Сделай Сам Свою Работу на 5

Образцы заданий к карточкам-символам





1. Предлоги (рис. 33)

Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?

Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».

Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится. Обратите внимание: ребёнок должен не показывать, а объяснять, кто где находится.

 


2. Чего сколько? (рис. 34)

Многие дети не могут правильно соединить существительное с числительным и говорят, например: «5 яблока, 2 груш» и т. п.

Считать имеет смысл до пяти, так как в русском языке окончания изменяются обычно при сочетании с числами 1, 2 и 5. Считаем всё (всех), что (кто) поддаётся счёту.

Когда ребёнок будет безошибочно соединять существительные с числительными, добавьте прилагательные: 1 красное яблоко, 2 красных яблока, 5 красных яблок и т. д.



 

3. Скажи наоборот (рис. 35)

Далеко не каждый ребёнок легко подберёт «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно прежде всего для сравнения, т. е. развития мышления.

Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи

Взрослый бросает ребёнку мяч, называя какое-либо слово. Ребёнок ловит мяч и, придумав слово-антоним, бросает мяч обратно, называя своё «слово наоборот». Существительные: смех — ..., лето — ..., день — ... и т. п.

Глаголы: пришёл — ..., нырнул — ..., влетел — ... и т. п.

Прилагательные: широкий — ..., маленький — ..., богатый — ... и т. п.

Наречия: далеко — ..., высоко — ..., глубоко — ... и т. п.

 

 

4. Общие слова (рис. 36)

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты..., рыб..., мебель..., птиц...

2. Назови одним словом:

 

туфли, ботинки, сапоги — это...

молоток, пила, топор — это...



сосна, берёза, клён — это...

 

 

5. Кто что делает? (рис. 37)

Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки.

Учим подбирать слова-действия: «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниёт...); «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает...); «Что делают врач, шофёр?..» (при изучении профессий).


6. Цветные предложения (рис. 38)

К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

 

 

7. Один много (рис. 39)

В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.

Взрослый бросает ребёнку мяч, называя слово, а ребёнок ловит и бросает обратно, называя это слово во множественном числе: стол — столы, стул — стулья, пень — пни, дом — дома.

 

 

8. Большой — маленький (рис. 40)

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадушка.



 

 

9. Слово на заданный звук (рис. 41)

Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.

Придумывание слов на заданный звук: сначала — любых слов на какой-либо звук, а потом — по изучаемой лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас...).

 

 


10. Исправь ошибку (рис. 42)

Упражнения по определению взаимоотношений действующих лиц. Обращается внимание на окончания и предлоги, которые оформляют смысл высказывания. Примеры предложений: «Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване», «Окно смотрит в мальчика» и т. п. Ребёнок должен понять, что хотели сказать, и исправить ошибку, пользуясь только словами из предложения. Можно менять их место, окончания, но не сами слова.

 

11. Третий лишний (рис. 43)

Назвать, чтб лишнее, и объяснить почему.

Ребёнок не только должен сказать, что лишнее, но и обязательно объяснить почему. Ваша задача — понять, верно ли ребёнок выделил лишнее. Часто дети выделяют лишнее по внешнему, незначительному признаку (например, «эти мне нравятся, а этот — нет; эти — красивые, а этот — нет; это у меня есть, а этого — нет» и т. п.). В таких случаях наводящими вопросами подтолкните ребёнка к пониманию сути — признаков, по которым нужно объединять. Например:

автобус — остановка — троллейбус;

сосна — ёлка — шишка;

ваза — роза — нарцисс;

карандаш — бумага — фломастер;

суп — тарелка — ложка;

мама — соседка — папа;

яблоко — яйцо — груша.

 

 

 

12. Придумай словечко (рис. 44)

Придумать слова, относящиеся ко времени года (зима — снег, мороз, лёд, стужа, метель, изморозь...; осень — листопад, лужи, грязь, урожай, линька, заготовки... и т. д.). Затем с этими словами можно придумывать предложения.

 

СТИХИ-НЕБЫЛИЦЫ

Стихи-небылицы заставляют сосредоточить внимание на содержании стихотворения, а не механически повторять, как это часто бывает; учат думать, рассуждать, т. е. стимулируют переход к логическому мышлению.

Прочитайте ребёнку стишок-небылицу. Если ребёнок не удивляется, не даёт никаких объяснений, если стих его не забавляет, то спросите: «Бывает так?», «Как ты думаешь, смешно ли это?», «Почему?».

Овощи Фрукты

Слушай сказку, не скучай Чтоб побольше было силы,

Да ошибки примечай. Ира мёду попросила.

Любит овощи внучок: Угостила мама дочку

Грушу, яблоко, лучок, Ложкой кислого медочку,

И морковку, и лимон, — Сладкого лимона сверху положила.

С овощами дружит он. Разве эта мама вас не удивила?

Осень Весна

Две подружки ходят в сад. Дети гуляли,

Что-то делают не так: Стихи сочиняли:

Если дождик на дворе, «Листопад, листопад —

Зонтик прячут поскорей. Хлопья снежные летят».

Хитро смотрит старый пёс. «Прилетели птицы с юга,

У него в глазах вопрос: Значит, скоро будет вьюга»,—

«Листья плавают по лужам. Думал старый воробей.

На дворе, наверно, стужа?» Ну а ты его умней?

 

Зима

Санки вытащила Света —

На дворе, наверно, лето?

Или осень? Или снег?

Поскорее дай ответ.

 

Мы у мамы шубы просим —

Значит, к нам вернулась осень.

Будем в шубах мы гулять

И грибочки собирать.

 

Я нарву букет ромашек

И венок сплету сама.

Полюбуйся на ромашки,

Наша зимушка-зима.

 

Дикие животные

Если спит медведь в берлоге — У зелёной у лисы

Значит, лето на пороге. Хвост невиданной красы.

Отвечай-ка, правда ль это? И в каком это лесу

Разве спят в берлоге летом? Отыскать лису-красу?

Нам Незнайка рассказал, Баба Маша сон видала,

Но, наверное, приврал: Утром детям рассказала:

«Долго гладил Саша волка, «Заяц съел большого волка,

Потому что волк в иголках». Доедает кость под ёлкой».

«Утром солнышко встаёт, Рыбка песенки поёт», — Рассказал один рыбак. А бывает разве так?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.