Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МАГИСТРАМ





 

Изучение дисциплины должно основываться на анализе действующего уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, практике его толкования Верховным Судом РФ и применения нижестоящими судами. При уяснении того или иного уголовно-политического вопроса следует опираться на доктринальные разработки выдающихся ученых-юристов. В списках литературы приведен достаточный перечень специальной и учебной литературы, изучение которой позволит получить большой объем информации в области уголовной политики.

Программой обучения дисциплине «Уголовная политика» предусмотрена работа магистров на практических занятиях, вопросы к которым приведены в тематическом учебном плане дисциплины, содержащемся в настоящем комплексе. Тематика практических занятий отражает основное содержание учебного курса, она позволит магистрам в дискуссии по сложным проблемам изучаемой дисциплины уяснить основные характеристики уголовной политики. Подготовка к практическим занятиям предполагает обязательное ознакомление с соответствующими тематике занятия специальными литературными источниками, приведенными в дополнительном списке литературы.



Студенты в процессе изучения спецкурса выполняют в письменной форме реферат[25], эссе[26], проект[27], творческое задание[28]. Тематика указанных видов магистерских письменных работ содержится в настоящем учебно-методическом комплексе. По согласованию с преподавателем тема письменной работы может быть уточнена или изменена с учетом научного интереса студента и практической значимости того или иного направления теоретико-прикладного исследования.

В процессе изучения спецкурса магистрам необходимо изучать политические и иные официальные документы ненормативного характера (Послания Президента РФ, стратегии, программы, концепции противодействия преступности и иным антиобщественным проявлениям), систематически следить за изменениями в уголовном, уголовно-процессуальном и смежном законодательстве России, накапливать и обобщать информацию по практике применения правовых норм в сфере предупреждения преступности.



В традициях учебного процесса курс дает возможность магистрам выступать с научными докладами и сообщениями по отдельным уголовно-политическим проблемам, проводить обобщение судебной практики по конкретным категориям уголовных дел, опубликовать письменные работы с удачно выбранной тематикой и успешно проведенным авторским исследованием. Следует подчеркнуть, что такая методика работы важна для развития творческого потенциала обучающихся, умения работать с юридической литературой и нормативным материалом, критически осмысливать те или иные положения теории и направления законодательной и правоприменительной практики.

В процессе освоения специального курса полезно обращение магистров к журналам «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Государство и право», «Законодательство», «Законность», «Правоведение. Известия высших учебных заведений», «Российская юстиция», «Российский следователь», «Российский судья», «Российское правосудие», «Уголовное право» и к другим специализированным юридическим научным изданиям, а также соответствующим сайтам в системе «Интернет»:

http://www.kremlin.ru/; http://council.gov.ru/; http://www.duma.gov.ru/; http://www.ksrf.ru/; http://www.supcourt.ru/; http://www.genproc.gov.ru/; http://www.mvd.ru/; http://www.mid.ru/; http://www.adm.samara.ru/; http://www.prokuror.samara.ru/; http://www.guvd63.ru/; http://www.jurisprudence-media.ru/; http://www.sartraccc.ru/ ; http://www.ourcourt.ru/index.htm.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

 

Курс «Уголовная политика» имеет методологическую связь с предшествующими ему курсами «Уголовное право. Общая и Особенная части», «Уголовно-процессуальное право», «Криминология», «Уголовно-исполнительное право», «Теория и практика назначения наказания», «Следственные действия», «Экономические преступления» и др. Поэтому магистрам уже должны быть известны основные понятия и категории уголовного, уголовно-процессуального и смежных с ними отраслей криминального цикла. Магистр должен владеть методами юридического анализа и сравнительного правоведения, а также диалектическим, историческим, системно-структурным, социологическим, формально-логическим методами исследования, комплексным подходом.



В обязательном порядке нужно осуществлять мониторинг информации об изменениях в действующем охранительном законодательстве, увязывать теоретический материал с развивающейся практикой применения уголовного и уголовно-процессуального законов, источником которой, прежде всего, служат постановления Пленума Верховного Суда РФ.

В лекции следует уделять особое внимание теоретико-прикладным основам современной уголовной политики (как составной части государственно-правовой политики). Опираясь на базовые общеправовые и отраслевые категории, углубленно и детально анализировать практику построения и реализации уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм, затрагивать современные проблемы криминализации и декриминализации, показывать связь уголовно-правовых положений с нормативными предписаниями гражданского, налогового, таможенного, служебного, финансового и других отраслей права и законодательства.

Проведение семинарского занятия начинается с постановки задачи, пояснения цели, к которой должны стремиться магистры при обсуждении вопросов соответствующей темы. Следует стимулировать обучающихся к активному участию в дискуссии, избегая упрощенного диалога преподавателя с отвечающим студентом. В процесс обсуждения необходимо вовлекать всех магистров. Полезна методика анализа нормативных актов, а также актов правоприменения. При этом целесообразно предложить магистрам самостоятельно подбирать практический материал для иллюстрации складывающихся тенденций, в частности, в современном правоприменительном процессе, используя «Бюллетень Верховного Суда РФ», правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», соответствующие сайты в системе Интернет.

