Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ реализации основных направлений эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери.





Одним из основных и первых условий введения налога на недвижимостьявляется создание полной базы данных об объектах недвижимости (реестра недвижимости). Для формирования такой базы специалисты комитета по информатизации, используя новейшее программное обеспечение, разработали информационную систему управления недвижимостью города.

В городах Великом Новгороде и Твери были созданы реестры недвижимости для целей налогообложения, содержащие следующие сведения об объектах недвижимости: местоположение, физические характеристики, целевое назначение и фактическое использование, оценку рыночной стоимости, информация о правах, субъектах прав и льготах. При создании реестров была проведена идентификация объектов недвижимости, путем присвоения кадастровых номеров, основанных на кадастровом номере земельного участка. Легитимность информации реестра обеспечивается ответственностью Земельного комитета, БТИ, органов регистрации прав, других подразделений местных и государственных органов за поддержание в актуальном состоянии соответствующих подразделов реестра. В дополнение к объединению данных из архивов, были выполнены натурные обследования объектов нежилого назначения, обеспечившие полноту учета объектов, расположенных на территории городов.



В конце 1998 года решением Городской Думы г. Великого Новгорода реестр недвижимости для целей налогообложения был введен в действие, и это определило формальный срок начала эксперимента. В Твери завершить создание реестра до окончания срока действия закона не удалось, и это предопределило дальнейшее отставание города в части введения налога.

В реестре недвижимости г. Новгорода на 1.12.2006 г. учтено 240 000 объектов, которые в свою очередь классифицированы по 7 группам в зависимости от типа и назначения недвижимости, (таблица 2)


В г. Твери создан и поддерживается реестр объектов недвижимости, включающий в себя описание и оценку 229 000 объектов (земельных участков, зданий, строений, помещений, квартир), данные о правах на объекты недвижимости и субъектах этих прав (юридических и физических лицах).

Вторым и одним из наиболее сложных и значительных этаповв процессе подготовки введения налога на недвижимость является формирование налоговой базы и ее оценка. Учитывая, что в мировой практике применяется три основных подхода в оценке объектов недвижимости (метод сравнения продаж, затратный и доходный метод), работа велась и ведется в направлении выбора из них наиболее приемлемого, и чаще всего- метод сравнения продаж.



Третий аспект- кроме создания реестра и проведения массовой оценки объектов недвижимости в целях налогообложения был осуществлен анализ собранной информации и вариантный прогноз последствий введения налога как с точки зрения возможности изменения налогового бремени для различных категорий плательщиков, так и с позиций общей доходности (бюджетных поступлений).По мере уточнения данных реестра, результатов оценки и плановых доходов бюджетов от заменяемых налогов просчитывались различные варианты сочетаний ставок налога, базы, льгот. Существенными критериями, которые легли в основу подобного расчета, являлось соблюдение следующих условий:

- поступления в городской бюджет по новому налогу не должны быть ниже поступлений от
прежних налогов (платежей);

- обеспечение относительно плавного перехода от имущественных и земельных платежей к
новому налогу;

- ставка налога не должна быть слишком высокой. В итоге величина налоговой ставки была
принята на уровне 2% по нежилым объектам и 0,5% - по жилым.

Далее, исходя из принятых условий, были сделаны экономические расчеты,результаты которых показали, что в случае введения налога на недвижимость по всем категориям налогоплательщиков одновременно, городской бюджет недополучит значительную часть доходов. По действующей системе поступления от имущественных налогов и платежей за землю в бюджете города ежегодно составляли от 15 % до 24 %, тогда как с введением нового механизма они бы значительно сократились. Так как дополнительных источников, способных компенсировать выпадающие доходы найти не представлялось возможности, было предусмотрено поэтапное введение налога. (Рисунок 1)



Таким образом, начиная с 1 января 2000 года, началась апробация концепции - практическая реализация реформы имущественных налогов.

Характеристика основных планируемых этапов проведения эксперимента

В г. Великий Новгород - налог введен с 1 января 2000 года, для предприятий-полных собственников недвижимости. В 2000 год налог действовал для 10 плательщиков, в 2001г.- 14, в 2002г.-22, на 01.12.2003- 40. По итогам 2000 года плановые потери, понесенные бюджетом при переходе к налогу на недвижимость от замещаемых налогов, полностью компенсировались по соответствующим плательщикам приростом налога на прибыль организаций

В 2002 г. потерь не планировалось, но с увеличением (в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2001 года № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога») налога на землю в 2 раза, налог на недвижимость стал меньше земельного налога. Плановые потери в 2002 и 2003 г.г. на


предприятиях - участниках эксперимента, были перекрыты ростом поступлений от налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, а также за счет выкупной цены за земельные участки, которые приобретали в собственность организации города.

