|
Дикие животные, подготовка к зиме
Средняя группа
Задачи:
1. Активизация и обогащение словаря: предметного (названия предметов и явлений, обобщающие понятия), глагольного , словаря признаков и наречий.
2. Развитие грамматического строя речи:
2.1 Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа в именительном падеже.
2.2 Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
2.3 Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.
2.4 Согласование существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде и числе.
2.5 Употребление простых предлогов.
3. Развитие связной речи.
3.1 Составление предложения по демонстрации действия, по картинкам.
3.2 Распространение простого предложения.
3.3 Составление сложноподчинённого предложения с союзом «потому что»
3.4 Составление простого описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).
4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.
Словарная работа
| Грамматический строй речи
| Связная речь
| Психические процессы
|
Осень
Обогащение предметного словаря: -время года, осень, дождь, ливень, погода, урожай
Активизация глагольного словаря: -лить, моросить, собирать, спеть, наступать, падать
Обогащение словаря признаков: -холодный, пасмурный, дождливый, спелый
Активизация и обогащение словаря наречий: -холодно, тепло, солнечно
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа: -лист-листья;
гриб-грибы;
ягода-ягоды.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: гриб-грибок;
дождь-дождик;
лист-листок.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
-падает-падают;
шелестит-шелестят;
летит-летят.
Согласование существительных с местоимениями в роде, числе:
-мой листик;
моя шапочка;
моё солнышко;
мои грибы.
| Составление простого предложения по демонстрации действия, по картинкам:
- Дождь идёт.
Листья опадают.
Дети собирают грибы.
| Формирование мелкой моторики: рисование листочков, вырезывание, штриховка.
Развитие зрительного восприятия, памяти, слухового внимания: лото, кубики, «Что изменилось», «Найди такой же».
Развитие общей моторики:
Подвижные игры по теме
|
Овощи
Обогащение предметного словаря: -овощи,помидор, огурец, лук, картофель, капуста.
Активизация глагольного словаря:
спеть, убирать, расти, мыть, готовить, жарить, варить.
Обогащение словаря признаков: -спелый, красный, солёный, овальный, зелёный, большой. Маленький.
Активизация словаря наречий:
-вкусно, много.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа: - огурец-огурцы;
помидор-помидоры;
овощ-овощи
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: лук-лучок;
помидор-помидорчик;
огурец-огурчик.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
- Мама варит, готовит, режет, чистит;
Дети едят, помогают, говорят «спасибо».
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-спелый помидор;
большая капуста;
готовое блюдо;
маленькие огурчики
Употребление простых предлогов:
-Капуста на грядке.
-Огурчики сложили в банку.
| Формирование начал простого описательного рассказа по схеме:
-размер, цвет, форма, вкус, через простое распространённое предложение:
-Огурец маленький, солёный, зелёный, овальный.
| Развитие логического мышления:
загадки.
|
Фрукты
Обогащение предметного словаря: -фрукты, яблоко, груша, слива, персик, абрикос и др.
Активизация глагольного словаря:
- спеть, убирать, расти, мыть.
Обогащение словаря признаков:
- спелый, красный, сладкий, сочный, большой, маленький.
Активизация словаря наречий:
-вкусно, много.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа: - яблоко-яблоки;
груша-груши;
слива-сливы.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: яблоко-яблочко;
вишня-вишенка.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
- Мама готовит, режет, чистит;
Дети собирают, едят, помогают.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-спелое яблоко;
зелёная груша;
сладкий компот;
маленькие вишни.
Употребление простых предлогов:
Яблоко висит на дереве.
| Формирование начал простого описательного рассказа по схеме:
-размер, цвет, форма, вкус, через простое распространённое предложение:
-Яблоко большое, красное, круглое, сладкое.
| Формирование мелкой моторики: лепка,рисование, вырезывание, штриховка.
Развитие зрительного восприятия, памяти, слухового внимания: лото, кубики, «Что изменилось», «Чем похожи?».
|
Цвета
Активизация словаря признаков:
Знание основных цветов и некоторых оттенков: красный, белый, жёлтый, чёрный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый.
