Сделай Сам Свою Работу на 5

Программа специального курса





Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

 

Уголовная политика

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

ООП 030900 направления Юриспруденция

Профессиональный цикл М.2. Вариативная (профильная) часть

Степень «магистр»

Форма обучения «очная»

Курс 1 семестр 1

 

 

Самара

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763 и зарегистрированным в Минюсте России от 01 февраля 2011 г. № 19648.

Настоящий комплекс предназначен для магистров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция. Он может быть также полезен при реализации основных образовательных программ магистратуры по другим направлениям подготовки 030000 Гуманитарные науки, по направлениям подготовки 040000 Социальные науки, 080000 Экономика и управление, 090000 Информационная безопасность.



 

 

Составительд-р юрид. наук, профессор А.Г. Безверхов

 

РецензентыЗаслуженный деятель науки Российской Федерации,

д-р юрид. наук, профессор В.П. Малков

 

ректор Волжского университета им. В.Н. Татищева (г. Тольятти)

д-р юрид. наук, профессор В.А. Якушин

 

© Безверхов А.Г.,

составление, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню подготовки магистра, завершающего изучение данной дисциплины. Место дисциплины в ООП

Предисловие…………………………………………………………….
Программа специального курса «Уголовная политика……………..
1. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню подготовки магистра, завершающего изучение данной дисциплины. Место дисциплины в ООП……………………………………………………………    
2. Содержание дисциплины……………………………………………
3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний.……
4. Сведения о материально-техническом обеспечении дисциплины...
5. Литература…………………..………………………………………...
Методические рекомендации преподавателю……………………..
Методические указания магистрам………………………………
Приложение 1………………………………………………………..
Приложение 2………………………………………………………...
Приложение 3………………………………………………………...

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

Давно известно, что «уголовные законы необходимо связаны с политической системой»[1], а «уголовное право, где решаются вопросы, затрагивающие важнейшие жизненные блага граждан и важнейшие интересы общежития, всегда находится в живой связи с политическими формами, правовыми, этическими и экономическими идеалами и потребностями общества»[2]. Это обстоятельство, видимо, и обусловило вначале зарождение уголовно-политической мысли, несколько позже – появление уголовно-политических учений и, наконец, становление в XIX в. уголовной политики как научной и учебной дисциплины. Доктриной не установлено, кто и когда впервые употребил сам термин «уголовная политика». Часто ссылаются на труд Эдуарда Генке «Handbuch des Kriminakrechts und der Kriminalpolitik», первый том которого появился в 1823 г.[3] Однако, как справедливо заметил М.П. Чубинский, категория «уголовная политика» появилась гораздо раньше. В этой связи доктрина упоминает самого Ансельма Фейербаха - известного немецкого криминолога (1775-1833), автора баварского уголовного кодекса (1813) и учения о юридическом вменении, отца классика немецкой философии Л. Фейербаха. Ансельм Фейербах в 1804 г. говорил об уголовной политике как о существующей сфере деятельности и впервые обозначил постановку вопроса о соотношении уголовной политики и права. В то время считалось, что уголовная политика – это отрасль науки, которая имеет своей задачей поиск лучшей организации правосудия[4].



С тех давних пор и по сей день в доктрине остаются дискуссионными вопросы как о самом понятии уголовной политики, так и о ее соотношении с уголовным правом, процессом и другими отраслями криминального цикла.

Говоря об определении понятия уголовной политики, заметим, что эта категория несет в себе несколько смыслов.

Во-первых, уголовная политика – это область научных знаний, комплекс взглядов, идей и учений о противодействии преступности и смежным формам антиобщественных проявлений, наконец, это система концепций о многовариатном развитии уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного охранительного законодательства и оптимизации практики применения соответствующих правовых норм. По мнению русского ученого-юриста А.А. Пионтковского (1862-1915), под уголовной политикой понимается та отрасль науки уголовного права, которая имеет своим предметом изучение средств борьбы с преступностью, задачей — целесообразное построение этих средств. «Организуя средства непосредственной борьбы с преступностью, - писал этот ученый-юрист, - уголовная политика останавливается в то же время на изучении и установлении способов применения этих средств и указывает на необходимость, в интересах целесообразного их функционирования, проведения при их применении в широких размерах принципа индивидуализации. Она заботится о соответствующем построении орудий применения этих средств борьбы с преступностью - органов судебной и административной власти. Изучением всех этих вопросов область уголовной политики не ограничивается и ограничиться не может. Изучение средств борьбы с преступностью представлялось бы не полным, незаконченным, если бы был оставлен без внимания непосредственно связанный с этой борьбой вопрос о судьбе жертв преступной деятельности, вопрос об устранении причиненного этой деятельностью вреда индивидуальным и коллективным интересам общежития. Уголовная политика останавливается на изучении этого вопроса и указывает на необходимость организации специальных мер вознаграждения лиц, потерпевших от преступной деятельности»[5].