 

 

Приложение 1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

 

Факультет – юридический

Кафедра – уголовного процесса и криминалистики

 

Понятие и содержание уголовной политики

Реферат

 

 

Выполнил магистр

1 курса очной формы обучения

Иванов Николай Петрович

______________________

 

 

Самара

 

 

Приложение 2

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………. 3

 

§1. Понятие уголовной политики…………………………………….4

 

§2. Содержание уголовной политики….……………………….….. 6

 

 

Заключение………………………………………………………….…. 8

 

Список использованных источников…..…………...………………. 9

 

 

Приложение 3

Список использованных источников

 

I. Нормативные и иные официальные документы

1. Конституция Российской Федерации. – М., 2009.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2010.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2010.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Росс. газета. 2010. 1 декабря.

 

II. Специальная литература

6. Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности. М., 2003.

7. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. М., 2004.

8. Основание уголовно-правового запрета. М.: Наука, 1982.

9. Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права. М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики. Учебное пособие. Самара, 1993.

 

III. Судебная практика

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 2.

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 8.

14. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 9.

15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 1.

16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // http://www.supcourt.ru/Show_pdf.php?Id=7009

 

 


[1] Марат Ж.П. План уголовного законодательства. М.: Изд-во иностранной литературы, 1951. С. 29.

[2] Чубинский М.П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 8.

[3] «Тот, - указывал Генке, - кто хочет лишь теоретически установить правила уголовной политики, а тем более еще тот, кто в качестве законодателя призван к их применению, - должны, прежде всего, исследовать глубину человеческой природы, равно как и законы, по которым она развивается, в отношениях места и времени». Цит. по: Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. М., 2004. С. 7.

[4] См.: там же. С. 55.

[5] См.: Пионтковский А.А. Избранные труды. Том 1. Казань, 2004. С. 184-186.

[6] См.: Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 4-5.

[7] Чубинский М.П. Указ. соч. С. 78.

[8] Иванов С.В. Уголовная политика Российской Федерации: политолого-криминологический и уголовно-правовой аспекты: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 12.

[9] См.: Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики: учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университете», 1993.

[10] Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. С. 7.

[11] Беляев Н.А. Избранные труды. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 22.

[12] Полный курс уголовного права: В 5-ти т. / Под ред. А.И. Коробеева. Т. 1. Преступление и наказание. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2008. С. 76.

[13] См.: Пермяков Ю.Е. Указ. соч. С. 6-9.

[14] Полный курс уголовного права: В 5-ти т. / Под ред. А.И. Коробеева. Т. 1. С. 72. Того же мнения придерживался и Н.А. Беляев. «Уголовная политика, - писал он, - это деятельность по: 1) быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона; 2) правильной квалификации совершенного преступления и назначению справедливого и целесообразного наказания; 3) исполнению назначенного судом наказания и закреплению положительных результатов воздействия наказания. Деятельность, осуществляемая в каждой из сфер, имеет свою специфику по субъекту деятельности, по непосредственным целям и по характеру отношений, являющихся предметом регулирования. Эта специфика послужила поводом для разделения в советской юридической литературе единой политики в области борьбы с преступностью на самостоятельные уголовно-правовую политику, уголовно-процессуальную политику и исправительно-трудовую политику» (Беляев Н.А. Указ. соч. С. 18).

[15] См.: Пионковский А.А. Указ. соч. С. 181.

[16] См.: Чубинский М.П. Указ. соч. С. 50-51.

[17] Ковалев М. И. Соотношение уголовной политики и уголовного права // Советское государство и право. 1978. № 12. С. 70.

[18] См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 66.

[19] См.: Павлов И.П. Полн. собр. соч. В VI-ти т. Изд. 2-e и доп. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. Т. V. Лекции по физиологии, 1952. С. 26.

[20] См.: Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М.: Наука, 1981. С. 165-166.

[21] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 12. Ст. 1484.

[22] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 5. Ст. 403.

[23] См.: Чубинский М.П. Указ. соч. С. 33.

[24] Лист Ф. Задачи уголовной политики. С. 9.

[25] Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) - доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В педагогике используется для структуризации знаний учащихся по итогам курса в форме отчётности. Рефераты пишутся стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов (типа «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «освещаемый вопрос» и т. п.). К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника. Реферат содержит точное изложение основной информации, как правило, без субъективных оценок. Реферат имеет определенную композицию: Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе, раскрывается проблематика выбранной темы. Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются. Вывод. Делается общий вывод по заявленной проблеме.

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Репродуктивные рефераты можно разделить на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер (см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Реферат).

[26] Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — магистерское сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Задачей эссе является информация о строго определенном вопросе темы или его авторское объяснение. Эссе выражает подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора по конкретному вопросу (предмету) и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй, с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, прямые авторские высказывания, иногда установка на разговорную интонацию.

[27] Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — это письменный труд, содержащий экспериментальный результат творческой деятельности, направленный на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги (например, законопроект, проект постановления Пленума Верховного Суда РФ и пр.).

[28] Творческое задание – оригинальная организация самостоятельной работы магистра в виде исходного документа (постановки задачи), определяющего порядок и условия проведения конкретной научно-прикладной деятельности, а также содержащего цели, задачи, принципы выполнения, ожидаемые результаты и сроки ее выполнения. Творческое задание может состоять в решении строго определенной исследовательской задачи, в создании нечто субъективно (иногда и объективно) нового, в применении полученных знаний в изменившихся условиях и пр. Творческое задание направлено на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов правовой культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в тесном сотрудничестве и непосредственном участии с преподавателем.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.