Активизация глагольного словаря:
-рисовать, закрашивать, обводить.
| Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных:
красный-красненький;
белый-беленький;
синий-синенький.
Дифференциация прилагательных единственного и множественного числа:
белый-белые;
синий-синие;
жёлтый-жёлтые
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
красная лента;
красный мяч;
красное солнышко;
красные карандаши.
| Формирование простого предложения по схеме, предложенным взрослым в вопросе:
-Какого цвета этот карандаш?
-Это жёлтый карандаш.
| Формирование мелкой моторики: рисование, раскрашивание, штриховка.
Развитие зрительного восприятия и конструктивного праксиса: лото, кубики, пирамидки, мозаики.
|
Части тела
Активизация предметного словаря:
- голова, туловище, руки, ноги, пальцы, лицо, нос, рот, лоб, глаза, живот, спина, колени, локти, волосы, брови.
Активизация глагольного словаря:
- говорить, дышать, петь, ходить, делать, писать, лепить, бегать, прыгать, смотреть.
Активизация словаря признаков:
- чистый, левый, правый, здоровый, больной.
Уточнение и активизация словаря наречий:
-налево, направо.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- рука-руки;
нога-ноги;
глаз-глаза;
палец-пальцы
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-нога-ножка;
рука-ручка;
язык-язычок;
живот-животик
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Ребёнок: Дети:
дышит дышат
говорит говорят
смотрит смотрят
слышит слышат
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
- мой нос;
моя рука;
моё туловище;
мои глаза.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
- левая рука;
правая нога;
чистые уши;
грязные руки.
| Закрепление навыка построения простого предложения по демонстрации действия:
- Аня подняла руку.
Ваня показал живот.
| Формирование мелкой моторики: лепка,раскрашивание, вырезывание, штриховка.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: кубики, лабиринты.
|
Зима
Обогащение предметного словаря:
- время года, зима, снег, снежинки, погода, мороз, метель.
Активизация глагольного словаря:
-падать, кружиться, мёрзнуть, засыпать.
Обогащение словаря признаков:
- холодный, снежный, ледяной, белый, мягкий.
Активизация словаря наречий:
- холодно, морозно
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- снежинка-снежинки;
комок-комки;
шапка-шапки.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
снег-снежок;
мороз-морозец;
сугроб-сугробик.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Снежинка падает, кружится, ложится.
Снежинки падают, кружатся, ложатся.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
- рыхлый снег;
белая снежинка;
холодное мороженое;
большие сугробы.
| Формирование сложносочинённого предложения с союзом «потому что»
- На картине зима, потому что есть снег, санки...
Формирование простого распространённого предложения:
Дети надевают шубу, шапку, варежки.
| Формирование мелкой моторики: лепка,выкладывание, штриховка.
Формирование общей моторики:
Подвижные игры по теме.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: лабиринты, разрезные картинки. «Чем похожи?»
|
Новый год
Обогащение предметного словаря:
- Новый год, ёлка, игрушки, украшения, гирлянды, хлопушки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник.
Обогащение словаря признаков:
- новогодняя, праздничная, ёлочная. Блестящая, сказочная, яркая.
Активизация глагольного словаря:
- наряжать, украшать, отмечать, праздновать, танцевать, петь, водить хоровод.
Активизация и обогащение словаря наречий:
- празднично, нарядно, красочно.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- ёлка-ёлки;
подарок-подарки;
хлопушка-хлопушки;
гирлянда-гирлянды.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
- снежинка-снежиночка;
песня-песенка;
игрушка-игрушечка;
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Дед Мороз поёт. Дети поют.
играет играют
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
- мой подарок;
моя гирлянда;
моё стихотворение;
мои снежинки.
Употребление простых предлогов:
Подарок под ёлкой.
Шишка на ёлке.
| Формирование простого описательного рассказа по предъявляемому предмету( новогодняя игрушка или подарок) по схеме:
-что это, цвет, форма, из чего сделан, как играть, кто подарил.
