Образцы заданий к карточкам-символам
1. Предлоги (рис. 33)
Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?
Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».
Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится. Обратите внимание: ребёнок должен не показывать, а объяснять, кто где находится.
2. Чего сколько? (рис. 34)
Многие дети не могут правильно соединить существительное с числительным и говорят, например: «5 яблока, 2 груш» и т. п.
Считать имеет смысл до пяти, так как в русском языке окончания изменяются обычно при сочетании с числами 1, 2 и 5. Считаем всё (всех), что (кто) поддаётся счёту.
Когда ребёнок будет безошибочно соединять существительные с числительными, добавьте прилагательные: 1 красное яблоко, 2 красных яблока, 5 красных яблок и т. д.
3. Скажи наоборот (рис. 35)
Далеко не каждый ребёнок легко подберёт «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно прежде всего для сравнения, т. е. развития мышления.
Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи
Взрослый бросает ребёнку мяч, называя какое-либо слово. Ребёнок ловит мяч и, придумав слово-антоним, бросает мяч обратно, называя своё «слово наоборот». Существительные: смех — ..., лето — ..., день — ... и т. п.
Глаголы: пришёл — ..., нырнул — ..., влетел — ... и т. п.
Прилагательные: широкий — ..., маленький — ..., богатый — ... и т. п.
Наречия: далеко — ..., высоко — ..., глубоко — ... и т. п.
4. Общие слова (рис. 36)
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты..., рыб..., мебель..., птиц...
2. Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это...
молоток, пила, топор — это...
сосна, берёза, клён — это...
5. Кто что делает? (рис. 37)
Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки.
Учим подбирать слова-действия: «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниёт...); «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает...); «Что делают врач, шофёр?..» (при изучении профессий).
6. Цветные предложения (рис. 38)
К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.
7. Один — много (рис. 39)
В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.
Взрослый бросает ребёнку мяч, называя слово, а ребёнок ловит и бросает обратно, называя это слово во множественном числе: стол — столы, стул — стулья, пень — пни, дом — дома.
8. Большой — маленький (рис. 40)
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадушка.
9. Слово на заданный звук (рис. 41)
Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.
Придумывание слов на заданный звук: сначала — любых слов на какой-либо звук, а потом — по изучаемой лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас...).
10. Исправь ошибку (рис. 42)
Упражнения по определению взаимоотношений действующих лиц. Обращается внимание на окончания и предлоги, которые оформляют смысл высказывания. Примеры предложений: «Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване», «Окно смотрит в мальчика» и т. п. Ребёнок должен понять, что хотели сказать, и исправить ошибку, пользуясь только словами из предложения. Можно менять их место, окончания, но не сами слова.
11. Третий лишний (рис. 43)
Назвать, чтб лишнее, и объяснить почему.
Ребёнок не только должен сказать, что лишнее, но и обязательно объяснить почему. Ваша задача — понять, верно ли ребёнок выделил лишнее. Часто дети выделяют лишнее по внешнему, незначительному признаку (например, «эти мне нравятся, а этот — нет; эти — красивые, а этот — нет; это у меня есть, а этого — нет» и т. п.). В таких случаях наводящими вопросами подтолкните ребёнка к пониманию сути — признаков, по которым нужно объединять. Например:
автобус — остановка — троллейбус;
сосна — ёлка — шишка;
ваза — роза — нарцисс;
карандаш — бумага — фломастер;
суп — тарелка — ложка;
мама — соседка — папа;
яблоко — яйцо — груша.
12. Придумай словечко (рис. 44)
Придумать слова, относящиеся ко времени года (зима — снег, мороз, лёд, стужа, метель, изморозь...; осень — листопад, лужи, грязь, урожай, линька, заготовки... и т. д.). Затем с этими словами можно придумывать предложения.
СТИХИ-НЕБЫЛИЦЫ
Стихи-небылицы заставляют сосредоточить внимание на содержании стихотворения, а не механически повторять, как это часто бывает; учат думать, рассуждать, т. е. стимулируют переход к логическому мышлению.
Прочитайте ребёнку стишок-небылицу. Если ребёнок не удивляется, не даёт никаких объяснений, если стих его не забавляет, то спросите: «Бывает так?», «Как ты думаешь, смешно ли это?», «Почему?».
Овощи Фрукты
Слушай сказку, не скучай Чтоб побольше было силы,
Да ошибки примечай. Ира мёду попросила.
Любит овощи внучок: Угостила мама дочку
Грушу, яблоко, лучок, Ложкой кислого медочку,
И морковку, и лимон, — Сладкого лимона сверху положила.
С овощами дружит он. Разве эта мама вас не удивила?
Осень Весна
Две подружки ходят в сад. Дети гуляли,
Что-то делают не так: Стихи сочиняли:
Если дождик на дворе, «Листопад, листопад —
Зонтик прячут поскорей. Хлопья снежные летят».
Хитро смотрит старый пёс. «Прилетели птицы с юга,
У него в глазах вопрос: Значит, скоро будет вьюга»,—
«Листья плавают по лужам. Думал старый воробей.
На дворе, наверно, стужа?» Ну а ты его умней?
Зима
Санки вытащила Света —
На дворе, наверно, лето?
Или осень? Или снег?
Поскорее дай ответ.
Мы у мамы шубы просим —
Значит, к нам вернулась осень.
Будем в шубах мы гулять
И грибочки собирать.
Я нарву букет ромашек
И венок сплету сама.
Полюбуйся на ромашки,
Наша зимушка-зима.
Дикие животные
Если спит медведь в берлоге — У зелёной у лисы
Значит, лето на пороге. Хвост невиданной красы.
Отвечай-ка, правда ль это? И в каком это лесу
Разве спят в берлоге летом? Отыскать лису-красу?
Нам Незнайка рассказал, Баба Маша сон видала,
Но, наверное, приврал: Утром детям рассказала:
«Долго гладил Саша волка, «Заяц съел большого волка,
Потому что волк в иголках». Доедает кость под ёлкой».
«Утром солнышко встаёт, Рыбка песенки поёт», — Рассказал один рыбак. А бывает разве так?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|