Сделай Сам Свою Работу на 5

Прочтите слова, учитывая произношение звука, обозначенного буквой “г”.





Гул, город, год, глина, ага, гость, снег, гудок, ого, эге, согну, игра, гоп, шаг, прекрасного, биолог, великого, громкого, порог, легкий, благодать, господи, мягкий, Богу, Бог, легчайший, мягчайший.

Прочтите слова, обращая внимание на произношение согласных звуков в конце слов и перед другими согласными.

Хлебороб, способ, дифирамб, ширпотреб, мираж, хронометраж, ретроград, индивид, колледж, девиз, митинг.

Трубка, голубка, ловкий, зубчатый, редкий, подписать, подшить, надпись, книжка, низкий, вписать, вчера, футбол, отбежать, сгорел, просьба, отгадать, вразброд, отрезать.

Прочтите слова, обращая внимание на произношение сочетаний согласных звуков.

Угасший, замерзший, восшествие, безжалостный, сжатый, брызжет, наезжать, прожженный, дребезжать, уезжать, просчитаться, подписчик, рассказчик, перебежчик, счет, отчасти, отчаянный, страстный, корыстный, участливый, грустный, праздник, известный, завистливый, советский, братский, солдатский, людской, браться, собираться, говориться, сторонится, добивается.

Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных “чн”.



Только [шн] [чн] и [шн] (вариантное произношение) Только [чн]
Було[шн]ик Копее[шн]ый - копее[чн]ый Зада[чн]ик

Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

Е или Ё?

Афера, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, ерничать, желоб, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, планер, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, свекла, филер, филистер.

 

Тема 8.

Семинар № 6-8 : Графика и орфография. Орфографические нормы.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение следующим понятиям: графика, орфография.



2. Рассказать о позиционных принципах русской графики.

3. Общие принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Можно ли без них обойтись?

4. Абсолютно грамотный человек, относительно грамотный человек, безграмотный человек…В чем разница?

5. Пользуясь таблицей, подготовьте сообщение о правописании чередующихся гласных в корне слова.

Зависят Корни с чередованием Примеры Исключения
1. От согласных в корне лаг - // лож раст - // ращ - // рос- скак - // скоч - излагать – изложить растение – выращивать – росли скакать – вскочить Полог, Ростов, росток, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачок, скачу
2. От ударения гар - // гор – клан -, клон -,// клон– твар - // твор – зар -, зор - // зар - загар – загореть кланяться, поклон - поклониться тварь – творчество – вытворять зарево, зори – заря Пригарь, утварь.
3. От наличия или отсутствия а кас // кос бер // бир пер // пир дер // дир тер // тир мер // мир блест // блист жег // жиг стел // стил чет // чит а (я) // им а (я) // ин Касаться – коснуться Соберу – собирать Запереть – запирать Раздеру – раздирать Стереть – стирать Блестеть – блистать Замереть – замирать Выжечь – выжигать Расстелить – застилать Вычет – вычитать Пожать – пожимать Начать – начинать Сочетать, сочетание
4. От значения мак – погружать в жидкость мок – становиться мокрым, пропускать жидкость равн – равный, одинаковый ровн – ровный, прямой плов – люди плыв – почва плав - во всех остальных случаях Обмакнуть перо в чернила Вымокнуть под дождем Сравнять счет Выровнять поверхность Пловец, пловчиха Плывун поплавок Равнина, равняйся

 



 

Задание.

1) Пользуясь таблицей, вставьте пропущенные орфограммы.

З..ря, заг..релый, оз..рено, з..рница, пл..вучий, пл..вун, разг..раться, оз..ренный, дог..рающий, приг..реть, попл..вок, подг..рать, пл..вец, заг..рающий, з..рянка, жук-пл..вунец, г..рящий, к..саться, к..снуться, пол..жить, пол..гать, тв..рец, скл..няться, ск..чок, ск..кать, выск..чить, ур..внение, выр..внять, разр..стаются, выр..сли, пром..кать, м..кать, пл..вучий, ра..чет, ра..читывать, ум..реть, ум..рать, бл..стеть, бл..стать, бл..снуть, расст..лается.

6. Пользуясь таблицей, подготовьте сообщение о правописании приставок.

