Сделай Сам Свою Работу на 5

Я впервые открыл в этой речи клоны,





Перспевные, гневные, нежные звоны.(К. Д. Бальмонт)

Аллитерация— повторение согласных звуков:

Рас — стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас — садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли. (М. И. Цветаева)

Метрико-ритмический анализ.

Системы стихосложения

Силлабическое стихосложение— система, основанная на соизмеримости стихов по числу слогов. В русской поэзии утвердилась в XVII веке и просуществовала вплоть до реформы Тредиаковского — Ломоносова (1735—1743).

Что так смутен, дружок мой? Щеки вдруг опали, (13 слогов)

Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали. (13 слогов) А. Кантемир

Тоническое стихосложение— система, основанная на одинаковом (или примерно одинаковом) количестве ударных слогов в стихе при произвольном чередовании безударных. Встречается в фольклорных текстах, в стихах, стилизованных под народную поэзию («Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова), в поэзии XX века у В. Маяковского, М. Цветаевой и др.

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке.



Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё — пять букв. М. Цветаева

Силлабо-тоническое стихосложение— система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. В русской поэзии утверждается со второй трети XVIII века, господствует в поэзии XIX века. Регулярно повторяющееся в стихе сочетание ударного слога с одним или двумя безударными называется стопой.Например: двустопный хорей, четырёхстопный ямб, шестистопный дактиль, пятистопный амфибрахий. В строке может быть от двух до шести стоп, другие случаи редки.

РАЗМЕРЫсиллабо-тонического стиха

Размер-метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.

ДВУСЛОЖНЫЕРАЗМЕРЫ.

Хорей— чередование двух слогов с ударением на первом слоге:

Мчáтся тýчи, вьются тýчи; (А. С. Пушкин)

Ямб— чередование двух слогов с ударением на втором слоге:

Морóз и сóлн це; дéнь чудéс ный(А. С. Пушкин)

Это самый распространенный, излюбленный размер в русской поэзии.

Вольный хорей и вольный ямб— разностопные размеры, допускающие разное количество стоп в строке (басни И. А. Крылова, комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»).



ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ.

Дактиль— чередование трех слогов с ударением на первом слоге.

Тýчи не бéсные, вéчные стрáнники! (М. Ю. Лермонтов)

Гекзаметр— в античном стихосложении: шестистопный дактиль с цезурой посередине, в русском переводе: сочетание дактиля с хореем — дольник.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына… (Гомер)

Амфибрахий— чередование трех слогов с ударением на втором слоге.

Однáжды в студёную зимню ю пóру…

Анапест— чередование трех слогов с ударением на третьем слоге.

На зарé ты её не будú,..(А. А. Фет)

При анализе размеров следует помнить, что строго система не выдерживается, допускаются отклонения.

Пиррихий— облегченная стопа, в ней нет ударного слога. Такие стопы замедляют ритм стихотворения.

Есть в свéтлости осéннихвечерóв (Ф. И. Тютчев)

Спондей— наличие лишнего ударения в стопе. Добавочное ударение учащает ритм.

Я вúдел вéчер твóй. Óнбыл прекрáсен!

В первой строчке фрагмента стихотворения Ф. И. Тютчева ямб трудно узнать, так как большинство слогов ударные.

РИТМ И РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ

Мелодия стиха определяется размером, повторами, особой песенной интонацией. Не случайно многие стихотворения стали романсами: «На заре ты ее не буди…» (А.А.Фет), «Я помню время золотое…» (Ф. И. Тютчев). Музыкальность стиха связана с ритмом, т. е. с равномерным повторением каких-либо однородных явлений.



РИТМ— это основа поэтической речи. Он создается не безукоризненным соответствием схеме, а реальным чередованием ударных и безударных слогов, реальным количеством стоп.

Важнейшие факторы ритма — это пиррихий, спондей, длина стиха, разностопность, рифма, слово.

Длинастиха:

«Не знáй печáли» (2-стопный ямб).

«Любил и я в былые годы» (4-стопный ямб).

«Проселочным путем люблю скакать в телеге» (6-стопный ямб).

«Мчатся тучи, вьются тучи» (4-стопный хорей).

«Выхожу один я на дорогу» (5-стопный хорей).

Стихи одного размера, но с разным количеством стоп воспринимаются по-разному.

Разностопность.

В одном стихотворении могут быть стихи разной длины.

С Богом, в дальнюю дорогу!

Путь найдешь ты, слава Богу.

Светит месяц; ночь ясна,

Чарка выпита до дна… — равностопный хорей.

Мы друг друга любим, — что ж нам в том с тобою

Любим и страдаем всякий час.

Боремся напрасно мы с своей судьбою,

Нет на свете радостей для нас. — полноударный разностопный хорей.

Чередование стихов разной длины должно быть упорядоченным, чтобы стихотворение было ритмичным.

РИФМАкак фактор ритма важна, потому что:

- фиксирует окончание стиха и сигнализирует о паузе;

- создает упорядоченность благодаря повторениям через интервал.

Воспринимающий стихотворную речь человек находится в ожидании рифмы. Если рифма в каком-либо стихе отсутствует, происходит сбой ритма.

Рифма — это и ритмический, и композиционный, и смысловой элемент. Являясь звуковым повтором, она сближает по смыслу рифмующиеся слова, либо изменяет их первоначальный смысл. Рифма скрепляет разные стихи.

Рифма бывает:

мужская открытая (данá- осужденá),мужская закрытая (убегáл- екáл),женская(могúла — изменúла),дактилическая (пáлубе — жáлобе),гипердактилическая(пáлевая- отчáливая);

Женская рифма

Ударение на предпоследнем слоге: дрожали.

