Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение «Чего я хочу достичь?»





Пояснительная записка.

Актуальность.Важнейшими задачами, стоящими перед одиннадцатиклассниками, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения. Любой экзамен является стрессовой ситуацией, ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно каждый год меняются требования к проведению экзамена, такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Цель: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену.

Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Ознакомление с методами саморегуляции.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приемам эффективного запоминания
8. Обучение методам работы с текстом.



Категория участников: ученики 11Б класса, в возрасте 17-18 лет.

Количество участников: 30 человек.

Место проведения: МОУ СОШ №117, г. Уфа.

Методы и техники, используемые в занятиях:

Ролевые игры.

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Телесно-ориентированные техники.

Диагностические методики (тест Томаса, тест Спилбергера-Ханина, методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2)).

Оборудование: доска, мел, фломастеры, стулья

Оценкой эффективности служат показатели уровня ситуативной тревожности, уровня организаторских и коммуникативных склонностей, предпочитаемый стиль в поведения в конфликтной ситуации.

Критерии эффективности:низкая ситуативная тревожность, высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей, стратегия поведения в конфликтной ситуации ориентированная на сотрудничество и компромисс.



Ожидаемые результаты: повышение сопротивляемости стрессу, развитие уверенности в себе, развитие коммуникативной компетентности, овладение приемами саморегуляции, овладение приемами рационального запоминания.

 

 

Учебно-тематический план

 

Тема занятия Цель, задачи Содержание занятий
1. Знакомство Цель: познакомить выпускников с особенностями экзамена. Задачи: 1. Создание групповой сплоченности. 2. Принятие правил работы группы 3. Формирование положительного настроя на работу. 4. Формирование единого рабочего пространства. Знакомство Игра «Скалолаз» Выработка правил работы группы Упражнение «Чего я хочу достичь?» Рефлексия Подведение итогов
2. Память и приемы запоминания (часть 1) Цель: познакомить старшеклассников с приемами рационального запоминания. Задачи: 1. Знакомство с характеристиками памяти человека. 2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков. 1. Приветствие. 2. Разминка Упражнение: "На льдине" 3. Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала 4. Дискуссия по теме лекции. 5. Упражнение "Снежный ком" 6. Подведение итогов занятия
Память и приемы запоминания (часть 2 Цель: обучение приемам эффективного запоминания Задачи: 1. Знакомство с характеристиками памяти человека. 2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков. 1. Приветствие. Каждый участник рассказывает, что хорошего произошло с ним за прошедшую неделю. 2. Разминка Игра «Кто поедет на Север» 3. Мини-лекция: Методы активного запоминания 4. Дискуссия по теме лекции. 5. Упражнение. "Память и чувственный опыт" 6. Упражнение "Я хвалю себя за то, что..." 7. Подведение итогов занятия
Методы работы с текстами Цель:ознакомление с методами работы с текстами Задачи: 1. Обучение эффективным методам работы с текстами. 2. Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам.   1. Приветствие Упр."Комплимент" 2. Разминка Упр. «Бег рук» ощущения от рук партнеров. 3. Упр. Работа с текстом 4. Упр. "Пустой стул" 5. Подведение итогов занятия.
Как справиться со стрессом на экзамене Цель:познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Задачи: 1. Повышение сопротивляемости стрессу в результате: а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) возрастания уверенности в себе, в своих силах; 2. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы. 1. Приветствие 2. Разминка Упражнение «Самое трудное» 3. Упражнение «Состояние тревоги и покоя» 4. Упражнение «Мышечная релаксация» 5. Упражнение: «Дыхательная релаксация» 6. Упражнение «Сосредоточение на предмете» Рефлексия    
Уверенность на экзамене Цель:повысить уверенность в себе, в своих силах. Задачи: 1. Обучить учащихся самоубеждению в случае неуверенности в своих силах 2. Помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно; 3. Показать учащимся, как можно усилить свое ощущение уверенности. Оборудование: листы бумаги (по количеству учащихся), цветные карандаши, авторучки. 1. Приветствие Игра «Передача хлопка» 2. Разминка Упр.«Статуя уверенности и неуверенности» 3. Упр. «Мои ресурсы» 4. Упражнение «Приятно вспомнить» Рефлексия Подведение итогов занятия.

 



 

Содержание учебно-тематического плана.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО

Цель:познакомить выпускников с особенностями экзамена.

Задачи:

1. Создание групповой сплоченности.
2. Принятие правил работы группы
3. Формирование положительного настроя на работу.
4. Формирование единого рабочего пространства.

1. Приветствие.Психолог представляется и рассказывает о занятии, его целях и задачах.

