Сделай Сам Свою Работу на 5

Сведения об авторе; место писателя в историко-литературном процессе.





Дата написания произведения, условия написания.

Жанр.

Тема произведения.

Смысл названия. Сюжет.

Особенности композиции.

7) Характеристика лирического героя, его внутреннего мира (мысли, чувства, переживания). Его сходства — различия с автором:

- по чувствам, настроениям;

- по восприятию мира;

- по мыслям.

8) Художественные средства, способствующие выражению идеи:

а) лексика;

б) тропы и стилистические фигуры;

в) синтаксис;

Г) звукопись.

Метрико-ритмический анализ.

а) размер;

б) рифма, способы рифмовки;

В) строфа.

Значение стихотворения в творчестве поэта.

Вывод. Какие чувства пробудило во мне стихотворение?

МЕСТО СТИХОТВОРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА.При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры. Так, написанное А. С. Пушкиным в 1821 г. послание «В. Л. Давыдову» отражает бунтарский настрой поэта, особенно ясно выразившийся в финале стихотворения:



При определении места стихотворения в творчестве поэта важно понять, носит ли оно программный характер, т. е. является ли оно таким произведением, в котором выявились важнейшие цели и принципы творчества художника (к программным пушкинским стихотворениям относятся «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт» и др.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА.

ЖАНРЫ ЛИРИКИ

Лирическое стихотворение— произведение небольшого объема, написанное стихами. Универсальное обозначение жанра лирики.

ОДА—торжественное, патетическое, нравоучительное стихотворение.

РОМАНС, ПЕСНЯ— стихотворение с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение.

ПОСЛАНИЕ— стихотворное письмо. Обращение к конкретному адресату с просьбой, увещеванием, мольбой, советом.

ЭЛЕГИЯ— стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращенное к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, философских проблемах.



Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика (М. Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…», Б. Л. Пастернак «Зимний вечер»), пейзажная лирика (А. А. Фет «Чудная картина…», С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц…»),лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б. Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня»), гражданская и патриотическая лирика (Н.А.Некрасов «Родина», А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»), философская (медитативная) лирика (Ф. И. Тютчев «Последний катаклизм», И. А. Бунин «Вечер»), тема поэта и поэзии (Е. А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…», М.И.Цветаева «Роландов Рог»).

ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ- предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического).

# Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» относится к философской лирике. Поэт задается вопросами: почему «о счастье мы всегда лишь вспоминаем…», что дарует человеку ощущение счастья, что мешает осознать в настоящую минуту полноту и гармонию бытия. Но это стихотворение по праву может быть отнесено и к пейзажной лирике, поскольку Бунин не просто говорит о красоте мира, но и пластично ее изображает, описывая вечереющий день, «чистый воздух, льющийся в окно», «бездонное небо», в котором «легким белым краем встает, сияет облако».



Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При ее определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося ее с «вечными» для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов. В отличие от темы, мотив имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте и является устойчивым формально-содержательным компонентом произведения.

СОБЫТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Композиция— взаимное расположение и соотнесенность элементов литературного текста, т. е. построение художественного произведения.

Конфликт— противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.

Сюжет— ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор в литературном произведении и воспринимает читатель.

Фабула— цепь событий, составляющих сюжет, в их хронологической последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним.

ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА.Лирический сюжет не похож на эпический. В лирике изображается момент внутренней жизни человека, его переживания. Поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и конец, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки и т.д. Это изображение динамики переживаний.

Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это может быть любовные чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога. В отличие от эпоса и драмы, в лирике переживание самоценно, завершено внутренне, воспринимается как самостоятельный факт.

Основные элементы сюжета

Экспозиция— изображение обстановки действия и положения действующих лиц до начала самого действия — завязки и развития конфликта.

Завязка— событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения.

Развитие действия— ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом.

Кульминация— момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.

Развязка— заключительный эпизод в развитии конфликта (чаще всего — его разрешение) и действии литературного произведения.

Внесюжетные элементы

Лирическое отступление— фрагмент повествования, в котором автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или размышляет на темы, не связанные с магистральной линией произведения непосредственно. Лирические отступления открыто вводят в произведение субъективную позицию автора.

Пролог— вступление, вводная часть, предваряющая начало действия и представляющая читателю его предысторию.

Эпиграф— короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпилог— заключительная часть произведения, сообщающая о судьбах героев, о событиях их жизни, произошедших после завершения сюжетного действия.

АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ.Лирика не создает сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ.Лирические образы необычайно емки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Истолкования требуют:

- образ лирического героя;

- аллегорические образы (под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица, явления, предметы);

- символические образы;

- образ-переживание;

- предметный мир.

ХАРАКТЕРИСТИКАЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.Лирический герой — тот, переживания которого отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие и картину. Лирического героя следует отождествлять с автором.

АНАЛИЗ ЯЗЫКА. ЛЕКСИКА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.