ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Минск 2010
О. Н. Костроминова, Г.Н. Крот
Данная брошюра представляет собой систематизированный свод льгот и гарантий для семей воспитывающих детей-инвалидов.
В основу брошюры легло более 40 нормативных правовых актов Республики Беларусь. Прочитав эту брошюру, Вы сможете ознакомиться с гарантиями и льготами для семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также для самих детей-инвалидов в социальной, жилищной, налоговой сферах, льготами в сфере образования и прочими правовыми гарантиями.
Адресуется семьям, воспитывающим детей и детей-инвалидов, специалистам по социальной работе, юристам и всем тем, кто занимается проблемами детей-инвалидов.
Минск, 2010
Введение
Знание своих прав и отстаивание законных интересов в самых различных сферах жизни является одним из проблемных вопросов для семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Настоящая брошюра имеет своей целью донести до семей, воспитывающих детей-инвалидов информацию об основных гарантиях, которые закреплены в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Охватить все имеющее правовое поле, относительно прававых гарантий для семей, воспитывающих детей-инвалида невозможно. Мы попытались лишь эскизно обозначить указанные гарантии в тех областях общественной жизни, где приходиться решать проблемы наиболее часто: медицинское обслуживание, жилье, образование, трудовые гарантии, налоги.
Более 40 нормативно-правовых актов Республики Беларусь легло в основу данной брошюры. Если Вы захотите ознакомиться с полным содержанием любого из указанных нормативных правовых актов, Вы всегда можете найти данные акты по поиску на сайте www.pravo.by. Если же у Вас нет доступа в Интернет, Вы всегда можете обратиться в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения» Вашем городе в отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования. Данное отделение осуществляет:
- консультирование граждан по вопросам оказания социальной помощи и социального обслуживания;
- содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов по труду, занятости и социальной защите.
После каждого раздела мы обозначили круг вопросов, по которым Вы можете обратиться в предложенные государственные органы. Если же Ваш вопрос не может быть разрешен на местном уровне, обращайтесь с письменным запросом в вышестоящую организацию или позвоните по телефонам горячей линии (номера указаны в конце каждого раздела). Вы всегда оставляете за собой право обратиться в суд.
Весь материал брошюры соответствует белорусскому законодательству, действующему по состоянию на 1 мая 2010 г.
О.Н. Костроминова,
юрисконсульт ОО «БелАПДИиМИ»
Г.Н. Крот,
юрист ОО «БелАПДИиМИ»
Ранняя помощь семьям, воспитывающим ребенка-инвалида
Преодолеем проблемы раньше, чем они помешают счастью нашего ребенка
В вашей семье родился ребенок.
Может быть, ему всего несколько месяцев, а вас уже беспокоят многие вопросы, на которые вы пытаетесь найти ответы.
Правильно ли он развивается? Почему малыш еще не научился тому, что умеют его сверстники? Хорошо ли он слышит и видит? Как лучше с ним обращаться?
Чем раньше вы, родители, поймете, как развивается ваш; чем раньше вы начнете помогать ему, если он испытывает трудности, - тем легче ему будет преодолеть их.
Каждый ребенок имеет право на развитие. И каждый без исключения ребенок имеет потенциал развития. Чудеса случаются. В первые годы жизни дети могут научиться очень многому. И даже большему, чем вам кажется…
Специалисты, врачи, педагоги и психологи всего мира пришли к выводу: чем раньше начать правильно и квалифицированно заниматься с ребенком – тем быстрее можно уменьшить последствия ограничений в его развитии.
Что такое «раннее вмешательство»?