По С.К. Гогелю, уголовная политика - прикладная наука, которая изучает современные меры борьбы с преступностью, как репрессивные, так и превентивные. Оценивать меры борьбы с преступностью уголовная политика может только с точки зрения их соответствия и целесообразности для борьбы с тем злом и его причинами, которые выясняет уголовная социология. Таким образом, уголовная политика, являясь или неразрывным целым с уголовной социологией, или прикладной наукой к основной позитивной науке - уголовной социологии, представляет собой учение о существующих уже ныне мерах борьбы с преступностью. Не занимаясь вовсе юридическими формами преступности, она уделяет и мерам репрессии и должна подробно выяснять происходящий в настоящее время крутой поворот в постановке мер репрессии, из коих новейшие могут быть причислены к репрессивным мерам только номинально[6].

Согласно М.П. Чубинскому, «уголовная политика есть ветвь наук уголовного права; она призвана вырабатывать указания для наилучшей постановки в данной стране дела уголовного правосудия как путем социальных реформ, так и путем создания лучшего уголовного законодательства. Поэтому она распадается на политику превентивную и политику репрессивную и имеет главной, но не единственной задачей борьбу с преступностью. Получая твердую опору в уголовной этиологии, уголовная политика считается также в своих предложениях с данными истории и сравнительного правоведения; в работе на этой реальной почве для блага человечества она с глубоким уважением относится к этическому и идейному капиталу этого последнего. В таком сочетании реального и идеального заключается для уголовной политики неиссякаемый источник постоянного обновления и прочного прогресса»[7].

Во-вторых, уголовная политика представляет собой одно из направлений внутренней политики государства. Уголовная политика всегда связана с публичной властью, она отражает отношение государства к преступности и стремится ответить на вопросы: «что власть считает преступным», «какими способами и средствами намерена бороться с криминалом», «какие превентивные меры признает наиболее эффективными в области предупреждения правонарушений» и пр. В указанном смысле уголовная политика – эта государственная политика, которая выражается в противодействии преступности и смежным с ней антиобщественным проявлениям. С.В. Иванов верно в этой связи утверждает, что «уголовная политика - это самостоятельное направление деятельности государства, представляющее собой систему отношения власти к преступности, воплощающее на уровне политического руководства высших органов государственной власти стратегическую организацию комплекса специальных мер, средств и способов противодействия преступности, целенаправленно предназначенных для её максимально возможной нейтрализации на основе уголовного закона, выражающееся в определении и выработке задач, оснований, форм и тактики влияния на них через функционирующую систему правоохранительных органов и органов уголовной юстиции, в управлении ими, контроле и корректировке их деятельности»[8].

В-третьих, уголовная политика – самостоятельная учебная дисциплина. В качестве специального курса «Уголовная политика» читается студентам юридического факультета Самарского государственного университета с 1992 года[9]. На основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и в соответствии с учебным планом ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» студенты уголовно-правовой специализации дневной формы обучения, а с 2009 года – магистры, осуществляющие подготовку по профессионально-образовательной программе «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности» направления «Юриспруденция», осваивают специальный курс «Уголовная политика» в течение одного семестра. Этот специальный курс читается для более углубленного изучения обучающимися уголовного права и процесса, криминологии и других дисциплин криминального цикла в их органической взаимосвязи. Основное внимание при этом уделяется актуальным и сложным проблемам теории и практики противодействия преступности в современный период развития российского общества. Этот спецкурс предназначен и для ознакомления магистров с основными этапами развития отечественного охранительного законодательства, а также историей уголовно-правовых взглядов, теорий и учений.

