Число зубьев шестерни и колеса.
Число зубьев шестерни
z1 =zS/(u±l)³z1min.
Для косозубых колес z1min = 17cos3b=17;
z1 =297/(8-1)=42 z1 ³ z1min.
Число зубьев колеса: z2 = zS - z1 = 297-42=255
Фактическое передаточное число
Фактическое передаточное число uф= z2/ z1 = 255/42=6,07
Допускаемое отклонение от заданного передаточного числа 4%.
Т.к условие не выполняются , необходимо выбрать другую сталь
Диаметры колес.
Делительные диаметры, d:
шестерни d1 =z1m/cosb = 42*1/0,99= 42,42 мм;
колеса d2 =2aw- d1 = 2*150-42,42= 257,58 мм;
Диаметры окружностей вершин da и впадин df зубьев:
da1=d1 +2×m = 42,42+2*1=44,42 мм;
df1=d1 - 2×1,25×m= 42,42-2*1,25*1= 39,92 мм;
da2=d2 +2× m= 257,58+2*1=259,58 мм;
df2=d2 - 2× 1,25×m=257,58-2*1,25*1= 255,08 мм;
Силы в зацеплении
- окружная Ft=2T2/d2 = 2*156,71/0,2576=1216,69 Н;
- радиальная Fr=Fttga/cosb = 1216,69*0,364/0,99=447,35 Н.
(для стандартного угла a=20° tga=0,364);
- осевая Fa = Fttgb = 1216,69*tg8°8= 172,29 Н.
3.11 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям.
Расчетное контактное напряжение
где для косозубых колес КНa = 1,1; КН= 2,7×105; КНb = 1; KHv = 1,03.
условие выполняется.
Расчет цилиндрической зубчатой передачи (тихоходная ступень).
Исходные данные:
Т3 = 1052.58 Н×м — вращающий момент на колесе;
N3Т = 17,86 об/мин — частота вращения колеса;
u = 7 — передаточное число;
Материалы колеса и шестерни.
В качестве материала для цилиндрического колеса применяем ст.40Х. Применяем т.о. шестерни – улучшение и закалка ТВЧ, твердость сердцевины НВ 269…302, твердость поверхности НRC 45…50.
Механические свойства: sT = 750 МПа.
В качестве материала для шестерни используем ст.40Х. Применяем т.о. шестерни – улучшение и закалка ТВЧ, твердость сердцевины НВ 269…302, твердость поверхности НRC 45…50.
Механические свойства: sТ = 750 МПа.
Допускаемые напряжения.
Вычисляем допускаемые контактные напряжения.
Для колеса:
допускаемые контактные напряжения: [s]H = 14 + 170 = 870 МПа
допускаемые напряжения на изгиб: [s]F = 370 МПа;
предельные допускаемые напряжения:
[s]Hmax = 40 = 2000 МПа;
[s]Fmax = 1260 МПа;
Для шестерни:
допускаемые контактные напряжения: [s]H = 14 + 170 = 870 МПа
допускаемые напряжения на изгиб: [s]F = 370 МПа;
предельные допускаемые напряжения:
[s]Hmax = 40 = 2000 МПа;
[s]Fmax = 1260 МПа;
4.3 Межосевое расстояние:
,
где Ka – коэффициент межосевого расстояния; Ка = 4300 – для косозубых колес;
ya – коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию: т.к. колеса в зацеплении расположены несимметрично относительно опор, то ya = 0,315.
Коэффициент концентрации нагрузки для прирабатывающихся колес при постоянном режиме КHb = 1.
Эквивалентный момент на колесе ТНЕ2 = КНдТ2 ,
где — коэффициент долговечности.
Здесь: КНЕ — коэффициент эквивалентности, зависящий от режима нагружения (при постоянном режиме нагружения КНЕ=1);
NHG – базовое число циклов нагружений.
В итоге коэффициент циклов .
Следовательно эквивалентный момент на колесе ТНЕ2 = Т2 = 1052,58 Н.
Межосевое расстояние в итоге:
Принимаем стандартное значение межосевого расстояния, равное значению межосевого расстояния быстроходной ступени aw= 180 мм.
Предварительные основные размеры колеса.
- делительный диаметр:
- ширина колеса: ,
где yа – коэффициент ширины колеса, yа=0,315.
принимаем стандартное значение b2 = 56,7 мм.
Модуль передачи
Модуль передачи:
где коэффициент Km принимают для косозубых колес:Km =5,8.
ТFE=КFдТ2—эквивалентный момент на колесе,
где — коэффициент долговечности. Здесь NFG=4×106— базовое число циклов. При N³108 принимаем KFд=1,0.