Заучивание стихотворений к утреннику.
| Формирование мелкой моторики: гирлянды, украшения, раскрашивание.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: «что исчезло», «Найди одинаковые».
|
Зимние забавы
Обогащение предметного словаря:
Санки, лыжи, лопатка, коньки, ледянки, горка, снежки, снеговик.
Активизация глагольного словаря:
Строить, лепить, кататься, катать, кидать, играть.
Обогащение словаря признаков:
Новые, блестящие, снежные, скользкие, быстрые.
Активизация и обогащение словаря наречий:
Быстро, ловко, метко.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
Лопатка-лопатки;
снежок-снежки;
горка-горки;
снеговик-снеговики.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
Коньки-конёчки;
горка-горочка;
санки-саночки.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Ваня катается. Дети катаются.
Ваня лепит. Дети лепят.
Ваня кидает. Дети кидают.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
мой снеговик;
моя горка;
мои коньки.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
Быстрые санки,
новая лопатка,
большой снеговик.
| Формирование сложносочинённого предложения с союзом «потому что»
- На картине зима, потому что дети катаются на лыжах…
Формирование простого распространённого предложения:
Дети катаются на коньках, на лыжах, на санках.
| Формирование мелкой моторики: лепка,выкладывание, дорисовывание.
Формирование общей моторики:
Подвижные игры по теме.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: лабиринты.
|
Игрушки
Активизация предметного словаря:
-игрушки, кубики, кукла, мишка, лошадка, машинка, мяч, пирамидка, матрёшка.
Активизация глагольного словаря:
- играть, строить, убирать, складывать, делиться.
Обогащение словаря признаков:
- большая, маленькая, красивая, круглая, цветная, любимая, мягкая.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- мишка-мишки;
кубик-кубики;
мяч-мячи;
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
- мяч-мячик;
коляска-колясочка;
машина-машинка.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Дети играют, дружат, строят.
Жадина играет, строит один.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
- мой мяч;
моя кукла;
моё место;
мои игрушки.
Употребление простых предлогов:
Мишка на стуле.
Мяч под столом.
Зайка в коробке.
| Формирование простого описательного рассказа по предъявляемому предмету( картинке) по схеме:
-что это, размер, цвет, форма, из чего сделан, как играть.
| Развитие логического мышления:
загадки.
Формирование мелкой моторики: раскрашивание, выкладывание, моделирование построек из мелкого строителя.
Формирование общей моторики:
Подвижные игры по теме.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: кубики, разрезные картинки.
|
Семья
Активизация и обогащение предметного словаря:
- мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочка, семья, внук, внучка.
Обогащение словаря признаков:
- милая, добрая, ласковая, сильный, старший, младший, маленький, старый, молодой.
Активизация глагольного словаря:
_ любить, гулять, праздновать, смотреть, дарить…
Активизация и обогащение словаря наречий:
-ласково, весело, нежно…
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- брат-братья;
бабушка-бабушки;
мама-мамы.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
- дедушка-дедуля;
сестра-сестричка;
папа-папочка.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Папа спит. Дети спят
Папа убирает. Дети убирают.
Папа чинит. Дети чинят.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-любимая мамочка;
дружная семья;
строгий папа;
заботливые родители.
| Закрепление навыка построения простого предложения по картинкам:
Мама готовит ужин.
Братик делает уроки.
| Формирование мелкой моторики: раскрашивание, выкладывание, вырезывание,
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: кубики, лабиринты.
|
Дикие животные
Активизация предметного словаря:
-заяц, волк, лиса, медведь, ёж, белка.
Активизация глагольного словаря:
-бегать, прыгать, рычать,
скакать, ходить.
Обогащение словаря признаков:
-белый, коричневый, рыжая, серый, колючий, хитрая, большой, неуклюжий, маленький, трусливый.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- заяц-зайцы;
белка-белки…
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-лиса-лисичка;
медведь-мишка;
заяц-зайчишка…
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Заяц прыгает, скачет. Зайцы прыгают, скачут.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-хитрая лиса;
трусливый зайчик;
серые волки…
| Формирование начал простого описательного рассказа по схеме: кто, размер, цвет, где живёт, что любит .