Одним из крупнейших представителей уголовно-политического направления конца XIX - начала XX в. Францем Фон-Листом (австрийским и немецким юристом-криминологом, специалистом в области международного права, и, к слову сказать, кузеном композитора Ф. Листа) уголовная политика определялась как «систематическая совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин преступления и действия, производимого наказанием, - оснований, сообразуясь с которыми государство при помощи наказания и родственных ему институтов должно бороться с преступлением»[10].

Сегодня в понятие уголовной политики наряду с ее уголовно-правовой составляющей (уголовно-правовой политикой) включаются еще четыре обязательных компонента: уголовно-процессуальная политика, уголовно-исполнительная (пенитенциарная) политика, оперативно-розыскная (уголовно-розыскная) политика и криминологическая (уголовно-предупредительная) политика. Большинство научных исследований, монографий, статей, учебных пособий посвящены именно уголовно-правовой политике, то есть уголовной политике в тесном смысле слова. Как писал Н.А. Беляев, «уголовно-правовая политика представляет собой направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов и организаций в выработке общих положений уголовного законодательства, установлению круга преступных деяний и системы наказаний, разработке санкций в конкретных составах преступлений и избранию справедливых и целесообразных мер воздействия (наказаний, административных или общественных мер воздействия) в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений»[11]. По А.И. Коробееву, «уголовно-правовая политика представляет собой ту часть уголовной политики, которая вырабатывает основные задачи, принципы, направления и цели уголовно-правового воздействия на преступность, а также средства их достижения, и выражается в директивных документах, нормах уголовного права, актах толкования норм и практике их применения»[12].

Наверное, есть определенный смысл в разграничении видов (форм, сфер или областей) уголовной политики и, соответственно, в различении политики уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, пенитенциарной, оперативно-розыскной, уголовно-предупредительной. Между тем политика есть вид деятельности, система взаимодействий общественных групп и классов посредством осуществления публичной власти. Деятельность же является объектом комплексного правового регулирования, т.е. регламентируется нормами различных отраслей законодательства. Она не имеет одной отраслевой принадлежности, не может быть подвергнута делению по отраслям права и законодательства[13]. Отсюда, и «уголовная политика реализуется в деятельности правоохранительных органов на основе норм ряда отраслей права. Каждая из них, обладая своей спецификой, накладывает определенный отпечаток на формы и методы реализации». Кстати сказать, именно это обстоятельство и дает основание для выделения в рамках уголовной политики отдельных ее подсистем — уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной политики и пр., где в основу классификации положена та или иная отрасль права, регламентирующая практику борьбы с преступностью[14].

Другой немаловажный вопрос – это соотношение уголовной политики и уголовного права. Было время, когда утверждалось: наука уголовного права распадается на несколько тесно связанных отраслей: 1) криминологию, 2) уголовную политику, 3) уголовную догматику[15]. Другие дореволюционные исследователи замечали, что наука уголовного права должна состоять из уголовной догматики, уголовной политики и уголовной этиологии; следовательно, уголовное право есть наука, систематически изучающая как юридическую сторону отдельных проявлений преступности с их последствиям в виде наказания (уголовная догматика), так и генезис преступности в ее целом (уголовная этиология); освещая существующие способы борьбы с преступностью, она стремится к более успешной и целесообразной организации этой борьбы путем указания необходимых реформ и выработки на твердых основаниях лучшего уголовного законодательства (уголовная политика)[16].

В специальной литературе прошлого века высказывались и прямо противоположные суждения: «Уголовная политика по своему содержанию значительно шире, чем уголовное право, поскольку она определяет не только уголовно-правовые методы и средства борьбы с преступностью, но и призвана решать проблемы, связанные с профилактикой правонарушений, ибо советской науке и практике присуще профилактическое направление в борьбе с преступностью, а оно предполагает не только правовые, но и социальные, организационные, идеологические и иные мероприятия»[17].

Сегодня уголовная политика трактуется несколько в ином ключе - как самостоятельная комплексная, междисциплинарная отрасль знаний и деятельности. И это совершенно справедливо. Ведь уголовная политика концентрирует в себе все основные направления, цели и задачи, методы и средства противодействия (предупреждения, пресечения, предотвращения, раскрытия) преступлениям на современном этапе развития общества.

