Сделай Сам Свою Работу на 5

Языковый анализ текста и его интерпретация





 

С точки зрения психологии речи и языка - текст является формой речевой продукции.

Н.И.Жинкин предложил предикативный анализ текста. Его идея состояла в том, чтобы характеризовать текст через описание иерархии предикатов. В письменных текстах предикаты выстраиваются в определенном порядке, представляя главные, дополнительные и дополнительные к дополнительным признаки. Такая структура соответствует тому, как человек видит и понимает описываемый объект.

Варианты предикативного и субъектно-предикативного анализа были предложены позднее рядом авторов: Л.П.Доблаевым, А.И.Новиковым, И.Ф.Неволиным.

Одним из популярных подходов к анализу текста стал так называемый контентанализ, зародившийся как метод анализа текстов главным образом политического характера. Контентанализ направлен на выявление, обобщение и количественную оценку слов и других языковых элементов некоторого определенного содержания. Например, в газетном тексте выделяются и просчитываются все слова о войне, оружии, переговорах и т.п. В результате получаются данные, в количественном выражении представляющие темы обсуждения. Возможна в дальнейшем атрибуция тех или иных тем субъекту наблюдения, возможно прослеживание смены тем с течением времени или изменением обстоятельств. Контентанализ проводится как целиком объективная процедура, ориентированная на формальные показатели анализируемой речи.



В последнее время в психологии поднимается вопрос об ограниченности подходов, ориентирующихся только на объективные и количественные показатели. Это особенно верно в отношении речи — такого психического проявления, которое вырабатывается у человека как объективное выражение его субъективных интенциональных состояний.

На этом основании разрабатываются интерпретационные подходы к анализу речи. Одним из них является так называемый интентанализ. Он состоит в том, что все элементы анализируемого текста, рассматриваемые последовательно один за другим, квалифицируются по их целевой ориентации, или интенционального содержания. Например, в политическом тексте конфликтного характера фраза: «Где маршалы и генералы, которые выросли на народные деньги, а сегодня молчат?» — квалифицируется как выражение интенции обвинения. Фраза: «Все свои знания, свои силы, все, что имею, отдам стране» — как выражение интенции обещания и т.п. По совокупности такого рода интерпретаций возможно построение своего рода субъективной «картины мира» говорящего, которую он выражает в своем дискурсе [1].



 

Вопросы для повторения:

1. Как понимается текст в отечественной психологи и психолингвистике с позиций взглядов: И.Гальперина, А. Колшанского, Л.Зарубина, В.Лукина, С.Сорокина, А.Солганика, В.Белянина?

2. Какими процессами обусловлено осмысление текста?

3. Каковы взаимоотношения текста и языка, текста и дискурса, фразы и предложения в отечественной психолингвистике? Привести примеры.

4. Как понимается «Концепт текста» у В. Лукина?

5. Раскрыть сущность понятия «Текста» в зарубежной психологии и психолингвистике.

6. Что такое дискурсивный анализ (М.Фуко)?

7. Каковы структура и признаки текста? Привести примеры.

8. Чем представлена внутренняя и внешняя структура текста? Привести примеры.

9. Классификация текста: письменный и устный текст и его характеристики. Привести примеры.

10. Раскрыть цели текста.

11. Перечислить стили текста и факторы, влияющие на его стилистику. Привести примеры.

12. Классификация информативно-справочных текстов: энциклопедия и её виды, словари и их назначение.

13. Вторичные письменные тексты: реферат и его типы, конспект и его характеристики. Привести примеры.

14. В чём сущность языкового анализа текста и его интерпретации?

15. В чём отличительные особенности предикативного анализа текста (Н.Жинкина), контентанализа и интентанализа? Привести примеры.



 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Валгина, Н.С. Теория текста. Учебное пособие / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 342 c.

2. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М., 1997. – 287 с.

3. Кольцова, Л.М. Художественный текст в современной лингвистической парадигме / Л.М. Кольцова, О.А. Лунина. – Воронеж, 2007. – 348 с.

4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. "Большой психологический словарь" Прайм-ЕВРОЗНАК, Санкт-Петербург, 2006.

5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией
В. Н. Дружинина, Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2001

 

Тема 4. Семантическое строение слова

Краткий обзор:Происхождение слова: слово и мышление; смысловое (семантическое) содержание; симпрактический (на уровне звукового комплекса) и синсемантический (на уровне самостоятельной системы кодонов) характер языка.