Договаривание фраз и отрывков из текста при рассказывании педагогом знакомых сказок по теме: «Теремок»,
«Рукавичка»…
| Развитие логического мышления:
загадки.
Формирование мелкой моторики: раскрашивание, лепка.
Формирование общей моторики:
подвижные игры по теме.
|
Домашние животные
Активизация предметного словаря:
-собака, кошка, корова, лошадь, овечка, свинья, поросёнок, жеребёнок, телёнок, щенок, котёнок, козлёнок.
Активизация глагольного словаря:
-мяукать, мычать, хрюкать, лаять, рычать, бегать, прыгать.
Обогащение словаря признаков:
- большая, маленькая, ласковая, добрая, пушистая, чёрная (кошка).
Активизация словаря наречий:
-быстро, медленно, высоко
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
-корова-коровы;
собака-собаки.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-кошка-кошечка;
лошадь-лошадка;
собака-собачка.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Поросёнок бегает, хрюкает.
Поросята бегают, хрюкают.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
-мой поросёнок;
моя лошадка;
мои щенки.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-маленькая собачка;
большой пёс;
пушистые котята…
Употребление простых предлогов:
Кошка на диване.
Щенок в будке.
| Формирование начал простого описательного рассказа по схеме: кто, размер, цвет, где живёт, что любит(чем питается).
Заучивание детских народных потешек о домашних животных.
| Развитие логического мышления:
загадки.
Формирование мелкой моторики: раскрашивание, лепка.
Формирование общей моторики:
подвижные игры по теме.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: кубики, разрезные картинки, «Чем отличаются».
|
Дикие птицы
Активизация и обогащение предметного словаря:
-голубь, воробей, ворона, синица, сова, крыло, хвост, клюв, лапы, глаза.
Активизация и обогащение глагольного словаря:
Чирикает, воркует, поёт, летает.
Обогащение словаря признаков:
-серый, невзрачный, драчливый, весёлый, зимующие.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
- голубь-голуби;
синица-синицы;
воробей-воробьи…
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-воробей-воробышек;
синица-синичка;
сова-совушка…
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Голубь клюёт, воркует. Голуби клюют, воркуют.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-невзрачный воробей;
белые голуби;
большая сова…
Употребление простых предлогов:
Синца на дереве. Воробей под деревом.
| Формирование начал простого описательного рассказа по схеме: кто, размер, цвет, как голос подаёт, что любит(чем питается).
| Развитие логического мышления:
загадки.
Формирование мелкой моторики: раскрашивание, лепка.
Формирование общей моторики:
подвижные игры по теме.
|
Домашние птицы
Активизация и обогащение предметного словаря:
-петух, курица, цыплята, гусь, утка, индюк.
Активизация глагольного словаря:
-клевать, щипать, летать, пищать, кукарекать, пить, плавать, бегать.
Обогащение словаря признаков:
-маленький, жёлтый, большой, голосистый, пушистый, пёстрый, лёгкий
Активизация словаря наречий:
-быстро, медленно, легко
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
-индюк-индюки;
гусь-гуси;
петух-петухи.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-цыплёнок-цыплёночек;
курица-курочка;
утка-уточка.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Курица бегает, ищет. Цыплята бегают, ищут.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
-мой цыплёнок;
моя курица;
мои утки;
моё перо.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-пушистый цыплёнок;
сердитый гусь.
| Формирование начал простого описательного рассказа по схеме: кто, размер, цвет, как голос подаёт, где живёт, что ест.
Заучивание детских народных потешек о домашних птицах.
| Развитие логического мышления:
загадки.
Формирование мелкой моторики: раскрашивание, аппликация.
Формирование общей моторики:
подвижные игры по теме.
|
Посуда
Активизация и обогащение предметного словаря:
посуда, чашка, ложка, вилка, блюдце, тарелка, стакан, нож, чайник, кастрюля, сковорода.
Активизация глагольного словаря:
Варить, жарить, размешивать, мыть, чистить, готовить.