Неизменяемые приставки Приставки на -з, -с Приставки Приставки, зависящие от ударения
пре при
в- (в-), вне-, до-, за-, вы-, меж-, между-, на-, над-, наи-, о-, об- (обо-), от-(ото-), по-, под-(подо-), пред-, про-, противо-, с-(со-), сверх-, у- из- (ис-) воз- (вос-) раз- (рас-) низ- (нис-) через- (черес-) без- (бес-) Перед глухим согласным – с, перед звонким – з. воспеть - воздать 1. пре = очень пребольшой 2. пре = пере преградить 1.приближение, присоединение, (приехать, приклеить) 2.близость к чему-либо (пришкольный, приморский) 3.неполнота действия (прилечь, приоткрыть) 4.сопутствующие действие (говорим присвистывая, шел прихрамывая) 5.доведение действия до конца (придумать, пристрелить) 6.совершение действия в собственных интересах (припрятать, прикарманить) 1. роз – раз розвальни – развалиться 2. рос – рас россказни – рассказать 3. не – ни некогда - никогда

 

Запомнить!

Написание зависит от контекста:

преемник (продолжатель) – приемник (аппарат)

привратник (сторож) – превратный (ложный)

презирать (ненавидеть) – призирать (опекать, приютить)

предать (выдать) – придать (форму)

преступить (перейти) – приступить (начать)

претворить (воплотить) – притворить (прикрыть)

пребывать (находиться) – прибывать (приезжать)

преходящий (проходящий) – приходящий (вовремя) и т.д.

Задание 1) Раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы:

(з,с)шить, (з,с)жать, (з,с)бить, бе..лошадный, бе..семейный, во..поминания, и..портить, во..рождать, и..дать, ни..вергнуть, чре..мерный, ни..ходить, чере..чур, ра..свирепеть, ра..громить, р..списка, р..спустить.

2) Вставьте необходимые буквы (и или е)

пр проводить пр ступить закон

пр сечение пр зреть сироту

пр бывать в неведении пр вратное понятие

пр емлемый вариант пр дать гласности

пр творить в жизнь пр ступить к работе

пр ходящий момент пр ватизация

пр ткновение пр бывать на отдых

пр скорбный факт пр дать форму

пр подать урок пр вратник стар

пр дань старины глубокой пр клонить колено

7. Пользуясь материалами учебника, заполните следующую таблицу:

Н и НН в суффиксах

Прилагательных полные краткие Наречий Причастий полные краткие
нн 1. 2. 3. н 1. 2.    

 

9) Составьте памятку, как различать данные части речи.

10) Расскажите о правописании н и нн в суффиксах существительных.

 

Задание.

1) Вставьте н и нн:

Листве...ица, нефтя…ик, утре...ик, промышле...ик, песча…ик, избра...ик, разброса…ые вещи, глаже...ое мамой белье, лома...ая линия, пута...ые следы, критикует основа...о, написа…ое письмо, соле...ые грибы, поджаре...ые овощи, фарширова...ый перец, пече...ые с луком пироги, придума...ая история, неглаже...ый костюм, тисне...ый золотом переплет, сожже...ый документ, задача реше...а, лакирова...ые туфли, незва...ые гости, уже ноше...ая вещь.

2) Если причастие образованно от глаголов на –ить, то пишется суффикс енн.

Во всех остальных случаях перед -нн- сохраняется суффикс неопределенной формы глагола.

Например: изранить – израненный, сломать – сломанный

Пользуясь данным правилом, вставьте пропущенные буквы:

Завеш...нная стена, выкач..нная из подвала бочка, выкач..нная из трюма вода, развеш..нные по стенам картины, развеш..нный по пакетам сахар, хорошо пристрел..нное ружье, пристрел..нная дичь, замеш..ный в преступлении человек, хорошо замеш..нное тесто, обвал..нная в сухарях котлета, обвал..нная стена.

1.Подготовьте сообщение о правописании наречий.