Дактилическая рифма

Ударение на третьем слоге от конца: похаживал.

Мужская рифма

Ударение на последнем слоге: костёр.

Гипердактилическая

Ударение на четвертом слоге от конца: прислушиваться.

Открытая рифма

Оканчивается гласным звуком: молва.

Закрытая рифма

Оканчивается согласным звуком: простор

- точная (оврагом — глагом, властью — страстью, птица-клубится, убого — строго),неточная (милый- силой),приблизительная (поговорку — пятеркой);

- достаточная (голубочек- дружочек),богатая (стих- затих, творили покорили, дыханье- колыханье);

- равносложная (подруга — досуга),неравносложная (пороки — строки),усеченная(дрожало — жалом);

-составная(где вы — девы, я ли- бежали);

- корневая (годы — годный, робкий — коробка);

- внутренняя:

Быстро дни недели пролетели,

Протекли меж пальцев как вода,

Потому что есть среди недели

Хитрое колесико — среда…С. Маршак

Белые бивни бьют в ют…Н. Асеев

Рифма может быть оценена как

- банальная (розы — морозы, любовь- кровь);

- оригинальная (генеральный — подальше, гитары — Гюль-, Евгений — впечатлений, Бей — Булатом — братом);

- неожиданная (треф-лев, хорошо — карандаша);

- эффективная (Боклъ — бинокль, действийфарисействе,хжи — рубежи).

В стиховедении приняты следующие обозначения рифмовки: аа(т. е. повтор строчной буквы) — мужская рифма;АА(повтор прописной буквы) — женская рифма; А’А’дактилическая рифма; А»А» гипердактилическая рифма.

По положению в строфе

Охватная опоясывающая рифма абба

Природа— сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.Ф. И. Тютчев

Смежная рифма аабб

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань сновидении ей!А. А. Фет

Перекрестная рифма абаб

И вот сентябрь! и вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.Е. А. Баратынский

АНАЛИЗ СТРОФИКИ

Строфика создает членение стихотворного текста. Каждая строфа — группа стихов, которая обозначена графически (межстрочным пробелом). Различаются строфы по количеству строк и способу рифмовки: терцет (трёхстишье), катрен (четырёхстишье), пятистишие, шестистишие (секстет),семистишие ( септима), восьмистишие (октава), нона, триолет, рондо, терцин, сонет, одическая строфа(девятистишие),одиннадцатистишие (лермонтовская строка), четырнадцатистишие (онегинская строфа) и т.д.

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа из 14 строк с определенной системой рифмовки, примененная А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине» Общая схема рифмовки:АбАбВВггДееДжж (заглавной буквой обозначены женские рифмы, строчной — мужские), размер — 4-стопный ямб. Например:

1. Всегда скромна, всегда послушна, А

2. Всегда как утро весела, б

3. Как жизнь поэта простодушна, А

4. Как поцелуй любви мила, б

5. Глаза как небо голубые; В

6. Улыбка, локоны льняные, В

7. Движенья, голос, легкий стан г

8. Все в Ольге… но любой роман г

9. Возьмите и найдете, верно, Д

10. Ее портрет: он очень мил, е

11. Я прежде сам его любил, е

12. Но надоел он мне безмерно. Д

13. Позвольте мне, читатель мой, ж

14. Заняться старшею сестрой. ж

Примерный анализ стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина.

Стихотворение «Анчар» согласно традиционному идейно-тематическому подходу к творчеству А.С. Пушкина принадлежит к вольнолюбивой лирике. Это не противоречит отнесению его к лирике философской. Тема свободы как таковая в нем преломлена — речь идет о внутренней несвободе человека и ее последствиях.

В стихотворении девять строф- катренов, написанных четырехстопным ямбом с пиррихиями и удлиненными клаузулами в четных стихах. Рифмовка перекрестная, с упорядоченным чередованием мужской (в нечетных строках) и женской (в четных) рифмы, которая всегда точная. Данный стихотворный размер позволяет включить в строку слова разных слогоударных типов, доказывая свою гармоничность, богатые возможности. Автор «Анчара» мог описывать таким размером явления природы, передавать переживания человека, создавать динамичную картину, рассказывать об исторических катаклизмах. Недаром его иногда называют «пушкинский ямб».

В этом стихотворении четко выделяются две композиционные части. Первая (первые пять строф) — лирическое изображение пустыни с одиноким древом яда анчаром в центре. Вторая (строфы шестая-девятая)- лирическое повествование о рабе и владыке. Таким образом, стихотворение может быть отнесено к жанру описательно-повествовательной лирики. Возможно также выделить две микротемы — отношения в мире природы и отношения в мире людей, соответствующие двум частям текста.

Первая часть последовательно разворачивает картину смерти. Это достигается эпитетами — «в пустыне чахлой и скупой», «жаждущих степей», «зелень мертвую», «вихорь черный, тлетворный», «лист дремучий», «песок горючий» -ничто не способствует жизни, не несет ее признаков. Центральный образ — анчар — символичен. В первой строфе древо яда рисуется через сравнение с «грозным часовым» и воспринимается прежде всего как одинокий, лишенный каких-либо связей пейзажный образ. Затем выясняется, что анчар враждебен всему живому, потому что напитан ядом и яд источает. Здесь важно развернутое олицетворение: «Природа… в день гнева породила, / И зелень… ветвей, / И корни ядом напоила». Анчар — порождение гнева — становится древом смерти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.