По вопросу о соотношении политики и права следует также подчеркнуть, что уголовное право имеет под собой метафизическую почву, так как не призвано акцентировать внимание на причинах и факторах, порождающих или обуславливающих преступления. Напротив, уголовная политика определяет стратегию и тактику в области противодействия преступности и использования в этой связи системы правовых, экономических, социально-культурных средств, где приоритет отдается, безусловно, предупреждению, профилактике, превенции.

Уголовное право изучает закон, прежде всего, каков он есть. Уголовную политику в большей мере занимает не то, что есть закон и каков он, а то, каким он должен быть. Вот что писал в этой связи П.А. Сорокин: в праве больше, чем где бы то ни было, уголовная политика смешивается с уголовной теорией, должное с сущим. Уголовная политика рассматривает практическое определение преступления, исходящее из принципа долженствования и отвечающее на вопрос: что должно считаться преступлением, а не на вопрос: что есть преступление и чем оно было. Тогда как уголовное право анализирует преступление с точки зрения сущего, таким, каким оно дано в действительности[18].

Итак, уголовная политика – сложная научно-прикладная категория, которая обозначает самостоятельную комплексную отрасль знаний и деятельности (внутреннюю политику государства, систему научных взглядов и идей, учебную дисциплину), которой определяются, исследуются и изучаются основные направления, цели и задачи, методы и средства противодействия преступности на современном этапе развития общества.

Несколько слов о методологии указанной дисциплины. Известно, что метод держит в руках судьбу научного анализа, исследования, познания. Как писал И.П. Павлов, метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных результатов[19].

В основе уголовной политики лежит комплексный подход. Перед наукой и практикой с ХIХ века все более чаще и настойчиво предстает настолько сложная по своей природе и содержанию проблематика, которая (перефразируя ироничное замечание К. Маркса о стоимости) тем и отличаются от вдовицы Куикли, что никто не знает как за нее взяться, с какой стороны подступить, какой правильный подход найти. Действительность такова, что в ней на первый план выдвигаются такие глобальные проблемы, при решении которых невозможно полностью обойти их сложность. Очевидно, что одностороннее решение таких проблем изначально обречено на неудачу. Так, успешная борьба с преступностью необходимо требует не только, законодательного, но и материально-технического обеспечения, чрезвычайно больших финансовых вложений, привлечения значительных людских ресурсов, объединения усилий правоохранительных, контролирующих, фискальных органов, других государственных структур и пр.

Если подход к решению сложных проблем не обладает требуемым комплексом средств, он не гарантирует успеха в ее решении. Попытки упростить такую проблему, игнорировать ее многосложность ведут к ещё большим недоразумениям. Проблемы изучения влияния сложных факторов требуют для своего оптимального решения учета всего многообразия как внутренних, так и внешних причин, предвидения не только основных результатов, но и сопутствующего им множества следствий. При действии сложных факторов ни один из желательных результатов не достигается без наступления большего или меньшего числа попутных положительных и отрицательных, близких и далеких последствий. Эти побочные факторы могут противодействовать наступлению основного результата, нивелировать его значение, свести к нулю его эффективность. Именно данное обстоятельство и приводит к необходимости разработки новой «технологии» решения тех проблем, которые носят сложный характер и, соответственно, требуют анализа различных аспектов и сторон, отдаленных последствий и всего множества вовлекаемых в решение соответствующей проблематики факторов[20].

Практическая потребность в комплексном решении ряда проблем, требующих анализа различных аспектов и отдаленных последствий, постоянно возрастает. При этом комплексность обусловлена многоуровневым характером, сложным набором и диалектической противоречивостью общественных потребностей.

Комплексный подход к проблемам предупреждения криминализации общества инициировал разработку федеральных и региональных программ борьбы с преступностью. Как было замечено в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, необходим комплексный подход и координация действий в борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, особенно в экономической и социальной сферах[21]. Комплексный характер противодействия криминогенным проявлениям обусловлен разнообразием характеристик преступности и её причин. В этой связи основу Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы составило следующее концептуальное положение, не потерявшее актуальности и в новейшее время: при разработке и реализации мер эффективного противодействия преступности в современных условиях необходимо исходить из того, что преступность обуславливается целым комплексом факторов. С одной стороны, - это социальные процессы и явления, присущие всему мировому сообществу (распространение алкоголизма, наркомании и т.д.). С другой стороны, - это криминогенные факторы, характерные для современного российского общества (ослабление различных форм правового и социального контроля, распад традиционной системы профилактики правонарушений и др.). Наконец - геополитические факторы (неопределенный статус границ, миграция и пр.)[22]. Таким образом, борьба с преступностью на комплексной основе заключается не только в использовании всего разнообразия методов и средств правоохранительных органов в предотвращении и пресечении преступлений, но и проведение комплексных мероприятий по профилактическому воздействию на криминогенные факторы.

