Сделай Сам Свою Работу на 5

Синтаксические нормы и культура речи.





Содержание

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины…………………………………………………………………….….5

 

Пояснительная записка…………….……………………………………………..8

 

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………………………………………….10

 

Тематический план…………………………………………………….…………………………10

 

Программа курса ………………………………………………………...………12

 

Тематический план семинарских занятий…………………..…………….........23

 

Планы семинарских занятий………………………………………………........24

 

Методические рекомендации по изучению и организации

самостоятельной работы студентов ……………………………………………39

 

Рекомендуемая литература………………………………………………………………………..40

 

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного

и внутрисеместрового контроля..........................................................................41

 

Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………47

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)

Выписка из Государственного образовательного стандарта СПО от 1 сентября 2002 года



 

Русский язык и культура речи:

- основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика письменной и устной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;

- функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;

- лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы;

- фразеология; типы фразеологических единиц; их использование в речи;

- лексикография; основные типы словарей;

- фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности;

- орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме;

- графика; позиционный принцип русской графики;

- орфография; принципы русской орфографии;

- морфемика; словообразовательные нормы;

- морфология, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы;

- синтаксис; основные единицы синтаксиса;

- русская пунктуация;



- лингвистика текста

Требования к уровню подготовки по дисциплине «Русский язык и культура речи»:

- знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- уметь анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

- уметь пользоваться словарями русского языка.

 

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Содержание примерной программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются следующие компетенции.

Ценностно-смысловые компетенции:

- уметь формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к русскому языку и сферам профессиональной деятельности;

- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,

Общекультурные компетенции:

- познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;

- понимание роли русского языка в жизни человека.

Учебно-познавательные компетенции:



- способность извлекать основное содержание прочитанного или услышанного;

- определять цели и порядок работы;

- самостоятельно планировать свою учебную деятельность;

- учиться устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях;

- осуществлять самоконтроль;

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; формулировать выводы;

- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Информационные компетенции:

- самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию,

- структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию,

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

- эффективно сотрудничать с другими (студентами, преподавателем, руководством) при выполнении общего задания;

- оказывать помощь другим;

- участвовать в работе команды,

- обмениваться информацией;

- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

Компетенции личностного самосовершенствования:

- анализировать свои достижения и ошибки,

- овладение навыком заниматься самообразованием, повышать свою профессиональную и общую культуру.

 

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Систематическая работа по формированию и совершенствованию культуры речи студента обеспечивает развитие его интеллектуальных и творческих способностей, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности студентов в работе со справочной литературой (словарями, справочниками, энциклопедиями).

Изучение культуры речи на профильном уровне предполагает обеспечение более высокого уровня языковой подготовки студентов факультета непрерывного образования. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией.

Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официального стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно использование в качестве дидактического материала текстов, профессионально значимых для студентов, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений и высказываний студентов.

Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис, будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики научного текста или официального документа важно не только выявить её в тексте, привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные в профессиональной деятельности слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг и т.д.

В учебно-методическом комплексе представлен тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и на проведение практических работ.

Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретённых студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвлённой системой практической работы по применению лингвистических знаний к профессионально-речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности, что способствует повышению уровня компетенции будущих юристов.

Курс предполагает прежде всего формирование умений, навыков, ценностных ориентаций и носит практический характер. Из этого следует, что большая часть времени на занятиях отводится на выполнение различного рода упражнений и решение коммуникативных задач.

Изучение программного материала рассчитано на 75 часов, из которых 57- аудиторные занятия. Часть учебного материала доводится до студентов на лекциях, другая усваивается в ходе работы на семинарах, в ходе самостоятельной работы.

Основными формами учебной работы являются лекции и семинары. По окончании изучения курса формой итогового контроля является зачет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников среднего учебного заведения, ведущего подготовку студентов по специальности 030503.52 «Правоведение». Данная программа предназначена для изучения русского языка и культуры речи в учреждении среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звенав качестве инвариантной дисциплины цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) русский язык и культура речи в учреждениях НПО и СПО изучается с учётом профиля получаемого профессионального образования.

Специфика деятельности юристов подразумевает в первую очередь публичность, работу с людьми, с аудиторией, часть которой изначально настроена негативно по отношению к выступающему. Именно поэтому будущих юристов необходимо научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях и прежде всего в непосредственной профессиональной деятельности, научить их культуре общения, учёту психолингвистических особенностей собеседников, сформировать у них безукоризненно чистую, правильную, терминологически точную и выразительную речь.

