Упражнение «Чего я хочу достичь?»
Пояснительная записка.
Актуальность.Важнейшими задачами, стоящими перед одиннадцатиклассниками, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения. Любой экзамен является стрессовой ситуацией, ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно каждый год меняются требования к проведению экзамена, такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Цель: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену.
Задачи: 1. Повышение сопротивляемости стрессу. 2. Отработка навыков поведения на экзамене. 3. Развитие уверенности в себе. 4. Развитие коммуникативной компетентности. 5. Ознакомление с методами саморегуляции. 6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок. 7. Обучение приемам эффективного запоминания 8. Обучение методам работы с текстом.
Категория участников: ученики 11Б класса, в возрасте 17-18 лет.
Количество участников: 30 человек.
Место проведения: МОУ СОШ №117, г. Уфа.
Методы и техники, используемые в занятиях:
Ролевые игры.
Мини-лекции.
Дискуссии.
Релаксационные методы.
Метафорические притчи и истории.
Телесно-ориентированные техники.
Диагностические методики (тест Томаса, тест Спилбергера-Ханина, методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2)).
Оборудование: доска, мел, фломастеры, стулья
Оценкой эффективности служат показатели уровня ситуативной тревожности, уровня организаторских и коммуникативных склонностей, предпочитаемый стиль в поведения в конфликтной ситуации.
Критерии эффективности:низкая ситуативная тревожность, высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей, стратегия поведения в конфликтной ситуации ориентированная на сотрудничество и компромисс.
Ожидаемые результаты: повышение сопротивляемости стрессу, развитие уверенности в себе, развитие коммуникативной компетентности, овладение приемами саморегуляции, овладение приемами рационального запоминания.
Учебно-тематический план
№
| Тема занятия
| Цель, задачи
| Содержание занятий
| 1.
| Знакомство
| Цель: познакомить выпускников с особенностями экзамена.
Задачи:
1. Создание групповой сплоченности.
2. Принятие правил работы группы
3. Формирование положительного настроя на работу.
4. Формирование единого рабочего пространства.
| Знакомство
Игра «Скалолаз»
Выработка правил работы группы
Упражнение «Чего я хочу достичь?»
Рефлексия
Подведение итогов
| 2.
| Память и приемы запоминания (часть 1)
| Цель: познакомить старшеклассников с приемами рационального запоминания.
Задачи:
1. Знакомство с характеристиками памяти человека.
2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.
| 1. Приветствие.
2. Разминка
Упражнение: "На льдине"
3. Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала
4. Дискуссия по теме лекции.
5. Упражнение "Снежный ком"
6. Подведение итогов занятия
|
| Память и приемы запоминания (часть 2
| Цель: обучение приемам эффективного запоминания
Задачи:
1. Знакомство с характеристиками памяти человека.
2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.
| 1. Приветствие.
Каждый участник рассказывает, что хорошего произошло с ним за прошедшую неделю.
2. Разминка
Игра «Кто поедет на Север»
3. Мини-лекция: Методы активного запоминания
4. Дискуссия по теме лекции.
5. Упражнение. "Память и чувственный опыт"
6. Упражнение "Я хвалю себя за то, что..."
7. Подведение итогов занятия
|
| Методы работы с текстами
| Цель:ознакомление с методами работы с текстами
Задачи:
1. Обучение эффективным методам работы с текстами.
2. Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам.
| 1. Приветствие
Упр."Комплимент"
2. Разминка
Упр. «Бег рук»
ощущения от рук партнеров.
3. Упр. Работа с текстом
4. Упр. "Пустой стул"
5. Подведение итогов занятия.
|
| Как справиться со стрессом на экзамене
| Цель:познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу в результате: а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;
2. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
| 1. Приветствие
2. Разминка
Упражнение «Самое трудное»
3. Упражнение «Состояние тревоги и покоя»
4. Упражнение «Мышечная релаксация»
5. Упражнение: «Дыхательная релаксация»
6. Упражнение «Сосредоточение на предмете»
Рефлексия
|
| Уверенность на экзамене
| Цель:повысить уверенность в себе, в своих силах.
Задачи:
1. Обучить учащихся самоубеждению в случае неуверенности в своих силах
2. Помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно;
3. Показать учащимся, как можно усилить свое ощущение уверенности.
Оборудование: листы бумаги (по количеству учащихся), цветные карандаши, авторучки.
| 1. Приветствие
Игра «Передача хлопка»
2. Разминка
Упр.«Статуя уверенности и неуверенности»
3. Упр. «Мои ресурсы»
4. Упражнение «Приятно вспомнить»
Рефлексия
Подведение итогов занятия.
|
Содержание учебно-тематического плана.
ЗАНЯТИЕ 1
ЗНАКОМСТВО
Цель:познакомить выпускников с особенностями экзамена.