Т.о. эквивалентный момент на колесе ТFE=Т2=1052,58 H
Модуль принимает значение:
Принимаем модуль равным m = 2 мм.
Суммарное число зубьев и угол наклона.
Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес
bmin = arcsin (3,5m/b2);
bmin = arcsin(3,5 1/56,7)=3,54°
Суммарное число зубьев
zS=2 awcosbmin /m.
zS=2×180×cos3,54/1=359
Определяем действительное значение угла
b = arccos(zSm / 2aw).
b = arcos(359×1/2×180)=4,27°
Число зубьев шестерни и колеса.
Число зубьев шестерни
z1 =zS/(u±l)³z1min. z1=359/(7+1)=45
Для косозубых колес z1min = 17cos3b=17;
z1 =50 ³ z1min.
Число зубьев колеса: z2 = zS - z1 =359-45=314
Фактическое передаточное число
Фактическое передаточное число uф= z2/ z1 =314/45=6,98
Отклонение от заданного передаточного отношения не превышает допускаемых 4%.
Диаметры колес.
Делительные диаметры, d:
шестерни d1 =z1m/cosb = 45×1/cos4,27°= 45,13 мм;
колеса d2 =2aw- d1 =2×180-45,13=314,87 мм;
Диаметры окружностей вершин da и впадин df зубьев:
da1=d1 +2×m = 45,13+2×1=47,13 мм;
df1=d1 - 2×1,25×m=45,13-2×1,25=42,63 мм;
da2=d2 +2× m= 314,87+2×1= 316,87 мм;
df2=d2 - 2× 1,25×m= 314,87-2×1,25×1=312,37 мм;
Размеры заготовок колес.
Чтобы получить при термической обработке принятые для расчета механические характеристики материала колес, требуется, чтобы размеры заготовок колес не превышали предельно допустимых значений: Dзаг£ Dпред; Сзаг, Sзаг£ Sпред;
Значения Dзаг, Sзаг, Сзаг (мм) вычисляют по формулам:
для цилиндрической шестерни Dзаг=dа1+6 мм = 53,13 мм < 200 мм;
Для колеса с выточками принимают меньшее из значений Сзаг= 0,5b2 = 28,35 мм. < 125 мм; и Sзаг=8m = 8 мм.
Силы в зацеплении
- окружная Ft=2T2/d2 =2*1052,58/0,31487= 6685,81 Н;
- радиальная Fr=Fttga/cosb = 6685,81*0,364/0,99= 2458,22 Н.
(для стандартного угла a=20° tga=0,364);
- осевая Fa = Fttgb =6685,81*tg4°27= 499,19 Н.
4.12 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям.
Расчетное контактное напряжение
где для косозубых колес КНa = 1,1; КН= 2,7×105; КНb = 1; KHv = 1,03.
условие выполняется.
Проектный расчет.
Диаметры валов
Диаметры различных участков валов редуктора определяем следующим образом:
Быстроходный вал
Диаметр d выходного конца:
d ³ (7…8) 3ÖТ1 = (7…8) 3Ö20,39 = 18,93…21,64 мм.
Принимаем d = 22 мм.
Диаметр вала под подшипник dп ³ d + 2t ³26,4 мм,
где высота буртика t = 2,2 мм;
Принимаем dп= 27 мм.
Диаметр dбп ³ dп + 3r ³ 33 мм.
где координата фаски подшипника r = 2 мм;
Принимаем dбп = 33 мм.
Промежуточный вал
Диаметр dк: dк ³ (6…7) 3ÖТ2 = (6…7) 3Ö156,71 = 31,81…37,11 мм.
Принимаем dк = 38 мм.
Диаметр dбк: dбк ³ dк + 3f = 41,6мм.
где размер фаски f = 1,2 мм;
Принимаем dбк = 42 мм.
Диаметр dбп: dбп ³ dп + 3r = 48 мм.
где координата фаски подшипника r = 2 мм;
Принимаем dбп = 48 мм.
Диаметр вала под подшипник dп = dk – 3r = 42 мм,
где координата фаски подшипника r = 2 мм;
Принимаем dп= 42 мм.
Тихоходный вал
Диаметр d выходного конца:
d ³ (5…6) 3ÖТ3 = (5…6) 3Ö1052,58 = 49,7…59,63 мм.
Принимаем d = 60 мм.
Диаметр вала под подшипник dп ³ d + 2t ³ 65,6 мм,
где высота буртика t = 2,8 мм;
Принимаем dп= 66 мм.
Диаметр dбп ³ dп + 3r ³ 75 мм.
где координата фаски подшипника r = 3 мм;
Принимаем dбп = 75 мм.
Диаметр dк ³ dбп = 75 мм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|