Отчетность по сегментам для внешних пользователей
Значение формирования сегментной отчетности
Порядок составления бухгалтерской отчетности по сегментам для внешних пользователей регламентирован ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.01.2000 г. № 11н. В числе международных стандартов финансовой отчетности, к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учет, существует аналогичный стандарт. Это МСФО № 14 «Сегментная отчетность», которым определен порядок формирования отчетности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой. Необходимость разработки методики формирования информации по сегментам была обусловлена следующими причинами.
В конце 50-х годов XX в. с бурным развитием западных компаний расширялся ассортимент выпускаемых изделий, осуществлялось проникновение в новые сферы деятельности, завоевание новых рынков сбыта. Это свидетельствовало о начале процесса диверсификации производства — перехода от простых монопроизводств к многопрофильным технологиям с широкой номенклатурой выпускаемых изделий. Такая перестройка повышала финансовую устойчивость и конкурентоспособность предприятий. Появлялась возможность покрывать убытки, полученные в одном направлении деятельности, прибылью от продажи иных видов продукции (работ, услуг). В связи с развитием рынков сбыта крупные компании начали активно работать в разных географических регионах.
Таким образом, при подготовке финансовых отчетов появилась необходимость наряду с прочими данными формировать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны включается в состав финансовой отчетности, с другой — лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.
Сегментная отчетность, составленная в соответствии с принципами МСФО № 14, обобщает информацию относительно различных типов товаров и услуг производимых компанией, и различных географических районов в которых она работает, с тем чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:
· лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;
· точнее оценить риски и прибыли компании;
· принимать более обоснованные решения относительно компании в целом и ее отдельных подразделений.
Многие современные западные компании производят группы товаров или услуг или работают в географических регионах с разными нормами рентабельности, возможностями развития, перспективами и рисками. В этом случае отчетность по сегментам позволяет разобраться в эффективности различных направлений бизнеса компании, что неопределимо из ее совокупных данных. Таким образом, сегментная отчетность наряду с прочей финансовой информацией рассматривается международными стандартами как необходимая для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
Подобно тому как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные внутренней сегментной отчетности позволяют оценить качество работы всего бизнеса. Информация сегментной отчетности позволяет администрации организации контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. На основе сегментной отчетности делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия. Решение этих задач осложняется тем, что деятельность одного менеджера может оказывать влияние на деятельность других управляющих.
Например, лучшие дилеры по продажам могут столкнуться с трудностями при сбыте некачественных товаров. Полностью исключить такую взаимозависимость невозможно, однако ее воздействие можно минимизировать при тщательном выборе центров ответственности, достоверном информационном обеспечении, установлении объективных критериев оценки деятельности структурных подразделений. К примеру, возложив на начальников цехов ответственность не только за издержки, но и за качество произведенной продукции, можно избежать конфликтов между сбытом и производством.
Вопросы составления сегментных отчетов напрямую связаны с трансфертным ценообразованием. На базе этих цен формируется отчетность сегмента. От степени обоснованности разработанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки работы структурного подразделения предприятия.
Итак, с точки зрения задач формирования и представления бухгалтерской отчетности можно говорить о:
1) сегментах организации, по которым в соответствии с требованиями бухгалтерского учета необходимо составление отчетности для внешних пользователей;
2) сегментах организации, по которым в системе бухгалтерского управленческого учета составляется внутренняя сегментная отчетность.
Отчетность по сегментам для внешних пользователей
Многие организации,в особенности крупные акционерные общества, производят всевозможные товары, оказывают разнообразные услуги, осуществляют торговую, посредническую, финансовую деятельность на предприятиях с различным техническим уровнем, разной рентабельностью, имеющих различные перспективы дальнейшего развития.
Продажа и, наоборот, производство товаров совершаются в разных географических зонах, государствах, территориях (регионах), что также накладывает свой отпечаток, сказывается на результатах хозяйственной деятельности, информация об этих особенностях представляет значительный интерес для многих пользователей бухгалтерской отчетности.
Информацию об общих результатах хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности необходимо дифференцировать на отдельные составные части, характеризующие направления или географические районы деятельности организации. Особенно актуальна такая информация для крупных взаимосвязанных групп организаций (холдингов), то есть в сводной консолидированной отчетности.
Деятельность организации не одна, в информационных целях ее можно разделить на отдельные сегменты, выделяемые по установленным правилам. Информация о деятельности сегментов организации представляется в составе общей бухгалтерской отчетности.
Установлено, что информация по сегментам может не представляться малыми предприятиями. В отчетности, составленной для государственного статистического наблюдения, для представления в кредитные организации, для иных специальных целей информация по сегментам ПБУ 12/2000 не регулируется.
В общем случае российские правила требуют представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности всех организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации.
Информация по отчетному сегментупредставляет собой информацию по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащую обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности. Информация по сегментам не составляется при формировании отчетности для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей.
Информация по операционному сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенной продукции, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп продукции, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим видам продукции, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг
Информация по географическому сегменту— информация, характеризующая деятельность организации в определенном территориальном образовании - государстве, группе государств, регионе или группе регионов России, отличающуюся рисками и рентабельностью от деятельности организации в других географических зонах.
При выделении географических отчетных сегментов ПБУ рекомендует принимать во внимание:
- сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, в которых осуществляется деятельность организации;
- наличие устойчивых связей в деятельности, ведущейся в разных географических зонах;
- сходство осуществляемой деятельности;
- риски, возникающие в соответствующих географических зонах;
- общность правил валютного контроля и валютных
рисков.
Географические отчетные сегменты могут быть выделены по месту нахождения активов организации - расположения заводов, производственных мощностей и т. п.; или по месту нахождения рынков сбыта товаров и других результатов деятельности: расположения покупателей товаров, заказчиков и потребителей работ, услуг и т. п.
Организация должна самостоятельно определить сегменты которые будут включены в бухгалтерскую отчетность. При этом сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:
· выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
· финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);
· активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Общая выручка от операций с внешними организациями для всех выделенных отчетных сегментов должна составлять не менее 75% всей выручки организации. Если этот норматив не выдерживается, то необходимо определить дополнительные отчетные сегменты, в том числе такие, отдельные параметры которых ниже требуемых 10%.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|