Foliage (листва).

Данный модуль позволяет познакомиться с модификатором Hair & Fur и с тем, как с его помощью можно создать шерсть для персонажа. Интересно то, что и одним из способов создания травы также является Hair & Fur.

Кроме этого, в модуле есть урок по Foliage. После прохождения этого урока, ученики узнают, как устроены стандартные деревья в 3Ds Max, и как самостоятельно приготовить и применить к дереву материал листьев. Теперь для любого дерева или куста можно будет приготовить собственную форму и цвет листвы.

o 23 модуль. Анимация скелета динозавра.

В модуль вошли:

· Кости. Скелет животного.

· Модификатор Skin. Настройка.

· Анимация скелета.

В результате прохождения этого модуля учащийся изготовят скелет для уже созданной в течение курса модели динозавра. Узнают, как создаётся цепочка костей, настроят кинематические связи между цепочками костей.

Следующий урок позволит узнать о модификаторе Skin и его настройках. Учащиеся самостоятельно приживят тело динозавра к костям. Подготовят динозавра с костями к анимации.

И в третьем уроке описывается, как происходит анимация динозавра, как сделать шаг — базовое движение.

o 24 модуль. Создание анимационного мультфильма.

В модуль вошли:

· Мультфильм. Сценарий.

· Мультфильм. Указания.

· Мультфильм. Создание сцен.

Данный модуль является завершающим для всего курса. Он логически заставляет вспомнить и систематизировать все накопившиеся за время прохождения дистанционного курса знания. Разрабатывая сценарий для мультфильма, учащийся должен использовать сцены, модели и эффекты из пройденного курса. Это и есть практика, необходимая для понимания своей предрасположенности к подобному роду занятий. Каждый работник анимационной студии проходил через поэтапное создания собственного мультфильма или ролика.

Написав сценарий, ученик получит указания по тому, с чего начать создание мультика, какие этапы ему придётся пройти, чтобы мультфильм получился. Будет описан мультфильм-пример и этапы его создания. Ведь всегда интересно знать, а как всё-таки выглядели сцены из мультфильма, сколько их всего, как сделать так, чтобы мультик не смотрелся скучным из-за неспешной смены сцен и ракурсов.

4.2. Отбор источников информации

Для написания уроков были отобраны уже существующие уроки. Данные уроки находились в сети Интернет в открытом доступе. В основном это были статьи и уроки с форумов, render.ru, demiart.ru и видео-уроки с youtube.com.

Перечисленные форумы являются крупными собраниями качественных уроков, в том числе и по 3ds Max. Там было найдено множество уроков и статей по реактору, костям и анимации костей.

Выделяя основные источники информации для будущих уроков были выбраны 2 крупных портала с текстовыми уроками и один с видео.

· Render.ru

· Demiart.ru

· YouTube.com

В таблице представлена доля содержания необходимых тем уроков, приходящаяся на основные источники информации.

 
Наличие информации 21% 36% 42%

 

Вывод: из таблицы понятно, что большее количество информации по темам модулей к дистанционному курсу находится в форме видео-уроков на YouTube.com, но также портал Demiart.ru незаменим в качестве источника для написания уроков. Портал Render.ru, несмотря на то, что является очень известным, находится на третьем месте, а не выше, потому что уроки и статьи по необходимым темам на нём представлены в меньшей степени.

Также использовалось документация к программе 3ds Max Tutorials. Существенным недостатком данного источника информации является отсутствие перевода на русский язык.

 

4.3. Разработка учебных примеров

Уроки, составляющие модули, представляют собой теоретический материал, который преподносится с помощью примеров. При выборе примеров для уроков учитывались такие критерии:

· максимальных охват возможностей конкретной функции 3Ds Max;

· распространённость в практическом применении;

· возможность доходчивого изложения материала (чтобы пример был не слишком сложный).

Каждый из уроков построен на каком-то примере. Внутри модуля нужно было сначала дать вводную информацию, объяснить, о чём пойдёт речь, что учащийся научится делать после прохождения данного модуля.

Например, в восемнадцатом модуле «Системы частиц Spray и Super Spray» сначала объясняются системы частиц Spray (рис.1), являющиеся более простыми. Это важно, так как для учащихся это первое знакомство с системами частиц в рамках всего курса. Вторым номером идёт урок по более сложным системам частиц Super Spray (рис.2); его сравнительная сложность выражается в большем диапазоне настроек, а, следовательно, и возможностей.

Рис.1. Система частиц Spray. Скриншот из дистанционного курса «3D-моделирование». Модуль 18, урок 1.