Предлагаемый комплекс строится на базе практических знаний, полученных учащимися в средней общеобразовательной школе в рамках предмета «Русский язык» и курса «Развитие речи», изучавшегося факультативно, а также на базе теоретических и практических знаний, полученных в рамках предмета «Русский язык» на первом курсе факультета непрерывного образования Российской академии правосудия.

Цель курса - повышение уровня культуры речи будущих специалистов в области юриспруденции в процессе освоения и осознания основных понятий курса и совершенствования коммуникативно-речевых умений.

В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку и культуре речи. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Программа направлена на достижение следующих дидактических задач:

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля зачет

 

Тематический план

№№ п/п Темы дисциплины   Виды учебных занятий (количество часов)
    лекции семинары практические занятия
1. Культура речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм.    
2. Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля.      
3. Нормированность как механизм культуры речи.    
4. Лексика. Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Лексические нормы.    
5. Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи.    
6. Лексикография. Основные типы словарей.    
7. Фонетика и орфоэпия.Орфоэпические нормы.  
8. Графика и орфография.Орфографические нормы.      
9. Морфемика. Словообразовательные нормы.      
10. Грамматические нормы. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы. Нормы употребления имен существительных.    
11. Грамматические нормы. Внутрисеместровая аттестация.    
12. Нормы употребления имен прилагательных      
13. Нормы употребления числительных и местоимений    
14. Нормы употребления глагола и глагольных форм    
15. Синтаксис; основные единицы синтаксиса. Синтаксические нормы и культура речи    
16. Русская пунктуация.Пунктуационные нормы.    
17. Лингвистика текста. Коммуникативные нормы. Культура общения. Законы общения. Речевой этикет.  
18. Итоговое занятие. Зачет    
    Итого  

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Культура речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм.

Студент должен

иметь представление:

- о задачах и содержании курса;

- о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

знать:

-определения понятий «культура речи», «язык», «речь»;

- основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический);

уметь:

-различать элементы нормативной и ненормативной речи.

 

Основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика письменной и устной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм. Культура речи как одна из основных языковедческих дисциплин. Уровни владения русским литературным языком. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Учение о коммуникативных качествах “хорошей речи” - основа культуры речи. Правильность речи, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность, действенность. Структурные и экстралингвистические свойства порождения оптимальной речи. Коммуникативные качества речи и степень успешности общения.

Нормативность как основное коммуникативное качество “хорошей речи”. Понятие языковой нормы. Основные типы норм в русском языке: акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Место и задачи учения о культуре речи в процессе профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции.

Статус русского литературного языка в современном обществе. Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков.

Задачи и содержание курса. Рекомендации по индивидуальной работе и самообразованию.

 

 

Тема 2. Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля.

Студент должен

иметь представление:

- о социально-стилистическом расслоении современного русского языка;

знать:

- функциональные стили литературного языка;

-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- языковые формулы официальных документов;

уметь:

-различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- выявлять ошибки, нарушающие стилевое единство текста;

- создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

 

Стили русского литературного языка. Понятие стиля речи. Классификация функциональных стилей русского литературного языка. Принципы выделения стилей. Основные стилеобразующие факторы: сфера использования, функция стиля, характер адресата и адресанта, условия коммуникации, форма речи. Подстили. Жанры речи. Понятие стилистического приема и стилистической ошибки.

Разговорный стиль. Разговорная речь и ее особенности. Стилевые и языковые характеристики разговорной речи. Культура разговорной речи. Разговорные структуры в речи юриста.

Официально-деловой стиль. Сфера использования и функции официально-делового стиля. Текстовые нормы делового стиля. Языковые нормы. Понятие делового документа. Составление текста документа. Композиция процессуальных актов.

Научный стиль речи. Функции и стилевые черты научного стиля. Языковые особенности научных текстов. Основные подстили и жанры научного стиля. Оформление курсовых и дипломных работ.

Публицистический стиль. Общая характеристика публицистического стиля. Основные жанры публицистики.

Культура общения. Общение как потребность человека. Современная речевая ситуация: проблемы и пути их решения. Роль СМИ в культуре речи. Коммуникативная компетенция личности. Роль культуры общения в профессиональной деятельности юриста.

 

 

Тема 3. Нормированность как механизм культуры речи.

Студент должен

иметь представление:

- о типах речевой культуры;

- о методах прогностики;

знать:

- смысл понятий «литературный язык», «кодификация», «языковая норма», «диспозитивная норма», «императивная норма», «речевая норма», «этическая норма», «коммуникативная норма»;

- основные типы языковых норм русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные);

уметь:

-различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- определять тип нормы.