Задачи:
1. Создание групповой сплоченности. 2. Принятие правил работы группы 3. Формирование положительного настроя на работу. 4. Формирование единого рабочего пространства.
1. Приветствие.Психолог представляется и рассказывает о занятии, его целях и задачах.
2. “Знакомство”
Цель:сближение участников группы.
Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит,
что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а после представляет себя и т. д.
Игра «Скалолаз»
Описание
Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.
Смысл упражнения
Формирование доверия, ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации (общения без помощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координации совместных действий. Физическая и эмоциональная разминка.
Обсуждение
Обмен эмоциями, возникшими по ходу игры. Какие чувства появлялись у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
Правила работы группы
Выработка общегрупповых правил Психолог: «Я думаю, вы уже поняли, что эти занятия – не такие как все. Мы не будем с вами что-то читать и пересказывать, учиться применять формулы и правила. Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас обратился к собственной личности. Возможно, это сложная задача, но если получится – мы сможем и жить, и воспринимать себя по-другому, меньше мучаясь и больше радуясь, сможем стать мудрее. Но это достаточно глубокий процесс, можно узнать и что-то, что является тайной, поэтому для обеспечения психологической безопасности и для того, что вы сами помогали мне в управлении происходящим, я предлагаю ввести правила нашей группы. Ведь любое развитое собрание людей имеет свои нормы. Давайте не будем отличаться в худшую сторону и тоже введем для себя такие нормы».
В выработке правил участвуют все. Ведущий и участники сначала называют правила, затем обсуждают. Правила записываются на доске или ватмане, который вывешивается на видном месте, и находятся в поле зрения всех учащихся.
Примерные правила работы в группе • Правило конфиденциальности означает, что все, о чем мы говорим в группе, останется между нами.
• Правило активности («Как вы сами понимаете, что означает это правило?») чем активнее каждый из вас будет участвовать, тем больше пользы он принесёт как другим, так и себе. Это правило означает, что желательно откликаться на предложения ведущих, отвечать на их вопросы, если вам захотелось что-то спросить, то спрашивать и если у вы хотите что-то предложить, то предлагать.
• Правило «стоп» тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «стоп» и таким образом исключить себя из участия. Но этим правилом желательно пользоваться как можно реже, так как оно ограничивает и самого участника и саму группу.
• Правило открытости и честности необходимо стараться быть здесь самими собой, говорить то, что думаешь и чувствуешь. Если раскрываться в каком-либо действии для Вас болезненно, лучше обратиться к правилу «стоп», чем говорить неправду.
• Правило «приходи вовремя!»
• Правило наказания у группы есть право придумать наказание тому, кто нарушил одно из правил. Однако это наказание не должно принести физический или моральный вред.
• Без оценок не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, не допускать оценки человека, оценивать не участников, а только их действия (высказывания), учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Тип выражений может быть таким: «Мне не нравится твой тон обращения». Важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека мы говорим о своих чувствах, которые его действия у нас вызывают.
Психолог спрашивает, хотели бы ещё учащиеся предложить ввести какое-нибудь правило (выключить сотовые телефоны, обращаться по имени, относиться друг к другу с уважением; если возникнет вопрос, который хотелось бы обсудить с ведущими вне группы, то можно обращаться).
После фиксации правил происходит процесс «голосования» - учащийся поднимает руку в знак согласия с тем, что принимает их и готов применять. Далее психолог говорит о том, что работа на занятиях будет сопровождаться ведением не совсем обычной Тетради для размышлений и полезной информации. Она нужна прежде всего для самих старшеклассников. Почти на каждом занятии будет предоставляться очередная страница Тетради, которые удобно хранить в папке-скоросшивателе. Иногда (при проведении тестов для их обработки) отдельные листы будет необходимо сдать, но они впоследствии будут возвращены.
Психолог раздает первую страницу Тетради. Учащиеся фиксируют выработанные данные правила.
Упражнение «Чего я хочу достичь?»
Цель:настроить на успех.
Инструкция: «Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать об этом. Задача остальных — догадаться, о чем идет речь».
Анализ:
— Трудно ли было выбрать важную цель?
— Что нужно сделать для того, чтобы достичь цели?
— Не слишком ли глобальны ваши цели, или, может быть, слишком мелкие, или как раз достижимые?
Рефлексия
Подводится итог занятия. Выпускники отвечают на следующие вопросы:
— Как вы себя сейчас чувствуете?
— Что понравилось, что не понравилось?
— Что нового для себя узнали?
Участникам по желанию предлагается ответить на вопросы: - Что для вас было интересно на сегодняшнем занятии, а что нет? - Что нового вы узнали?
- Какие у вас есть пожелания и предложения ведущему?
Благодарность психолога за занятие. Прощание. «Всем спасибо! До следующего занятия!». Аплодисменты по кругу.
ЗАНЯТИЕ 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|