Классификация приемов фискально-правовой техники
Методология изучения налогового права
1.1. Исторический метод – историко-правовой – появление налога как инструмента, посредством которого парламент санкционирует изъятие денежных средств из частной собственности лиц - налогоплательщиков, которым принадлежат частные денежные фонды, для формирования публичных денежных фондов – бюджетов за счет перечисления в них указанных денежных средств. Поэтому единственной правовой формой установления налога является закон как акт парламента, право собственности первично, охраняется государством и может быть ограничено только законом как актом парламента путем определения в нем всех существенных элементов налогового обязательства. Какие-либо иные исторические формы обязательных платежей, существовавшие до парламентаризма, неприемлемы.
1.2. Сравнительный метод – сравнительно-правовой – 4 базовых модели системы налогов в мире в зависимости от ролей различных видов налогов в бюджетных доходах:
Англосаксонская модель, в которой превалируют прямые налоги;
Евроконтинентальная модель, в которой превалируют социальные налоги и значительное место занимают косвенные налоги (НДС – европейское изобретение: Франция – родина НДС, далее он распространился по всей Европе (6 директива ЕС по НДС, которая была взята за основу при подготовке проекта главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость»);
Латиноамериканская модель, в которой превалируют косвенные налоги, так как их юридическая конструкция позволяет защитить бюджет от инфляции;
Российская модель, в которой превалируют природноресурсные налоги, но ситуация будет изменяться из-за тенденции к снижению природноресурсной ренты.
Смешанная модель предусматривает диверсифицированную структуру налоговых доходов, чтобы избежать зависимости бюджета от отдельного вида либо группы доходов.
1.3. Социологический метод предусматривает необходимость обеспечения баланса публичных и частных интересов в налоговом праве при сбалансированности бюджета, устойчивом и прогрессивном социально-экономическом развитии.
Понятие налоговой политики государства и приемы реализации в праве налоговой политики государства
Налоговая политика – выработка и реализации официальной позиции государства по следующим основным вопросам: 1) какую долю национального дохода можно извлекать с помощью бюджетных поступлений вообще и, в частности, в помощью налогов; 2) как эта сумма должна распределяться между социальными группами и между отраслями экономики; 3) как эта сумма должна распределяться между отдельными налогоплательщиками.
3 элемента приемов реализации в праве налоговой политики государства:
- правовое регулирование налогообложения, направленное на развитие производительных сил в рост промышленного производства, экономическое развитие в прирост ВВП;
- приоритеты в выборе субъектов и объектов налогообложения;
- учет индивидуальной способности к уплате налога.
Экономическая (объективная) предпосылка налоговой политики:
Кривая Лаффера;
Политическая (субъективная) предпосылка налоговой политики:
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию
и Основные направления налоговой политики Правительства РФ.
Тенденции налоговой политики современной России:
Временное снижение ставок и количества налогов при фактической открытости и тенденции к расширению системы обязательных платежей; которые должны быть названы налогами и учтены в системе налогов. Причина – сокращение спроса на природные ресурсы и тенденция к снижению природоресурсной ренты.
Неопределенность и карательность сохраняется.
Бремя доказывания в налоговых спорах переносится с налогового органа на налогоплательщика.
Защита прав налогоплательщиков перенесена из судебной системы в систему налоговых органов. С одной стороны, по существу спора судебная практика складывается, главным образом, не в интересах налогоплательщиков, так как позитивные тенденции в судебной практике учитываются налоговыми органами при урегулировании спора в системе налоговых органов. С другой стороны, закрепилась позитивная тенденция удовлетворения заявленных требований о возмещении расходов на восстановление нарушенных прав в суде в размере, приближенном к фактическим затратам на ведение дела в суде.
Ценностные начала налогового права
3.Ценностные начала налогового права и правовые пределы налоговой политики государства в конституционных принципах налогообложения и сборов – правовых позициях конституционного суда по вопросам налогообложения и сборов с учетом их универсального значения:
- принципы, обеспечивающие реализацию основ конституционного строя - государственного и общественного устройства: публичной цели, приоритета финансовой цели в налогообложении, ограничения специализации налогов, установления их только законом, ограничения форм, специальная процедура налогового законотворчества, единства налоговой системы с разграничением налоговых полномочий между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями;
- принципы, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина: всеобщность, соразмерность, юридическое и фактическое равенство налогообложения.
Понятие фискально-правовой техники
Фискальная техника – это экономическое понятие - система приемов налогообложения;
Фискально-правовая техника – это правовое понятие – система приемов правового регулирования налоговых отношений.
С учетом того, что
налог – это обязательное и принудительное индивидуально-безвозмездное изъятие имущества в денежной форме (денежных средств), принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, т.е. изъятие собственности налогоплательщика,
фискально-правовая техника – это система приемов такого изъятия, которые регулируются налоговым правом и определяются в налоговом законодательстве.
Фискально-правовая техника – это методы определения элементов юридического состава налога и налогового контроля за их реализацией в налоговом правоотношении с применением обеспечивающих такую реализацию мер принуждения либо иных способов обеспечения исполнения налоговых обязательств.