Обогащение словаря признаков:
Новая, чистая, блестящая, красивая, большая, маленькая, острый…
Активизация словаря наречий:
-быстро, ловко, чисто.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
-нож-ножи;
вилка-вилки;
чашка-чашки.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-ложка-ложечка;
блюдце-блюдечко;
стакан-стаканчик.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Мама моет посуду и дети моют посуду.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
-моя чашка;
мой стакан;
мои вилки.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-красивая чашка;
новые ложки;
чистое блюдце;
большой стакан.
Употребление простых предлогов:
Стакан на столе. Посуда в мойке.
| Формирование начал простого описательного рассказа по схеме: что, размер, цвет, из чего сделана, для чего нужна.
| Развитие логического мышления:
загадки.
Формирование мелкой моторики: раскрашивание, аппликация.
|
Продукты
Активизация и обогащение предметного словаря:
-продукты, мясо, молоко, творог, сыр, торт, пирожное, конфеты, кефир, салат, суп, чай, кофе, какао, напитки, каша, пюре…
Активизация глагольного словаря:
Жарить, варить, мыть, чистить, резать, наливать, печь, размешивать, солить, угощать…
Обогащение словаря признаков:
-вкусные, полезные, молочные, мясные, мучные, солёные, варёные, жареные…
Активизация словаря наречий:
-вкусно, сытно, быстро, ловко
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
-торт-торты;
салат-салаты;
суп-супы;
пирог-пироги
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-молоко-молочко;
суп-супчик;
кефир-кефирчик.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Повар готовит обед. Повара готовят обед.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
-мой суп;
моя каша;
моё пирожное;
мои пирожки…
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-вкусный суп;
полезная каша;
сладкое пирожное;
куриные сосиски…
Употребление простых предлогов:
Котлеты на сковороде. Суп в кастрюле.
|
Формирование простого описательного рассказа по картинке по схеме:
-что это, какой это продукт, вкус, что можно приготовить
| .
Формирование мелкой моторики: раскрашивание, лепка.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания:разрезные картинки, «Чем отличаются».
|
Весна
Активизация и обогащение предметного словаря:
- время года, весна, солнце, сосулька, ручеёк, проталина, капель, кораблики, цветы.
Активизация глагольного словаря:
-таять, капать, светить, греть.
Обогащение словаря признаков:
-тёплый, солнечный, жаркий, цветущий
Активизация и обогащение словаря наречий:
-тепло, солнечно, красиво.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
-лист-листья;
сосулька-сосульки;
ручей-ручьи.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-цветы-цветочки;
ручей-ручеёк;
солнце-солнышко.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Сосулька капает, тает, плачет.
Сосульки капают, тают, плачут.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
-мой листик;
моё солнышко;
мои цветы
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-быстрый ручей;
тёплые лучи;
холодная сосулька
| Формирование сложносочинённого предложения с союзом «потому что»
- На картине весна, потому что есть ручеёк, светит солнышко...
Формирование распространённого предложения:
Дети надевают лёгкую шапочку, резиновые сапожки...
| Формирование мелкой моторики: раскрашивание, выкладывание, вырезывание.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: «Что изменилось», «Что не правильно».
|
Одежда
Активизация и обогащение предметного словаря:
-шорты, юбка, платье, брюки, майка, трусы, футболка, кофта, комбинезон, сарафан, шапка, пальто, куртка, шуба, шарф.
Активизация глагольного словаря:
- шить, стирать, чистить, примерять, носить, гладить.
Обогащение словаря признаков:
-детский, взрослый, новый, тёплый, лёгкий, летний, зимний.
Активизация и обогащение словаря наречий:
-удобно, красиво.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
-майка-майки;
сарафан-сарафаны;
юбка-юбки.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-пальто-пальтишко;
шуба-шубка;
майка-маечка.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Мама стирает, гладит, чистит одежду. Дети стирают, гладят, чистят…
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
-мой сарафан;
моя кофта;
моё платье;
мои носки.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
-красивое платье, новый шарф, чистые брюки, тёплая кофта.