Рис. 2. Система частиц Super Spray. Скриншот из дистанционного курса «3D-моделирование». Модуль 18, урок 2.

 

Поэтому, в первом уроке учащимся предлагается создать систему частиц любой желаемой формы. А во втором — они уже учатся делать направленный поток, имитирующий жидкость.

 

Другая связь присутствует в двадцать первом модуле «Массивы частиц PArray». В этом случае, в первый урок включён пример по созданию взрыва планеты (рис.3), большое внимание уделяется его настройкам. Во втором уроке продолжается работа со сценой взрыва при помощи PArray (рис.4). Задачей данного урока является придать сцене законченный вид, то есть применить текстуры, расставить свет, применить световые эффекты. Одним словом, чтобы обычный разлёт частиц превратился в реалистичный взрыв.

Рис. 3. Массивы частиц (PArray). Скриншот из дистанционного курса «3D-моделирование». Модуль 21, урок 1.

Рис. 4. Массивы частиц (PArray). Скриншот из анимации к дистанционному курсу «3D-моделирование». Модуль 21, урок 2.

 

На рисунках показано, что настройки взрыва произведены в первом уроке, когда как текстурировние и добавление эффектов (для придания законченности сцене) во втором уроке.

 

Также важным моментом является использование уже существующих моделей и демонстрация на них новых возможностей. Вот, например, в течение курса была создана модель динозавра. Но известно, что обычно персонажи анимационных мультфильмов двигаются. И в виду необходимости написания урока по анимации костей, было решено создать скелет для уже готового динозавра и анимировать его (рис.5) (двадцать третий модуль «Анимация скелета динозавра»).

Рис. 5. Анимация скелета динозавра. Скриншот из дистанционного курса «3D-моделирование». Модуль 23.

Этот модуль является крайне важным, ведь почти всегда мультфильмы основываются на сюжетной линии какого-то персонажа. Который должен двигаться в кадре, чтобы зрителю было интересно смотреть. Модуль является одним из завершающих для всего курса, и, по совместительству, одним из самых сложных.

Рис. 6. Анимация скелета динозавра. Скриншот из анимации к дистанционному курсу «3D-моделирование». Модуль 23, урок 3.

 

Действительно анимация персонажа — это настоящая изюминка для качественного мультфильма. Поэтому и был написан данный модуль. В первом уроке поэтапно создаётся скелет динозавра, объясняется, из каких объектов он может создаваться. Также идёт отладка кинематических связей между цепочками костей, чтобы они двигались друг за дружкой. Во втором уроке описываются параметры модификатора Skin, необходимого для приживления кожи к костям. А в третьем уроке представлен пример по созданию анимации шага для динозавра (рис.6).

 

4.4. Разработка средств контроля

В рамках разработанных модулей для дистанционного курса 3D-моделирования после каждого урока следует задание, которое необходимо выложить в Интернет. При загрузке задания, происходит автоматическое оповещение преподавателя, и он смотрит, что получилось, даёт комментарии, выставляет оценку по пятибалльной шкале. При этом существуют разные виды заданий:

· выкладывается файл с готовой сценой;

· выкладывается рендер (картинка);

· выкладывается видео-анимация;

· комбинированный вид.

Чаще всего используется комбинированный вид, когда учащийся после прохождения урока должен выслать, например, смоделированную сцену (.max) и получившийся видео-ролик (.avi).

Среди прочих существуют такие задания, как:

1. «Сдать получившуюся сцену». Например, для урока «Модификатор Skin. Настройка» (модуль 23, урок 2). Нужно было выполнить урок и выложить получившуюся сцену (.max) в Интернет.

2. «Сдать видео получившейся сцены» для урока «Реактор колёс» (модуль 20, урок 2). В данном случае, нужно было выложить видео-анимацию в контейнере avi в Интернет.

3. «Сдать получившийся рендер». Модуль 22, урок 2. Учащийся создаёт сцену с деревом, добавив окружение и свет в сцену, описанную в уроке. Задание сдаётся в виде двух рендеров.

4. «Сдать текстовый файл». Мультфильм. Сценарий (Модуль 24, урок 1). Учащийся должен разработать сценарий для своего будущего мультфильма, написать его; в нём необходимо расписать сюжет, эпизоды, сцены с комментариями о том, какие объекты и эффекты используются в конкретной сцене. Задание сдаётся в форме документа Word с расширением .doc.

5. «Сдать мультфильм». Мультфильм. Создание сцен (Модуль 24, урок 3). Учащийся должен выложить свой готовый мультфильм в Интернет, а потом предоставить веб-ссылку на него.