 

Основные признаки нормы: системность, стабильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Критерии литературной нормы. Нормализация и кодификация нормы. Императивные (строго обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы. Норма и вариант нормы. Причины возникновения вариантов. Типология вариантов. Стилистический прием и речевая ошибка.

Динамическая теория нормы. Собственно языковые (закон речевой экономии и закон аналогии) и экстралингвистические причины изменения норм. Нарушение языковой нормы. Норма и речевой вкус.

 

 

Тема 4. Лексика. Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Лексические нормы.

Студент должен

иметь представление:

- о стилистической функции лексики ограниченного употребления;

- об общеупотребительной лексике и лексике ограниченного употребления;

знать:

- смысл понятий «лексикология», «лексика», «этимология», «лексическая сочетаемость», «тавтология», «плеоназм»;

-лексические нормы, их типы;

- полисемию как языковое явление;

уметь:

- пользоваться профессиональной лексикой и терминами в юридической практике;

- находить и исправлять лексические ошибки;

-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

 

Слово и его лексическое значение. Сочетаемость слов в русском языке. Точность словоупотребления в речи юриста. Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова в речи.

Многозначные слова и омонимы. Полисемия как средство обеспечения богатства лексического состава языка. Типы полисемии. Омонимы: типология и выразительные возможности. Основные ошибки, возникающие при употреблении многозначных слов и омонимов, способы их устранения. Многозначные слова и омонимы в речи юриста.

Синонимы, антонимы, паронимы: типология и стилистический потенциал. Функции синонимов, антонимов, паронимов в языке и речи. Контекстуальная синонимия и антонимия. Ненормативное использование синонимов, антонимов, паронимов. Синонимы, антонимы, паронимы в речи юриста.

Исконная и заимствованная лексика русского языка. Сфера употребления и стилистическая классификация иноязычной лексики. Особенности освоения заимствованных слов. Экзотизм и варваризм. Выразительные возможности иноязычной лексики. Иноязычная лексика в языке права. Ошибки при использовании заимствованных слов и способы их устранения.

Активная и пассивная лексика русского языка. Устаревшая лексика русского языка. Причины архаизации лексики и активизации в современном русском языке историзмов. Стилистическая характеристика архаизмов и область их употребления. Выразительные возможности архаизмов и историзмов.

Причины и источники пополнения лексики новыми словами. Типы неологизмов и их стилистическое использование.

Профессиональная юридическая лексика. Понятие термина и его характеристика. Особенности юридической терминологии. Профессиональная лексика в языке права.

 

Тема 5. Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи.

Студент должен

иметь представление:

- о путях образования фразеологических единиц;

знать:

-функции и свойства фразеологических единиц в речи;

- виды фразеологизмов (фразеологические сращения, фразеологические сочетания, фразеологические единства, фразеологические выражения);

- фразеологическую синонимию и антонимию;

уметь:

- находить и исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов;

-определять функционально-стилевую принадлежность фразеологизмов;

- использовать фразеологизмы в профессиональной речи юристов.

Понятие фразеологического оборота. Основные особенности фразеологизмов (воспроизводимость, сложность и постоянство состава, непроницаемость, устойчивость, закрепленность порядка компонентов). Стилистическое использование фразеологических оборотов. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов и приемы их устранения.

Юридические клише и штампы. Понятие речевого клише и штампа. Клише в письменной речи юриста. Клише в судебной монологической речи.

 

 

Тема 6. Лексикография. Основные типы словарей.

Студент должен

иметь представление:

- о многообразии лингвистических словарей;

знать:

-смысл понятий «лексикография», «грамматические пометы», «стилистические пометы»;

- строение и особенности словарных статей;

- способы толкования слова в словарной статье толкового словаря;

уметь:

-определять лексическое значение слова с помощью словарей разных типов;

-объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным и профессиональным компонентами;

-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

 

Понятие о лексикографии. Словарная статья: строение, особенности. Типы словарей: лингвистические, энциклопедические. Типы важнейших лингвистических словарей современного русского языка.

 

 

Тема 7. Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Студент должен

иметь представление:

- о причинах появления акцентологических вариантов;

- о старомосковской орфоэпической норме;

знать:

-смысл понятий «орфоэпическая норма», «акцентология»;

- особенности русского ударения и произношения;

- особенности произношения заимствованных слов;

уметь:

-использовать в речи фонетические средства выразительности;

-пользоваться орфоэпическими словарями.

 

Понятие о фонетике; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме. Трудности русского произношения в области гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения (разноместность, подвижность). Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Причины появления акцентологических вариантов. Старомосковское произношение. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

 

 

Тема 8. Графика и орфография. Орфографические нормы.