Уголовная политика требует комплексного мышления, так же как «сложное явление преступности требует столь же сложной и разносторонней разработки, направленной к великой задаче – к ослаблению одного из зол, тяготеющих над человечеством» (М.П. Чубинский). Комплексный подход заключается в использовании научных знаний различной отраслевой принадлежности и сочетании нескольких познавательных методов с целью одновременного отображения всех сторон объекта познания в их взаимосвязи. Применение комплексного подхода в научном исследовании позволяет охватить единым взглядом все стороны, аспекты и моменты явлений и процессов окружающего нас мира, тем самым обеспечивая разностороннее изучение объекта познания, описываемого во всех его связях, отношениях и опосредованиях. Такой подход позволяет увидеть мир во всем его многообразии как единство взаимообусловленных и взаимосвязанных явлений и процессов.

Комплексный метод сориентирован на построение модели целостного восприятия и всестороннего осмысления действительности. Это методологический подход, который используется на стыке наук и, соответственно, носит междисциплинарный характер. Комплексный подход применяется: 1) при изучении сложного объекта, 2) путем совместного использования знаний разных наук и различных методов исследования, 3) в целях целостного отображения объекта исследования одновременно и во взаимосвязи всех его сторон с учетом нераздельности и взаимодействия всех его аспектов.

С учетом вышеизложенного следует подчеркнуть, что уголовно-политические исследования зиждутся и на знаниях неюридических закономерностей (экономических, демографических, политических, психологических и пр.). Это обстоятельство, кроме всего прочего, объясняется и тем, что преступность связана со многими другими общественными явлениями и процессами, в том числе явно негативного характера (детской беспризорностью, бродяжничеством, нищенством, пьянством и алкоголизмом, наркоманией и наркотизмом, проституцией, миграцией и др.), которые должны учитываться при проведении уголовно-политического исследования. Как верно заметил М.П. Чубинский, для правильной постановки уголовно-политического элемента необходимо выйти за строго юридические пределы и включить в уголовно-политическую науку неюридический материал[23]. Как здесь не вспомнить старика Листа, писавшего в своей «Уголовной политике»: «Мы лично отстаиваем категорически тот взгляд, что криминалист, кто бы он ни был - профессор уголовного права, полицейский чиновник, прокурор, судебный следователь, судья, адвокат, начальник тюрьмы, не должен именно быть только юристом. Мы усматриваем в чисто юридическом образовании наших теоретиков и практиков криминалистов глубочайшее основание многих недостатков и несовершенств в деле борьбы с преступностью»[24].

Главное же, на мой взгляд, в следующей методологической особенности данной дисциплины. Уголовная политика учит тому, что окружающие нас уголовно-политические проблемы не имеют в силу своей многосложности единственно правильного решения. Их решение многовариантно. Многовариантность – продукт уголовно-политического исследования. Этот продукт предоставляется власти, которая и выбирает один из вариантов исходя из социально-экономической и политической ситуации, сложившейся в современном ей обществе.

Настоящий комплекс имеет целью помочь магистрам в получении и освоении значительной по объему и неоднородной по источникам информации об уголовно-политических проблемах. Он также имеет целью обеспечить полезными рекомендациями и материалами учебно-методическую работу в области преподавания специального курса «Уголовная политика». В учебно-методическом комплексе представлены необходимые для преподавателей и студентов методические материалы по проведению различных видов занятий, включая программу, список рекомендуемой литературы, методические рекомендации магистрам и преподавателям. В заключении важно подчеркнуть, что настоящий комплекс не заменяет собой других источников по специальному курсу «Уголовная политика» – учебных пособий, монографий, научных статей. Представленные в комплексе материалы подлежат использованию совместно с учебной и научной литературой по тематике спецкурса.