Употребление простых предлогов:
Носки в шкафу. Пальто на вешалке.
| Формирование простого описательного рассказа по картинке по схеме:
-что это, для кого предназначено, когда это носят, цвет, форма, детали, что можно с этим делать.
| Формирование мелкой моторики: раскрашивание, аппликация.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: разрезные картинки, «Чем отличаются».
|
Обувь
Активизация и обогащение предметного словаря:
-туфли, тапочки, валенки, сапоги, ботинки, сандалии, кроссовки.
Активизация глагольного словаря:
-носить, примерять, выбирать, чистить, мыть.
Обогащение словаря признаков:
-новые, чистые, кожаные, резиновые, лёгкие, свободные.
Активизация и обогащение словаря наречий:
-удобно, красиво, легко.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
-ботинок-ботинки;
тапок-тапки;
сапог-сапоги…
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
-туфли-туфельки;
ботинки-ботиночки;
сапоги-сапожки…
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Маша надевает сапожки. Дети надевают сапожки.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
-мой ботинок;
моя обувь;
мои валенки.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
Новые туфли, рваный ботинок, грязная обувь.
| Формирование простого описательного рассказа по картинке по схеме:
-что это, для кого предназначено, когда это носят, цвет, форма, детали, что можно с этим делать.
| Формирование мелкой моторики: раскрашивание, аппликация.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: разрезные картинки, «Найди пару».
|
Мебель
Активизация и обогащение предметного словаря:
-мебель, стол, стул, кресло, тумбочка, диван, шкаф, кровать, полка.
Активизация глагольного словаря:
-двигать, ремонтировать, покупать, расставлять, протирать.
Обогащение словаря признаков:
-высокий, большой, низкий, маленький, мягкий, удобный, прямоугольный, блестящий, новый.
Активизация и обогащение словаря наречий:
-удобно, мягко, жёстко.
| Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа:
-стол-столы;
стул-стулья;
шкаф-шкафы.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
диван-диванчик;
кресло-креслице;
кровать-кроватка…
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
Папа покупает мебель. Люди покупают мебель.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе:
-мой шкаф;
моя кровать;
моё кресло;
мои стулья
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе:
Новый диван, мягкая кровать, удобное кресло, старые стулья.
Употребление простых предлогов:
Котёнок на диване, под столом, за креслом…
| Формирование простого описательного рассказа по картинке по схеме:
-что это, для чего нужно, цвет, форма, детали, что можно с этим делать.
| Формирование мелкой моторики: раскрашивание, аппликация.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: разрезные картинки, «Что без чего».
| Перспективное планирование формирования лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи
Старшая группа
Задачи:
1. Активизация и обогащение словаря всех частей речи. Подбор антонимов, однокоренных слов. Образование относительных прилагательных.
2. Развитие грамматического строя речи:
2.1 Образование падежных форм существительных единственного и множественного числа.
2.2 Образование сложных слов
2.3 Образование глаголов при помощи приставок.
2.4 Согласование существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде, падеже и числе.
2.5 Употребление простых и сложных предлогов.
2.6 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.
2.7 Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе.
3. Развитие связной речи.
3.1 Составление описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).
3.2 Составление рассказа-сравнения по схеме.
3.3 Составление рассказа по плану.
3.4 Составление рассказов по сюжетной картине.
3.5 Пересказ рассказа, доступного по содержанию.
4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.
Мурманск
Активизация и обогащение словаря:
Мурманск, Кольский полуостров, Баренцево море, улицы, проспекты, театры, стадионы…
Обогащение словаря признаков: рыбный, портовый, дружелюбный, гостеприимный, многоэтажный.