Такой термин используется во всем мире для названия комплексной помощи малышам, начиная с первых месяцев их жизни. Ранняя диагностика нарушений у детей и проведение им своевременных коррекционных мероприятий способствуют улучшению состояния, а, следовательно, и качества их жизни. Современные программы раннего вмешательства направлены на помощь детям первых трех лет жизни с отставанием или угрозой отставания в физическом и психическом развитии и дают хороший профилактический эффект. В Республике Беларусь для этих целей создаются педиатрические отделения раннего вмешательства. Отделение является структурным подразделением, создаваемым в детских городских поликлиниках с целью внедрения принципов и политики раннего вмешательства, а также и квалифицированной специализированной амбулаторно-поликлинической помощи детям.
Кто работает в педиатрических отделениях раннего вмешательства?
Отделение обычно формируется главным врачом поликлиники из числа штатных врачей и среднего медицинского персонала и работает по плану и графику, утвержденным в установленном порядке главным врачом поликлиники, в составе которой оно организовано. Отделение должно быть оснащено оборудованием согласно перечню оборудования для педиатрических отделений раннего вмешательства
В отделениях и центрах раннего вмешательства дети находятся под наблюдением врачей-реабилитологов и врачей-невропатологов, специалистов в области физической терапии и педиатрии, специалистов по ранней коммуникации, а также в работу с малышами вовлечены врачи-психологи (психологи) и учителя-дефектологи (логопеды).
Какие услуги оказываются в отделениях и центрах раннего вмешательства?
Специалисты по раннему вмешательству определяют, как малыш развивается, на какой ступеньке развития он находится – проводят диагностику:
- уже в первые месяцы жизни ребенка специалисты определяют, насколько хорошо он видит и слышит;
- если в развитии ребенка выявились нарушения, особенности, специалисты проводят с ним индивидуальные или групповые развивающие занятия. А также ему назначается лечение;
- родители могут проконсультироваться и пройти обучение у врачей и психологов по вопросам воспитания, приемам занятий и обучения детей раннего возраста (в том числе общению и взаимодействию), по вопросам обеспечения междисциплинарной командой комплекса услуг, связанных с коррекцией обнаруженных нарушений.
Врачебный персонал поликлиники информирует семью о возможностях отделения и направляет детей, родители которых изъявили желание провести своему ребенку компьютерную диагностику развития.
Направлению в отделение подлежат:
- дети с выявленными нарушениями развития;
- дети из групп риска по развитию патологии;
- первичный прием осуществляется с предоставлением ф-112.
Информация, полученная при тестировании детей в отделении, и ее оценка используются поликлиникой в лечебном и реабилитационном процессах.
Процедура оценки уровня психического развития с помощью КУД(R) и СДУ(R) шкал является платной услугой, заказчиком которой считается семья.
В ходе коррекционной работы с ребенком анкетирование и оценка развития ребенка по СДУ(R) и КУД(R) шкалам повторяется через 3 и 6 месяцев с целью оценки динамики развития ребенка.
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, обеспечение условий для получения образования на всех уровнях основного образования, а также дополнительного образования (ст.31 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII (ред. от 10.11.2008) «О правах ребенка»).
Согласно положениям Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII (ред. от 17.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» для детей-инвалидов создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, то есть формируются интегрированные группы. Дети-инвалиды, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, направляются в специальные дошкольные учреждения с согласия их законных представителей на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
В случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных учреждениях и учебных заведениях, то по желанию родителей воспитание и обучение их производится на дому. Соответствующие учебно-воспитательные учреждения оказывают помощь родителям в обучении детей-инвалидов на дому.
Органы образования, другие государственные органы обязаны обеспечивать доступность внешкольного воспитания детям-инвалидам, создавая для этого необходимые условия.
Среднее, среднее специальное и высшее образование инвалидов осуществляется в учебных заведениях общего типа, а при необходимости – в специальных учебных заведениях.
Учебные занятия организуются также для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях.
Инвалиды, в случае положительной сдачи вступительных экзаменов при прочих равных условиях, имеют преимущественное право на зачисление в высшие и средние специальные учебные заведения.
Лица с особенностями психофизического развития имеют право на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения. Для этих детей допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|