 

Программа специального курса

«Уголовная политика»

 

 

1. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню подготовки магистра, завершающего изучение данной дисциплины. Место дисциплины в ООП

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цели дисциплины –изучение теоретико-прикладных основ современной уголовной политики (как составной части государственно-правовой политики),а также углубленное усвоение положений уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, анализ и обобщение практики построения и реализации уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм; формирование у магистров представлений об основных направлениях современной уголовной политики, повышение уровня их профессионального правосознания, развитие навыков самостоятельного юридического мышления и умений принимать обоснованные управленческие решения, разрабатывать модели уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных норм, толковать и квалифицированно применять положения уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства РФ, совершать иные действия, связанные с реализацией уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и смежных с ними норм в профессиональной деятельности, квалифицированно проводить научные политико-правовые исследования в области предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Задачи дисциплины:

· усвоение понятия, сущности, содержания уголовной политики и форм ее реализации;

· характеристика принципов, целей и задач уголовной политики;

· выявление значения уголовной политики и ее места в современной правовой действительности;

· ознакомление с основными стратегиями предупреждения преступности, тенденциями и перспективами современной уголовной политики, принципами и правилами формирования уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм, причинами криминализации общественно опасного поведения и пределами уголовно-правовой охраны общественных отношений, а также с историей развития отечественного уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, международного уголовного права, современной законодательной практикой зарубежных стран;

· изложение основных теоретических положений уголовно-политических учений о противодействии (предупреждении, пресечении, предотвращении, раскрытии) конкретным видам преступлений;

· анализ и обобщение следственной и судебной практики применения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм.

 

Требования к уровню подготовки магистра, завершившего

изучение данной дисциплины

 

Магистры, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Иметь представление:

· о понятии уголовной политики, ее сущности, содержании и формах реализации, а также об уголовно-политических принципах, целях и задачах;

· о значении уголовной политики и ее месте в современной правовой действительности;

· об основаниях и пределах уголовно-правового регулирования общественных отношениях; о принципах криминализации, декриминализации, пенализации и депенализации;

· о принципах и правилах построения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных предписаний, тенденциях и перспективах развития уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства России и практики его применения;

· об основных проблемах уголовно-политических учений о противодействии преступности;

· об основных этапах исторического развития отечественного уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права.

 

Знать:

· содержание и смысл действующего уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства;

· взаимосвязь и взаимодействие норм международного и внутригосударственного права в области противодействия преступности;

· разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по уголовным делам;

· тенденции и перспективы современной уголовной политики, ее особенности в сфере предупреждения отдельных видов преступлений

· основные научные понятия и категории, терминологию и проблематику уголовно-политических учений, а также методологию исследования уголовно-политических явлений в области противодействия конкретным видам преступлений;

· основы законодательной техники, принципы и правила кодификации правовых норм;

· данные современной уголовной статистики.

Уметь:

· правильно толковать и квалифицированно применять уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и уголовно-процессуальные предписания;

· разрабатывать модели уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных норм;

· осуществлять предупреждение преступлений, иных правонарушений, коррупционного и иного общественно опасного поведения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

· продемонстрировать связь уголовной политики с отраслями права и законодательства криминального цикла, а также со смежными научными дисциплинами;

· обобщать практику применения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм;

· делать теоретические обобщения, аргументировано излагать собственное мнение по спорным вопросам уголовно-политических учений о противодействии конкретным видам преступлениям, а также формулировать обоснованные и убедительные предложения и рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правового и процессуального регулирования общественных отношений;

· принимать обоснованные управленческие решения в области противодействия и предупреждения преступности;

· квалифицированно проводить научные политико-правовые исследования в области предупреждения преступности.

 

Владеть:

· методологией уголовно-политической науки, в том числе основными приемами самостоятельного исследования исторического процесса становления и развития уголовной политики как вида социально-политической деятельности и отрасли знания;

· алгоритмом действий по обобщению правоприменительной практики в области противодействия преступности;

· различными способами толкования уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и уголовно-процессуальных норм;

· навыками моделирования уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных предписаний;

· методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-политических взглядов, учений, доктрин и теорий, а также критериями их оценки.

 

При изложении вопросов дисциплины магистры должны уметь опираться на положения Конституции РФ, международного права, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, на другие официальные документы и материалы.

Изучение дисциплины формирует у обучающегося

следующие компетенции:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.