Активизация и обогащение словаря наречий:
-многолюдно, шумно, тихо .
| Образование окончаний существительных в родительном падеже множественного числа:
-много улиц, домов, зданий, памятников;
Образование сложных слов: много людей - многолюдно …
Образование глаголов с помощью приставок: подошли, отошли, вышли…
Согласование существительных с прилагательными в роде, падеже и числе:
Много красивых, многоэтажных домов…
Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе: один памятник, два памятника…
Употребление простых и сложных предлогов:
Памятник на сопке, машина за памятником, выехала из-за памятника…
| . Составление рассказа по плану: • На каком полуострове ты живёшь? • Какие моря омывают полуостров? • В каком городе ты живёшь, и на какой улице? • Какие здания находятся на твоей улице? • За что ты любишь свою улицу?
| Формирование мелкой моторики: аппликация «Мой город»
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: «Что изменилось?» «Чего не стало?» по открыткам.
|
Осень
Активизация и обогащение предметного словаря:
Листопад, дождь, время года, осень, морось, ливень, урожай погода, листва. Заморозки
Активизация глагольного словаря: капать. Лить, моросить, дуть…
Обогащение и активизация словаря признаков: осенний. Затяжной, пасмурный, дождливый, спелый, опавший, цветной (желто-зелёный…)
Активизация и обогащение словаря наречий:
-дождливо, пасмурно, хмуро, ветрено .
|
Образование окончаний существительных в родительном падеже множественного числа:
-много листьев, грибов, ягод…;
Образование относительных прилагательных - день с ветром - ветреный день…
Образование глаголов с помощью приставок: птицы улетели, листья опали.
Согласование существительных с прилагательными в роде, падеже и числе:
Много красивых, разноцветных листьев …
Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе: один гриб, два гриба…
| . Составление рассказа- сравнения о всех периодах осени:
ранняя, поздняя, середина.
Заучивание стихотворений об осени и осенних явлениях
| Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания: «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Что перепутал художник?»
Развитие мелкой моторики: работа с трафаретами, раскрашивание осенних листочков.
|
Перелётные птицы
Активизация и обогащение предметного словаря: названия частей тела птиц.
Названия перелётных птиц: ласточка, скворец, жаворонок… стая
Активизация глагольного словаря: улетать , перелетать, возвращаться, собираться(в стаи), готовиться.
Обогащение и активизация словаря признаков: перелётные, жаркие (страны),
Активизация и обогащение словаря наречий:
-постепенно, дружно .
|
Образование окончаний существительных в родительном падеже множественного числа:
-много скворцов, ласточек, грачей…;
Образование глаголов с помощью приставок: птицы улетают, перелетают. Спорхнул, упорхнул…
Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе: один грач, два грача…
Образование притяжательных прилагательных : птичьи голоса…
Употребление предлогов: ласточка вылетела из гнезда, птенцы сидят в гнезде…
Образование сложных слов: плавают в воде - водоплавающие, у грача чёрные крылья - чернокрылый грач…
| . Составление рассказа- описания (загадки) о перелётных птицах по опорной схеме ,не называя птицу.
| Развитие слухового восприятия, внимания: «Кто как голос подаёт?»
Развитие мелкой моторики: работа с трафаретами, раскрашивание птиц.
Развитие логического мышления (загадки о птицах)
|
Овощи
Активизация и обогащение предметного словаря: огород, урожай, овощи…
Активизация глагольного словаря: собирать, мыть, чистить, резать, жарить, консервировать, готовить…
Обогащение и активизация словаря признаков: розовато-белый, антонимы : лук горький, а морковь сладкая.
Активизация словаря наречий:
-вкусно, полезно
|
Образование окончаний существительных в родительном падеже множественного числа:
-много огурцов, свёклы, моркови…;
Образование глаголов с помощью приставок: прополоть, переполоть, выполоть…
Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе: один баклажан, два баклажана…
Образование относительных прилагательных : морковный сок…
Употребление предлогов: вставить пропущенный предлог: свёкла лежала…столе…
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
Что делают? Что сделали? Собирают - собрали
| . Составление рассказа- описания (загадки) об овощах по плану: Что это? Какой он (цвет, форма, величина) Где растёт? Где можно купить? Что можно приготовить.
| Развитие зрительного восприятия «Что изменилось?»,
Развитие мелкой моторики: работа с трафаретами, раскрашивание овощей.
Развитие логического мышления (загадки об овощах)
|
Фрукты-ягоды
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|