Сделай Сам Свою Работу на 5

Технология решения проблемы проекта.





Школьная научно-практическая конференция МОУ «Лицей №3»

Секция «Педагогика»

Изучение ответственности подростков 6-10 классов на примере редколлегии школьной газеты

Попкова Евгения Олеговна,

Фортученко Ольга Георгиевна

Ученицы 10 «А» класса

 

МОУ «Лицей №3» г. Чебоксары

 

Научный руководитель:

Кайсарова Анна Владимировна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры психологии

и социальной педагогики

ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»

 

 

Чебоксары – 2011

Оглавление

 

Введение

1. 1. Краткое обоснование выбора темы проекта…………………………………………………….3

1. 2. Цель проекта……………………………………………………………………………………….3

1. 3. Содержание поставленных задач………………………………………………………………...3

1. 4. Проблема проекта, её актуальность……………………………………………………………...3

1. 5. Методы исследования проблемы проекта……………………………………………………….3

1. 6. Ценность полученных результатов исследования………………………………………………3

1. 7. Оптимальный вариант решения проблемы проекта…………………………………………….4

1. 8. Характеристика источников информации……………………………………………………….4



1. 9. Степень изученности данной проблемы…………………………………………………………4

1. 10. Личный вклад в решение проблемы проекта…………………………………………………..4

 

Основная часть

2. 1. Методика и техника исследования проблемы проекта…………………………………………5

2. 2. Анализ оптимального метода решения проблемы……………………………………………...7

2. 3. Анализ прогнозируемого и полученного результата проекта………………………………….8

2. 4. Описание продукта проекта………………………………………………………………………8

 

Заключение

3. 1. Выводы……………………………………………………………………………………………..9

 

Библиографический список

4. 1. Перечень публикаций, изданий, источников информации……………………………………10

Приложения

5. 1. Приложение №1………………………………………………………………………………….11

5. 2. Приложение №2………………………………………………………………………………….12

5. 3. Приложение №3………………………………………………………………………………….14

5. 4. Приложение №4………………………………………………………………………………….15



5. 5. Приложение №5………………………………………………………………………………….16

5. 6. Приложение №6………………………………………………………………………………….18

5. 7. Приложение №7………………………………………………………………………………….19

5. 8. Приложение №8………………………………………………………………………………….24

5. 9. Приложение №9………………………………………………………………………………….25

 

 

 

Введение.

 

Краткое обоснование выбора темы проекта.

Проблема развития социальной ответственности растущего человека приобретает особую актуальность в современных условиях, когда успех общего дела зависит от ответственности каждого за себя, за другого человека, за общее дело. Социальная ответственность всегда наполнена мировоззренческим смыслом, основывающимся на сознательности и идейной зрелости человека как личности.

Ответственность – это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность – это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность, и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Формирование ответственного отношения школьника к своим обязанностям является важнейшей проблемой воспитания учеников, которая особенно остро обсуждается в российском обществе.

Мы являемся главными редакторами школьной газеты и имеем дело с достаточно большим количеством людей, желающих работать с нами. Мы хотим, чтобы участники нашей редколлегии были более ответственными и исполнительными.



 

Проблема проекта, её актуальность

Для достижения поставленной цели нам необходимо ответить на следующий вопрос: как повысить уровень ответственности у подростков 6-10 классов Лицея?

Данная проблема в наше время особенно актуальна. От уровня ответственности человека зависит его будущее, его подъём по карьерной лестнице, его социальное положение.

Содержание поставленных задач.

1. Сбор и анализ информации по теме проекта.

2. Проведение тестирований среди участников контрольной группы до начала их работы в газете (см. приложение № 4,5).

3. Сбор характеристик от педагога-организатора Лицея №3 на каждого из ребят до начала их работы в газете (см. приложение №7).

4. Совместный выпуск школьной газеты с установленными сроками сдачи материала и печати номера (см. приложение №8).

5. Проведение тренингов и бесед на тему ответственности во время общих сборов редколлегии (см. приложение №2,9).

6. Создание рекомендаций по повышению уровня ответственности для участников контрольной группы. (см. приложение №3).

7. Написание отзывов о работе каждого из журналистов школьной газеты от главных редакторов (см. приложение №6).

8. Проведение повторного тестирования среди участников редколлегии.

 

Цель проекта.