Симпрактическое и синсемантическое строение слова; функции слова (выделение признака и отнесение к категории); предметная отнесённость и значение; «смысловое поле»

Объективные методы исследования многомерных значений слов: метод заучивания и метод сбережения (Г. Эббингауз), ассоциативный эксперимент (А.Р.Лурия); метод семантического дифференциала; коннотативное значение слов.

Происхождение слова

Возникновение языка является одним из важных условий, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека. Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними.

Так, в языке слово «стул» обозначает вид мебели, на котором сидят, «хлеб» обозначает предмет, который едят. Слова «спит», «бежит» обозначают действия, а «кислый», «плоский» обозначают качества соответствующих вещей. А такие вспомогательные слова, как «над», «под», «вместе», «вследствие» обозначают разные по сложности отношения между предметами.

Естественно, что слова, соединенные в фразы, являются основным средством общения, при помощи которого человек сохраняет и передает информацию и усваивает опыт, накопленный поколениями других людей. Такого языка нет у животных, и он появляется только при переходе к человеческому обществу.

Появление слова знаменовало собой не только появление более совершенного способа общения между людьми. Оно одновременно способствовало появлению качественно новой формы мышления- абстрактного словесного (вербального) мышления, позволившего человеку проникнуть в сокровенные тайники окружающего его мира.

Речь и слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое (семантическое) содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т.д.), который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.

Несмотря на то, что существует значительное число теорий, которые пытаются объяснить происхождение слова, знания о происхождении слова и о рождении языка очень мало. Ясно лишь, что слово, как клеточка языка, имеет не только аффективные корни. Если бы это было иначе, то тогда так называемый «язык» животного, который является выражением аффективных состояний, ничем не отличался бы от языка человека. Ясно, что эта линия выражения состояния в известных звуках или жестах является тупиковой линией развития. Она не ведет к возникновению слова как системы кодов языка. Источники языка и слова другие.

Таким образом, вопрос о том, как произошел язык человека, является предметом многочисленных предположений и теорий.

Одни считают язык проявлением духовной жизни и, следуя за библией, указывают на его «божественное происхождение». Подобные теории были сформулированы в завуалированном виде, указывая, что язык является особой «символической формой существования», отличающей духовную жизнь от любого проявления материального мира.

Другие, следуя традициям естественнонаучного позитивизма, безуспешно старались вывести язык из эволюции животного мира и интерпретировали описанные выше явления «коммуникаций» у животных как ранние формы развития языка.

Однако научное решение вопроса о происхождении языка стало возможным лишь тогда, когда философия и наука прекратили попытки искать корни языка в глубинах организма и попытались вывести его непосредственно из особенностей «духа» или мозга. Философы пришли к мнению о том, что условия происхождения языка надо искать в тех общественно-трудовых отношениях, которые впервые появились с переходом к человеческой истории.

Наука не имеет методов, позволяющих непосредственно наблюдать условия, породившие язык, и для того раздела науки, названного «палеонтологией речи», остается лишь путь предположений, который получает косвенное подтверждение. Есть много оснований думать, что язык (слово) впервые возник из тех форм общения, в которое вступали люди в процессе труда.

Совместная форма практической деятельности неизбежно приводит к тому, что у человека возникает необходимость передать другому известную информацию, причем эта информация не может ограничиваться только выражением субъективных состояний (переживаний), но должна обозначать те предметы (вещи или орудия), которые включены в совместную трудовую деятельность. Согласно теориям, возникшим еще во второй половине XIX в., первые звуки, обозначающие предметы, возникли именно в процессе совместного труда.

