Сделай Сам Свою Работу на 5

Отчетность по сегментам для внешних пользователей





Значение формирования сегментной отчетности

 

Порядок составления бухгалтерской отчетности по сегментам для внешних пользователей регламентирован ПБУ 12/2000 «Ин­формация по сегментам», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.01.2000 г. № 11н. В числе международных стандартов финансовой отчетности, к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учет, суще­ствует аналогичный стандарт. Это МСФО № 14 «Сегментная от­четность», которым определен порядок формирования отчетнос­ти о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой. Необ­ходимость разработки методики формирования информации по сегментам была обусловлена следующими причинами.

В конце 50-х годов XX в. с бурным развитием западных ком­паний расширялся ассортимент выпускаемых изделий, осуще­ствлялось проникновение в новые сферы деятельности, завое­вание новых рынков сбыта. Это свидетельствовало о начале процесса диверсификации производства — перехода от простых монопроизводств к многопрофильным технологиям с широкой номенклатурой выпускаемых изделий. Такая перестройка повы­шала финансовую устойчивость и конкурентоспособность пред­приятий. Появлялась возможность покрывать убытки, получен­ные в одном направлении деятельности, прибылью от продажи иных видов продукции (работ, услуг). В связи с развитием рын­ков сбыта крупные компании начали активно работать в раз­ных географических регионах.



Таким образом, при подготовке финансовых отчетов появилась необходимость наряду с прочими данными формировать допол­нительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны включается в состав финансовой отчетности, с другой — лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Сегментная отчетность, со­ставленная в соответствии с принципами МСФО № 14, обобщает информацию относительно различных типов товаров и услуг производимых компанией, и различных географических районов в которых она работает, с тем чтобы помочь пользователям фи­нансовых отчетов:



· лучше понять показатели работы компании в предыдущих пе­риодах;

· точнее оценить риски и прибыли компании;

· принимать более обоснованные решения относительно компа­нии в целом и ее отдельных подразделений.

Многие современные западные компании производят группы товаров или услуг или работают в географических регионах с раз­ными нормами рентабельности, возможностями развития, перс­пективами и рисками. В этом случае отчетность по сегментам позволяет разобраться в эффективности различных направлений бизнеса компании, что неопределимо из ее совокупных данных. Таким образом, сегментная отчетность наряду с прочей финан­совой информацией рассматривается международными стандар­тами как необходимая для удовлетворения потребностей пользо­вателей финансовой отчетности.

Подобно тому как информация внешней финансовой отчетно­сти используется для анализа финансового состояния предприя­тия, результатов его деятельности, данные внутренней сегмент­ной отчетности позволяют оценить качество работы всего бизне­са. Информация сегментной отчетности позволяет администрации организации контролировать деятельность центров ответственно­сти и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. На основе сегментной отчетности делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, раз­рабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия. Решение этих задач осложня­ется тем, что деятельность одного менеджера может оказывать влияние на деятельность других управляющих.



Например, лучшие дилеры по продажам могут столкнуться с трудностями при сбыте некачественных товаров. Полностью исключить такую взаимозависимость невозможно, однако ее воздействие можно минимизировать при тщательном выборе центров ответственности, досто­верном информационном обеспечении, установлении объектив­ных критериев оценки деятельности структурных подразделений. К примеру, возложив на начальников цехов ответственность не только за издержки, но и за качество произведенной продукции, можно избежать конфликтов между сбытом и производством.

Вопросы составления сегментных отчетов напрямую связаны с трансфертным ценообразованием. На базе этих цен фор­мируется отчетность сегмента. От степени обоснованности разра­ботанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки работы структурного подразделения предприятия.

Итак, с точки зрения задач формирования и представления бух­галтерской отчетности можно говорить о:

1) сегментах организации, по которым в соответствии с требо­ваниями бухгалтерского учета необходимо составление отчетнос­ти для внешних пользователей;

2) сегментах организации, по которым в системе бухгалтер­ского управленческого учета составляется внутренняя сегментная отчетность.

 

Отчетность по сегментам для внешних пользователей

 

Многие организации,в особенности крупные акционер­ные общества, производят всевозможные товары, оказывают разнообразные услуги, осуществляют торговую, посредни­ческую, финансовую деятельность на предприятиях с раз­личным техническим уровнем, разной рентабельностью, имеющих различные перспективы дальнейшего развития.

Продажа и, наоборот, производство товаров совершаются в разных географических зонах, государствах, территориях (регионах), что также накладывает свой отпечаток, сказыва­ется на результатах хозяйственной деятельности, информа­ция об этих особенностях представляет значительный инте­рес для многих пользователей бухгалтерской отчетности.

Информацию об общих результатах хозяйственной дея­тельности в бухгалтерской отчетности необходимо диффе­ренцировать на отдельные составные части, характеризую­щие направления или географические районы деятельно­сти организации. Особенно актуальна такая информация для крупных взаимосвязанных групп организаций (хол­дингов), то есть в сводной консолидированной отчетности.

Деятельность организации не одна, в информационных целях ее можно разделить на отдельные сегменты, выделя­емые по установленным правилам. Информация о деятель­ности сегментов организации представляется в составе об­щей бухгалтерской отчетности.

Установлено, что информация по сегментам может не представляться малыми предприя­тиями. В отчетности, составленной для государственного статистического наблюдения, для представления в кредит­ные организации, для иных специальных целей информа­ция по сегментам ПБУ 12/2000 не регулируется.

В общем случае российские правила требуют представ­ления информации по сегментам в бухгалтерской отчетнос­ти всех организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации.

Информация по от­четному сегментупредставляет собой информацию по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащую обя­зательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности. Информация по сегментам не составля­ется при формировании отчетности для государственного статис­тического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и состав­ления отчетной информации для иных специальных целей.

Информация по операционному сегментуинформация, рас­крывающая часть деятельности организации по производству определенной продукции, выполнению определенной работы, ока­занию определенной услуги или однородных групп продукции, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим видам продукции, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг

Информация по географическому сегментуинформация, характеризующая деятель­ность организации в определенном территориальном обра­зовании - государстве, группе государств, регионе или груп­пе регионов России, отличающуюся рисками и рентабель­ностью от деятельности организации в других географиче­ских зонах.

При выделении географических отчетных сегментов ПБУ рекомендует принимать во внимание:

- сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, в которых осущест­вляется деятельность организации;

- наличие устойчивых связей в деятельности, ведущей­ся в разных географических зонах;

- сходство осуществляемой деятельности;

- риски, возникающие в соответствующих географи­ческих зонах;

- общность правил валютного контроля и валютных

рисков.

Географические отчетные сегменты могут быть выделе­ны по месту нахождения активов организации - располо­жения заводов, производственных мощностей и т. п.; или по месту нахождения рынков сбыта товаров и других результатов деятельности: расположения покупателей това­ров, заказчиков и потребителей работ, услуг и т. п.

Организация должна самостоятельно определить сегменты которые будут включены в бухгалтерскую отчетность. При этом сегмент считается отчетным, если значительная величина его вы­ручки получена от продажи внешним покупателям и выполняет­ся одно из следующих условий:

· выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

· финансовый результат деятельности данного сегмента (при­быль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

· активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

Общая выручка от операций с внешними организация­ми для всех выделенных отчетных сегментов должна со­ставлять не менее 75% всей выручки организации. Если этот норматив не выдерживается, то необходимо опреде­лить дополнительные отчетные сегменты, в том числе та­кие, отдельные параметры которых ниже требуемых 10%.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.