2.Будьте готовы к составлению на занятии таблицы «Слитное и раздельное написание наречий»

Задание

1) раскройте скобки:

(в)кратце, (во)свояси, (не)вдомек, (не)взначай, (на)цыпочках, (на)запятках, (на)рысях, (на)скоро, (на)всегда, (до)ныне, (поза)вчера, (без)умолку, (без)устали, (без)удержу, пришлись (в)пору, (на)силу выдержал, поля прошла (на)вылет, готовиться (в)тайне, нести книгу (под)мышкой, смотреть (в)верх, (в)низ, (в)даль, (в)рукопашную, (в)рассыпную, (на)мировую, (в)крутую, (на)попятную, (в)троем, (на)трое, (по)трое, (еле)еле, (по)русски, (во)первых, холодно (по)зимнему.

1. Подготовьте сообщение:

- о слитном написании НЕ со всеми частями речи;

- о раздельном написании НЕ со всеми частями речи.

2. Будьте готовы к составлению алгоритма определения написания НЕ со всеми частями речи.

Задание

1) Раскройте скобки:

Поступил (не)по-товарищески. Ушел (не)надолго. (Не)много старше. Листья уже (не)зеленые. Было вовсе (не)весело. Шел, (не)обращая ни на что внимания. (Не) достает всего двух рублей. (Не)достает до потолка. Небо сегодня (не)голубое. Дом (не)выше нашего. Произошло (не)счастье. Задача (не)труднее предыдущей. Сказано (не)по-русски. (Не)торгово-промышленное предприятие.

Культура письменной речи:Тренинг по орфографии.

Формы работы: доклад, сообщение, тренинг, терминологический диктант.

Тема 9.

Семинар № 9 : Морфемика. Словообразовательные нормы.

Вопросы для обсуждения:

1. Морфемика. Морфема как единица языка и речи.

2. Типы морфем по характеру выражаемого ими значения (корни и аффиксы).

3. Способы словообразования в современном русском языке: морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение); переход из одной части речи в другую.

4. Орфографические нормы, связанные со способами словообразования.

5. Грамматические нормы, связанные со словообразованием.

 

Тема 10.

Семинар № 10-11 : Грамматические нормы. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы. Нормы употребления имен существительных.

Вопросы для обсуждения:

1. Грамматические нормы. Что это такое?

2. Кодификация нормы. Что это такое?

3. Морфологические нормы. Что это такое?

4. Морфологические нормы. Типичные ошибки в употреблении рода имен существительных.

5. Особенности употребления имен существительных:

5.1. Употребление форм рода имен существительных.

5.2. Употребление форм числа имен существительных.

5.3. Употребление падежных форм имен существительных.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1. Нестандартное употребление прописной буквы в новой русской орфографии.

2. Эти непростые фамилии.

3. Как назвать ребенка: история Имени.

Формы работы: доклад, практикум.

 

Тема 12.

Семинар № 9 : Грамматические нормы.

Внутрисеместровая аттестация.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Слово и антислово года (по материалам статьи).

2. Е или Ё: точки расставлены.

Формы работы: доклад, практикум.

 

Тема 13.

Семинар № 10 : Нормы употребления имен прилагательных.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы нормы употребления имен прилагательных?

2. В чем особенности употребления форм сравнительной степени кратких прилагательных, притяжательных прилагательных?

3. Типичные ошибки в употреблении прилагательных.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Типичные ошибки, связанные с употреблением прилагательных в речи.

2. Плеоназм и тавтология.

Формы работы: практикум, терминологический диктант.

 

Тема 14.

Семинар № 11 «Нормы употребления имен числительных».

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключаются трудности употребления числительных в сочетании с существительными?

2. Собирательные и количественные числительные как синонимы.

3. Трудности склонения числительных.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Нумерология и тайна чисел в пословицах и поговорках.

2.С 8 марта? Существительное после числительного.

3.Типичные ошибки в употреблении числительных.

Формы работы: доклад, практикум

 

 

Тема 15. Семинар № 12 : «Нормы употребления глагола

и глагольных форм».

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы нормы употребления глагола?

2. В чем состоят трудности в образовании и употреблении форм времени; вида; 1лица единственного числа глагола?

3. Употребление деепричастных оборотов: типичные ошибки.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Управление словами: причины ошибок.

2.Мир в глаголах (эссе «Мое утро», «Поездка в метро», «Вид из окна» и т.д.)