Таким образом, разработаны разные виды контроля для учеников. Их разнообразие позволит максимально развивать творческие способности и сообразительность. Так, например, создавая видео-анимацию, нужно будет создать камеру и анимировать её. Пробуя разные возможности: повороты, приближения, учащийся, помимо того, что поймёт принцип действия, выработает ещё и собственный стиль. Создавая отдельные рендеры, учащийся будет искать удачные композиции, ведь даже картинкой можно показать динамичность всего происходящего в сцене.

 

4.5. Выбор инструментальных средств

В связи с существующими задачами, была необходимость писать текст уроков, создавать иллюстрации, анимации, которые бы служили для учащихся опорными точками при прохождении и освоении модулей. Такими задачами являлись:

· Написание и обработка текстовой информации;

· Разработка иллюстраций (создание и обработка скриншотов, структурных схем, визуализаций из программы Autodesk 3Ds MAX);

· Разработка анимаций для демонстрации возможностей, описанных в уроках;

· Верстка страниц электронного пособия;

· Подготовка и размещение готового пособия в LMS в соответствии со спецификацией SCORM.

В результате, были выбраны следующие инструментальные средства.

· Microsoft Word 2003 – для обработки текстовой информации;

· Adobe Photoshop – для подготовки и оптимизации графической информации;

· GIF animator – для создания анимаций;

· HTML, CSS – для вёрстки страниц получившихся модулей;

· Блокнот – для вёрстки страниц отдельных порций;

· Moodle – для размещения SCORM объекта в сети Интернет.

 

 

Дадим небольшое описание каждого из инструментальных средств.

 

1. Microsoft Word 2003

Текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов. Текстовый процессор, выпускается корпорацией Microsoft в составе пакета Microsoft Office.

Microsoft Word 2003 использовался для написания текста, планирования структуры уроков, составления пояснительной записки и прочей документации.

 

2. Adobe Photoshop CS 2

Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe.

В рамках дипломной работы Adobe Photoshop использовался для снятия скриншотов, их обработки и создания иллюстраций для учебных модулей дистанционного курса 3D-моделирования.

 

3. GIF animator

Бесплатная программа для создания анимированных GIF-файлов. Программа позволяет зацикливать анимацию, применять эффекты затемнения и засветки; пользователи могут изменять размер и прозрачность изображений.

В рамках диплома, программа использовалась для создания GIF-анимаций, позволяющих нагляднее картинок показать описанные в уроках функции 3Ds Max.

 

4. HTML

 

HTML (язык гипертекстовой разметки) — это основной язык, с помощью которого создаются веб-страницы. Страница, которую пользователь видит в своем браузере, может состоять из множества разных файлов — например, изображений, анимационных роликов, сценариев JavaScript, апплетов и т. д. - но основой страницы практически всегда является документ HTML. Другие языки разметки (прежде всего многочисленные приложения XML) пока еще слабо поддерживаются браузерами и поэтому не вытесняют HTML на компьютерах обычных пользователей.

HTML использовался для вёрстки отдельных уроков, путём выбора параметров начертания и гарнитуры шрифта, задания цвета для текста, фона, конкретных строк или же абзацев и путём размещения содержательной части пособия (текст и иллюстрации) в ячейках таблиц.

 

5. CSS

 

CSS (каскадные таблицы стилей) — это язык, предназначенный для оформления веб-страниц и некоторых других видов документов.

CSS - технология описания внешнего вида документа, реализованного с помощью языка разметки. Преимущественно используется как средство оформления веб-страниц в формате HTML. это язык, содержащий набор свойств для описания внешнего вида любых HTML документов. С его помощью дизайнер имеет полный контроль над стилем и расположением каждого элемента веб страницы, что проще и гораздо функциональнее использования обычного набора HTML тегов.

Существует три вида таблиц стилей:

o Внутренние таблицы стилей,

o Глобальные таблицы стилей

o Связанные таблицы стилей.

Внутренние таблицы стилей (Inline Style Sheets) при помощи специального атрибута помещаются прямо в HTML теги. Глобальные (Global Style Sheets) определяют стиль элементов во всем документе. Связанные (Linked Style Sheets) могут быть использованы для нескольких документов сразу и хранятся во внешнем файле.

 

6. Стандарт SCORM

 

 

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) - стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Инициативная группа ADL начала разработку SCORM в 2003 году. В декабре 2004 года Министерство обороны США предписало, чтобы все разработки в области электронного обучения (E-learning) соответствовали стандарту SCORM.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.