Отчетность по сегментам для внутренних пользователей
В отличие от отчетности по сегментам, предназначенной для, внешних пользователей, а потому являющейся открытой, сегментная отчетность, составляемая для внутренних пользователей (управляющих всех уровней), — это закрытая информация. Конфиденциальность управленческой отчетности отмечена в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»: «Содержание... внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной».
Первым шагом на пути создания внутренней отчетности по сегментам является разделение организации на отдельные центры ответственности. Решение о том, каким центром ответственности считать то или иное структурное подразделение организации, принимается администрацией организации самостоятельно и имеет серьезные последствия. В частности, от этого решения зависят подходы к оценке деятельности подразделений организации, возможности применения трансфертного ценообразования и, главное, построение всей системы сегментной отчетности.
В управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности: центр затрат, центр доходов, центр прибыли и центр инвестиций. В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности руководителей, который определяется широтой предоставленных им полномочий.
Центр ответственности, руководитель которого обладает наименьшими управленческими полномочиями и, как следствие, несет наименьшую ответственность за полученные результаты. Таким центром является центр затрат— сегмент предприятия, чей руководитель отвечает лишь за произведенные затраты. В этом случае система сегментного учета нацелена на измерение и фиксацию затрат. на входе в центр ответственности. Центром затрат будет то структурное подразделение организации, в котором можно организовать нормирование планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.
Определение центра ответственности как центра затрат не всегда означает, что его менеджер несет ответственность только за управление затратами. Например, начальник отдела снабжения отвечает также за оценку и выбор поставщиков, за качество поставляемых материалов и т. д.
При определении центра ответственности как центра затрат в условиях промышленного производстварекомендуется учитывать, что:
· каждый центр затрат должен быть отдельной сферой ответственности, возглавляемой ответственным лицом — мастером или начальником отдела, который будет оказывать помощь руководству предприятия в планировании и контроле затрат;
каждый центр затрат должен объединять такие машины и рабочие места, которые обусловливают издержки приблизительно однородного характера. Это облегчает определение совокупности факторов, оказывающих влияние на величину расходов данного центра затрат, и выбор базы распределения расходов по носителям затрат.
Центры затрат могут работать в двух направлениях. Согласно принципу эффективности подразделениями.
Обязательным условием планирования и оценки деятельности любого центра ответственности, в том числе и центра затрат, является разделение его издержек на две категории — контролируете и неконтролируемые. Контролируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности, на не контролируемые он воздействовать не может. Работа менеджера оценивается по его способности управлять контролируемыми затратами.
Центр доходов — это сегмент, руководитель, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки, например отдел оптовых продаж торговой организации или отдел распространения в издательстве. Деятельность руководителей подобных подразделений обычно оценивается по заработанным ими доходам поэтому задача управленческого учета в этом случае заключается в фиксации результатов деятельности центра ответственности. Это, однако, не означает, что в подразделении отсутствуют расходы. Любой центр доходов, даже самый малый, несет затраты. В системе управленческого контроля он квалифицируется как центр доходов потому, что администрация организации по каким-либо причинам принимает решение не возлагать на менеджера ответственность за затраты его подразделения. Руководители центров доходов, как и центров затрат, могут отвечать за достижение нефинансовых целей, например за обеспечение возможности конкурировать лишь, на тех рынках, где их организация занимает лидирующие позиции по продажам.
Как свидетельствует практика центры затрат и центры доходов — это самые распространенные центры ответственности в российских организациях. Однако, чтобы выжить в конкурентной среде, недостаточно только управлять затратами, нужно получать прибыль, а прибыль не является целью деятельности центров затрат и доходов, поэтому на предприятиях кроме них необходимы центры прибыли и инвестиций.
Центр прибыли — это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как за затраты, так и за доходы своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому управленческий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности. Прибыль структурных подразделений может рассчитываться по-разному - иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, иногда включаются полностью или частично косвенные затраты.
Цель центра прибыли — получение максимальной прибыли путем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов объема выпускаемой продукции и цены. Менеджеры центров прибыли, в отличие от руководителей центров затрат, не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сократит их доходы, а следовательно, и прибыль.
В том случае, когда в организации несколько центров прибыли, их интересы могут сталкиваться.
Пример. Вуз оказывает платные образовательные услуги, в частности по предоставлению высшего образования по нескольким специальностям, и имеет ряд филиалов в разных городах России. Факультеты могут рассматриваться как центры прибыли, доходная часть которых зависит от количества зачисленных студентов. Однако при неизменном количестве мест в масштабе всего вуза увеличение приема на один факультет ведет к сокращению зачисленных на другие факультеты. Рост прибыли одного центра ответственности автоматически снижает прибыль другого центра. В подобных случаях рекомендуется рассматривать сегменты (факультеты) как центры затрат и предусмотреть создание центра прибыли на более высоком уровне управления, объединив центры затрат в единый центр прибыли. В нашем примере центрами прибыли могут стать филиалы института.
Менеджеры центров прибыли могут нести ответственность за достижение определенных нефинансовых результатов, таких как доля рынка, уровень удовлетворенности потребителя и др.
Рост прибыли структурного подразделения может стимулироваться правильным подбором показателя, характеризующего деловую активность сегмента.
Пример. Западная компания на первых порах имела рост прибыли, но затем стала нести убытки. Одна из причин этого - нерациональная организация системы управленческого контроля компании. Эта система не позволяла оценить прибыль, получаемую от каждого отдельного клиента. Менеджеры были ответственны либо за затраты, либо за доходы, и никто не отвечал за то, чтобы обслуживание каждого клиента обеспечивало компании прибыль. Для решения этой проблемы руководство компании внесло коррективы в систему управленческого контроля, возложив на менеджеров ответственность за составление смет получения прибыли по каждому клиенту и отчетов об их исполнении. В результате прибыль компании возросла.
Некоторые компании в целях стимулирования деятельности своих подразделений создают искусственные центры прибыли - сегменты, которые «продают» большую часть своих товаров и услуг другим структурным подразделениям своей компании. Цена, по которой центры рассчитываются между собой, называется трансфертной ценой. В этом случае трансфертные цены выполняют функции рыночных цен. Плата за услуги центров ответственности друг другу взимается в соответствии с заранее определенным механизмом. Так, существуют компании, финансовые отделы которых взимают плату за ведение учета дебиторской задолженности центров прибыли.
При всех своих достоинствах центры прибыли объективно не заинтересованы в рачительном использовании выделенных им инвестиций. Этого недостатка лишены центры инвестиций — сегменты предприятия, чьи менеджеры не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств.
Руководители центров инвестиций в сравнении с руководителями трех других центров ответственности обладают самыми широкими полномочиями и, следовательно, несут большую ответственность за принимаемые решения. В частности, им делегировано право самостоятельно принимать решения по проблемам инвестирования, то есть распределять выделенные администрацией предприятия средства по отдельным проектам.
Деление организации на центры ответственности предопределяет контуры ее организационной структуры.
Администрация организации решает, какому сегменту предоставить те или иные полномочия, как распределить ответственность между исполнителями, как должна выглядеть иерархическая структура управления организацией. Очевидно, что решение всех этих вопросов предопределяет требования, предъявляемые к составлению сегментной отчетности.
В результате обработки информации управленческого учета составляются внутренние отчеты по сегментам, внутренние отчеты создаются бухгалтером-аналитиком и представляются как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления.
Основная цель составления отчетности — обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|