Студент должен

з н а т ь:

- содержание понятий «орфографическая норма», «проверяемые гласные», «непроверяемые гласные», «чередующиеся гласные», «непроизносимые согласные», «двойные согласные»;

- соотношение букв и звуков;

- ведущие принципы русского письма: морфологический, фонетический, традиционный;

- орфографические нормы, связанные с написанием гласных и согласных в корне слова.

-правила написания приставок всех видов;

- правила переноса слов;

у м е т ь:

- правильно осуществлять выбор гласных и согласных в корне слова;

-правильно осуществлять выбор приставок, не изменяющихся на письме; приставок на -з- и -с-; приставок пре- и при-;

- работать с орфографическим словарем.

 

Графика; позиционный принцип русской графики. Орфография. Общие принципы русской орфографии. Трудные случаи орфографии. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание производных предлогов, союзов. Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание некоторых иноязычных слов с удвоенными согласными. Имена собственные и нарицательные. Прописная и строчная буква в наименованиях органов власти, управления, организаций, образовательных учреждений, фирм, их структурных подразделений, комитетов, комиссий, законодательных, нормативных актов, средств массовой информации, партий, памятных дат, в географических названиях, в названиях единиц административно-территориального деления.

 

Тема 9. Морфемика. Словообразовательные нормы.

Студент должен

з н а т ь:

- содержание понятия «морфема»,

-типы морфем по характеру выражаемого ими значения;

-способы словообразования в современном русском языке;

у м е т ь:

- правильно использовать способы словообразования для создания форм слова.

 

Способы словообразования. Порядок соединения частей слова. Создание оценочных значений средствами словообразования. Экспрессивное словообразование в художественном и публицистическом стиле. Функционально-стилевая закреплённость словообразовательных средств русского языка.

Тема 10. Грамматические нормы русской речи. Морфология. Морфологические нормы.

Студент должен

иметь представление:

- об истории формирования грамматических норм русского литературного языка;

знать:

- части речи, категориальное значение и грамматические категории частей речи;

-смысл понятий «грамматика», «морфология», «синтаксис», «грамматическая форма слова»;

уметь:

- различать части речи;
- правильно изменять части речи.

 

Слово как единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значения слова. История формирования грамматических норм русского литературного языка. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Употребление отдельных морфологических средств языка в письменной и устной речи юриста.

Тема 11-12. Нормы употребления имен существительных.

Студент должен

иметь представление:

- об истории формирования грамматических норм русского литературного языка;

- о принципах русской орфографии;

знать:

- трудности употребления имен существительных (слова общего рода, существительные, имеющие только единственное или только множественное число и т.д.);

- типы несклоняемых существительных и особенности их употребления;

- имена собственные и нормы их употребления;

уметь:

- предупреждать ошибки, вызванные неправильным определением рода, числа, типа склонения;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

 

Употребление форм имен существительных. Категория рода имен существительных. Род несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Существительные общего рода. Обозначение лиц женского пола по профессии и роду занятий. Категория одушевленности / неодушевленности существительных. Особенности склонения имен существительных. Особенности склонения собственных существительных. Склонение фамилий. Варианты падежных окончаний имен существительных.

 

 

Тема 13. Нормы употребления имен прилагательных.

Студент должен

знать:

-разряды имен прилагательных;

- способы образования сравнительной и превосходной степени имен прилагательных;

- способы образования краткой формы имен прилагательных;

уметь:

- правильно употреблять краткие формы прилагательных;

-правильно употреблять формы сравнительной степени прилагательных;

-находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.

 

Употребление форм имен прилагательных. Особенности образования и значения кратких форм прилагательных, их возможные варианты. Синонимия полных и кратких форм прилагательных, их стилистические отличия. Нормы образования степеней сравнения прилагательных. Синонимия форм степеней сравнения прилагательных. Стилистическая и функциональная характеристика степеней качества. Особенности притяжательных прилагательных. Синонимия прилагательных и косвенных падежей имен существительных.

Типичные ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.

 

 

Тема 14. Нормы употребления числительных и местоимений.

Студент должен

иметь представление:

-о трудных случаях употребления числительных и местоимений;

знать:

-особенности склонения количественных, собирательных, составных числительных;

- нормы употребления имен числительных и местоимений;

уметь:

-склонять числительные;

- употреблять числительные в сочетании с существительными;

-употреблять местоимения в научном и официально–деловом стилях речи;

-находить и исправлять ошибки, связанные с неточным употреблением числительного или местоимения.

Употребление имен числительных. Особенности склонения количественных числительных. Разговорные варианты в обозначении количества. Трудности в употреблении собирательных числительн

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.