Фискально-правовая техника является цивилизационной и культурной ценностью, искусством налогообложения, предполагающим определенность, исключающую двусмысленность либо иную множественность смыслов, правовых конструкций, которые аналогичны правовым конструкциям гражданского права. В отличие от гражданского права, в котором имущественные отношения являются индивидуально-возмездными и добровольными, т.к. основаны на равноправии их субъектов, в налоговом праве имущественные отношения таковыми не являются, так как налог - индивидуально- безвозмездный и принудительный платеж, в то время как источники налоговых изъятий, т.е. объекты налогообложения, центральное место среди которых отводится доходу, и источники информации о них, находятся у налогоплательщиков (в их руках). Такая ситуация порождает 2 проблемы:
· проблему справедливости и экономического основания налога для целей общественного благосостояния и экономического развития;
· проблему правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налога для целей бюджетной обеспеченности.
Приемы фискально-правовой техники используются для решения указанных проблем.
Правовые пределы фискально-правовой техники:
1. Применение приемов фискально-правовой техники не должно ограничивать гражданский оборот и свободу предпринимательской деятельности;
2. Приемы фискальной техники должны быть адекватны целям правового регулирования.
Классификация приемов фискально-правовой техники
2 группы приемов фискально-правовой техники:
1. Юридические приемы конструкции (элементов юридического состава) налогов;
2. Юридические приемы налогового контроля и принуждения в налоговой сфере.
3.Характеристика отдельных приемов фискально-правовой техники (в частности, презумпции и фикции в налоговом праве)
1. Юридические приемы конструкции (элементов юридического состава) налогов:
1) Разделение налогоплательщика и иного лица, включенного в правовой механизм уплаты налога с учетом конструкции элементов юридического состава налога (налогоплательщик - носитель налогов в косвенных налогах; налогоплательщик – налоговый агент для удержания налога у источника выплаты при расчетах с физическими лицами и с иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах, при выплате дивидендов российским юридическим лицам (есть в действующем налоговом законодательстве, но есть и проблемы с разделением в правоприменительной и судебной практике);
2) Налогообложение по внешним признакам (налог на игорный бизнес, ЕНВД в действующем налоговом законодательстве, но проявляется тенденция к отходу от этого приема);
3) Солидарное налогообложение (оффшоры, холдинги, акцизы при совместной деятельности, консолидированная группа налогоплательщиков в действующем налоговом законодательстве);
4) Отбрасывание оболочки юридического лица (налогообложение фактического бенефициара в соглашениях об избежании двойного налогообложения, взыскание налогов с основных (преобладающих, участвующих) компаний по задолженности зависимых (дочерних) компаний и наоборот в п. 2 ч. 2 ст. 45 НК РФ);
5) Договорные формы налогообложения (СРП, инвестиционный налоговый кредит в действующем налоговом законодательстве).
2. Юридические приемы налогового контроля и принуждения в налоговой сфере:
1) Контроль доходов по расходам (в действующем налоговом законодательстве отсутствует, однако попытка его использования в отношении крупных покупок физических лиц была предпринята в ст.ст. 86.1 – 86.3 НК РФ, которые отменены);
2) Получение информации от третьих лиц (нотариусов, регистрирующих и лицензирующих органов (ст. 85 НК РФ), банков (ст. 86 НК РФ));
3) Определение налогового обязательства на основании данных аналогичных налогоплательщиков (п. 7 ч. 1 ст. 31 НК РФ);
4) Возможность расчета налога на основании рыночных цен (правила трансфертного ценообразования в НК РФ);
5) Право на выкуп казной имущества при занижении суммы налога в налоговой декларации по стоимости товара, указанной в налоговой декларации (в действующем налоговом законодательстве отсутствует);
6) Специальный документ налогового учета (счет-фактура с введением контрагента, заинтересованного в его получении в ст. 169 НК РФ);
7) Определение результатов предпринимательской деятельности по затратам на ее ведение (например, при производстве неучтенной произведенной продукции по расходу электроэнергии, может быть использован при применении расчетного метода (п. 7 ч. 1 ст. 31 НК РФ));
8) Технические приемы (ККМ, электронные счета-фактуры, электронная отчетность).
Универсальные приемы, относящиеся к 2 группам юридических приемов фискально-правовой техники одновременно:
Использование юридических презумпций - прямо или косвенно закрепленных в законодательстве обязательных суждений, имеющих вероятностную природу, о наличии или отсутствии нормативных или фактических оснований для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей, направленных на достижение целей правового регулирования – опровержимые и неопровержимые (обложение гражданско-правовых санкций по договору НДС как выплат, связанных с реализацией) и фикций - заведомо ложных положений, которые объявляются истинными для достижения целей правового регулирования (бывшие граждане США признаются налоговыми резидентами США в течение 10 лет со дня утраты ими гражданства США).
Презумпции добросовестности как способ решения проблемы злоупотребления правом в налоговых правоотношениях (во Франции закреплен общий принцип, в Великобритании - специальные правила, в Германии - общее правило: налоговая обязанность не может быть отклонена или уменьшена злоупотреблением формами института гражданского права, в России в законодательстве закрепляются специальные правила, а на практике применяются критерии обоснованности налоговой выгоды), невиновности, знания законодательства (определенность путем толкования, вступление в силу после обнародования, выполнение письменных разъяснений уполномоченных органов как основание для неприменения санкций за нарушения налогового законодательства), законности нормативного и индивидуального правового акта принятого компетентным органом с соблюдением установленного порядка его принятия и вступления в силу, облагаемости с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога при установлении и определении элементов юридического состава налога.
Фикции ограничены и должны быть прямо предусмотрены законодательством в исключительных случаях.
Презумпция добросовестности налогоплательщика (Постановление КС РФ от 12.10.1998 № 24-П, Определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О) как обоснованности его налоговой выгоды (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53) превалирует в настоящее время.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|