Сделай Сам Свою Работу на 5

Память и приемы запоминания (часть 1)





Цель: познакомить старшеклассников с приемами рационального запоминания.

Задачи:
1. Знакомство с характеристиками памяти человека.
2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.

Оборудование:карточки с описанием приветствий принятых в разных странах для каждого участника, листы формата А4 с рисунком льдины, памятки к лекции «Память. Приемы организации запоминаемого материала»

 

Приветствие.

Группе нужно рассказать о жестах приветствия, принятых у разных народов. Необходимо заранее предупредить участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:

• объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

• легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

• рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

• легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

• легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

• поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

• простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

• мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками паль­цев (Малайзия);



• потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Нужно приготовить для каждого участника карточку, где описано приветствие. Попросите участников начать игру, встав в круг.

1. Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные кар­точки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной.

2. Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

3. В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатле­ниями.

 

Разминка

Упражнение: "На льдине"

Участники встают на рисунок льдины, состоящий из нескольких частей. Им говорится: "Ваша задача разместиться всей группой на наименьшем количестве частей льдины (естественно стоя). При этом нельзя сходить на пол. После того как участники начинают "накапливаться" в центре льдины, ведущий убирает освободившиеся куски.
На последней стадии процедуры ведущий может "стимулировать"- процесс, убирая кусок из-под ноги того или иного участника, если он второй ногой уже стоит на общих кусках.
По окончании упражнения – обсуждение "Кто что чувствовал?"
3. Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям нужную упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти "опознавательными знаками", или "адресами", намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.
Наше сегодняшнее занятие – это иллюстрация того, что я Вам только что сообщила.
Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом, такие как:



Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).

План — совокупность опорных пунктов.

Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.



Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.

Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Психологи раскрыли секрет магической "семерки" (семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.
Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.
Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: "Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами".
Ведущий раздает памятки к лекции каждой группе учащихся.
Некоторые закономерности запоминания
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.
4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
4. Дискуссия по теме лекции.

5. Упражнение "Снежный ком"
Упражнение выполняется в круге. Первый участник произносит любое слово. Следующий по кругу участник произносит предыдущее, а затем любое другое. Следующий произносит предыдущие два и добавляет одно свое и т.д.
6. Подведение итогов занятия

ЗАНЯТИЕ 3

Память и приемы запоминания (часть 2)

Цель: обучение приемам эффективного запоминания

Задачи:

1. Знакомство с характеристиками памяти человека.
2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.
Оборудование:доска, мел

1. Приветствие.
Каждый участник рассказывает, что хорошего произошло с ним за прошедшую неделю.
2. Разминка
Игра «Кто поедет на Север»

Север - по кругу передаётся ложка, каждый говорит, что бы он взял с собой на Север. "Знатоки" внимательно смотрят и определяют, поедет человек или нет. А секрет в том, что, передавая ложку, нужно сказать что-нибудь вроде пожалуйста, т.к. на Север поедут только вежливые люди . Как только человек догадывается и начинает передавать ложку правильно, его тоже берут с собой в поход. Играют, пока не догадаются все.

Мини-лекция: Методы активного запоминания

Учащимся раздаются памятки о каждом методе с инструкцией попробовать их применить самостоятельно в домашних условиях при подготовке к текущим урокам.
Золотое правило хорошего запоминания — интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя такую интеллектуальную работу с текстом. Разберем некоторые из них сейчас. Вы получите памятки для организации своей работы, которые сможете использовать дома при подготовке к занятиям в школе и к экзаменам.

Метод ключевых слов.

Что такое ключевое слово? Это своеобразный "узел", связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить: - как вспомнится вся фраза.
Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.