· Изучить уровень ответственности среди школьников 6-10 классов МОУ «Лицея №3»

· Повысить уровень ответственности участников редколлегии школьной газеты «Эхо Лицея»

 

Методы исследования проблемы проекта.

В процессе решения данной проблемы мы использовали такие методы исследования, как сбор, обработка и анализ информации из литературы и сети Интернет, опрос, анкетирование и анализ альтернативных вариантов метода решения проблемы.

 

Ценность полученных результатов исследования.

· Мы узнали теоретические советы по повышению уровня ответственности у человека.

· Мы составили общую характеристику каждого из участников контрольной группы, определили его уровень ответственности и возможные способы мотивации.

· Мы проанализировали альтернативные методы решения проблемы проекта и выбрали оптимальный.

 

Оптимальный метод решения проблемы проекта.

Оптимальным методом решения проблемы проекта мы считаем:

· Совместный выпуск газеты. Работа в команде.

· Проведение тренинга и беседы на тему ответственности во время общих сборов редколлегии.

· Создание рекомендаций по повышению ответственности с целью последующего ознакомления с ними участников контрольной группы.

 

Характеристика источников информации.

Литература:

Абрамова Г.С. Возрастная психология. "Практикум по психологии личности"

Асмолов А.Г. «Психология личности»

Богданова О.С. «Нравственное воспитание старшеклассников»

Кирьякова А.В. «Ориентация школьников на социально-значимые ценности»

Муздыбаев К. «Психология ответственности»

В.Г.Максимов, Е.И.Максимова «Причинно-следственный анализ ответственного отношения школьников к своим обязанностям».

Мухина В.С. Возрастная психология

 

Интернет:

www.psychologos.ru

www.wikipedia.ru

 

Степень изученности данной проблемы.

Проблема формирования ответственного отношения школьников к своим обязанностям как теоретически, так и практически в полной мере пока не решена. Известно, что в психолого-педагогической литературе проблема формирования ответственного отношения детей к своим делам и обязанностям широко рассматривалась такими классиками зарубежной и отечественной педагогики как Я.А. Коменский, Д. Локк, А.С. Макаренко, Ж.Ж. Руссо, современными педагогами - И.С. Марьенко, И.В. Павлов и др. При всей несомненной научной и практической значимости указанных исследований и их важности в решении поставленной проблемы следует отметить, что это проблема является одной из малоисследованных в педагогической теории. Также в работах данных исследователей не рассматривается такой способ развития ответственности у школьников как работа в редколлегии школьной газеты.

 

Краткое описание личного вклада авторов работы в решение проблемы проекта.

Наш личный вклад в решение проблемы:

  • Сбор и анализ информации по теме проекта
  • Проведение анкетирования
  • Организация процесса работы по созданию выпусков школьной газеты
  • Проведение тренингов и бесед с журналистами
  • Составление рекомендаций по повышению уровня ответственности у подростков
  • Написание отзывов о работе участников редколлегии

Основная часть.

 

Технология решения проблемы проекта.

1. Исследование данной проблемы

· Сбор, обработка и анализ информации из литературы и сети Интернет

· Проведение тестирования. Сбор и анализ характеристик учеников контрольной группы.

· Анализ альтернативных методов решения нашей проблемы и поиск оптимального метода решения этой проблемы

2. Анализ оптимального метода решения проблемы

3. Описание продукта нашего проекта

4. Анализ прогнозируемого и полученного результата

 

2.1. Методика и техника исследования данной проблемы:

Проблему формирования у подростков ответственного отношения к делу мы рассматривали на примере учеников нашего Лицея, которые желают работать в школьной газете (контрольная группа). Для нормальной продуктивной работы журналист, прежде всего, должен быть ответственным и исполнительным. Мы заинтересованы в систематическом выпуске газеты, а значит и в том, чтобы люди, работающие в нашей редколлегии, выполняли все поручения правильно и в указанный срок, т.к. выпуск всего номера (а значит и работа всей команды) зависит абсолютно от каждого журналиста.

Приступив к исследованию данной проблемы, мы в первую очередь собрали и проанализировали информацию из литературы и сети Интернет, чтобы иметь теоретические знания по этому вопросу, на которые мы смогли бы опираться в дальнейшем. Далее мы изучили уровень ответственности каждого ученика контрольной группы: мы провели ряд психологических тестов, анкетирование, опрос и проанализировали характеристику каждого. Эти меры помогли нам составить представление о каждом участнике контрольной группы и на основе этих данных составить проанализировать существующие и выбрать оптимальный метод решения проблемы проекта.