Формы работы: практикум

 

 

Тема 16. Семинар № 13 : «Синтаксические нормы и культура речи».

Вопросы для обсуждения:

1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение, их особенности.

2. Выразительные возможности русского синтаксиса.

3. Понятие о синтаксических нормах русского языка.

4. Порядок слов в предложении.

5.Согласование сказуемого с подлежащим.

6.Нормы управления.

7.Употребление причастных и деепричастных оборотов.

8.Употребление однородных членов предложения.

9.Особенности состава и структуры сложных предложений. Связь частей в сложных предложениях

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы.

1.Тропы и фигуры, их использование в речи.

2. «Игра слов» удачная и не очень в заголовках СМИ.

Формы работы: доклад, творческая работа

Тема 17.

Семинар № 17 : Русская пунктуация.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о пунктуационных нормах русского языка.

2. Знаки препинания в простом предложении: 1) тире между подлежащим и сказуемым, 2) при однородных членах, 3) при обособленных, 4) при словах, грамматически не связанных с членами предложения

3. Знаки препинания в сложном предложении: 1) в сложносочинен- ном, 2) в сложноподчиненном, 3) в бессоюзном сложном.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

 

Тема 18. Семинар № 18 : Лингвистика текста. Речевой этикет.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о тексте. Диалог. Монолог. Предложение как мини-мальная единица текста.

2. Смысловые типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

3. Формулы речевого этикета для ситуаций делового общения.

4. Национальные особенности речевого этикета.

Культура письменной речи:Тренинг по пунктуации.

Темы для самостоятельной работы:

1.Этика делового общения.

2.Язык невербального общения.

3. Ты и Вы в моем повседневном общении.

Формы работы: коммуникативная игра, доклад, интервью.

Тема 20. Семинар № 19 : «Итоговое занятие. Зачет»

Методические рекомендации по изучению и организации самостоятельной работы студентов

В соответствии с учебным планом Российской академии правосудия на изучение дисциплины студентам ФНО РАП отводится 75 часов, в том числе на занятия с преподавателем 57 часов (18 часов – лекции, 39 часов – семинарские занятия), на самостоятельную работу – 18 часов.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в течение семестра. Порядок изучения тем изложен в тематическом плане. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия и индивидуальные консультации.

В ходе лекций дается общая характеристика отдельных видов норм современного русского языка, рассматриваются основные этапы развития культуры речи как науки и др. Лекции являются основой для самостоятельной работы студентов.

В ходе семинарских занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно, выполняются упражнения по развитию речи и подготовке речи на определенную тему.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

· изучить рекомендованную литературу;

· дополнить конспекты лекций;

· подготовить ответы на вопросы семинара;

· по согласованию с преподавателем подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях, семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских занятиях методом устного опроса или посредством тестирования. Научно-исследовательская работа студентов согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Итоговой формой контроля является зачет.

 

Рекомендуемой литература

Основная:

Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005.

Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988.

Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2004.*

Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002.*

Дополнительная:

Васильева А.Н. Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация.- М.: Русский язык, 1981.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д. Феникс, 1996.*

Весёлов П.В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. - М.: Просвещение, 1993.

Герасименко Н.А. и др. Русский язык: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.А.Герасименко, А.В.Канафьева, В.В. Леденева и др.- М.: Академия» 2003.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / под ред. Гойхмана О.Я.- М.: Инфра-М, 1997.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1998.

Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Л.К. Граудина.-М.: Наука, 1996.

Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: ИТДКД «Гнозис», 2002.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. -М.: Наука, 1987.

Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет.- М.: 1995.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. институтов по спец. № 2101.-3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1993.

Кожина М.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие для филологических специальностей ун-тов. - М.: Высшая школа,1982.

Крысин Л.П. Официально-деловой стиль или деловой стиль// Культура русской речи: Энциклопедический словарь- справочник/ под ред. Л.Ю.Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.,2003.

Лингвистический энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия, 1990.

Львов М.Р. Основы теории речи: Мысль и слово. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004.*

Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987.*

Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М.Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 2003.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык для студентов – нефилологов. -М: Флинта, Наука, 2002.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.