Было бы, однако, неправильно думать, что звуки, которые постепенно стали играть роль передачи известной информации, были такими «словами», которые могли самостоятельно обозначать предметы, их качества, действия или отношения. Звуки, начинавшие указывать на определенные предметы, еще не имели самостоятельного существования. Они были вплетены в практическую деятельность, сопровождались жестами и выразительными интонациями, поэтому понять их значение можно было, зная лишь ту наглядную ситуацию, в которой они возникли. Больше того, в этом комплексе выразительных средств ведущее место, по-видимому, вначале занимали действия и жесты, которые, по мнению авторов, составляли основу своеобразного действенного, или «линейного», языка, и лишь гораздо позднее ведущая роль перешла к звукам, давшим основу для постепенного развития самостоятельного звукового языка. Однако этот язык длительное время сохранял теснейшую связь с жестом и действием, поэтому один и тот же звуковой комплекс (или «праслово») мог обозначать и предмет, на который указывала рука, и саму руку, и действие, производимое с этим предметом. Лишь спустя много тысячелетий, звуковой язык стал отделяться от практического действия и получил самостоятельный статус. К этой эпохе и относится возникновение первых самостоятельных слов, которые обозначали предметы, а много позднее стали служить также для выделения действий и свойств предметов. Возник язык как система самостоятельных кодов,принявшая в течение дальнейшего длительного исторического развития ту форму, которой отличаются современные языки.

В результате есть все основания думать, что слово как знак, обозначающий предмет, возникло из труда, из предметного действия и что в истории труда и общения, как на это многократно указывал Ф.Энгельс, нужно искать корни, которые привели к рождению первого слова.

Можно думать, что слово, которое родилось из труда и трудового общения на первых этапах истории, было вплетено в практику, изолированно от практики оно еще не имело твердого самостоятельного существования. Иначе говоря, на начальных этапах развития языка слово носило симпрактический характер. Можно думать, что на первых, далеких от нас этапах праистории человека слово получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности: когда человек совершал какой-то элементарный трудовой акт совместно с другими людьми, слово вплеталось в этот акт. Если, например, коллективу нужно было поднять тяжелый предмет (ствол дерева), то слово «ах» могло обозначать: «осторожно», «сильнее поднимай дерево», «напрягись», или «следи за предметом», но значение этого слова менялось в зависимости от ситуации и становилось понятным только из жеста (в частности, указательного жеста, направленного на предмет), из интонации и всей ситуации. Вот почему первичное слово, по-видимому, имело лишь неустойчивое диффузное значение, которое приобретало свою определенность лишь из симпрактического контекста.

Имеется мало прямых доказательств этого, потому что рождение языка отодвинуто от нас на десятки тысячелетий. Однако есть косвенные указания на то, что, по всей вероятности, это действительно так.

Антрополог Б. Малиновский опубликовал одно наблюдение, которое проливает некоторый свет на ранний генезис слова. Он показал, что речь некоторых народов, стоящих на низком уровне культурного развития, трудно понять без знания ситуации, в которой эта речь произносится. Так, не понять, о чем говорят эти люди в темноте, когда нельзя видеть ситуации, жестов, ибо только в знании ситуации, а также интонации слово и приобретает свое определенное значение. Подобные факты в известной мере имеют место в трудных ситуациях, когда к речи должен присоединиться жест, делающий сообщение более понятным.

По-видимому, вся дальнейшая история языка (и это надо принять как одно из самых основных положений) является историей эмансипации слова от практики. Выделение речи как самостоятельной деятельности, наполнение языка и его элементов (слов) как самостоятельной системы кодов, история формирования языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли. Этот путь эмансипации слова от симпрактического контекста можно назвать переходом к языку как к синсемантической системе, т. е. системе знаков, связанных друг с другом по значению и образующих систему кодов, которые можно понимать, даже не зная ситуации. Вся история языка, следовательно, есть история перехода от симпрактического контекста, от вплетения слова в практическую ситуацию к выделению системы языка как самостоятельной системы кодов.

Значительно больше известно о развитии слова в онтогенезе, иначе говоря, о тех превращениях, которые претерпевают слова по мере развития ребенка.

Процесс развития детской речи и, в частности, овладения словарем, которое начинается с конца первого и начала второго года жизни ребенка, часто представляли как простой процесс усвоения слов развитого языка, которым пользуется взрослый.

Тот факт, что формирование слов возникает у ребенка в процессе усвоения речи взрослого, не вызывает сомнения, однако это ни в коей мере не значит, что ребенок сразу же усваивает слова языка в том самом виде, в котором они выступают в речи взрослого.

У детей дошкольного и школьного возраста процесс овладения предметной отнесенностью и ближайшим значением слова заканчивается, и наступает более сложный и труднее доступный для наблюдения процесс внутреннего развития смыслового строения слова.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.