 

2.1.1. Сбор, обработка и анализ информации из литературы, сети Интернет.

Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - воспитать. Ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться.
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.

В готовность брать на себя трудные моменты жизни входит:

  • Представление о том, что от меня в ситуации требуется и от меня ждут.
  • Способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков),
  • Наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации.

Воспитание ответственности - привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни.

Ответственность можно развить только самому, только при собственном желании. Окружающие же тебя люди могут только помочь тебе.

Как стать ответственным?

Для начала сделать ответственность своей ценностью. А именно: осознать, что ответственность - это важнейший социальный навык, благодаря которому можно качественно улучшить свою жизнь и стать ее полноценным автором. Этому навыку может научиться любой человек. Поверить в это, загореться этим. Захотеть воспитывать в себе и развивать чувство ответственности.

2.1.2. Проведение тестирования. Сбор и анализ характеристик учеников из контрольной группы.

Для составления представления об уровне ответственности каждого из членов контрольной группы, мы провели тест (приложение № 5) и собрали характеристики на каждого из них, написанные педагогом-организатором Средней ступени МОУ «Лицея №3» Фёдоровой Л.А.

Проанализировав полученную информацию, мы получили:

 

Фамилия, имя Результат теста на ответственность (№1) Потребности, выраженность которых довольно высока (результат теста №2) Характеристика (наиболее важные моменты)
Юлия С. 41,50% Признание, социальный контакт, статус До выполнения общественных поручений относится не всегда добросовестно. Для повышения эффективности работы Юле необходимо чуть более ответственно относиться к делу.
Павел Б. 33,2% Спокойствие, любознательность До выполнения общественных поручений относится не всегда добросовестно, нуждается в постоянном контроле.
Юлия Н. 49,8% Спокойствие, романтика, независимость, бережливость До выполнения общественных поручений относится добросовестно, но чаще всего боится брать на себя ответственность
Валерия Ш. 49,8% Социальный контакт, признание До выполнения общественных поручений относится добросовестно, но предпочитает работать в команде и не брать ответственность лично на себя.
Татьяна Г. 49,8% Романтика, любознательность До выполнения общественных поручений относится добросовестно, но предпочитает работать в команде и не брать ответственность лично на себя.
Елизавета Ф. 66,4% Порядок, признание, социальный контакт До выполнения общественных поручений относится очень добросовестно. Смело берёт на себя ответственность и не нуждается в дополнительном контроле.
София М. 74,7% Спокойствие, порядок До выполнения общественных поручений относится очень добросовестно.
Мария З. 58,1% Статус, признание, социальный контакт До выполнения общественных поручений относится добросовестно. Всегда доводит дело до конца.
Анастасия Р. 49,8% Статус, признание До выполнения общественных поручений относится не всегда добросовестно.
Анастасия А. 66,4% Порядок, социальный контакт, идеализм До выполнения общественных поручений относится очень добросовестно. Все дела доводит до конца.
Виктория Ж. 49,8% Спокойствие, семья До выполнения общественных поручений относится добросовестно, но чаще всего боится брать на себя ответственность
Татьяна Ф. 66,4% Порядок, спокойствие, семья До выполнения общественных поручений относится добросовестно. Чаще всего доводит дело до конца.

 

 

В состав нашей контрольной группы входят: 2 человека с низким уровнем ответственности (до 45%), 7 человек со средним уровнем ответственности (45-65%) и 3 человека с высоким уровнем ответственности (более 65%). Каждому из ребят необходима своя определённая мотивация. Её необходимо учитывать при работе с этим человеком.

Характеристики всех участников контрольной группы подтверждают результаты, полученные после проведения психологических тестов.

 

2.1.3 Анализ альтернативных методов решения проблемы проекта и поиск оптимального метода решения проекта

Чтобы найти оптимальный метод решения данной проблемы, мы проанализировали альтернативные варианты.

Всем известно, что в наше время деньги являются сильной мотивацией, с помощью этого можно повысить ответственность участников редколлегии. Можно сделать газету платной, а с денег, вырученных с продажи «Эха» выдавать заработную плату работникам газеты. Ввести систему премий и санкций.

Но этот метод решения проблемы проекта не является оптимальным, т.к. мы хотим, чтобы подростки относились ответственно не только к обязанностям, за которые им платят деньги, но и к общественным поручениям, которые совершаются на благо общества, безвозмездно.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.