2. “Знакомство”

Цель:сближение участников группы.

Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит,

что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а после представляет себя и т. д.

Игра «Скалолаз»

Описание

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

 

Смысл упражнения

 

Формирование доверия, ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации (общения без помощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координации совместных действий. Физическая и эмоциональная разминка.

 

Обсуждение

 

Обмен эмоциями, возникшими по ходу игры. Какие чувства появлялись у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Правила работы группы

Выработка общегрупповых правил
Психолог: «Я думаю, вы уже поняли, что эти занятия – не такие как все. Мы не будем с вами что-то читать и пересказывать, учиться применять формулы и правила. Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас обратился к собственной личности. Возможно, это сложная задача, но если получится – мы сможем и жить, и воспринимать себя по-другому, меньше мучаясь и больше радуясь, сможем стать мудрее. Но это достаточно глубокий процесс, можно узнать и что-то, что является тайной, поэтому для обеспечения психологической безопасности и для того, что вы сами помогали мне в управлении происходящим, я предлагаю ввести правила нашей группы. Ведь любое развитое собрание людей имеет свои нормы. Давайте не будем отличаться в худшую сторону и тоже введем для себя такие нормы».

В выработке правил участвуют все. Ведущий и участники сначала называют правила, затем обсуждают. Правила записываются на доске или ватмане, который вывешивается на видном месте, и находятся в поле зрения всех учащихся.

Примерные правила работы в группе
• Правило конфиденциальности
означает, что все, о чем мы говорим в группе, останется между нами.

• Правило активности
(«Как вы сами понимаете, что означает это правило?»)
чем активнее каждый из вас будет участвовать, тем больше пользы он принесёт как другим, так и себе. Это правило означает, что желательно откликаться на предложения ведущих, отвечать на их вопросы, если вам захотелось что-то спросить, то спрашивать и если у вы хотите что-то предложить, то предлагать.

• Правило «стоп»
тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «стоп» и таким образом исключить себя из участия. Но этим правилом желательно пользоваться как можно реже, так как оно ограничивает и самого участника и саму группу.

• Правило открытости и честности
необходимо стараться быть здесь самими собой, говорить то, что думаешь и чувствуешь. Если раскрываться в каком-либо действии для Вас болезненно, лучше обратиться к правилу «стоп», чем говорить неправду.

• Правило «приходи вовремя!»

• Правило наказания
у группы есть право придумать наказание тому, кто нарушил одно из правил. Однако это наказание не должно принести физический или моральный вред.

• Без оценок
не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, не допускать оценки человека, оценивать не участников, а только их действия (высказывания), учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Тип выражений может быть таким: «Мне не нравится твой тон обращения».
Важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека мы говорим о своих чувствах, которые его действия у нас вызывают.

Психолог спрашивает, хотели бы ещё учащиеся предложить ввести какое-нибудь правило (выключить сотовые телефоны, обращаться по имени, относиться друг к другу с уважением; если возникнет вопрос, который хотелось бы обсудить с ведущими вне группы, то можно обращаться).

После фиксации правил происходит процесс «голосования» - учащийся поднимает руку в знак согласия с тем, что принимает их и готов применять.
Далее психолог говорит о том, что работа на занятиях будет сопровождаться ведением не совсем обычной Тетради для размышлений и полезной информации. Она нужна прежде всего для самих старшеклассников. Почти на каждом занятии будет предоставляться очередная страница Тетради, которые удобно хранить в папке-скоросшивателе. Иногда (при проведении тестов для их обработки) отдельные листы будет необходимо сдать, но они впоследствии будут возвращены.

Психолог раздает первую страницу Тетради. Учащиеся фиксируют выработанные данные правила.

Упражнение «Чего я хочу достичь?»

Цель:настроить на успех.

Инструкция: «Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать об этом. Задача остальных — догадаться, о чем идет речь».

Анализ:

— Трудно ли было выбрать важную цель?

— Что нужно сделать для того, чтобы достичь цели?

— Не слишком ли глобальны ваши цели, или, может быть, слишком мелкие, или как раз достижимые?

Рефлексия

Подводится итог занятия. Выпускники отвечают на следующие вопросы:

— Как вы себя сейчас чувствуете?

— Что понравилось, что не понравилось?

— Что нового для себя узнали?

Участникам по желанию предлагается ответить на вопросы:
- Что для вас было интересно на сегодняшнем занятии, а что нет?
- Что нового вы узнали?

- Какие у вас есть пожелания и предложения ведущему?

Благодарность психолога за занятие. Прощание.
«Всем спасибо! До следующего занятия!». Аплодисменты по кругу.

 

ЗАНЯТИЕ 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.