В целом же анализ величины фактических платежей по налогу на недвижимость и платежей на землю и имущество, рассчитанных по системе налогообложения, применявшейся до начала эксперимента, говорит о совокупном снижении налоговой нагрузки для плательщиков, и, следовательно, выпадающих доходов бюджета в размере 45%.

Выводы:

В целом, на примере полученного опыта проработаны вопросы создания объединенного реестра недвижимости в пределах муниципального образования - города. Создание реестра и объединение информации об объектах, правах и субъектах - правообладателях дает, безусловно, позитивные результаты для расширения налоговой базы, обеспечения полноты охвата и социальной справедливости налогообложения, а также повышения эффективности управления недвижимостью, сокращения теневых потоков, уклонения от налогов и улучшения возможностей контроля за уплатой налогов. Так, за счет расширения налоговой базы, период полной окупаемости расходов на создание реестра может быть сокращен до 6 месяцев, так что дальше налог будет давать "чистую прибыль". Однако следует отметить, что чисто фискальные цели на начальном этапе эксперимента интересуют муниципальные образования значительно меньше, чем регулирующие.

Последствия перехода к налогу на недвижимость для различных субъектов для города:

- стимулируется увеличение оборота рынка, в том числе земельных участков, растет спрос
и постепенно повышается рыночная стоимость недвижимости города;

- информационная база реестра недвижимости позволяет эффективно управлять развитием
территории;

- по мере развития рынка и вовлечения недвижимости в экономический оборот увеличивается налоговая база - как по недвижимости, так и за счет активизации деятельности, что создает предпосылки для роста поступлений в городской бюджет на основе справедливого распределения налогового бремени;

- улучшается инвестиционная привлекательность развития территории и модернизация
основных фондов.

для организаций- стабильная ставка налога на недвижимость обеспечивает предсказуемость, что позволяет планировать свои расходы, проводить техническое перевооружение, создавать единые объекты путем выкупа земельных участков, а также упрощает работу отделов бухгалтерского учета и отчетности.

для налоговой инспекции- важное значение имеет прежде всего создание простой системы администрирования налога на недвижимость. По объекту недвижимости ведется одна карточка, начисление производится на один лицевой счет, направляется одно налоговое уведомление.

На третьем этапе планировалось проработать включение в эксперимент других категорий налогоплательщиков: физических лиц-собственников недвижимости как жилого, так и нежилого назначения, а также- организации, обладающие одновременно правом собственности на находящиеся на территории города объекты недвижимости, а также правами аренды на земельные участки.

Основной же экономический эффект от введения налога на недвижимость предполагается получить в долгосрочной перспективе. Эффективным фискальным инструментом налог на недвижимость становится по мере расширения класса собственников и роста их экономической активности, по мере развития рынка недвижимости на основе легализации теневых взаимодействий и финансовых потоков, а также обеспечения прозрачности и стабильности правил и действий власти.


Таким образом, на настоящий момент, в полном объеме эксперимент так и не был осуществлен, однако он показал, что целесообразность перехода к налогу на недвижимость должна оцениваться индивидуально в каждом конкретном случае, а решение о переходе должно приниматься на местном уровне.

На сегодняшний день в стадии обсуждения находится проект главы «Налог на недвижимость», принятие которой возможно только при выполнении всех условий для введения налога на территории РФ. Первым шагом стало принятие и введение в действие закона о «Едином кадастре недвижимости», но в связи с тем, что повсеместно и сразу эту работу провести невозможно проводится эксперимент по переоценке объектов недвижимости исходя из кадастровой стоимости и реализуются переходные положения закона «О едином кадастре недвижимости». В связи с этим. переход к новому налогу с учетом результатов эксперимента и создания условий для его внедрения откладывается до 2009-2010 года.

Таким образом, можно констатировать, что одна из основных целей эксперимента по налогообложению недвижимости юридических лиц в Великом Новгороде - стимулирование производства путем снижения налогового бремени предприятий - была достигнута. Тем самым, наблюдается приоритет регулирующей функции, а, следовательно, реализации интересов налогоплательщика.

САМОСТОЯТЕЛЬНО:

Доклад: Местный налог на недвижимость: необходимость и перспективы его введения

Решение Новгородской Думы «Об утверждении отчета о результатах введения налога на недвижимость» №267 от 03.03.06 (анализ документа)


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.